7класс. Биология.
Тема 3. Растения в природных сообществах
Урок I Растения и среда обитания. Экологические факторы.
Домашнее задание: новый учебник В.В.Пасечник «Биология, 5-6 класс» 2022 года – повторить параграф 5.
Старый (рабочий) учебник В.В.Пасечник «Биология. 7 класс» 2016 года – читать параграфы 62 и 63 то, что относится к царству Растения.
Тема. Растения и среда обитания. Экологические факторы.
Цель. Узнать, как влияют на растения условия неживой природы: свет, температура, влага, атмосферный воздух, а также условия живой природы: прямое и косвенное воздействие организмов на растения. Также рассмотреть приспособленность растений к среде обитания.
Организационный этап – 2 мин.
1.Уважаемые семиклассники, запишите в своих рабочих тетрадях число, слова «Классная работа» и тему нашего занятия:
Тема. Растения и среда обитания. Экологические факторы.
Постановка целей и задач урока-1 мин.
Наша задача на уроке сегодня – узнать, как влияют на растения условия неживой природы: свет, температура, влага, атмосферный воздух, а также условия живой природы: прямое и косвенное воздействие организмов на растения. Также рассмотреть приспособленность растений к среде обитания.
Мотивация учебной деятельности-1 мин.
Мы с вами уже очень много знаем о растениях. Но растения существуют не сами по себе, они связаны с окружающей их средой и с другими организмами. Как эти взаимосвязи отражаются на строении и функциях организма растений, мы с вами и будем изучать.
Актуализация опорных знаний – 2 мин.
2.Повторите материал предыдущего нашего занятия и вспомните, что в процессе эволюции растения осваивали разные среды обитания: возникли в водной среде и только после этого освоили среду наземно-воздушную. Вспомните, какие органы и приспособления у них для освоения суши должны были возникнуть.
Первичное усвоение новых знаний -20 мин.
3.Прочитайте в старом учебнике 7 класса параграфы 62, 63 – то, что относится к царству Растения. Дополнительно по ссылке можете просмотреть на протяжении 2 минут видео (оно адаптировано и для людей с особыми потребностями, но очень информативно):
https://www.youtube.com/watch?v=MpdVrKEwLgc
Аудиоверсию параграфов учебника можно прослушать тут:
Параграф 62: https://www.youtube.com/watch?v=gNoIZUh2Gpc
Параграф 63: https://www.youtube.com/watch?v=Eez6F4vpQcQ
Первичная проверка понимания – 6 мин.
4. Выполните в своих тетрадях следующие задания:
А). Запишите (можно в виде схемы), какие существуют среды обитания организмов (всего их четыре).
Б). Запишите определение, что собой представляют экологические факторы.
В). Составьте простейшую схему «Разновидности экологических факторов» с пояснением, что собой представляет каждая из групп факторов.
Первичное закрепление материала – 10 мин.
5.Используя материалы учебника и аудио-видео, начните выполнять в тетради следующие задания (используйте подзаголовки, пишите определения):
1) Воздействие абиотических факторов:
А). Перечислите светолюбивые и теневыносливые растения
Б). Кратко запишите примеры, как растения переносят холодные температуры и жаркий климат.
В). Найдите сведения, каким образом растения приспособились к низкой влажности.
2). Воздействие биотических факторов:
А).Хищничество-поедание животных. Подумайте, существуют ли растения-хищники?
Б). Конкуренция – соперничество. Приведите примеры растений, которые соперничают друг с другом.
В). Паразитизм – жизнь за счет другого организма. Приведите примеры растений-паразитов.
Г). Симбиоз – взаимовыгодное сожительство. Приведите примеры симбиоза среди растений (или симбиоза растений с другими организмами).
3).Воздействие антропогенного фактора
А). Приведите два примера негативного воздействия деятельности человека на растительный мир.
Б). Если сможете, приведите пример положительного воздействия человека на растительный мир.
Информация о домашнем задании – 1 мин.
6.В качестве домашнего задания закончите свой конспект.
Рефлексия, подведение итогов занятия – 2 мин.
7.Подумайте, почему при приобретении любых сортов культурных растений необходимо узнавать их районирование (рекомендации к посадке сорта в тех или иных климатических условиях)?