7 класс
Урок 27
Тема: «Народные движения в России в середине XVII века» Урок -практикум
Цели: – подвести учащихся к пониманию основных причин городских и казацких восстаний;
- показать связь между ухудшением положения и выступлениями народных масс;
- продолжить формирование умений анализировать исторические документы;
Учебные задачи:
Образовательные:
Сформировать представление о народных движениях XVII века.
Выявить причины, рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века;
Развивающие:
Развивать познавательные умения – умения доказывать, делать выводы;
Развивать мыслительные навыки – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
Воспитательные:
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: Карта «Народные восстания в России в 40 – 70-х годах XII века»; презентация «Бунташный век», мультимедийный проектор, компьютер
Ход урока:
- Каковы черты сходства и различия городских восстаний и движения Степана Разина?
В чём причины поражения восставших?
Почему народные выступления 17 века были обречены на поражение?
В царствование Алексея Михайловича (Тишайшего) страна сотрясалась от народных восстаний. Народные восстания запомнились и современникам, и потомкам. И этот, XVII век, многие историки называют "бунташным ". Сегодня на уроке мы узнаем, почему он имеет такое название, какие события происходили в XVII веке, какие причины и последствия они имели.
- Каковы были причины народных выступлений в конце XVI – начале XVII?
- Какие последствия они имели?
- Каковы новые черты народных выступлений в годы Смуты?
- Кто и почему становился участником народных выступлений?
- Как вы думаете, почему городские жители стали активно подниматься на борьбу?
Изучение новой темы:
План изучения:
1. Первая группа знакомится с экономическими, политическими и социальными причинами усиления социальной борьбы в середине XVII века.
Причины | Расшифровка |
Экономические | Усиление налогового бремени, разорение крестьянского хозяйства |
Политические | Ослабление царской власти, усиление приказной волокиты |
Социальные | Закрепощение крестьян (отмена Юрьева дня), попытки ограничения казачьей вольности |
2. Поводом послужило увеличение налога на соль в 1646 г. (боярин Б. Морозов). Так как соль была важнейшим продуктом потребления, её подорожание ударило по населению, и народ поднялся против власти. Повышение налога на соль не привело к наполнению казны, т.к. люди не могли купить соль по таким ценам. В конце 1647г. налог на соль отменили. Но народ уже нельзя было остановить. Народ пошёл за правдой к царю. Посыльные подали царю челобитную, но царь велел их наказать плетьми, некоторых арестовали. Повторные манифестации не принесли результата. К лету 1648 г. недовольство народа достигло своего пика и вылилось в стихийное восстание. Вооружённые палками горожане потребовали от царя Алексея Михайловича покарать плохих советников. На сторону восставших перешли стрельцы. Они были недовольны задержкой жалованья.
Прочитайте документ № 1и ответьте на вопросы:
– Каковы итоги Московского восстания 1648г.?
- Петра Траханиотова казнили, Бориса Морозова сослали в Кириллов монастырь, стрельцам выдали двойное жалованье.
- Почему наказали Петра Траханиотова и Бориса Морозова?
- Их обвинили в измене и поджоге Москвы.
4. С 1654 г. Россия была втянута в войну с Польшей и Швецией (1656-1658) и казна испытывала нехватку серебра. В этих условиях правительство проводит денежную реформу, введя в обращение медные деньги (боярин Ф. Ртищев). Пустить в оборот (чеканить) медные деньги одной формы и величины с серебряными и продавать по одной цене с ними. Поначалу реформа шла удачно, но с 1659г. серебро стало исчезать из обращения. Медные деньги обесценились, что привело к росту цен и обнищанию народа, к восстанию 1662г.
И вновь народ пошёл «за правдой» к царю. Царь призывал к спокойствию, а когда прибыли войска, началась расправа. Тем не менее, правительство было вынуждено прекратить чеканить медные деньги.
(Вторая группа заполняет сравнительную таблицу № 1).
Остальные заполняют таблицу в тетради.
Таблица № 1
| Городские восстания |
Соляной бунт | Медный бунт |
Даты и сроки | 1648 | 1662 |
Причины | Налоговая реформа | Денежная реформа |
Состав участников | Горожане, стрельцы | горожане |
Цели и требования | Отменить налог на соль | Отменить медные деньги |
Характер борьбы | стихийный | стихийный |
Результат выступления | Отменён налог на соль (1647г.), стрельцам выплачено повышенное жалованье | Прекращён выпуск медных денег |
(Слайд 7)
(Репродукция картины И.В. Сурикова «Степан Разин»).
- Почему народ сложил песню про Стеньку Разина?
Рассказ учителя о восстании Разина: причины, ход, итоги, значение.
(Слайд 9)
Проанализировать документы № 2- №5 (Приложение)
Заполните таблицу № 2. (Ответы представителей 3 группы, комментарии членов другой группы).
Таблица № 2
| Движение С. Разина |
Даты и сроки | 1667-1671 |
Причины | Закрепощение крестьян, рост повинностей |
Территория | Урал, Поволжье, Дон. |
Состав участников | Казаки, крестьяне, мордва, татары, чуваши, черемисы |
Цели и требования | Отмена крепостного права |
Отношение к власти | Царь–заступник. Дворяне, бояре -изменники и кровопийцы . |
Результат | Восстание подавлено. |
(Слайд 10)
Вопросы: - Почему казачья верхушка пошла на сговор с властями?
Покажите территории, охваченные восстанием, на карте «Народные восстания в России в 40 – 70-х годах XVII века»;
6. Сообщение ученика (опережающее задание). Мнение историков о восстании.
Примером перерастания религиозной борьбы в социальную является Соловецкое восстание 1668—1676 гг. Началось оно с того, что братия Соловецкого монастыря наотрез отказалась принять исправленные богослужебные книги. Правительство решило укротить непокорных монахов путем блокады монастыря и конфискации его земельных владений. Высокие толстые стены, богатые запасы продовольствия растянули осаду монастыря на несколько лет. В ряды восставших встали и разинцы, сосланные на Соловки. Только в результате предательства монастырь был захвачен, из 500 его защитников в живых осталось лишь 60.
Обсуждение поставленных в начале урока проблемных вопросов.
Обоснование выводов. XVII век стал периодом беспрецедентно массовых и частых народных выступлений. Несмотря на то, что все народные волнения были подавлены властями, царскому правительству приходилось прислушиваться к мнению народа, идти на снижение налогов.
Теперь мы с вами можем ответить на проблемный вопрос, который был задан в начале урока: «Почему XVII век называют «бунташным»?» (ответы детей)
Меньше, чем за полвека, кроме мелких восстаний, прошло несколько мощных выступлений. Правительство жестоко подавило все эти восстания, но было вынуждено прислушаться к гласу народа, пойти на снижение налогового гнета.
Рефлексия.
На уроке я работал активно/ пассивно.
Своей работой на уроке я доволен/ недоволен.
Урок мне показался коротким/длинным.
За урок я не устал/ устал.
Выставление оценок. Домашнее задание.
Приложение
Документ №1.
Московское восстание 1648г. (летописное известие)
И того же дни те прежреченные Борис Морозов и Петр Траханиотов научением дьявольским разослали людей своих по всей Москве, велели Москву выжечь. И они люди их большую половину Московского государства выжгли.
И июня в 4 день миром и всею землёю опять за их великую измену и за пожог возмутились и учели их изменников Бориса Морозова и Петра Траханиотова у государя царя просить головою. А государь царь тое ночи послал Петра Траханиотова в ссылку, на Устюг Железный воеводою. И видя государь царь во всей земле великое смятение, а их изменничью в мир великую досаду, послал от своего царьского лица окольничево своего князь Семёна Романовича Пожарского, а с ним 50 человек московских стрельцов, велев того привесть того Петра Траханиотова к себе государю к Москве. И окольничий князь Семён Романович Пожарский привёз ево к Москве июня в 5 день. И государь царь велел его Петра Траханиотова за ту их измену и за московский пожог перед миром казнить на Пожаре. А того Бориса Морозова государь царь у миру упросил, что его сослать с Москвы в Кириллов монастырь на Белоозеро, а за то его не казнить, что он государя царя дятка, вскормил его, государя. А впредь ему Борису на Москве не бывать и всем роду его Морозовым нигде в приказах у государевых дел, ни на воеводствах не бывать и владеть ничем не велел. На том миром и всею землёю государю царю челом ударили и в том во всём договорилися. А стрельцов и всяких служивых людей велел своё государево жалованье давать денежное и хлебное вдвое. А которые погорели, и тем государь жаловал на дворовое строенье по своему государеву рассмотрению.
Орлов А.С. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней.
М., 1999. с.155
Документ №2
«Отписка полковника П. Урусова о боях Ю.Барятинского под Симбирском»
«В нынешнем 7179 году сентября в 20 день за Свиягою рекой дожидались его воровские казаки, и татрове, и чуваше, и морда, и больши 3000 конных и пеших людей, и был бой. И тех воров побили и языков взяли 67 человек. И воевода князь Барятинский велеле тех язычников вешать. Да сентября в 29 день пришёл он к Синбирску. И вор Стенька Разин с ворами же, казаками донскими, и астраханскими, и царицынскими, и саратовскими, татарами, чувашью и мордвой, начал силами великими. Воевода князь сошёлся с ним и учинил бой, и на том ево, вора, прогнали. …ево, вора и клятвопреступника, Стеньку Разина самово было взяли и рублен саблею, и застрелен ис пищали, да ушёл.
И октября в 3 день воевода князь Милославский Синбирск выручил и от осады освободил. И на нево, вора, пришло такое страхование, что он побежал от Синбирска в судах одними донскими казаками. И побили воров и изменников наголову и языков взяли 500. »
Документ №3
«Прелестная грамота С. Разина»
«Пишет вам Степан Тимофеевич, всей черни, хто хочет Богу да государю служить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы заодно изменников вывадить и мирских кравапивцев вывадить, и мои казаки как совет станут чинить, и вам идти к ним, и кабальныя и опальныя шли бы в полк к моим казакам» (Хрестоматия по истории России с древнейших времён до 1861 года, Сост. П.Епифанов, О.Епифанова. М., 1987)
Документ №4
«Прелестная грамота сподвижников С. Разина»
«»Великого войска донского яицкого и запорожского от атаманов … в челнавской атаману и всему войску великому.
Послали мы к вам казаков Сидара Леденёва да Гаврилу Болдырева для собрания и совету великого войска. А мы ныне на Танбове, ноября 9 день, а у нас войсковой силы с 42000, а пушек у нас 20, а зелья полпяста и больши пуд.
И кой час к вам ся придети, вам бы пожаловать к нам на помочь с пушками и зельем без всякого мотания наспех. А писал к нам с Арзамасу донской атаман, что наши казаки князь Юрия Долглрукого побили с войском его, пушек 120, а зелья 1500. Да пожаловать бы вам породеть за дом святыя Богородицы, и за великого государя, и за батюшку Степан Тимофееича, и за православную веру. (Хрестоматия по истории России с древнейших времён до 1861 года, Сост. П.Епифанов, О.Епифанова. М., 1987)
Документ № 5
«Прелестная грамота С. Разина»
«От донских и яицких атаманов молотцов, от Степана Тимофеевича и от всего великого войска донского и яицкого паметь Цывильского уезду розных сёл и деревень черней руским людем и татарам и чюваше и мордве. Стоять бы вам, черне руские люди, и татаровя, и чуваша, и за дом пресвятые Богородицы и за всех святых, и за великого государя царя и за великого князя Алексея Михайловича…
А как ис Цывильска к вам, черне, посыльщиков по селам и деревням будут загонеть в осад, вам бы в осад Цывильск не ходить, потому что над вами учинет обманом и всех перерубает, вам бы тех посыльщиков ловить и привозить в войска в Синбирск. А которые дворяне, и дети боярские, и мурзы, и татаровя, похотев стоять за дом пресвятые Богородицы и за веру православных крестиян, их не трогать и домов не разореть. А с войсковой памяти списывать и отдавать списки по сёлам и деревням сотцким и старостам десяцким, чтобы они сию высоковою паметь знали
К сей памяти высковую печать атаман Степан Тимофеевич приложил. А сею высковую память послан наш казак Апердя Мурза Килдибяков, и вам бы, чернь, ево во