Второй (очный) этап Интернет-олимпиады по русскому языку и литературе
2010/2011 учебный год, 8 класс
Дата _________ Занятие № _______ Работа _______________________________________
1 тур
Комплексная работа по русскому языку и литературе
Максимальное количество баллов – 61
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Итого |
Кол-во баллов | | | | | | | | | | | | | |
1. Содержатся ли внутри каждой пары одинаковые согласные звуки? Если содержатся, то укажите их. (3 балла)
Цирк – улыбается ____________________ Просьба – зеленый____________________
Молотьба – дешевый __________________
2. Разберите слова по составу. (6 баллов)
Замечтался, сильнее, вызов, трехсот, трёхэтажный, привлекательность.
3. Графически обозначьте окончание в данных словах. (3 балла)
Ручей, чей, иней, пирожное, лезвие, двое.
4. Заполните таблицу, распределив данные слова на группы с одинаковым словообразую-щим суффиксом. Укажите в каждой группе, от какой части речи образовались слова. (8 б.)
Лодочка, кисточка, корзинка, пылинка, цепочка, сказочка, пушинка, осинка, грелка, звездочка, снежинка, зажигалка.
Слова | От какой части речи образовались слова | Словообразо-вательный суффикс |
| | |
| | |
| | |
| | |
5. Составьте из данных слов словообразовательную цепочку. Все ли слова вошли в словообразовательную цепочку? Почему? (3 балла)
Хитрый, хитрец, бесхитростность, хитрость, хитроватый, бесхитростный.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Заполните таблицу. Укажите, с какими существительными употребляются в современном русском языке данные прилагательные. К получившимся словосочетаниям подберите синонимичные. (3 балла)
Имя прилагательное | Имя существительное | Синонимичные словосочетания |
Кромешный | | |
Закадычный | | |
Заклятый | | |
7. Заполните таблицу, образовав форму 3-его лица мн.ч. указанных глаголов. Определите спряжение глаголов. (8 баллов)
Глаголы | Форма 3-го лица мн. ч. | Спряжение глаголов |
Услышать | | |
Строить | | |
Долбить | | |
Клеить | | |
Стелить | | |
Сохранить | | |
Терпеть | | |
Колоть | | |
8. Подчеркните причастия, которые образованы от указанных глаголов. (3 балла)
а) Убеждать (убеждающий, убежденный, убедивший, убеждавшийся).
б) Возвратить (возвращенный, возвращавший, возвращающий, возвращаемый).
в) Выдавать (выданный, выдаваемый, выдававший, выдающий).
г) Разрушить (разрушаемый, разрушавшийся, разрушенный, разрушающий).
9. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. (10 б.)
Таинственный ящик
У прославле(н,нн)ого певца Шаляпина был кожа(н,нн)ый портфель окле..(н,нн)ый ярлыками турист..ких фирм стран и городов в которых г..стролировал артист. Все годы прожитые за границей Шаляпин в..зил портфель с собой н..кому не дов..рял почти (не) выпускал из рук.
В портфел.. лежал (не)большой ящ..чек. Не только люди работавшие с Шаляпин..м но и родные не имели предст..вления о его содержимом.
Пр..езжая в новый город и входя в приготовле(н,нн)ый ему номер Шаляпин вын..мал из портфеля ящик см..трел на него в раздумь.. и ставил под кровать.
Зная крутой нрав Шаляпина н..кто не осмел..вался ра(с,сс)прашивать его о ящике.
После смерти артиста его вдова вскрыв наглух.. заколоче(н,нн)ый ящик обнаружила в нём горсть родной земли взятой Шаляпин..м перед от..ездом за границу. (По А. Лессу).
10. Составьте пословицы и поговорки из заданных частей и запишите получившееся:
А лужа - по уши; собаку съел; береги честь смолоду; а пораньше вставай да свой затевай; язык мой- враг мой; дыр много, а выскочить некуда; чудеса в решете; а здоровье под старость; наперёд ума рыщет; а хвостом подавился; на чужой каравай рот не разевай, пьяному море по колено.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. В приведённом ниже списке литературн. произведений перепутаны их названия. Запол-ните таблицу, восстановив правильные заглавия, укажите авторов этих произведений. (5 б)
«После Рождества», «Ночь перед парадным подъездом», «Размышления на Бежином лугу», «После Бородино».
Автор произведения | Название произведения |
| |
| |
| |
| |
| |
12. В каждой цепочке найдите и подчеркните «четвёртое лишнее». Объясните выбор. (3 б.)
А) Эпитет, портрет, сравнение, метафора. ________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Б) Летопись, житие, былина, поучение.___________________________________________________
____________________________________________________________________________________
В) Дактиль, ямб, анапест, амфибрахий.___________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Второй (очный) этап Интернет-олимпиады по русскому языку и литературе
2010/2011 учебный год, 8 класс
2 тур
Творческая работа
Максимальное количество баллов – 30
-
Прочитайте внимательно предложенный текст. Отредактируйте его: исправьте орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки.
Запишите исправленный вариант текста.
-
Определите стиль текста.
-
Определите тип речи.
Путник шол по пустыни. Сонце не щадно палила. Вода у его кончилася, и он изнимогал от жажды. Долго он шол и, когда надежда окончательно покинула его, вдруг увидил в камнях малинький источник воды. Путник припал к нему опалеными, разтрескавшими губами и долго с жадностью глотал студенную прозрачную воду. Так он припадал не сколько раз и в конце концов замутил источник поднятым з дна илом.
Увидевши мутный источник он воскликнул:
- Я пил грязную воду, от этого я могу заболеть и умиреть!
И вдруг у его прехватило живот. Путник испугался, что он действительно может заболеть и умиреть, и в гневе плюнув в источник, крикнул:
- Ты не достойно даже плевка грязное болото. Ты призвана неутолять жажду а убивать людей. Так умри же само!
И с этими словами глупый человек засыпал исток. Вода ушла под камнями в другое место, а путник, проведший какое то время под раскаленым солнцем снова стал испытывать жажду. Он стал ращищать место, где некогда журчала тоненькой струйкой прохладная чистая вода, но, кроме мокрой грязи, там нечего не было.
Изнимогший, он стал сосать грязь, но и здесь старания были безплодны и – более того – губительны. Наевшися грязи он не только неутолил жажды, но обрек себе на мучительные боли в животе и в конечном счете на смерть.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ
Второй (очный) этап Интернет-олимпиады по русскому языку и литературе
2010/2011 учебный год, 8 класс
1 тур
Комплексная работа по русскому языку и литературе
Максимальное количество баллов – 61
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Итого |
Кол-во баллов | 3 | 6 | 3 | 8 | 3 | 3 | 8 | 3 | 10 | 6 | 5 | 3 | 61 |
1. Содержатся ли внутри каждой пары одинаковые согласные звуки? Если содержатся, то укажите их. (3 балла) (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Цирк – улыбается - не содержат. Просьба – зеленый - [з’]. Молотьба – дешевый - [д’].
2. Разберите слова по составу. (6 баллов) (по 1б за каждый правильный ответ)
З
а мечт а л ся, силь н ее, вы зов , тр ех сот , тр ёх этаж н ый, при влек а тельн ость .
3. Графически обозначьте окончание в данных словах. (3 балла) (по 0,5 балла за каждое правильно указанное окончание)
Р
учей , чей , иней , пирожн ое, лезви е, дво е.
4. Заполните таблицу, распределив данные ниже слова на группы с одинаковым словообразующим суффиксом. Укажите в каждой группе, от какой части речи образовались слова. (8 баллов)
(по 0,5 балла за каждое правильно указанное слово + 2 балла (по 0,5 балла за каждую правильно указанную часть речи)
Лодочка, кисточка, корзинка, пылинка, цепочка, сказочка, пушинка, осинка, грелка, звездочка, снежинка, зажигалка.
Слова | От какой части речи образовались слова | Словообразовательный суффикс |
Лодочка, сказочка, корзинка, осинка | от сущ. | -к- |
Кисточка, цепочка, звездочка | от сущ. | -очк- |
Пылинка, пушинка, снежинка | от сущ. | -инк- |
Грелка, зажигалка | от сущ. | -лк- |
5. Составьте из данных слов словообразовательную цепочку. Все ли слова вошли в словообразовательную цепочку? Почему? (3 балла) (2 балла – за цепочку:1 балл – за цепочку, 1 балл – за графическое обозначение; 1 балл – за объяснение)
Хитрый, хитрец, бесхитростность, хитрость, хитроватый, бесхитростный.
Хитрый → хитрость → бесхитростный → бесхитростность
Не входят в словообразовательную цепочку слова хитрец, хитроватый, т.к. образованы от прилагательного хитрый.
6. Заполните таблицу. Укажите, с какими существительными употребляются в современном русском языке данные прилагательные. К получившимся словосочетаниям подберите синонимичные. (3 балла) (по 0,5 балла за каждое правильно подобранное существительное и по 0,5 балла за каждый правильно подобранное синонимичное сочетание)
Имя прилагательное | Имя существительное | Синонимичные словосочетания |
Кромешный | Кромешный ад | Невыносимая обстановка, беспросветная темнота |
Закадычный | Закадычный друг, приятель | Давнишний, близкий |
Заклятый | Заклятый враг | Непримиримый, ненавистный |
7. Заполните таблицу, образовав форму 3-его лица мн.ч. указанных глаголов. Определите спряжение глаголов. (8 баллов) (по 0,5 балла за правильно образованную форму глагола 3-его лица мн. ч. и по 0,5 балла за правильно указанное спряжение)
Глаголы | Форма 3-го лица мн. ч. | Спряжение глаголов |
Услышать | услышат | (2 спр.) |
Строить | строят | (2 спр.) |
Долбить | долбят | (2 спр.) |
Клеить | клеят | (2 спр.) |
Стелить | стелют | (1 спр.) |
Сохранить | сохранят | (2 спр.) |
Терпеть | терпят | (2 спр.) |
Колоть | колют | (1 спр.) |
8. Подчеркните причастия, которые образованы от указанных глаголов.
(3 балла) (по 0,5 балла за каждое правильно указанное причастие)
а) Убеждать (убеждающий, убежденный, убедивший, убеждавшийся).
б) Возвратить (возвращенный, возвращавший, возвращающий, возвращаемый).
в) Выдавать (выданный, выдаваемый, выдававший, выдающий).
г) Разрушить (разрушаемый, разрушавшийся, разрушенный, разрушающий).
9. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. (10 баллов)
(по 0,25 балла за каждый верный вариант; минус 0,25 балла, если поставлен неверный знак препинания)
Таинственный ящик
У прославленного певца Шаляпина был кожаный портфель, оклеенный ярлыками туристских фирм стран и городов, в которых гастролировал артист. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому не доверял, почти не выпускал из рук.
В портфеле лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представления о его содержимом.
Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик, смотрел на него в раздумье и ставил под кровать.
Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике.
После смерти артиста его вдова, вскрыв наглухо заколоченный ящик, обнаружила в нём горсть родной земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу. (По А. Лессу).
10. Составьте пословицы и поговорки из заданных частей:
А лужа - по уши; собаку съел; береги честь смолоду; а пораньше вставай да свой затевай; язык мой- враг мой; дыр много, а выскочить некуда; чудеса в решете; а здоровье под старость; наперёд ума рыщет; а хвостом подавился; на чужой каравай рот не разевай, пьяному море по колено.
Запишите получившиеся пословицы и поговорки. (6 баллов)
(по 1 баллу за каждую правильно составленную поговорку, пословицу)
Пьяному море по колено, а лужа - по уши.
Собаку съел, а хвостом подавился.
Береги честь смолоду, а здоровье под старость.
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Язык мой - враг мой, наперёд ума рыщет.
Чудеса в решете: дыр много, а выскочить некуда.
11. В приведённом ниже списке литературных произведений перепутаны их названия. Заполните таблицу, восстановив правильные заглавия, укажите авторов этих произведений. (5 баллов)
(по 0,5 балла за правильно названного автора и по 0,5 балла за правильно указанное произведение)
«После Рождества», «Ночь перед парадным подъездом», «Размышления на Бежином лугу», «После Бородино».
Автор произведения | Название произведения |
И. Тургенев | «Бежин луг» |
Н. Некрасов | «Размышления у парадного подъезда» |
Н. Гоголь | «Ночь перед Рождеством» |
Л. Толстой | «После бала» |
М. Лермонтов | «Бородино» |
12. В каждой цепочке найдите и подчеркните «четвёртое лишнее». Объясните свой выбор. (3 балла) (по 0,5 балла за правильно указанное «четвертое лишнее» и по 0,5 балла за правильное объяснение)
А) Эпитет, портрет, сравнение, метафора. Портрет, т. к. это средство создания характера героя; эпитет, сравнение, метафора – изобразительно-выразительные средства художественной речи;
Б) Летопись, житие, былина, поучение. Былина, т. к. это жанр устного народного творчества; летопись, житие, поучение – жанры древнерусской литературы;
В) Дактиль, ямб, анапест, амфибрахий. Ямб, т. к. это двусложный стихотворный размер; дактиль, анапест, амфибрахий – трёхсложные размеры.
ОТВЕТЫ
Второй (очный) этап Интернет-олимпиады по русскому языку и литературе
2010/2011 учебный год, 8 класс
2 тур
Творческая работа
Максимальное количество баллов – 30
(28 баллов за текст + 1 балл за стиль + 1 балл за тип речи; за каждую допущенную ошибку минус 0,25 балла, а также если поставлен неверный знак препинания минус 0,25 балла.)
-
Прочитайте внимательно предложенный текст. Отредактируйте его: исправьте орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки.
Запишите исправленный вариант текста.
-
Определите стиль текста.
-
Определите тип речи.
Путник шел по пустыне. Солнце нещадно палило. Вода у него кончилась, и он изнемогал от жажды. Долго он шел и, когда надежда окончательно покинула его, вдруг увидел в камнях маленький источник воды. Путник припал к нему опаленными, растрескавшимися губами и долго с жадностью глотал студеную прозрачную воду. Так он припадал несколько раз и в конце концов замутил источник поднятым со дна илом.
Увидев мутный источник, он воскликнул:
- Я пил грязную воду, от этого я могу заболеть и умереть!
И вдруг у него прихватило живот. Путник испугался, что он действительно может заболеть и умереть, и в гневе, плюнув в источник, крикнув:
- Ты не достойно даже плевка, грязное болото. Ты призвано не утолять жажду, а убивать людей. Так умри же само!
И с этими словами глупый человек засыпал исток. Вода ушла под камнями в другое место, а путник, проведший какое-то время под раскаленным солнцем, снова стал испытывать жажду. Он стал расчищать место, где некогда журчала тоненькой струйкой прохладная чистая вода, но, кроме мокрой грязи, там ничего не было.
Изнемогший, он стал сосать грязь, но и здесь старания были бесплодны и – более того – губительны. Наевшись грязи, он не только не утолил жажды, но обрек себя на мучительные боли в животе и в конечном счете на смерть.
2. Художественный.
3. Повествование.