СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

7 октября 2024 г. Разговоры о важном. Легенды о России. Сценарий занятия. 5-7 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: https://razgovor.edsoo.ru/topic/108/

Просмотр содержимого документа
«7 октября 2024 г. Разговоры о важном. Легенды о России. Сценарий занятия. 5-7 классы.»

Сценарий  занятия Легенды  о  России 5- 7  класс Патриотизм 7  октября  2024  г.

Сценарий занятия

Легенды о России

5- 7 класс

Патриотизм

7 октября 2024 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5–7 классов по теме

«Легенды о России»

Цель занятия: подвести обучающихся к пониманию фольклора, как культурного наследия, исторической памяти народа, развитие навыков критического мышления и умения анализировать информацию, расширение представлений школьников о значении информации в жизни общества и важности использования достоверных источников её получения, воспитание чувства любви к своей стране.

Формирующиеся ценности: патриотизм.

Основные смыслы: фольклор (устное народное творчество) – это мудрость предков и культурное наследие, объединяющее народы России. Историческая память народа «живёт» в сказках, сказаниях, легендах, былинах, передающих и раскрывающих духовно- нравственные ценности: роль труда в жизни людей, единство и любовь к Родине.

Богатыри, защитники родной земли, являются образцом созидательной силы, доброты, мудрости, достоинства и отваги. Их образы – пример народной гордости и патриотизма.

Знание истории страны, сохранение исторической памяти – важная задача для каждого из нас, способствующая объективному взгляду на сильную, независимую, открытую и дружелюбную Россию.

Партнёры занятия:

Российское военно- историческое общество, https://rvio.histrf.ru .

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, занятие включает просмотр видеоматериалов.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • презентация;
  • методические рекомендации;
  • видеоролики.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель организует просмотр видео анонса занятия от Полины Айнутдиновой.

Учитель. Ребята, любите ли вы сказки и легенды? Какие из них самые любимые? Почему?

Ответы обучающихся.

Учитель. Великий русский поэт А. С. Пушкин писал: «Сказка ложь – да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Что этим хотел сказать поэт? О каких уроках идёт речь? Порассуждайте.

Ответы обучающихся.

Учитель. Чему нас учит, например, «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина, созданная на основе народной сказки?

Ответы обучающихся.

Учитель, обобщая ответы обучающихся. Верно. Старуха стала очень богатой, но не стала счастливой! Злой и неумной старухе богатство не принесло счастья, потому что она думала только о себе и не могла оценить того, что имеет. Эта сказка учит нас тому, что жадность и эгоизм никогда не приводят к счастью.

Учитель. Вместе со сказочными героями дети учатся различать добро и зло, стремиться к мечте, никогда не сдаваться, приходить на помощь друг к другу в беде, быть честными, добрыми, отзывчивыми.

А о каких героях рассказывают нам вот эти картины?

Ответы обучающихся.

В. Васнецов «Илья Муромец»

Н. Рерих «Микула Селянинович»

Учитель. Конечно, это богатыри! До сих пор мы используем выражение:

«Русь – богатырская!».

В образах героев русских былин – Святогора, Ильи Муромца, Микулы

Селяниновича, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и Василия Буслаевича – наши предки донесли до нас пусть обобщённые, но образы РЕАЛЬНЫХ ГЕРОЕВ нашей великой и древней истории.

Предлагаю посмотреть фрагмент художественного фильма «Финист –

Ясный сокол» и ответить на вопрос: какой он – русский богатырь? В чём его сила?

Ответы обучающихся.

Демонстрация видеофрагмента фильма «Финист Ясный сокол». Учитель, обобщая ответы обучающихся .

Каждый богатырь наделён лучшими человеческими качествами и

чертами национального характера. Они – воплощение мужественного, трудолюбивого, честного, преданного Родине и народу человека.

Богатыри сильны не только физически, они сильны мудростью, добротой

и справедливостью. Богатыри берут в руки меч только тогда, когда злые силы угрожают их родной земле. Они всегда стоят на защите слабых и предпочитают решать проблемы мирным путём.

Легенды и сказания о богатырях – сильных, храбрых, искренне любящих

родную землю - есть у всех народов нашей многонациональной страны, и это то, что нас объединяет и делает сильнее.

Ребята, почему спустя столетия нам не перестают быть интересны истории про богатырей? Почему нам хочется быть на них похожими?

Ответы обучающихся.

Учитель. Всё верно, богатыри символизируют то, что близко и ценно для нас, россиян, то, что было близко и ценно для наших дедов и прадедов, то, что олицетворяет собой Россия – силу, независимость, справедливость, открытость, щедрость и трудолюбие.

Часть 2. Основная

Учитель. Былины о богатырях, легенды о славных их подвигах во имя мира и процветания отчизны стали частью нашей истории, вошли в русскую литературы, литературу народов нашей страны.

Но иногда легенды о жителях страны появляются в другом государстве.

И сейчас я хочу вам предложить ответить на видео вопрос. Внимание на экран.

Демонстрация видео «Легенды о России». Часть 1.

Это самая холодная страна в мире.

Здесь настолько холодно, что круглый год все ходят в зимней одежде. Каждый человек в этой стране угрюм и никогда не улыбается. Ещё бы:

когда всегда холодно, кому захочется улыбаться.

По улицам здесь свободно гуляют медведи. И у каждого уважающего себя гражданина свой ручной мишка.

Что же это за страна?

Учитель. Какие у кого есть версии? О какой стране идёт речь?

Ответы обучающихся.

Учитель. Такой видят нашу страну иностранцы. Неожиданно? Так ли

это?

Демонстрация видео «Легенды о России». Часть 2.

На самом деле, наша родина настолько огромна, что мы можем прочувствовать все четыре времени года: морозную зиму, цветущую весну,

жаркое лето и золотую осень!

И наши люди приветливы и гостеприимны, всегда готовы встретить вкусной едой и искренней улыбкой.

И медведей вы можете увидеть разве что в зоопарках и цирках, где они милы и приветливы. И конечно, в их привычной среде обитания в лесах средней полосы России, за Уралом. А в Сибири медведя вообще называют хозяином тайги!

Учитель. Ребята, какие эмоции вызвали у вас мифы о нашей стране?

Поделитесь.

Ответы обучающихся.

Учитель. Миф о русском холоде и медведях на улицах – один из самых популярных среди иностранцев, и появился он очень давно. Знаете, как это произошло? Как возник этот миф?

Ответы обучающихся.

Учитель. Раньше путешественники всегда вели дневники, в которых записывали свои впечатления и увиденное в России. В начале XVI века побывал в России дипломат из Священной Римской империи Сигизмунд фон Герберштейн. Его сильно впечатлила наша страна, а особенно – морозы.

Однажды он услышал рассказ о том, как в особо лютые зимы обозлённые медведи- шатуны начинали бродить по лесу и врываться в дома к людям, из- за чего те в страхе бежали, бросив всё добро.

Эта история поразила дипломата ещё больше, чем зима, и он подробно описал её в письме своим друзьям.

К письму Сигизмунда оказалось приковано большое внимание. Слухи

стали распространяться. В итоге уже ч ер ез до вол ьн о короткое время, половина Ев ро пы считала, ч т о где- т о там, в страшной и хо л о дн ой России п о городам

ходят злые медведи.

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему миф о медведях так быстро

распространился и прижился среди иностранцев?

Ответы обучающихся.

Учитель. Как ни странно, но самые нелепые и парадоксальные вещи часто распространяются просто молниеносно, особенно когда проверить информацию почти невозможно (раньше не было ни радио, ни телевидения, ни интернета, знания о других странах были фрагментарны и обрывочны).

Подробнее о том, как возникают современные мифы и легенды о России, кто и зачем их создает расскажет известны телеведущий, журналист и

праправнук великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, Пётр Толстой.

Демонстрация видеовыступления федерального спикера.

Учитель. Ребята, что из выступления Петра Толстого вам запомнилось больше всего? Почему важно критически относиться к информации о своей стране? Что в этом помогает?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно! Знание истории и критическое мышление помогают распознавать лживую информацию и бороться с фейками, которые часто распространяют иностранные источники. Об этом мы с вами говорили на занятии «Век информации».

Вспомним, почему важно перепроверять информацию и рассказывать

только ту, в содержании которой вы уверены и можете объяснить эту уверенность?

Ответы обучающихся (не навредить, не дезориентировать, не обидеть, не причинить вред) .

Часть 3. Заключительная

Учитель. Мифы, ставшие стереотипами, да ещё и в отношении целой страны, весьма устойчивы, их сложно разрушить.

Но в 1980 году нашей стране удалось продемонстрировать всему миру,

что русский медведь, подобно русскому богатырю применяет свою силу, только когда что- то угрожает его родной земле, а в иных ситуациях он добрый, открытый и ласковый, как Олимпийский Мишка, ставший символом Олимпиады- 80, проходившей в нашей стране.

Посмотрите на кадры, как тысячи иностранцев плакали вместе с советскими людьми на закрытии Олимпиады под легендарную песню, написанную Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым

«До свидания, наш ласковый Миша».

Демонстрация видеоролика с закрытия Олимпиады- 80.

Учитель. Ребята, как вы думаете, какие чувства испытывал весь мир, увидев эти кадры?

Ответы обучающихся.

Учитель. Олимпиада- 80 – это яркий пример того, как можно изменить негативное представление о стране через её культуру, спорт, литературу, кино, музыку, живопись, науку.

Учит е ль. Мы наблюдали э т от эффект и во время проведения всемирных фестивалей молодежи, п ро х о дя щ и х в наш е й стране, и в о время З и м ни х О л и м п и йс ки х и г р - 2 01 4 и в о время Чемпионата мира п о футболу в 20 18 г о д у , и на международном мурал-арт фестивале « Омск, ты п р о сто космос!», к о т о р ый прошел в сентябре э то г о года.

Давайте посмотрим, какой образ нашей страны увезли в своем сердце иностранные художники- участники фестиваля в Омске.

Демонстрация видеоинтервью с иностранными участниками фестиваля «Омск, ты просто космос!»

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему не столь важно, что о нас думают иностранцы, а важнее то, что мы ценим в себе, как храним память о прошлом нашей страны и какие ценности передаём будущим поколениям?

Ответы обучающихся.

Учитель, подводя итоги обсуждения. Верно, важно, чтобы мифы о

России, возникшие в силу отсутствия информации или сформированные

кем- то намеренно, развенчивались при посещении нашей страны, при

общении с нашими людьми.

А еще важно помнить, что знание истории страны, сохранение народной мудрости важно для каждого из нас, так как именно это способствует

объективному взгляду на значение России в контексте мировой истории.

ПОСТРАЗГОВОР

Проведение экскурсий по историческим местам и музеям.

Встречи с краеведами, беседы об истории и культуре родного края. Просмотр документальных фильмов о традициях и культуре народов

России.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Литература. Изучение произведений, отражающих мифы и легенды России (Пушкин, Гоголь, Лесков).

История. Рассмотрение исторических событий и личностей, ставших основой легенд (Пётр I, Куликовская битва).

География. Изучение географических объектов, связанных с мифами

(озеро Байкал, город Китеж).

Изобразительное искусство. Анализ произведений, вдохновлённых русскими легендами.

Обществознание. Обсуждение стереотипов и их влияния на восприятие культуры и истории России.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Лекция В. Р. Мединского «Мифы о России»: https://rutube.ru/video/2ecbf86904f49174c7944160eb66053d/?r=wd .
  • Русские народные сказки А.Н. Афанасьева. В 3-х томах. – Москва, Издательство «Художественная литература», 1958 г.
  • История России: от Рюрика до Александра Невского. Цикл лекций https://vk.com/wall-222298202_2?z=video- 222298202_456239017%2F4b184abebe2865939a%2Fpl_post_-

222298202_2

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО- СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Формирование ответственности за сохранение исторической правды и гордости за достижения России. Особая благодарность выдающимся деятелям

культуры  и  истории,  которые  своим  трудом  помогают  сохранить  нашу  общую память  и  национальное  достояние.

культуры и истории, которые своим трудом помогают сохранить нашу общую память и национальное достояние.