СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

7 Родная литература 2020-2021

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«7 Родная литература 2020-2021»

Раздел I. Пояснительная записка


Программа по предмету «Родная (русская) литература» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Рабочая программа составлена на основе:

  1. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).

  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  3. Федеральный закон № 317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа № 1576 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России).

  5. «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637

  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательной программе в образовательном учреждении – декабрь, 2018) .

  7. Методические рекомендации СКИРО ПК и ПРО по организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края в 2020 - 2021 учебном году. Авторы Н. Г. Масюкова, А.Г. Кунникова

  8. Примерная рабочая программа по родной (русской) литературе основного общего образования (ФГОС) 5 – 9 классы. Программа составлена творческой группой учителей русского языка и литературы Петровского городского округа

  9. Учебный план МБОУЛ №3 на 2020 - 2021 учебный год

  10. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУЛ №3 г. Светлограда.

  11. Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным). Основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

  1. формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

  2. обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

  3. приобщение к литературному наследию своего народа;

  4. формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  5. формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

  6. обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.


Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

Место учебного курса «Родная литература»

Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной русский язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.

Данная рабочая программа предназначена для реализации в 2020 - 2021 учебном году в МБОУЛ № 3: в 7-х классах согласно учебному плану предполагает изучение русского родного языка на базовом уровне в объеме 17 часов (0,5 часа в неделю).


Раздел II. Планируемые результаты учебного

предмета «Родная (русская) литература» в 7 классе


Личностные результаты

  1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  2. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

  3. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  4. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  5. Развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  6. Устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

  7. Потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения, обучающиеся научатся:

  • понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

  • уважительно относиться к родной литературе;

  • оценивать свои и чужие поступки;

  • проявлять внимание, желание больше узнать.

  • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • планировать пути достижения цели;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

  • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

  • учитывать условия выполнения учебной задачи;

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.


Познавательные УУД

  • овладение навыками смыслового чтения;

  • строить сообщение в устной форме;

  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.


Коммуникативные УУД

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • задавать вопросы.

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.


Предметные результаты изучения учебного предмета «Родная (русская) литература»

  1. Осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  2. Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  3. Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

  4. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  5. Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  6. Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».


Раздел 1. Устное народное творчество

  1. Видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

  2. Пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;

  3. Учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.


Раздел 2. Древнерусская литература

  1. Характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;

  2. Характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;

  3. Формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.


Раздел 3. Русская литература XIX—XX вв.

  1. Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

  2. Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  3. Воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  4. Характеризовать нравственную позицию героев;

  5. Формулировать художественную идею произведения;

  6. Формулировать вопросы для размышления;

  7. Участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

  8. Давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

  9. Создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  10. Сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

  11. Выразительно читать произведения лирики;

  12. Вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



Предметные результаты по итогам 7 класса:

  1. Владеть различными видами пересказа,

  2. Пересказывать сюжет;

  3. Выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  4. Характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

  5. Находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  6. Определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  7. Выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  8. Выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  9. Ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

  10. Пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.


Система оценивания проектной и исследовательской деятельности

При оценивании результатов работы учащихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:

1) содержательный компонент;

2) деятельностный компонент;

3) результативный компонент.

При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание следующие критерии:

1) значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике;

2) правильность выбора используемых методов исследования;

3) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;

4) доказательность принимаемых решений;

5) наличие аргументации выводов и заключений.

При оценивании деятельностного компонента принимаются во внимание:

1) степень участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта;

2) характер взаимодействия участников проекта.

При оценивании результативного компонента проекта учитываются такие критерии, как:

1) качество формы предъявления и оформления проекта;

2) презентация проекта;

3) содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;

4) грамотность изложения хода исследования и его результатов;

5) новизна представляемого проекта.

Предлагаем использовать следующее распределение баллов при оценивании каждого компонента:


0 баллов

отсутствие данного компонента в проекте

1 балл

наличие данного компонента в проекте

2 балла

высокий уровень представления данного компонента в проекте



Оценка метапредметных результатов

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

  • способность к сотрудничеству и коммуникации;

  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Приложение № 1


№ урока

Вид контроля

Дата

Урок 3

Вводная контрольная работа


Урок 7

Р.Р. Контрольное сочинение за 1 полугодие по теме «Что такое героизм?»



Урок 13

Р.Р.Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе"



Урок 16

Контрольная работа за 2 полугодие. Защита проекта «Ставропольские писатели о Великой Отечественной войне»




Раздел III. Содержание тем учебного предмета «Родной русский язык» в 7-м класс

Введение (1) Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека.


Из литературы XVIII века (1)

И.И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.

Из литературы XIX века (6)

А.С. Пушкин. Повесть «Выстрел». Проблематика повести.

Н.В.Гоголь. Повесть «Портрет». Проблема таланта человека.

К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик».

В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».

А.П.Чехов. Рассказ «Смерть чиновника».


Из литературы XX – XXI века (7)

А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.

Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)

В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.

В.Н. Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».

С.А. Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».

Е.А. Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности.


Творчество писателей и поэтов Ставропольского края (2)Ставропольские писатели о Великой Отечественной войне. Л.И. Харченко. «Шел ребятам в ту пору…», А. Екимцев «Фронт над облаками». Родная природа в стихотворениях поэтов Ставрополья. Художественные тропы. Г.Фатеев «Глядит Россия на Кавказ». К.Ходунков «Низкие домики». И. Кашпуров стихи из сборника «Синий край России», В. Ащеулов «Лен», В. Бутенко «Зимний костер», В.Ходарев «Звезда в окне», И. Кашпуров «Версты» (по выбору учителя).

С. Бабаевский «Митино счастье», «Сухая Буйвола»; Т. Шелухин «Конец Андреева детства» (обзор глав), И. Кузнецов. «Крепость в степи» В. И. Кожевников. Рассказ «Среди людей» И.Д. Сургучев. «Детство Николая» (по выбору учителя).



Учебно-тематический план


№ п\п

Раздел


Кол-во часов

1

Русская литература XVIII века

2

2

Русская литература XIX века

6

3

Русская литература XX – XXI века

7

4

Творчество писателей и поэтов Ставропольского края

2


Итого

17часов





























Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Родная литература (русская)». 7 класс


п/п

Тема урока

Колич. часов

Дата проведения

Примечание


1

Введение (1ч). Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека.

1


Роль языка

2

Раздел 1.Из литературы XVIII века (1ч)

И.И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном».

1


Аллегория как средство выразительности

3

Вводная контрольная работа

1


Повести

4

Раздел 2. Из литературы XIX века (6ч)

А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел». Проблематика повести.

Н.В.Гоголь. Повесть «Портрет». Проблема таланта человека.

1



5

К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь». Милосердие и вера в произведении писателя.

1


Проблематика рассказа

6

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик».

1



7

В.М.Гаршин. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».

Р.Р. Контрольное сочинение за 1 полугодие по теме «Что такое героизм?»

1


Психологизм произведений писателя

8

А.П.Чехов. Рассказ «Смерть чиновника».

1



9

Раздел 3. Из литературы XX – XXI века (7ч)

А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.

1


Юмор

Сатира


10

Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии.Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)

1



11

В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

1



12

Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых».

1


Средства выразительности

13

В.Н. Крупин. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».

Р.Р.Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе"

1


Краткие сведения о писателе.

14

С.А. Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».

1



15

Е.А. Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности.

1



16

Раздел 4. Творчество писателей и поэтов Ставропольского края (2ч)

Контрольная работа за 2 полугодие. Защита проекта «Ставропольские писатели о Великой Отечественной войне».

Р.К.Л.И. Харченко. «Шел ребятам в ту пору…», А. Екимцев «Фронт над облаками»./Родная природа в стихотворениях поэтов Ставрополья. Художественные тропы. Г.Фатеев «Глядит Россия на Кавказ». К.Ходунков «Низкие домики». И. Кашпуров стихи из сборника «Синий край России», В. Ащеулов «Лен», В. Бутенко «Зимний костер», В.Ходарев «Звезда в окне», И. Кашпуров «Версты».

1


Практикум по выразительному чтению.

17

Р.К С. Бабаевский «Митино счастье», «Сухая Буйвола»; Т. Шелухин «Конец Андреева детства» (обзор глав), И. Кузнецов. «Крепость в степи» В. И. Кожевников. Рассказ «Среди людей» И.Д. Сургучев. «Детство Николая »

1





13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!