Раздел I. Пояснительная записка
Программа по предмету «Родная (русская) литература» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Рабочая программа составлена на основе:
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон № 317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа № 1576 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России).
«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательной программе в образовательном учреждении – декабрь, 2018) .
Методические рекомендации СКИРО ПК и ПРО по организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края в 2020 - 2021 учебном году. Авторы Н. Г. Масюкова, А.Г. Кунникова
Примерная рабочая программа по родной (русской) литературе основного общего образования (ФГОС) 5 – 9 классы. Программа составлена творческой группой учителей русского языка и литературы Петровского городского округа
Учебный план МБОУЛ №3 на 2020 - 2021 учебный год
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУЛ №3 г. Светлограда.
Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным). Основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Место учебного курса «Родная литература»
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной русский язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
Данная рабочая программа предназначена для реализации в 2020 - 2021 учебном году в МБОУЛ № 3: в 7-х классах согласно учебному плану предполагает изучение русского родного языка на базовом уровне в объеме 17 часов (0,5 часа в неделю).
Раздел II. Планируемые результаты учебного
предмета «Родная (русская) литература» в 7 классе
Личностные результаты
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
Потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения, обучающиеся научатся:
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
уважительно относиться к родной литературе;
оценивать свои и чужие поступки;
проявлять внимание, желание больше узнать.
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
устанавливать целевые приоритеты;
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
учитывать условия выполнения учебной задачи;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
овладение навыками смыслового чтения;
строить сообщение в устной форме;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы.
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родная (русская) литература»
Осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Раздел 1. Устное народное творчество
Видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
Пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;
Учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
Раздел 2. Древнерусская литература
Характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
Характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
Формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Раздел 3. Русская литература XIX—XX вв.
Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
Воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
Характеризовать нравственную позицию героев;
Формулировать художественную идею произведения;
Формулировать вопросы для размышления;
Участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
Давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
Создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
Сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
Выразительно читать произведения лирики;
Вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Предметные результаты по итогам 7 класса:
Владеть различными видами пересказа,
Пересказывать сюжет;
Выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
Характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
Находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
Определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
Выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
Выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
Ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
Пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Система оценивания проектной и исследовательской деятельности
При оценивании результатов работы учащихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:
1) содержательный компонент;
2) деятельностный компонент;
3) результативный компонент.
При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание следующие критерии:
1) значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике;
2) правильность выбора используемых методов исследования;
3) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;
4) доказательность принимаемых решений;
5) наличие аргументации выводов и заключений.
При оценивании деятельностного компонента принимаются во внимание:
1) степень участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта;
2) характер взаимодействия участников проекта.
При оценивании результативного компонента проекта учитываются такие критерии, как:
1) качество формы предъявления и оформления проекта;
2) презентация проекта;
3) содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;
4) грамотность изложения хода исследования и его результатов;
5) новизна представляемого проекта.
Предлагаем использовать следующее распределение баллов при оценивании каждого компонента:
0 баллов | отсутствие данного компонента в проекте |
1 балл | наличие данного компонента в проекте |
2 балла | высокий уровень представления данного компонента в проекте |
Оценка метапредметных результатов
способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Приложение № 1
№ урока | Вид контроля | Дата |
Урок 3 | Вводная контрольная работа | |
Урок 7 | Р.Р. Контрольное сочинение за 1 полугодие по теме «Что такое героизм?» | |
Урок 13 | Р.Р.Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе" | |
Урок 16 | Контрольная работа за 2 полугодие. Защита проекта «Ставропольские писатели о Великой Отечественной войне» | |
Раздел III. Содержание тем учебного предмета «Родной русский язык» в 7-м класс
Введение (1) Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека.
Из литературы XVIII века (1)
И.И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.
Из литературы XIX века (6)
А.С. Пушкин. Повесть «Выстрел». Проблематика повести.
Н.В.Гоголь. Повесть «Портрет». Проблема таланта человека.
К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик».
В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».
А.П.Чехов. Рассказ «Смерть чиновника».
Из литературы XX – XXI века (7)
А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.
Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)
В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.
Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.
В.Н. Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».
С.А. Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».
Е.А. Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности.
Творчество писателей и поэтов Ставропольского края (2)Ставропольские писатели о Великой Отечественной войне. Л.И. Харченко. «Шел ребятам в ту пору…», А. Екимцев «Фронт над облаками». Родная природа в стихотворениях поэтов Ставрополья. Художественные тропы. Г.Фатеев «Глядит Россия на Кавказ». К.Ходунков «Низкие домики». И. Кашпуров стихи из сборника «Синий край России», В. Ащеулов «Лен», В. Бутенко «Зимний костер», В.Ходарев «Звезда в окне», И. Кашпуров «Версты» (по выбору учителя).
С. Бабаевский «Митино счастье», «Сухая Буйвола»; Т. Шелухин «Конец Андреева детства» (обзор глав), И. Кузнецов. «Крепость в степи» В. И. Кожевников. Рассказ «Среди людей» И.Д. Сургучев. «Детство Николая» (по выбору учителя).
Учебно-тематический план
№ п\п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Русская литература XVIII века | 2 |
2 | Русская литература XIX века | 6 |
3 | Русская литература XX – XXI века | 7 |
4 | Творчество писателей и поэтов Ставропольского края | 2 |
| Итого | 17часов |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Родная литература (русская)». 7 класс
№ п/п | Тема урока | Колич. часов | Дата проведения | Примечание |
1 | Введение (1ч). Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека. | 1 | | Роль языка |
2 | Раздел 1.Из литературы XVIII века (1ч) И.И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». | 1 | | Аллегория как средство выразительности |
3 | Вводная контрольная работа | 1 | | Повести |
4 | Раздел 2. Из литературы XIX века (6ч) А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел». Проблематика повести. Н.В.Гоголь. Повесть «Портрет». Проблема таланта человека. | 1 | | |
5 | К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь». Милосердие и вера в произведении писателя. | 1 | | Проблематика рассказа |
6 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик». | 1 | | |
7 | В.М.Гаршин. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал». Р.Р. Контрольное сочинение за 1 полугодие по теме «Что такое героизм?» | 1 | | Психологизм произведений писателя |
8 | А.П.Чехов. Рассказ «Смерть чиновника». | 1 | | |
9 | Раздел 3. Из литературы XX – XXI века (7ч) А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко. | 1 | | Юмор Сатира |
10 | Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии.Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя) | 1 | | |
11 | В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников. | 1 | | |
12 | Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». | 1 | | Средства выразительности |
13 | В.Н. Крупин. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин». Р.Р.Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе" | 1 | | Краткие сведения о писателе. |
14 | С.А. Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет». | 1 | | |
15 | Е.А. Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности. | 1 | | |
16 | Раздел 4. Творчество писателей и поэтов Ставропольского края (2ч) Контрольная работа за 2 полугодие. Защита проекта «Ставропольские писатели о Великой Отечественной войне». Р.К.Л.И. Харченко. «Шел ребятам в ту пору…», А. Екимцев «Фронт над облаками»./Родная природа в стихотворениях поэтов Ставрополья. Художественные тропы. Г.Фатеев «Глядит Россия на Кавказ». К.Ходунков «Низкие домики». И. Кашпуров стихи из сборника «Синий край России», В. Ащеулов «Лен», В. Бутенко «Зимний костер», В.Ходарев «Звезда в окне», И. Кашпуров «Версты». | 1 | | Практикум по выразительному чтению. |
17 | Р.К С. Бабаевский «Митино счастье», «Сухая Буйвола»; Т. Шелухин «Конец Андреева детства» (обзор глав), И. Кузнецов. «Крепость в степи» В. И. Кожевников. Рассказ «Среди людей» И.Д. Сургучев. «Детство Николая » | 1 | | |
13