СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Родная литература" 5-9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русской литературы изучение русской литературы как родной. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русской литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русской литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русской литературы в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Родная литература" 5-9 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русской литературы изучение русской литературы как родной. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русской литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русской литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русской литературы в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса.

В соответствии с этим в курсе русской родной литературы актуализируются следующие цели:

  • воспитание духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма через приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской родной литературы;

  • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;

  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического.


Место учебного предмета «Родная литература (русская)» в учебном плане.

Важное значение в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет русская художественная литература. Она обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим возможность формировать ценностно-мировоззренческие ориентиры.

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русской родной литературы опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русской литературы в образовательной организации, но не дублируют.



ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (РУССКОЙ)

Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечивать:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителям культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

  • осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком.


Примерная программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты.

Обучающийся научится:

  • осознавать российскую гражданскую идентичность, свою этническую принадлежность, гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; понимать историю, культуру своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; владеть языком своего народа; проявлять чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, ответственности и долга перед Родиной;

  • ответственно относиться к учению; проявлять готовность и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

  • владеть социальными нормами, правилами поведения, ролями и формами социальной жизни в группах и сообществах;

  • проявлять нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • проявлять коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и других видах деятельности;

  • осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, проявлять уважительное и заботливое отношение к членам семьи;

  • проявлять эстетическое сознание через освоение художественного наследия родной русской литературы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать эстетическую ценность русской литературы;

  • оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Метапредметные результаты:

Познавательные.

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях (в тои числе Интернет), рекомендуемых учителем;

  • смысловому чтению;

  • осуществлять запись указанной учителем информации;

  • применять знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебной литературе, для решения учебных и познавательных задач;

  • строить сообщения в устной и письменной форме на указанную тему;

  • находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

  • воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

  • находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

  • осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;

  • строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).

Регулятивные.

Обучающийся научится:

  • Самостоятельно самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • осуществлять контроль своей деятельности;

  • определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • принимать решения в проблемных ситуациях;

  • оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владеть основами саморегуляции;

  • осуществлять познавательную рефлексию.

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

  • организовывать деловое сотрудничество;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • отображать в речи содержание совершаемых действий как в форме громкой, так и в форме внутренней речи;

  • оформлять монологическое и диалогическое высказывание в соответствии с задачей коммуникации и требованиями речевого этикета.

Обучающийся получит возможность научиться:

вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • аргументировать свою позицию, владеть монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Предметные результаты изучения учебного предмета «Русская родная литература»:

Обучающийся научится:

  • пониманию ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы, русской литературы XVIII века, русских писателей XIX – XX веков;

  • пониманию связи литературных произведений с эпохой их написания;

  • умению анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определению в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, пониманию их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владению элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • формированию собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;

  • интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • пониманию авторской позиции и выражению своего отношения к ней;

  • восприятию на слух литературных произведений разных жанров, осмысленному чтению и адекватному восприятию;

  • умению пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • пониманию русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • приобщиться к духовно-нравственным ценностям русской литературы, сопоставлению их с духовно-нравственными ценностями других народов;

оценивать оценивать содержание художественного произведения на основе личностных ценностей.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

Содержание учебного предмета

5 класс


Введение

Роль книги в духовной жизни человека и общества. Русская литература как нрав­ственный ориентир и основа нравственной памяти.

Русский фольклор (2 часа)

Русские пословицы и поговорки.

Толкование русских пословиц. Вариативность пословиц и поговорок. Пословицы и пословично-поговорочные выражения в художественном тексте. Словари и сборники пословиц и поговорок.

Литературная сказка (1 час)

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке», «О четырёх глухих». Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной сказке.

Теория литературы: литературная сказка, её отличие от фольклорной сказки.

Развитие речи: отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке, сочине­ние собственной сказки.

Древнерусская литература (1час)

Из «Повести временных лет». Выбор веры. Похвала учению книжному. За­вещание Ярослава Мудрого сыновьям. Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, твёрдость духа, религиозность.

Теория литературы: жанры древнерусской литературы (летописание, похвала, по­учение).

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Русская басня (1 час)

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало» и другие по выбору. Тематика, пробле­матика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: чтение наизусть, чтение по ролям, инсценирование басни.

Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс на лучшую инсценировку бас­ни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, мультипликационные филь­мы по басням И.А. Крылова.

Литература XIX века (4 часа)

Е.А. Баратынский. «Водопад». Звуковые образы стихотворения. Композиционные особенности. Состояние души лирического героя.

Теория литературы: звукопись, рефрен.

Развитие речи: выразительное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта.

А.В. Кольцов. «Урожай». Традиции народной песни в творчестве А.В. Кольцова. Связь человека и природы в стихотворении. Ритмические особенности.

Теория литературы: эпитет, олицетворение, инверсия, архаичная лексика, рифма, стихотворный размер (хорей).

Развитие речи: выразительное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта.

Связь с другими искусствами: прослушивание песен и романсов на стихи А.В. Коль­цова (романс А. Даргомыжского «Не скажу никому», песня А. Гурилева «Не шуми ты, рожь..», песня "Не весна" композитора Евгения Доги).

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Жанр произведения. Проблемати­ка повести и специфика композиции. Характер героев и способ повествованияЛек­сические особенности произведения.

Теория литературы: повесть как жанр литературы, сюжетная линия.

Развитие речи: краткий и подробный пересказ.

И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Фольклорные традиции в творчестве поэта. Композиция стихотворений, роль пейзажа. Отношение автора к родной природе и судьбе соотечественников.

Теория литературы: эпитет, олицетворение, метафора, инверсия, анафора.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть.

Краеведение: виртуальная экскурсия в дом-музей И.С.Никитина в г. Воронеже (http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html).

Я.П. Полонский. «Утро». Особенности композиции. Рифма и ритмика стихотворе­ния.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта.

А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат…». Стихотворение «Весна» как пример жизнеутверждающей лирики поэта; средства создания образа весны. Роль антитезы в стихотворениях. Философский смысл лирики.

Теория литературы: эпитет, метафора, олицетворение, стихотворный размер.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть.

Литература XX века (7 часов)

А.И. Куприн. «Чудесный доктор». Тема милосердия, человеколюбия, доброты в творчестве писателя. История создания произведения. Контраст как основа компози­ции. Смысл названия.

Теория литературы: рассказ, композиция (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), контраст, реализм.

Развитие речи: краткий пересказ, дискуссия.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями к рассказу художника Г. Ма­зурина.

Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающему миру, ко всему живому, к людям.

Теория литературы: рассказ как жанр литературы.

Развитие речи: рассказ о герое по плану, краткий выборочный пересказ.

Связь с другими искусствами: художественный короткометражный фильм «Варька» 1971 год, СССР, режиссёр Танасис Папастергиу.

В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема жестокости и ответственности за свои поступки. «Белогрудка». Отношение челове­ка к природе. Призыв писателя к милосердию, бережному и трепетному отношению ко всему живому на земле (1 рассказ по выбору).

Теория литературы: рассказ, завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Ю.Я. Яковлев. (1-2 рассказа по выбору). Поиски правды героями Ю. Яковлева в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал».

Теория литературы: композиция, рассказ, завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: выборочный пересказ, характеристика персонажей, письменный от­зыв об эпизоде, сочинение-письмо с фронта.

А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». Тема военного детства и си­ротства в произведениях писателя.

Теория литературы: композиция, (завязка, кульминация, развязка).

Развитие речи: выразительное чтение, характеристика персонажа.

Связь с другими искусствами: просмотр эпизодов советского фильма «Ночевала тучка золотая…» – экранизации одноимённой повести Анатолия Приставкина (в 1989 г., Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М.Горького, ре­жиссёр Суламбек Мамилов).

Современная литература (1 час)

Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в расска­зе «Капустное чудо».

Теория литературы: рассказ как жанр литературы, композиция (завязка, кульмина­ция, развязка).

Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персона­жа, цитатный план.


Содержание учебного предмета

6 класс

Введение. Русский фольклор. (1 час)

Связь литературы с историей, философией, психологией. Образ человека в литературном произведении. Песни «Ивушка», «Ходила младёшенька по борочку…», «Казаки и Меншиков», «Плач по Петре I», «Ты, детинушка, сиротинушка...», «Вниз по матушке по Волге…» и другие по выбору.

Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера. Виды песен (хороводные, лирические, исторические, календарные, обрядовые и другие). Повествовательное и лирическое начала в народной песне.

Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря» и другие.

Воплощение в образе богатыря национального характера и нравственных достоинств. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Теория литературы: народная песня, былина, гипербола.

Развитие речи: выразительное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: работа над проектом «Русские колыбельные песни», составление сборника.

Связь с другими искусствами: «Богатырская симфония» А.П. Бородина.

Древнерусская литература (1 час)

Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Памятник литературы в форме путевых записей (жанр «хожения»).

Литература XVIII века (1 час)

Г.Р. Державин «Лебедь». История создания стихотворения. Торжественность слога. Размышления о судьбе творца.

Теория литературы: жанр оды, эпитет, метафора, двусложные размеры стиха (ямб).

Развитие речи: выразительное чтение наизусть.

Литература XIX века (4 часа)

К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Героико-историческая тематика в творчестве поэта. Противопоставление героической мощи старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего. Способы выражения чувств лирического героя.

Теория литературы: лирический герой, эпитет, метафора, оксюморон, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта.

Ф.Н. Глинка. Краткий рассказ о поэте. Философский смысл стихотворений «Луна», «Утро вечера мудренее».  Стихотворение «Москва» как образец патриотической лирики. Особенности композиции. Отношение автора к российской столице.

Теория литературы: художественная идея, размер, рифма, стопа, риторический вопрос.

Развитие речи: выразительное чтение.

Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». Историческая основа повести. Сюжет и композиция. Герои и образы. Художественное своеобразие. Отношение автора к главному герою.

Теория литературы: повесть как жанр литературы, портрет.

Развитие речи: цитатная характеристика персонажей.

Краеведение: заочная экскурсия в дом-музей писателя в Ясной Поляне.

Литература XX века (5 часов)

К.Г. Паустовский. Проблема уважения к родной земле в рассказе «Бакенщик».

Теория литературы: рассказ как жанр литературы, художественная идея.

Развитие речи: дискуссия, характеристика персонажа.

В.К. Железников. «Чудак из 6 «Б». Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки. Доброта и отзывчивость главного героя.

Теория литературы: повесть как жанр литературы, юмор.

Развитие речи: различные виды пересказа, дискуссия, анализ эпизода.

А.Г. Алексин. История о мечтах, разрушенных войной, в рассказе «Домашнее сочинение». Значение поступка главного героя. Смысл финала рассказа. Проблема выражения благодарности в воспоминаниях А.Г. Алексина («Я прихожу к маме…»)

Теория литературы: кольцевая композиция, художественная идея.

Развитие речи: письменный отзыв об эпизоде.

Е.И. Носов. Краткий рассказ о писателе. Особенности прозы Е.И. Носова. Доброта и жестокость людей в рассказе «Алюминиевое солнце». Смысл названия рассказа. Способы характеристики персонажа.

Теория литературы: композиция, диалектизм, фразеологизм, художественная идея.

Развитие речи: сжатый пересказ, анализ эпизода, цитатный план.

Связь с другими искусствами: знакомство с Памятником Евгению Носову в Курске, (скульптор В. Бартенев).

Василий Гроссман. «Собака». Историческая основа рассказа. Взаимоотношения человека и собаки.

Теория литературы: рассказ, композиция, (завязка, кульминация, развязка).

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.

Современная литература (4 часа)

Людмила Улицкая. Нравственная красота человека в рассказе «Счастливый случай». Материнская любовь и мудрость в рассказе «Бумажная победа».

Теория литературы: рассказ как жанр литературы, композиция (завязка, кульминация, развязка), художественная идея.

Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа, цитатный план.

Владислав Отрошенко. Краткий рассказ о писателе. Повесть в рассказах «Двор прадеда Гриши». Образ повествователя. Юмор в повести.

Теория литературы: повесть в рассказах, юмор, ирония.

Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа.

Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс на лучшую иллюстрацию к повести.

Борис Минаев. Краткий рассказ о писателеВосприятие окружающего мира ребёнком в романе «Детство Лёвы». Проблема взросления в романе «Гений дзюдо». Главы «Эра телевидения», «Брат» и другие по выбору.

Теория литературы: роман в новеллах.

Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа.

Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс на лучшую иллюстрацию к произведениям Б. Минаева.


Содержание учебного предмета

7 класс

Русский фольклор (2 часа)

Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник".

Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Курского края.

Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Фольклорные традиции в русской литературе

Древнерусская литература (2 часа)

Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции древнерусской литературы. Житие Феодосия Печерского. Житие Серафима Саровского. "Повесть о разорении Рязани Батыем"."Повесть о Петре и Февронии Муромских" – гимн супружеской любви и преданности. "Поучение Владимира Мономаха". Значение духовно-нравственных заповедей, определивших дух эпохи и ставших основным вектором развития русской литературы.

Литература XIX века(1 час)

И.С.Тургенев. "Записки охотника".Целостная картина России, освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле . "Гамлет Щигровского уезда", Льгов".

Литература XX века (7 часов)

В.А.Солоухин. Рассказ "Мститель". Формирование духовного мира подростка, умение прощать как первый шаг на пути постижения гармонии окружающего мира.

Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей, тимуровское движение. "Горячий камень". Нравственные уроки ценности жизни  в произведении.

К.Д.Воробьев. Красота человеческих взаимоотношений в рассказе "Настя". Рассказ "Синель". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки. Уроки доброты и милосердия в  рассказе "У кого поселяются аисты". Испытание  человека пленом на войне, мужество и стойкость, вера в свои силы в рассказе  "Седой тополь"."Немец в валенках". Гуманизм как главный закон сохранения жизни на земле.

Е.И.Носов. Рассказ "Тридцать зерен" – размышления автора о человечности, о природе творчества. "Покормите птиц"- призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому. Жестокая правда войны, трудная цена Победы в произведении "Красное вино Победы". Образ защитников родной земли в повести "Усвятские шлемоносцы". Исторические и патриотические мотивы в рассказе  Е.И.Носова "НЛО нашего детства".

В.М. Песков. Образ России в очерке "Помнить о Родине", в очерках  "Отечество", "Средняя полоса".

В.В.Овечкин. Очерки "Районные будни"- "деловая правда", основанная на реальных событиях.

Ю.П.Герман. Обзор произведений "Россия молодая", "Дорогой мой человек", "Дело, которому ты служишь".

Родная земля в произведениях курских поэтов (5 часов)

Н.Ю.Корнеев. Стихотворения "Снега серебро высокой пробы...", "Березы".

 В.С.Алехин. Стихотворения "Отчий край", "Люблю весной зимы упрямство..."

Е.И.Полянский. Стихотворения "Антоновка", "Приглашение в Курск".

А.Ф.Шитиков. Стихотворения "Донные ключи", "Светись, родимая, светись!"

Ю.П.Першин. Стихотворения "Родник",  "Корни хлеба".

В.Н. Корнеев. Стихотворения "Горячие травы июля", "Купание в сентябре", "Журавли".


Содержание учебного предмета

8 класс

Введение (1 час)

 «Край родной, навек любимый…». Знакомство с содержательной основой  курса «Родная (русская) литература. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох. 

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов.


Из древнерусской литературы (1 час)

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Агиография. «Житие Феодосия Печерского» (фрагменты). Путь от инока до игумена. Нравственные основы жизни святого.

         Опорные понятия: житийный жанр, агиография.

Краеведение: страницы биографии Феодосия Печерского, связанные с Курском.

Из литературы 16 века (3 часа)

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как гимн супружеской любви и верности. Жанровый синтез жития и сказочно-беллетристической повести. Сюжет и композиция.

         Опорные понятия: сказочно-беллетристическая повесть, сюжет, композиция.

         Метапредметная связь: творческая работа – создание тематической странички  календаря: «8 июля – День  семьи, любви и верности. Праздник в моей семье».

Творческий индивидуальный проект «Путешествие в Муром».

Из литературы 18 века (2 часа)

Формирование «новой» русской литературы. Классицизм и сентиментализм как литературные направления. «Ведомости» – первая русская газета.

И. П. БогдановичОтрывки из повести «Душенька». Своеобразие жанра.

Развитие речи: практикум, составление Толкового словаря авторской лексики с учётом специфики поэзии XVIII века.

Письменная работа «Почему автор называет своё сочинение «забавой»?»

         Опорные понятия: классицизм, сентиментализм, литературные направления.

Из литературы 19 века (8 часов)

Басни И.А.Крылова. Тема Отечественной войны 1812 года: «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и кот». Образ М.И.Кутузова в баснях.

Опорные понятия: басня, аллегория, иносказание.

Исследовательская работа: реферат «Отечественная война 1812 года в баснях И.А. Крылова».

Патриотическая лирика  В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов».Своеобразие жанра: героическая песнь, кантата, послание, застольная песнь, элегия.

Опорные понятия: героическая песнь, кантата, послание, застольная песнь, элегия.

Развитие речи: «На театральных подмостках». Декламация (по выбору обучающихся)

Шедевры любовной лирики А.С.Пушкина в музыкальной интерпретации:  М.Глинка «Я помню чудное мгновенье»,  А.Алябьев  «Я вас любил…», Ц.Кюи «Сожженное письмо», А.Даргомыжский «Что в имени тебе моём…», С.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне…», Н.Римский-Корсаков «Красавица» и др. по выбору.

Развитие речи: музыкальная гостиная.

Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.

Презентация к уроку «Музы А.С.Пушкина»

Особенность творческого дарования Н.В.Гоголя. Сборник «Арабески» Обзор статей. Комментированное чтение отрывков из статьи «Несколько слов о Пушкине»

Опорные понятия: статья, арабески.

Практикум: составление тезисного плана статьи (работа в группе);

составление цитатного плана статьи (работа в группе).

Развитие демократической литературы.

И.С.Тургенев. Повесть «Вешние воды».  История любви.  Светлые воспоминания о чувстве.  Характеры героев.

Великая Отечественная война в русской литературе (1 час)

Е.И.Носов. Жестокая правда войны, трудная цена Победы в произведении "Красное вино Победы".

Из литературы Курского края (1 час)

К.Д. Воробьев. Уроки доброты и милосердия в рассказе "У кого поселяются аисты".

Итоговый проект.



Содержание учебного предмета

9 класс

Введение (1час)

«Любите читать!» (Д.С. Лихачёв)

Из древнерусской литературы (2 часа)

«Житие Сергия Радонежского» .Житийный жанр в древнерусской литературе. Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси.

Из русской литературы 19 века (2 часа)

А.А.Фет. Рассказ «Кактус». Сюжет. Герои.

Из русской литературы 20 века ( 16 часов)

М. Горький. Слово о писателе. «Песня о Соколе». Своеобразие композиции. Художественные особенности «Песни…»

К.Г.Паустовский. Рассказ «Телеграмма». Композиция рассказа. Нравственные проблемы. Авторская позиция. Роль пейзажа. Смысл названия.

В.П.Астафьев. «Рукавички», «Рукой согретый хлеб» (из книги «Затеси»). Лирическая миниатюра. Нравственный выбор. Человек на войне. Личные переживания героя-рассказчика.

А.С.Грин. Слово о писателе.  Рассказ «Зелёная лампа».  Сюжет, композиция. Характеры героев. Смысл названия.

Ю.П. Казаков«Запах хлеба».  Память о близких людях. Проблема утраты связи с отчим домом.

В.А. Каверин. «Два капитана». Приключенческий роман. Настойчивость и целеустремлённость главного героя в достижении мечты. Нравственные проблемы в романе.

Ю.М. Нагибин. «Старая черепаха». Сюжет рассказа, герои. Проблема ответственности.

А.Г.Алексин. «А тем временем где-то». Сюжет повести, главные герои. Желание юного героя понять себя и окружающих. Проблема выбора.

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось». История о первой любви. Проблема взаимоотношения подростков друг с другом, родителей с детьми. Смысл названия повести.

Из русской поэзии (3 часа)

Стихи о маме (Э. Асадов «Письмо с фронта», А. Прокофьев «Мама», Ж. Баринова «Чтобы жить без тревог и печали», Е. Трутнева «Мама»   и др.)

Великая Отечественная война в русской литературе (5 часов)

Н. Н. Сидоренко. Стихи. «Память», «Костры не гаснут», «Открой глаза на белый свет», «Белым-бело».

Стихи поэтов-фронтовиков. Героизм, патриотизм, трудности военных лет, чувство скорбной памяти и чувство любви к Родине   в стихотворениях о войне.

А. Сурков «Утро победы»

Н. Ушаков «Накануне»

А. Фатьянов «Где же вы теперь, друзья-однополчане»?

Ю. Друнина «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…»

А. Межиров «Человек живёт на белом свете»  и др.

К. М. Симонов.«Свеча». Человеколюбие, уважение к людям другой национальности, сострадание, гуманистическая  идея рассказа. Материнская любовь не знает национальности.

Тема Великой Отечественной войны (2 часа)

А.Н. Толстой. «Русский характер». Черты характера русского человека.  Скромность, сдержанность главного героя. Образ рассказчика.

К.Д. Воробьев. «Седой тополь». Борьба за жизнь в лагере военнопленных. Судьба главного героя. Образы-символы.

Из литературы Курского края (4 часа)

Ю.Асмолов. Стихотворения «Русский лес», «Встреча с детством», «Март», «Выйду я во поле к ветру бездомнику…» и др.  Природа. Детство. Родной край.

В.Еськов. «Куряния моя». Курск и курский край.

В.Шеховцов. «О Родине с любовью и тревогой». Стихотворения по выбору учителя и учащихся.

Из современной русской литературы (1 час)

А.Костюнин. «Поводырь». Рассказ о слепом учителе.

Л. Улицкая. «Детство сорок девять». Книга о послевоенном детстве.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5 класс

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Общее

Р/Р

К/Р

1

Русский фольклор

1

1


2

Литературная сказка

1



3

Древнерусская литература

1



4

Русская басня

1



5

Из литературы 19 века

4



6

Из литературы 20 века

6

1


7

Из современной литературы

1




Итого

15

2



6 класс


№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Общее

Р/Р

К/Р

1

Русский фольклор

2



2

Древнерусская литература

1



3

Из литературы 18 века

1



4

Из литературы 19 века

3


1

5

Из литературы 20 века

5



6

Из современной литературы

3

1



Итого

15

1

1



7 класс


№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Общее

Р/Р

К/Р

1

Русский фольклор

2




Из древнерусской литературы

2



4

Из литературы 19 века

1



5

Из литературы 20 века

6

1


6

Из литературы Курского края

4


1


Итого

15

1

1



8 класс


№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Общее

Р/Р

К/Р

1

Русский фольклор

1



2

Из древнерусской литературы

1



3

Из литературы 16 века

3



4

Из литературы 18 века

2



5

Из литературы 20 века

6

1

1

6

Из литературы Курского края

1

1



Итого

14

2

1







9 класс


№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Общее

Р/Р

К/Р

2

Из древнерусской литературы

2



3

Из литературы 19 века

2



4

Из литературы 20 века

13

4

2

5

Из русской поэзии

3




Тема великой Отечественной войны

3

1

1

6

Из литературы Курского края

2


1


Из современной литературы

1




Итого

25

5

4