Приложение к ООП ООО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Раменская средняя общеобразовательная школа №19
| УТВЕРЖДЕНО Приказом от ______________ № _____ Директор МОУ СОШ №19 __________________________________ И.В. Буданцева |
Рабочая программа
по учебному предмету «Родная литература»
Класс | 5е |
Уровень | Основное общее образование |
Составитель | Фокина Ольга Сергеевна |
2019 год
Оглавление
| Разделы | Страницы |
Пояснительная записка | 3-4 |
I. | Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса | 5 |
II. | Содержание учебного предмета, курса | 6-7 |
III. | Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | 8-9 |
IV. | Календарно-тематическое планирование | 10-12 |
V. | Лист экспертизы | 13 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перечень нормативных документов, на основе которых составлена Рабочая программа:
1. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 14 (ч.6), ст. 28 (п.6 ч.3), ст. 44 (ч.1, ч.3)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 17 декабря 2010 №1897
4. Письмо Министерства образования и науки РФ «Об изучении русского языка как родного из числа языков народов РФ» от 15.02.2017 №МОН-П-617
5. Письмо Министерства образования и науки РФ «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке» от 09.10.2017 №ТС-945/08
6. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О вопросах изучения языков народов РФ» от 20.06.2018 №05-192
7. Письмо Министерства просвещения РФ «О направлении информации и рекомендаций по применению нормативного законодательства по обеспечению образования на родных языках» от 20.12.2018 №03-510
8. Приказы Минпросвещения России от 17.01.2019 №19, 20 «О внесении изменений в порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. №32»
9. Приказы Минпросвещения России от 21.01.2019 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 30 августа 2013 г. №1015»
8. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Раменская СОШ №19, 2016 г. (с дополнением, приказ МОУ Раменской СОШ №19 от 30.08.2019 № 157)
9. Рабочая программа по литературе к предметной линии учебников для 5 класса общеобразовательной школы авторов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2014.
6. Учебник: Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2018
Цели изучения учебного предмета, курса
Цель изучения учебного предмета «Родная литература» в школе – сопровождение и поддержка учебного предмета «Литература» и воспитание уважительного и бережного отношения к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи изучения учебного предмета, курса:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Место учебного предмета в Учебном плане ОО
Количество часов в год | 17 часов |
Количество часов в неделю | 0,5 часа |
Согласно Учебному плану основного общего образования МОУ Раменской СОШ №19 на 2019-2020 учебный год (п. 2.2) указанное количество часов в неделю соответствует 1 часу в неделю, выделенному на освоение учебного предмета «Родная литература» во 2 полугодии (3 и 4 четвертях).
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Предметными результатами изучения курса «Родная литература» является сформированность следующих умений:
Ученик научится:
осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладевать процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
Ученик получит возможность научиться:
владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Распределение учебных часов по разделам Рабочей программы
№ | Название раздела | Кол-во часов | В том числе |
Контрольных работ | Практических работ | Лабораторных работ |
1 | Введение | 1 | | | |
2 | Устное народное творчество | 2 | | | |
3 | Древнерусская литература | 1 | | | |
4 | Русская литература XVIII в. | 1 | | | |
5 | Русская литература XIX в. | 5 | | | |
6 | Русская литература XX в. | 7 | | | |
Всего | 17 | | | |
Введение (1 ч)
Родная литература как национально-культурная ценность народа.
Устное народное творчество (2 ч)
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Сказки о справедливости, добре и зле.
Древнерусская литература (1 ч)
Афанасий Никитин. Краткие сведения об авторе. «Хождения за три моря» - памятник древнерусской литературы в форме путевых записей. Жанр хождения.
Русская литературы XVIII века (1 ч)
М. Ломоносов. Мораль басни «Лишь только дневной шум умолк…».
Русская литература XIX века (5 ч)
Л.Н.Толстой. Мораль басен «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».
В.И.Даль. Краткие сведения об авторе. Сказка «Что значит досуг?», мораль сказки
Поэтический образ Родины
П.Вяземский. Краткие сведения об авторе. Стихотворение «Первый снег», средства художественной выразительности в стихотворении.
К.Станюкович. Краткие сведения из биографии писателя. Рассказ «Рождественская ночь», особенности сюжета, образ Родины.
Литература XX века (7 ч)
Е.Пермяк. Краткие сведения из биографии писателя. Сказка «Березовая роща». Тема судеб детей.
Л.Пантелеев. Краткие сведения из биографии писателя. «Шкидские рассказы». Тема судеб детей.
К.Г.Паустовский. Краткие сведения из биографии. Рассказ «Заячьи лапы». Отношение к «братьям меньшим»
М.Пришвин. Краткие сведения из биографии. Сказка «Остров спасения». Связь человека и природы
Родная природа в произведениях поэтов ХХ века
А.Блок. Краткие сведения об авторе. Стихотворение «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…». Гармония в мире природы.
Н. Рубцов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Родная деревня»
Д.Самойлов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Сказка». Тема воспоминаний о детстве.
В.Берестов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Почему-то в детстве…». Тема воспоминаний о детстве.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ | Наименования разделов и тем | Количество часов, отводимых на освоение каждой темы |
Введение (1 ч) |
1 | Родная литература как национально-культурная ценность народа | 1 |
Устное народное творчество (2 ч) |
2 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли | 1 |
3 | «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Сказки о справедливости, добре и зле | 1 |
Древнерусская литература (1 ч) |
4 | «Хождения за три моря» Афанасия Никитина – памятник древнерусской литературы в форме путевых записей. | 1 |
Русская литературы XVIII века (1 ч) |
5 | М. Ломоносов. Мораль басни «Лишь только дневной шум умолк…» | 1 |
Русская литература XIX века (5 ч) |
6 | Л.Н.Толстой. Мораль басен «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья» | 2 |
7 | Даль В.И. Краткие сведения об авторе. Сказка «Что значит досуг?», мораль сказки | 1 |
Поэтический образ Родины |
8 | П.Вяземский. Стихотворение «Первый снег», средства художественной выразительности в стихотворении | 1 |
9 | К.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь», особенности сюжета, образ Родины | 1 |
Литература XX века (7 ч) |
10 | Е.Пермяк. Сказка «Березовая роща». Тема судеб детей | 1 |
11 | Л.Пантелеев. «Шкидские рассказы». Тема судеб детей. | 2 |
12 | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Отношение к «братьям меньшим». М.Пришвин. Сказка «Остров спасения». Связь человека и природы | 1 |
Родная природа в произведениях поэтов ХХ века |
13 | А.Блок. Стихотворение «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…». Гармония в мире природы | 1 |
14 | Н.Рубцов. Стихотворение «Родная деревня» | 1 |
15 | Д.Самойлов. Стихотворение «Сказка». В.Берестов. Стихотворение «Почему-то в детстве…» Тема воспоминаний о детстве. | 1 |
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные (фактические) сроки прохождения |
Введение (1 ч) |
1 | Родная литература как национально-культурная ценность народа | 09.01 | |
Устное народное творчество (2 ч) |
2 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли | 16.01 | |
3 | «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Сказки о справедливости, добре и зле | 23.01 | |
Древнерусская литература (1 ч) |
4 | «Хождения за три моря» Афанасия Никитина – памятник древнерусской литературы в форме путевых записей. | 30.01 | |
Русская литературы XVIII века (1 ч) |
5 | М. Ломоносов. Мораль басни «Лишь только дневной шум умолк…» | 06.02 | |
Русская литература XIX века (5 ч) |
6 | Л.Н.Толстой. Мораль басен «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Урок 1 | 13.02 | |
7 | Л.Н.Толстой. Мораль басен «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Урок 2 | 20.02 | |
8 | Даль В.И. Краткие сведения об авторе. Сказка «Что значит досуг?», мораль сказки | 27.02 | |
Поэтический образ Родины |
9 | П.Вяземский. Стихотворение «Первый снег», средства художественной выразительности в стихотворении | 05.03 | |
10 | К.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь», особенности сюжета, образ Родины | 12.03 | |
Литература XX века (7 ч) |
11 | Е.Пермяк. Сказка «Березовая роща». Тема судеб детей | 19.03 | |
12 | Л.Пантелеев. «Шкидские рассказы». Тема судеб детей. Урок 1 | 02.04 | |
13 | Л.Пантелеев. «Шкидские рассказы». Тема судеб детей. Урок 2 | 09.04 | |
14 | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Отношение к «братьям меньшим». М.Пришвин. Сказка «Остров спасения». Связь человека и природы | 16.04 | |
Родная природа в произведениях поэтов ХХ века |
15 | А.Блок. Стихотворение «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…». Гармония в мире природы | 23.04 | |
16 | Н.Рубцов. Стихотворение «Родная деревня» | 30.04 | |
17 | Д.Самойлов. Стихотворение «Сказка». В.Берестов. Стихотворение «Почему-то в детстве…». Тема воспоминаний о детстве. | 07.04 | |
Лист согласования изменений
в календарно-тематическом планировании
№ п/п | Изменение календарно-тематического планирования (дата, содержание изменения, причины) | Отметка о согласовании с администрацией |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Лист экспертизы
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания
ШМО учителей гуманитарного цикла
от _______________ № ________
Руководитель ШМО
______________ ( Е.В. Орлова)
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по УВР
______________ (Е.А. Подковкина )
Дата: