СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Родная литература (русская)" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Родная литература (русская)" расчитана на реализацию в 9 классе, 34 учебных недели - 34 часа. 

Предмет «Родная литература (русская)» на уровне основного общего и среднего общего образования направлен на формирование у учащихся представления о родной литературе как составной части многонациональной культуры России, что способствует формированию гармоничной личности школьника, обладающей общероссийским и этническим гражданским сознанием, воспитанию культуры межнациональных отношений.

В программе представлены следующие проблемно-тематические блоки:

  1. Введение.
  2. Мир детства.
  3. История родного края, страны.
  4. Человек и природа.
  5. Настоящая дружба и любовь.
  6. Материнская любовь.
  7. Человек и семья.
  8. Нравственность, нравственный выбор.
  9. Человек на войне.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Родная литература (русская)" 9 класс»

Пояснительная записка


Программа учебного курса «Родная литература (русская)» для 9 класса разработана в соответствии требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897», с учетом положений Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной 9 апреля 2016 г., № 637-р.


Нормативная правовая основа для разработки настоящей рабочей программы по учебному предмету «Русская родная литература» составляют следующие документы:


  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании).

  2. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

  3. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №185-ФЗ).

  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2019 г. «Об утверждении Концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации».

  5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Минпросвещения Российской Федерации от 22 ноября 2019 №632).

  6. Приказ Министерства образования и науки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1576 (п.п. 12.1, 12.2; п. 19.3).

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12ю2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

  10. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. №05 - 192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»


Предмет «Родная литература (русская)» на уровне основного общего и среднего общего образования направлен на формирование у учащихся представления о родной литературе как составной части многонациональной культуры России, что способствует формированию гармоничной личности школьника, обладающей общероссийским и этническим гражданским сознанием, воспитанию культуры межнациональных отношений.

На уроках родной литературы необходимо не только познакомить школьников с подлинными художественными ценностями, но и приобщить их к общечеловеческим ценностям, к духовному опыту русского народа, обладающим несомненной национальной самобытностью и нашедшим свое отражение в фольклоре и литературе. Знакомство с произведениями словесного искусства родного народа расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовном и нравственном потенциале многонациональной России.

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношения к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Основными задачами изучения предмета «Родная литература (русская)» являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, способной, осознавая свою принадлежность к родной культуре, уважительно относиться к русской литературе (культуре), культурам других народов;

  • расширение знаний о родной литературе, ее духовно-нравственных и эстетических ценностях, выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, значительных литературных произведениях, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, связи искусства с жизнью и историей;

  • формирование эстетического вкуса на основе чтения и освоения художественных текстов родной литературы;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.


Общая характеристика учебного предмета (курса)


ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству. Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

В программе представлены следующие проблемно-тематические блоки:

  1. Введение.

  2. Мир детства.

  3. История родного края, страны.

  4. Человек и природа.

  5. Настоящая дружба и любовь.

  6. Материнская любовь.

  7. Человек и семья.

  8. Нравственность, нравственный выбор.

  9. Человек на войне.

Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметами «Родной язык (русский)» и «Литература» предметной области «Русский язык и литература». Изучение языка художественных произведений способствует пониманию обучающимися эстетической функции родного слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью. Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков.

Объединяющим принципом для содержания предметов «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» является культурно-исторический подход к представлению дидактического материала. На его основе в программе учебного предмета «Родная литература (русская)» определены проблемно-тематические блоки, каждый из которых включает сопряженные с ним ключевые слова, отражающие духовную и материальную культуру народа в их исторической взаимосвязи. Содержание данного предмета также может усиливать содержание базового курса учебного предмета «Литература» образовательной области «Русский язык и литература». В программу также включены произведения уральских авторов; писателей, чье творчество связано с Южным Уралом и представляет собой культурную и художественную ценность; писателей, не связанных с Уралом рождением, но чье пребывание в регионе отмечено созданием художественных текстов на местном материале.

При выборе художественных произведений для изучения в рамках курса я руководствовалась следующими критериями: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям.



Место учебного курса «Родная литература (русская)»


Учебный предмет «Родная литература (русская)» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Русский родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью. Программа учебного предмета «Родная литература (русская)»» предназначена для изучения в 5-9 классах. В 9 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы, контрольные работы, сочинения.

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная:

  • традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи);

  • нестандартные уроки: зачёт, семинар.

Виды и формы контроля:

  • письменный ответ на вопрос;

  • тестирование;

  • выразительное чтение (чтение наизусть);

  • сочинение на литературоведческую тему или сочинение-рассуждение;

  • проект.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»

Личностные результаты изучения предмета «Родная литература (русская)»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

  • потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

  • уважительно относиться к родной литературе;

  • оценивать свои и чужие поступки;

  • проявлять внимание, желание больше узнать;

  • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Метапредметными результатами изучения предмета «Русская родная литература» является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

  1. формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  2. анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

  3. совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

  4. работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

  5. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

  • планированию пути достижения цели;

  • установлению целевых приоритетов;

  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

  • учитывать условия выполнения учебной задачи;

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

  1. овладение навыками смыслового чтения;

  2. извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  3. владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  4. перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

  5. излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  6. пользоваться словарями, справочниками;

  7. осуществлять анализ и синтез;

  8. устанавливать причинно-следственные связи;

  9. строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

  • строить сообщение в устной форме;

  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

  1. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  2. планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  3. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

  4. уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  5. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  6. уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

  7. уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);  оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  8. выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Учащийся научится:

  9. устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

  10. аргументировать свою точку зрения;

  11. задавать вопросы.

  12. продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

  13. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  14. брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).


Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.


Предметными результатами изучения курса «Родная литература (русская)» является сформированность следующих умений:

  1. осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  2. понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  3. развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  4. овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

  5. формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся получит возможность научиться:

  • владеть различными видами пересказа;

  • пересказывать сюжет;

  • выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

  • пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.






Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»

Введение (1 ч)

«Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». (А.И.Герцен)


Мир детства (5 ч)

Л. Н. Толстой «Сила детства».

Е. Носов «Лоскутное одеяло».

Л. Улицкая «Детство – 49» («Капустное чудо»).

П. Санаев «Похороните меня за плинтусом» (отрывки).

Тестирование.

История родного края, страны (3 ч)

Фольклор Урала.

Мастера изумрудного края: уральские сказы и легенды (П. П.Бажов «Синюшкин колодец», «Малахитовая шкатулка»).

Т.Л. Корецкая «История Урала в рассказах для детей».

Л.К. Татьяничева. Слово о поэте. Стихи. «Урал», «Живу я в глубине России…» и др.

Человек и природа (5 ч)

И.С. Тургенев «Перепелка».

Мир природы глазами ребенка в рассказах В.П.Астафьева.

Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».

С. Георгиев «Собаки не ошибаются».

Сочинение – рассуждение.


Настоящая дружба и любовь(4 ч)

Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо».

В.Железников «Чучело».

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось». 


Материнская любовь (5 ч)

К. Паустовский «Телеграмма»

В. Закруткин. «Матерь человеческая».

К. М. Симонов. «Свеча».

В. Астафьев «Шинель без хлястика».

Сочинение-рассуждение.


Человек и семья (3 ч)

А. Платонов «Семен».

А. Алексин «Подумаешь, птицы!

В. Солоухин «Под одной крышей».


Нравственность, нравственный выбор (4 ч)

В. Солоухин «Моченые яблоки».

В. Крупин «А ты улыбайся!».

Ю. Буйда «Продавец добра».

Сочинение-рассуждение на тему: «Быть или не быть добру в этом мире?» или «Что такое добро?».


Человек на войне (4 ч)

Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке». 

А. Алексин «Сигнальщики и горнисты».

Литературная гостиная. «Строки, опаленные войной». 

Итоговая контрольная работа.



Учебно-тематическое планирование курса «Родная литература (русская)» 9 класс



Проблемно-тематический блок

Количество часов

1

Введение

1

2

Мир детства

5

3

История родного края, страны

3

4

Человек и природа

5

5

Настоящая дружба и любовь

4

6

Материнская любовь

5

7

Человек и семья

3

8

Нравственность, нравственный выбор

4

9

Человек на войне

4

Итого

34



Календарно-тематическое планирование

курса «Родная литература (русская)», 9 класс

Тема

Количество часов

Текущий контроль успеваемости

Дата

Введение (1 ч)

1

Введение.

«Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». (А.И.Герцен)


1

Анкетирование


Мир детства (5 ч)

2

Л. Н. Толстой «Сила детства», противостоящая злобе, ненависти и насилию.


1

Устный опрос.


3

Детство – это волшебная и таинственная страна, из которой приходят все люди по рассказу Е. Носова «Лоскутное одеяло».

1

Устный опрос, ответы на вопросы.


4

«Чудо человеческого преображения в рассказе Л. Улицкой «Капустное чудо» 

1

Создание устного развернутого высказывания


5

П. Санаев «Похороните меня за плинтусом» (отрывки). Автобиографичность повести.

1

Смысловой анализ текста


6

Тестирование.


1

Тестирование по изученным произведениям тематического блока «Мир детства».


История родного края, страны (3 ч)

7

Наш дом – Южный Урал. Фольклор Урала – сокровища народной мудрости.


1

Участие в обсуждении прочитанного.


8

Мастера изумрудного края: уральские сказы и легенды (П. П.Бажов «Синюшкин колодец», «Малахитовая шкатулка»).

1

Комментированное чтение эпизодов


9

Т.Л. Корецкая «История Урала в рассказах для детей».

Л.К. Татьяничева. Слово о поэте. Стихи. «Урал», «Живу я в глубине России…» и др.

1

Выразительное чтение


Человек и природа (5 ч)

10

Раскрытие темы бережного отношения к природе в рассказе И.С. Тургенева «Перепелка».

1

Участие в обсуждении прочитанного.


11

Мир природы глазами ребенка в рассказах В.П.Астафьева.


1

Устный опрос, ответы на проблемные вопросы.


12

Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».

«Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно быть, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой-этим непосредственным выражением красоты и добра.»

Л.Толстой.

1

Участие в обсуждении прочитанного.


13

Чувство любви и сострадания к братьям нашим меньшим С. Георгиев «Собаки не ошибаются».


1

Участие в обсуждении прочитанного, мини-сочинение.


14

Сочинение – рассуждение на одну из предложенных тем.


1

Написание сочинения-рассуждения.


Настоящая дружба и любовь (4 ч)

15

Настоящая дружба, преданность и расставание в повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».

1

Участие в обсуждении прочитанного


16-17

Дружба, жестокость и предательство в повести В Железникова «Чучело».

2

Создание устного развернутого высказывания


18

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось». История о первой любви. Смысл названия повести.

1

Комментированное чтение эпизодов


Материнская любовь (5 ч)

19

Пока не стало поздно по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма»


1

Участие в обсуждении прочитанного


20

«Вы все будете жить…». Урок по повести В. Закруткина «Матерь человеческая».

1

Комментированное чтение


21

К. М. Симонов. «Свеча». Образ главной героини.


1

Мини-сочинение.


22

В. Астафьев «Шинель без хлястика».


1

Участие в обсуждении прочитанного


23

Сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь?».

1

Написание сочинения-рассуждения.


Человек и семья (3 ч)

24

Тема семьи в рассказе А. Платонова «Семен».

1

Пересказ фрагментов, выразительное чтение


25

Атмосфера нежной любви, безмятежного счастья, взаимопонимания в семье главного героя произведения А. Алексина «Подумаешь, птицы!»

1

Участие в обсуждении прочитанного, устный опрос.


26

В. Солоухин «Под одной крышей». Трагедия взаимоотношений отца с дочерью. Самый трудный поступок – «переступить через самого себя». Умение прощать друг друга, не отвечать злом на зло – главное условие взаимопонимания в семейных, соседских и просто человеческих взаимоотношениях.

1

Интеллектуальное осмысление художественной картины жизни, участие в обсуждении, ответы на вопросы.


Нравственность, нравственный выбор (4 ч)

27

В. Солоухин «Моченые яблоки». Тема расплаты. Можно ли за добро расплатиться деньгами? Нравственная позиция героев.

1

Развернутый устный ответ


28

В. Крупин «А ты улыбайся!». Тема добра и зла. Проблема детской жестокости, её причины, наша ответственность за неё.


1

Мини-сочинение.


29

Ю. Буйда «Продавец добра». Добро как материальные ценности, его всесилие в современном писателю мире. Истинный смысл слова «добро». «Добра-то много, да добра нет».

1

Интеллектуальное осмысление художественной картины жизни, участие в обсуждении, ответы на вопросы.


30

Сочинение-рассуждение на тему: «Быть или не быть добру в этом мире?» или «Что такое добро?».


1

Сочинение-рассуждение.


Человек на войне (3 ч)

31

Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке». 

1

Пересказ фрагментов, выразительное чтение


32

А. Алексин «Сигнальщики и горнисты». Поколение мальчишек военных лет, их нравственная чистота, честность, принципиальность, любовь к Родине. Духовная связь поколений, сохранение высоких нравственных идеалов отцов и дедов. Мотив ненависти к войне.

1

Пересказ фрагментов, выразительное чтение


33

Литературная гостиная. «Строки, опаленные войной». 

1

Выразительное чтение наизусть.


Итоговый урок (1 ч)

34

Итоговая контрольная работа.

1

Написание итогового сочинения, контрольной работы.