СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

77 лет разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«77 лет разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье»

Сценарий

77-лет разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье

«Помнит сердце, не забудет никогда…»


Фонограмма на начало Марш танкистов

Выход ведущих


В1: “Никто не забыт и ничто не забыто” –

Гордая надпись на глыбе гранита.

Потухшими листьями ветер играет,

Дождем проливным венки замывает,

Но словно огонь у подножья – гвоздика!

Никто не забыт, и ничто не забыто!


В2: Здравствуйте, уважаемые гости!


В1: Мы рады приветствовать всех, кто собрался в этом зале!


В2: Течет река времени… 77 лет назад была одержана победа в Великой отечественной войне. Казалось бы, надо навечно забыть, похоронить войну, но память наша не даст сделать этого.


В1: И гордость, и радость, и слезы, боль невозвратных потерь – все соединилось в нашей Великой Победе… Сегодня, мы знаем, какой страшной была цена этой Победы.


В2: В России, говоря о Великой Отечественной войне, вспоминают поражения 1941-1942 годов, битву под Москвой, блокаду Ленинграда, сражение за Сталинград, Северный Кавказ, Огненную дугу и ряд других знаменитых операций. Но мало что могут сказать о войне на Севере, на Кольском полуострове, если вообще слышали об этой странице Великой войны.

Фонограмма Реквием (весь стих играет)


В1: В славной череде армейских операций,

Петсамо-Киркинесская в истории страны,

Вошла одной из ярких иллюстраций

Примеров доблести, геройства в буднях той войны.


В2:  Еще норвежскому народу

 Мы помогли вернуть свободу.

 Чтоб и на Северном пути

 Спокойно с грузами идти.


В1: Однообразны сопок склоны.

 Болота. Ветер. Скудный мох.

 Три года трудной обороны!

 Другой бы выдержать не смог.


В2: А ты стоял. Ты все невзгоды

 Ночей полярных испытал,

 Но на безумства непогоды

 И на удел свой не роптал.


 В1:Ты в камни врос, и враг твой тоже

 Зарылся в камень от свинца;

 И – бездорожье, бездорожье,

 И валуны, им нет конца.


В2: …Сечёт позёмка. Сумрак длится.

 Счёт по минутам – не по дням.

 Вся в пене Западная Лица

 Гремит и скачет по камням.


В1:Я знаю, как порой до злобы,

 До исступления, до слёз

 Тебя истачивал ознобом

 Жестокой Арктики мороз.

 

В2: Но ты упрямей был, суровей,

 Ты верил – близок твой черёд,

 Когда с сигналом, сдвинув брови,

 В атаку ринешься вперёд.


В1:И вот он грянул, день счастливый:

 Всесильна, яростна и зла,

 Волной от Кольского залива

 Пехота хлынула, пошла.


В2: Мальчишки чьими-то отцами

 Могли бы стать…Могли бы стать.

 Но в море, в сопках, у Петсамо

 Им не воскреснуть, им не встать


В1: Здесь нет душистых роз,

 И нет кустов мимозы,

 И не услышать трели соловья,

 Не вьются над озерами стрекозы,

 И васильками не пестрят поля.


Фонограмма Трио

Видео Молитва


В1: Кольский полуостров занимал большое место в агрессивных планах немецкого военно-политического командования. Во-первых, Берлин интересовал город Мурманск – незамерзающий порт, база Северного флота СССР.


В2: Во-вторых, Гитлера привлекали богатые природные богатства Кольской земли, и особенно месторождения никеля – металла, очень необходимого для германского военно-промышленного комплекса и экономик союзников Германии.


В1: В-третьих, эти земли интересовали финскую элиту, по их планам Кольский полуостров должен был стать частью «Великой Финляндии».

В2: Для захвата Кольского полуострова на арктическом театре военных действий была сконцентрирована армия «Норвегия» (её сформировали в декабре 1940 года) в составе 3-х корпусов. Её возглавлял генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст.


В1: Им противостояла советская 14-я армия, занимавшая оборону на Мурманском и Кандалакшском направлениях, под командованием Валериана Фролова.

В2: Великая война в Заполярье началась в ночь на 22 июня 1941 года с массированных авиационных налётов на города, населённые пункты, промышленные объекты, погранзаставы и военно-морские базы. 

В1: Мурманская операция (или план «Полярная лиса») была составной частью плана «Барбаросса». Она делилась на несколько этапов, но уже к осени 1941 года стало понятно, что план молниеносной войны в Арктике сорван.


В 2: Усложнилось положение на подступах к Рыбачьему, это полуостров в Баренцевом море. Для перекрытия северного Фланга советских войск, а также для нарушения коммуникаций противника на полуострове был создан Северный оборонительный район Северного флота.


В1: Моряки прозвали Рыбачий – гранитный линкор. 1200 дней и ночей продолжалась круговая оборона этого небольшого участка суши, почти полностью отрезанного от большой земли.


В2: По скалистым берегам были установлены все имеющиеся в наличии орудия, пулеметы, чтобы отражать штыки неприятеля как с моря, так и с суши. Вот как об этом написал участник обороны Рыбачьего Николай Букин.


Стихи читает Мирзоева А. Под фонограмму Господа офицеры (играет весь стих)


Мы от границы никуда не отступали

Были тверды, хоть с трех сторон была вода,

Полки немецкие с четвертой.

На голом камне, на снегу, не раз мы под огнем лежали,

Бросали каски на бегу и в бескозырках наступали.

Колючий ветер нас хлестал,

Бураны жгли и с ног сбивали,

Но наш Рыбачий домом стал, как дом его мы защищали.


В2: В жестоких оборонительных боях, проявляя мужество и стойкость, советские пограничники, бойцы 14-й армии, моряки Северного флота обескровили наступающие подразделения врага и заставили немцев взять паузу и перейти к обороне.


В1: Немецкому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей. Несмотря на отдельные начальные успехи, немецким войскам не удалось выйти к Мурманской железной дороге ни на одном участке, а также захватить базы Северного флота, выйти к Мурманску и захватить его.


В2: В результате здесь находился единственный участок советско-германского фронта, где войска противника были остановлены уже в нескольких десятках километров от линии советской Государственной границы, а в отдельных местах немцы даже не смогли перейти границу.


В1: Грозный сорок первый… как он изменил судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, тех, кто прямо с выпускного бала ушли из детства в эшелон пехоты…


В2: Такими они и останутся в нашей памяти: те кто ушел «не долюбив, не докурив последней папиросы», те кто выжил, но не забыл, какой ценой завоевано счастье.


Фонограмма Поют Белов А. и Звягин А.


В1: Роль тыла в обороне Заполярья – неоценима.


В2: Огромную помощь соединениям Красной Армии и Военно-Морского Флота СССР оказали жители Мурманской области. Уже в первый день Великой войны в Мурманской области было введено военное положение, в военных комиссариатах начали мобилизацию военнообязанных, и в военкоматы поступило до 3,5 тыс. заявлений от добровольцев. Всего на фронт ушел каждый шестой житель области - более 50 тыс. человек. 

В1: Летом 1942 года по инициативе обкома партии в области были образованы партизанские отряды «Большевик Заполярья» и «Советский Мурман». Учитывая тот факт, что Мурманская область была практически не оккупирована, партизанские соединения базировались на своей территории и уходили в глубокие рейды по тылам противника.


В2: Примерно 30 тыс. человек мобилизовали на военно-строительные работы. Эти люди на подступах к Мурманску и Кандалакше создали несколько оборонительных линий. С участием гражданского населения велось массовое строительство окопов, щелей, бомбоубежищ. С конца июня 1941 года из области началась массовая эвакуация гражданского населения и промышленного оборудования.

В1: Предприятия Мурманска, Кандалакши, Кировска, Мончегорска в кратчайшие сроки освоили выпуск автоматического оружия, гранат, минометов. Комбинат «Апатит» начал производство смеси для зажигательных авиабомб, судоремонтные мастерские делали шлюпки, волокуши, горные сани, мебельная фабрика выпускала лыжи для солдат.


В2: Оставшиеся в области женщины, подростки и старики заменили на производстве ушедших на фронт мужчин. Они осваивали на различных курсах новые профессии, выполняли нормы не только здоровых мужчин, но и ставили рекорды. Рабочий день на предприятиях вырос до 10, 12 часов, а иногда и 14 часов. 

В 1:И всё это делалось в самых тяжёлых условиях прифронтовой зоны, населённые пункты подвергались постоянным ударам с воздуха.

В2: По количеству и плотности нанесенных по Мурманску бомбовых ударов среди советских городов он уступает лишь Сталинграду. В результате немецких бомбардировок было уничтожено три четверти города.

В1 : особая тема - Дети войны. Они рано и быстро повзрослели. Недетская это ноша-война, а они хлебнули ее в полной мере, учась читать по сводкам Совинформбюро и по серым листам похоронок. Дети своего народа, они не склонили головы перед страшным и жестоким врагом, познав тяжелую науку ненависти.


Видео «дети о войне»

потом

Фонограмма Стихи читает Медведева М.


Много нынче в памяти потухло,
а живет безделица, пустяк:
девочкой потерянная кукла
на железных скрещенных путях.

Над платформой пар от паровозов
низко плыл, в равнину уходя...
Теплый дождь шушукался в березах,
но никто не замечал дождя.

Эшелоны шли тогда к востоку,
молча шли, без света и воды,
полные внезапной и жестокой,
горькой человеческой беды.

Девочка кричала и просила
и рвалась из материнских рук,—
показалась ей такой красивой
и желанной эта кукла вдруг.

Но никто не подал ей игрушки,
и толпа, к посадке торопясь,
куклу затоптала у теплушки
в жидкую струящуюся грязь.

Маленькая смерти не поверит,
и разлуки не поймет она...
Так хоть этой крохотной потерей
дотянулась до нее война.

Некуда от странной мысли деться:
это не игрушка, не пустяк,—
это, может быть, обломок детства
на железных скрещенных путях.


Фонограмма Поет Заикина Е.


В1: Женщина на войне – тема совершенно особая. Издавна повелось, что в армии служат только мужчины, но на фронт рвались не только представители мужского пола, но и 17-18 летние девчонки, считавшие, что их место только в действующей армии.


В2: Женщина и война…. Оба эти слова женского рода…но они не совместимы.


Стихи читает Левкова А. фонограмма

Видео если б не было войны


Война и женщина – слова несовместимы, 
Но жизнь диктует нам свои права. 
И сколько их, любимых, нежных, милых, 
Та страшная година унесла. 

Хрупка, тонка и в самом нижнем чине, 
Ты на войне творила чудеса. 
Была поддержкой сильному мужчине, 
С тобою рядом слабым быть нельзя. 

Ты сколько сильных вырвала у смерти, 
Тебя запомнит тот, кого спасла, 
Мы понимаем, что ты испытала, 
За что награды Родина дала. 

Радисткой, санитаркой, партизанкой 
И лётчицей отважною была. 
Везде нужна: на суше и на море – 
Ты шла туда, куда звала страна. 

Война для всех – суровая година, 
В тылу, в плену война для всех – война. 
Мы пропоём тебе отдельно славу: 
Ты фронтовичкой, смелою была!


Фонограмма «Мы эхо…» Танцуют Клещева Д. Табунов А.


В2: В тылу женщине приходилось не легче. Вся тяжесть сельского и городского труда пала на женщин. Они заменяли мужчин и у станка, и за плугом, а там было ох как не сладко.


В1: Тяжелые испытания выпали на женскую долю, и было особенно трудно прокормить детей. А ведь в семьях того времени было по четверо-пятеро детей.


В2: но конечно, самым трудным было ждать своих детей с полей сражений, верить надеется и молиться.


В1: Знаю, в сердце у тебя тревога –

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, все ты смотришь на дорогу,

По которой я ушел когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи…

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.


В2: До сих пор грохочет канонада…

Снова в бой – на линию огня!

Если не вернусь, - не плачь, не надо,

Втихомолку вспоминай меня.

Говори: за честь родного края

Мой любимый сын погиб в бою.

Он погиб, отечество спасая,

Ради жизни отдал жизнь свою.


Фонограмма Поет Распутин А.

В1: В ходе Петсамо-Киркенесской операции советские войска освободили оккупированные районы советского Заполярья и оказали огромную помощь в освобождении Норвегии. 

В2: Война шла не на жизнь, а на смерть. В суровые дни борьбы с врагом наш народ твердо верил в победу.

В1:Победа была завоёвана дорогой ценой. Такой жестокой и кровопролитной войны, какую вынес наш народ, не знала мировая история. Война унесла более 27 миллионов жизней.


В2:Язык цифр скуп. Но вслушайтесь и представьте… Если бы мы хотели почтить одной минутой молчания каждого из погибших в войну людей, то человечеству пришлось бы онеметь на 27 миллионов минут, на 38 с лишним лет молчания, спрессованных из трагических поминальных мгновений.


В1: Наша Мурманская область празднует в этом году 70-летие великой Победы. И сегодня, так же, как в тот далёкий 1944 год, этот день остаётся праздничным и трагическим, и никогда не исчезнет память о той страшной цене, которую мы за неё платили.


В2:Сегодня Мурманск – музей боевой славы народа. Сотни памятников и мемориалов привлекают к себе тех, кому дорога история родной страны, славные страницы прошлого.


Читают стихи Обухова В. и Макаренкова Д.


Я знаю мой город совсем не красавец.

Здесь не бывал еще выдумщик зодчий.

Здесь, возводимых кварталов касаясь

Домишки стоят – не придумаешь проще.

И тот, кто увидеть мой город впервые

Пройдет- не заметит и не поймет

Что твердью булыжной легли мостовые

На зыбкость и топи вчерашних болот.

Нет ни аллеи, ни сада, ни парка.

Голые горы да камни вразброс

Мы почитаем счастливым подарком

Несколько бедных, но милых берез

Городу некогда было рядиться

Думать о праздничной красоте

Но мы своим городом вправе гордиться

Как силой сыновней гордиться отец.


Читает стихотворение Ищенко Д.


Я никогда не видела войны

И ужаса ее не представляю

Но то, что мир наш хочет тишины

Сегодня очень ясно понимаю

Спасибо вам, что нам не довелось

Представить и узнать такие муки.

На вашу долю все это пришлось

Тревоги, голод, холод и разлуки.

Спасибо вам за солнца чркий свет

За радость жизни в каждом миге нашем

За трели соловья и за рассвет

И за поля цветущие ромашек

Да! Позади остался страшный гад,

Мы о войне узнали лишь из книжек

Спасибо вам. Мы очень любим вас

Поклон вам от девчонок и мальчишек.


В2: В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженность тружеников тыла.

В1: Вечная слава героям, павшим за нашу Родину!

В2: Всех, за Отчизну жизнь отдавших,

В1: Всех, не вернувшихся домой,

В2: Всех воевавших и страдавших,

В1: Минутой обнимаем мы одной. Прошу всех встать.

Минута молчания (хронометр)

В 1: Прошу всех садиться

Давно закончилась война

Давно с войны пришли солдаты.

И на груди их ордена, горят, как памятные даты.


В 2: Вам всем, кто вынес ту войну

В тылу и на полях сражений

Принес победную весну,

Поклон и память поколений.


Фонограмма «Ты же выжил солдат»

одновременно видео


В1: Дорогие гости, спасибо, что приняли наше приглашение и пришли на творческую встречу.


В2: Мы не прощаемся с вами, а говорим – до новых встреч!


Фонограмма Видео Падали, но поднимались