7клТема урока: Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Глобальные изменения климата и различные точки зрения на их причины
Цель: создать условия для понимания обучающимися проблем
глобального характера, а также критически рассматривать их с различных точек зрения через работу с научно-популярным текстом
Задачи:Образовательные:
• формирование осознания учащимися взаимосвязи человека и
природы, выявления экологических противоречий (проблем) в экосистеме;
• формирование осознания глобальных проблем изменения климата;
• формирование функциональной грамотности учащихся ( глобальные компетенции, читательская грамотность).
Развивающие:
• совершенствование способности анализировать, синтезировать информацию, наблюдать и делать выводы;
• формирование осознания взаимосвязи человека и природы, готовности к уважительному взаимодействию, быть открытому новому.
Воспитательные:
• формирование значимых качеств личности: способность сочувствовать, ответственность, самостоятельность в принятии решений, широта взглядов, способность уважительно взаимодействовать;
• формирование критического мышления, рассмотрение с различных точек зрения глобальных проблем человечества.
Ход урока
I. Организационный этап.
Проверка готовности обучающихся к уроку, создание благоприятной психологической обстановки, приветствие.
II. Актуализация знаний ( фаза «Вызов»)
Учитель предлагает прослушать информацию об изменениях климата. Ответить на вопросы , Создание проблемной ситуации. Изменение климата — самая большая угроза для здоровья, с которой столкнулось человечество
Изменение климата является самой большой отдельно взятой угрозой для здоровья, с которой столкнулось человечество, и медицинские работники во всем мире уже принимают ответные меры в связи с вредом, причиняемым здоровью в условиях этого разворачивающегося кризиса.
1. Ребята, что такое климат?
2. Объясните связь между понятиями «человек» и «климат»?
3. Скажите, существовало ли в каменном веке такое взаимное влияние
Климата и человека друг на друга?
5. Как сказывается на климате влияние современной хозяйственной деятельности человека?
6.Какие глобальные проблемы возникли е в результате негативного влияния человека на природу на современном этапе развития человеческого общества?
7. Мы изучаем климат Земли, конкретизируем проблему урока, создадим проблемные вопросы
Как современная хозяйственная деятельность изменяет климат Земли? Какие глобальные проблемы с этим связаны? Можно ли их решить ? /Учитель предлагает сформировать тему урока. Учащиеся формулируют тему урока, записывают в тетрадь./
Тема: Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Глобальные изменения климата и различные точки зрения на их причины
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Какова цель нашего сегодняшнего урока?
Цель: Сформировать целостное представление о глобальной проблеме изменения ( потепления) климата , причинах её возникновения, последствиях и возможных путях их решения.
Формулируют задачи урока.
Обучающая: Поиск и систематизация информации по указанной проблеме по научно-учебному тексту, определение причинно-следственных связей названной экологической проблемы, нахождение оптимальных путей решения данной проблемы.
IV. Изучение нового материала. Фаза «Осмысление» Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) пришла к выводу, что во избежание катастрофических последствий для здоровья и для предотвращения миллионов случаев смерти, связанных с изменением климата, необходимо ограничить повышение температуры в мире до 1,5°C. Выбросы за прошедшее время уже привели к неизбежному повышению глобальной температуры до определенного уровня и к другим изменениям климата. Глобальное потепление даже на 1,5°C не считается безопасным, а дополнительное потепление на каждую десятую долю градуса будет оказывать серьезное воздействие на жизнь и здоровье людей. И хотя никто не застрахован от этих рисков, первоочередное и наибольшее воздействие климатического кризиса испытывают те люди, которые в наименьшей степени причастны к его возникновению и в наименьшей степени способны защитить от него себя и свои семьи, а именно жители стран и общин с низким уровнем дохода и стран и общин, находящихся в неблагоприятных условиях. Климатический кризис угрожает свести на нет достигнутый за последние пятьдесят лет прогресс в области развития, глобального здравоохранения и сокращения нищеты, а также еще больше усилить существующие неравенства в отношении здоровья между группами населения и внутри них. Он создает серьезные препятствия на пути обеспечения всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ), в том числе путем усугубления бремени болезней и усиления существующих барьеров для доступа к услугам здравоохранения, зачастую в то время, когда они наиболее необходимы. Более 930 миллионов человек, или около 12% населения мира, расходуют не менее 10% своего семейного бюджета на оплату услуг здравоохранения. Поскольку беднейшие слои населения в основном не охвачены медицинским страхованием, потрясения и стрессы, оказывающие воздействие на здоровье, уже сейчас ежегодно ввергают в нищету около 100 миллионов человек, и последствия изменения климата усугубляют эту тенденцию. Работа с научно-учебным текстом.
Даются задания: 1. Дать название тексту; 2.Составить вопросный план, т.е. составить вопрос по главной информации каждого абзаца V. Закрепление нового материала .
Работа в группах. Составьте текст из нескольких предложений, используя в них предложенные опорные слова. Отчёт групп.
VI. Рефлексия. Фаза «Размышление»
Учитель организует обсуждение результатов работы, решение
проблемы, выполнение поставленной цели. Какова была цель нашего урока. Была ли она достигнута.
Предлагает оценить тезис : Угроза изменения климата требует срочного изменения отношения к потреблению энергии. Для начала есть простое решение – экономить ресурсы за счёт более эффективного использования энергии . ( А.Юнг)
Предлагает закончить предложение:
• Я знаю, что такое ...
• Я могу ...
• Я научился ...
Участвуют в обсуждении.
VII. Домашнее задание. Составить памятку.
Как я могу помочь сохранить воздух чистым?
Ниже смотри Приложения.
Задания по тексту. Работа в паре 1. Выберите верные утверждения:
1. Глобальное потепление связано только с естественными планетарными процессами;
2. На данном историческом этапе к естественным планетарным процессам добавились и антропогенные процессы ;
3. Использование аэрозолей снижает количество парниковых газов;
4. Температура поверхности Земли увеличивается из-за того, что «парниковые газы» не дают тепловому излучению уходить в Космос.
2. Решите задачу : Городской департамент природопользования подсчитал, если бы горожане отказались от личных автомобилей на один день, то в городской воздух не попало бы 311,5 т вредных веществ (угарного газа, оксидов азота и углеводородов) . Сколько автомобилей насчитывается в нашем городе?
3. Приведите три примера «чистых» источников энергии
1 задание: Ответ: 2,4
Даны два верных ответа 2 балла
Дан один верный ответ 1 балл
Другие ответы или ответ отсутствует 0 баллов
2 задание: Ответ: 379878 (около 380 тыс.) автомобилей. За год 1 автомобиль – 300 кг вредных газов, за один день 300: 365 = 0,82 кг/ 311,5 т=311500 кг/ 311500: 0,82= 379878
( около 380 тыс.)
Дан ответ и полное решение 2 балла
Дан ответ и частичное решение 1 балл
Другие варианты ответа или ответ отсутствует 0 баллов
3 задание: Возможный ответ
Ответ:
1. энергия воды;
2. энергия солнца;
3. энергия ветра;
4. тепло недр (гейзеры и т.д.);
5. приливы и отливы
и т.д.
Приведены любые три примера не загрязняющих атмосферу источников энергии 2 балла
Приведены любые два примера не загрязняющих атмосферу источников энергии 1 балл
Другие варианты ответа или ответ отсутствует 0 баллов
Оценки:
Итого: 6 баллов – «5» 5 – 4 балла – «4»4 – 3 балла – «3»
Задания для работы в группах на закрепление.
1 вариант
Составьте текст из нескольких предложений , используя в них следующие опорные слова:
Экологическая проблема, потепление, «парниковый эффект», «чистые отрасли хозяйства»
2 вариант
Составьте текст из нескольких предложений , используя в них следующие опорные слова:
Глобальное потепление, таяние ледников, засухи, наводнения, «парниковый эффект», Киотский протокол
3 вариант
Составьте текст из нескольких предложений , используя в них следующие опорные слова:
Глобальное потепление, выхлопные газы, вырубка леса, антропогенная деятельность; неисчерпаемые источники энергии
4 вариант
Составьте текст из нескольких предложений , используя в них следующие опорные слова:
Климатологи, естественные причины, антропогенные причины, «парниковый эффект», глобальная экологическая проблема