СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8.13-16 дворцовые перевороты практические работы и таблицы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«8.13-16 дворцовые перевороты практические работы и таблицы»

Алексей Михайлович 1645-1676

8.13-14 Эпоха дворцовых переворотов

Пётр I

16__- 17__

Иван Алексеевич

16__- 1696

Фёдор Алексеевич

16___-16___





Софья Алексеевна

16___- 16___



Екатерина



Евдокия Лопухина

Екатерина I

17__- 17__гг.



_______________________

______________________

17___- 17____гг.





Алексей Петрович



Анна Леопольдовна

регент при________________



______________________

____________________

____________________

17__- 17___гг.





______________

17__- 17__гг.

_______________________

______________________

17___- 17____гг.





Анна Петровна





_______________________

______________________

17___- 17____гг.

_______________________

______________________

17___- 17____гг.









_______________________

______________________

17___- 17____гг.






§8.12 Практическая работа №3. Значение петровских преобразований

Задание 1.

На основе текстов исторических источников определите существенные черты проводимой Петром I политики в отношении дворянства. Установите соответствия между положениями законов и результатами, на которые они были нацелены.

ПОЛОЖЕНИЕ ЗАКОНА

цель издания закона

А) Приговор, 1711 г., июля 16 дня .Правительствующий сенат, слушав сей

выписки, приговорили: у царедворцев и у офицеров, которые смотру его царского величества определены быть в Киеве, а они, отбывая от службы в Киев не поехали и на Москве ни в которых приказах не явились, за эту вину поместья их и вотчины отписать на него из Поместного приказу, и для того из тех их поместей и вотчин жен и детей их выслать и людям и крестьянам слушать их не велеть.

1) Цель – усилить

ответственность дворянства перед государством в части несения

гражданской службы.

Б) VII. А для возобновления фамилии, в которой мужеска полу останетца один, прочии же все вымрут, кроме женска полу, которых едина или несколко осталося в девицах или замужные, то помянутой последней оной фамилии повинен все недвижимые вещи, которые ему по наследию пришли, отдать в наследие единой из оных, кому похочет, замужней, вдове или девице; однакож с таким изяснением, что муж замужней повинен принять прозвище того, от кого получит недвижимое (оставя свое), он и его наследники, а девице или вдове не посягатьза такого, которой не приимет прозвания.

2) Цель – расширить

Возможности для дворянства менять свой социальный статус и сословную

принадлежность.

В) 8. Сыновьям российскаго государства князей, графов, баронов, знатнейшаго дворянства, також де служителей знатнейшаго ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатных чинов в публичной асамблеи, где двор находится, свободной доступ пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы для того никому какова рангу не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не получат.

3) Цель – усилить

Ответственность дворянства перед государством

в части распоряжения

имуществом.

Г) XV. Когда кто из кадетов дворянских фамилей захотят итить в чин купеческой, или какое знатное художество, также за сорок лет(с подлинным свидетелством к указом,подписанным от тех, где оне ведомы) своего возраста и в духовныя, то есть в белыя священники, то тем, которыя в сие вышеписанное вступят, не ставить ни в какое безчестье им и их фамилиям ни словесно, ни писменно.

4) Цель – усилить

ответственность дворянства перед государством в части

несения военной службы.


ОТВЕТ

А

Б

В

Г






Задание 2.

Прочтите фрагмент из Таможенного тарифа 1724 года и ответьте на вопросы

Протокол соединенного присутствия коммерц-коллегии и мануфактур-коллегии 11 ноября 1723 года по обсуждению вопроса о назначении таможенных пошлин на привозимые и отпускные товары.

И согласно положили следующее, и в протокол обеих коллегий записать приказали:

1.) … на бахрому золотую и серебряную процента нет, и на мишурную, хотя оной фабрики в России нет

2) …а на шелковую для того, что она делается в России, положить 25 процентов;

3) … на бархаты итальянские и голландские и всяких рук, положить 25 процентов для того, что она делается в России;

4)… на всякую бумагу 12,5 процента для того, что она делается в России, но только еще в совершенство не приходила, к тому же и материалами недовольна;

5)… на воск и на свечи восковые 37,5 процента с оценки для того, что оного в России имеется довольное число.

Вопрос 2. 1 Определите, почему были установлены разные таможенные тарифы на ввозимые товары?





Вопрос 2. 2 Как называется такая государственная политика?


Вопрос 2.3 Какие примеры этой политики в XVIIв. Вы можете привести?




Задание 3.

Прочитайте отрывок из воспоминаний Е. Р. Дашковой и ответьте на вопросы

Премьер-министр, князь Кауниц [государственный канцлер Австрии при Марии-Терезии], оставил у меня свою карточку … Я отдала ему визит, и он пригласил меня к себе обедать…

За столом он все время говорил о России и, заговорив о Петре I, сказал, что русские ему всем обязаны, так как он создал Россию и русских.

- Я отрицала это и высказала мнение, что эту репутацию создали Петру I иностранные писатели …Задолго до рождения Петра I русские покорили Казанское, Астраханское и Сибирское царства…

В доказательство того, что у меня нет предубеждения против Петра I, я искренно выскажу вам свое мнение о нем. Он был гениален, деятелен и стремился к совершенству, но он был совершенно невоспитан, и его бурные

страсти возобладали над его разумом. Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть…

Если бы он не менял так часто законов, изданных даже им самим, он не ослабил бы власть и уважение к законам. Он подорвал основы уложения своего отца и заменил их деспотическими законами; некоторые из них он сам же отменил. Он почти всецело уничтожил свободу и привилегии дворян и крепостных; у последних он

отнял право жалобы в суд на притеснения помещиков.

Он ввел военное управление, самое деспотическое из всех, и, желая заслужить славу создателя, торопил постройку Петербурга весьма деспотичными средствами: тысячи рабочих погибли в этом болоте, и он разорил дворян, заставляя их поставлять крестьян на эти работы и строить себе каменные дома в Петербурге; это было ужасно тяжело. Он построил Адмиралтейство, хотя вода в Неве так мелка, что на этих верфях строят только корпуса судов, которые затем с величайшим трудом и расходами заключают в камели и перетаскивают в Кронштадт.

Я заметила, что мои слова произвели некоторое впечатление на Кауница.

Ему, очевидно, хотелось заставить меня еще говорить, так как он заметил что монарх, работающий самолично на верфи, представляет великолепное зрелище.

– Я убеждена, что вы говорите это шутя, – возразила я, – так как сами знаете, что время монарха слишком драгоценно, чтобы тратить его на работы простого мастерового. Петр I мог привлечь к себе не только плотников

и строителей, но и адмиралов. Он пренебрегал своими прямыми и важнейшими обязанностями, работая в Саардаме, чтобы стать плотником и испортить русский язык, примешивая к нему голландские окончания и термины, которыми переполнены его указы и все, относящееся до морского дела.

(Е. Р. Дашкова. Записки. 1743– 1810. – С. 180.)


Вопрос 3.1 Какую должность княгиня Е.Дашкова занимала при Екатерине II?


Вопрос 3.2 Найдите в тексте и подчеркните разными цветами доказательства

тезиса княгини о том, что

чёрным А) задолго до Петра Россия была могущественным государством

зелёным Б) Пётр подорвал уважение к законодательству

синим В) и дворяне, и крестьяне в его правление не были свободны

жёлтым Г) деспотические методами строил Петербург

красным Д) царь зря растрачивал свое время государя, пренебрегал своими

прямыми и важнейшими обязанностями


§ 8.15 Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762гг.


дата- событие

дата- событие

сфера политики

Екатерина I (17___- 17___ гг.)

Пётр II (17___- 17___ гг.)

система гос.

управле

ния

1726-создание _____________________

_________________________________

1727-упразднение __________________ приказа

1728- перенос столицы в ____________

1726-превращение Сената из ____________________ в ___________

1727-восстановление ________________ на Украине (гетман Данила Апостол)

положе-ние крестьян

ства

1725-Указ о снижении _______________

_____________________ с 74 коп. до 70 коп. и прощение _______________


религиоз

ная политика

1727-указ о высылке _____________, которые не приняли христианство




дата- событие

дата- событие

дата- событие

сфера политики

Анна Иоановна (17___- 17___ гг.)

Елизавета Петровна

(17___- 17___ гг.)

Пётр III

(17___- 17___ гг.)

система гос.

управле

ния

1730-ликвидация ____

__________________

1741-ликвидация Кабинета министров, возрождение роли ____________________________

1762- ликвидация

___________________

___________________

___________________


1731-создан ________

___________________

Её Величества

1750-восстановление ________ на Украине (гетман К. Разумовский)

1731-создание Канцелярии

__________________

1756-1762-создание _________

_________________________ при Высочайшем дворе

1732- перенесение столицы в _________

__________________

1743- восстановлены: ________

___________________________

___________________________


экономи

ческие реформы


1749- введение казённой монополии __________________

1762- Указ о свободе _________________ и ликвидации монополий


1754- отмена внутренних ____________________________

1754- созданы ______________ и _________________ банки

1757- принятие _____________ ____________ (протекционизм)

создана система господдержка предприятий:

1.

2,

3.

4.

5.получение ___________

владельцами мануфактур

положе

ние дворян

ства

1731-Указ о праве помещика _________

__________________


1746- монополия дворян на покупку ___________________


1762-Манифест о _____

____________________

( освобождение дворян

от обязательной службы)

надеялся, что :

1.служить останутся только _____________

__________________

2. будет экономический подъём т.к. у ________

___________________

___________________________

1731- право помещика на сбор податей и суд над крестьянами

1754-запрет _________________

_________________________ для дворян


1736-Указ о сокращении службы дворян до ____ лет + одного сына можно __________________


1755-дворянство получило монополию на _______________


армия

1730- создание гвардейских полков ___________________




право записи дворянских детей в полки _____________

образо

вание и наука

1732-создание ___________________ кадетского корпуса

1755-Московский _____________ + две гимназий

(для дворянских и недворянских детей)


1755-Академия ______________


положе

ние крестьян и работных людей

1736-Указ о вечном закреплении ________ ___________________ на мануфактурах


1750-52- снижение ___________ подати, прощение недоимок


1741-отмена ____________ казни

1742-запрет самовольного ухода крестьян в __________

1742-запрет подачи царице ____________________________

1747-право продажи крестьян в _______________

1760-право помещиков ________ крестьян в ______________ (гос. крестьяне в ______________)

религиоз

ная политика

учебник .107

1741- официальное разрешение ______________ с освобождением от налогов и строительством монастырей

1762- Указ о свободе

_________________: прекращение преследования __________________

1735- свобода богослужения для ___________________


1738- Контора ___________________

1742- запрет записи в _______________________

1742- Указ о высылке ________ и недопущении их впредь на территорию империи

1762-Указ о ____________________церковных земель






















8.15 Внутренняя политика 1725-1762 гг.

Практическая работа №4

Задание 1. Прочтите отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы

«Боже сохрани, чтоб не сделалось вместо одного самодержавного государя десяти самовластных и сильных фамилий; и так мы, шляхетство, совсем пропадём и принуждены будем горше прежнего идолопоклонничать и милости у всех искать, да ещё и сыскать будет трудно, понеже ныне между главными (т.е. "верховниками"), как бы согласно ни было, однако ж впредь, конечно, у них без раздоров не будет; и так один будет милостив, а другие, на того злобствуя, вредить и губить станут…»

Вопрос1.1 Укажите монарха, которому адресован документ _________________________

Вопрос 1.2 Подчеркните в тексте два аргумента, которые приводят авторы документа против власти «верховников»

Задание 2. Из документа 1741 г. Прочтите отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы

«Во все государственныя дела он вступал, и хотя прямое состояние оных ведать было и невозможно, однако ж часто и в самых важнейших делах без всякого, с которыми людьми надлежало, о том совету по своей воле и страстям отправлял, и какия от того в делах многие непорядки и государственным интересам предосуждения приключались, о том он сам довольно ведает и признать должен.

Важные государственныя торги и заводы не токмо к явному казенному убытку, но и с превеликою обидою и разорением здашних российских подданных, которые, надеясь на опубликованные от Его Императорского Величества, блаженнейшей памяти Петра Великого Манифеста, многие тысячи собственного своего капитала в те заводы положили, его старательством чужим отданы…».

Вопрос 2.1. О ком идёт речь в документе?

Вопрос 2.2. Подчеркните в тексте тезисы, в которых указано в чём обвиняли исторического деятеля (приведите не менее 3 обвинений)?

Задание 3. Из сочинения историка . Прочтите отрывок из сочинения историка и ответьте на вопросы

«Действительно, подлинным правителем России при ней стал . Выходец из мелких курляндских дворян, благодаря расположению императрицы он выдвинулся на первые роли и стал Курляндским герцогом. Умный, волевой и хитрый, он оказывал на неё огромное влияние. Без его одобрения не принималось ни одно серьёзное государственное решение. Временщик отличался крутым нравом. Его как огня боялись все придворные и министры, побаивалась его и сама государыня, которую, по слухам, он и бивал.

Однако вряд ли можно считать это время периодом засилья иностранцев, грабивших богатства страны... Если посмотреть на факты, то они свидетельствуют, что при дворе господствовали не только немцы, а вполне интернациональная клика придворных. Пёстрая компания, окружавшая престол, состояла из курляндца , лифляндцев братьев Левенвольде, ольденбуржца Миниха, вестфальца Остермана, "литвина" Ягужинского, потомка кабардинских князей Черкасского, русских Головкина, Ушакова и Волынского. Они не составляли единого целого; это была типичная придворная камарилья, раздираемая никогда не стихавшей борьбой за власть, богатство и влияние.

В армии и во флоте иностранцев в этот период числилось не больше, чем при Петре I. Причём благодаря Миниху прежние преимущества для иностранцев, поступавших на русскую службу (мера, введённая Петром I для привлечения офицеров в русскую армию), были отменены, и русские офицеры сравнялись в правах с иностранцами. Что же касается свирепой Тайной канцелярии, жестокого преследования недовольных, разграбления богатств страны и прочих извечных пороков отечественного управления, то они были всегда, и до , и, кажется, не исчезнут никогда».

Вопрос 3.1 Назовите монарха, о котором идёт речь___________________________________

Вопрос 3.2 Назовите государственного деятеля, чьё имя пропущено в тексте____________


Вопрос 3.3 Найдите во втором абзаце отрывка и запишите предложение, содержащее вывод, который обосновывается в тексте




Вопрос 3.4 Запишите не менее двух положений, приведённых для обоснования данного вывода.






Задание 4.

В ходе одной из русско-турецких войн русская армия смогла вторгнуться в Крым, а одним из условий мирного договора стало возвращение России потерянного после Прутского похода Азова. После завершения военных действий около половины офицерского состава сразу же ушло в отставку.

4.1 Назовите монарха, в годы правления которого произошла данная война _______________


4.2 *Какой документ внёс изменение в порядок прохождения дворянской службы и сделал возможной массовую отставку офицеров, упоминаемую в задании?____________________

_________________________________________________________________________


*Задание 5. Ответьте на вопросы, привлекая дополнительную информацию

Военный инженер, генерал русской армии, при Петре руководил строительством Ладожского канала. Во время правления внука Петра I был назначен правителем Петербурга, в котором вёл активное строительство и организовал регулярное морское сообщение с Европой. После смерти российской императрицы, свергает регента и получает в благодарность пост первого министра по военным, гражданским и дипломатическим делам. С воцарением новой императрицы попал в ссылку на 20 лет. Новый император возвратил 78-летнего генерала в Петербург, вернув ему все чины и награды и включив в Императорский совет.

Вопрос 5.1 * Укажите имя генерала и политического деятеля, упомянутого в тексте


Вопрос 5.2 *Назовите две-три реформы, которые он провёл в армии, будучи президентом военной коллегии







8.16 Внешняя политика 1725-1762 гг.

Анна Иоановна

Средняя Азия и Персия

1731

присоединение _____________ казахского жуза

1735

возвращение _____________________________ Персии

ясак- это ___________________________________________________________________

русско- турецкая война (17 - 17 гг.)

цели

вернуть __________ , получить ____________________ побережье

1736

взятие Крыма – (кем?) _________________

1736

взятие Азова – (кем?)__________________

1738

взяли ________ и ______: Молдавия признала Анну Иоановну _____________


итог

Белградский мир 17…

Россия получила ________ и _________________, но без права иметь_____________ ,нельзя иметь ____________________________________

отношения с Китаем

1727 ____________

договор

1.______________________________________________________________

2______________________________________________________________

3._____________________________________________________________

Иоанн IV (Анна Леопольдовна)

1740

подданство ____________________ казахского жуза

1741-1743

война со Швецией

Елизавета Петровна

русско-шведская ( 17 - 17 гг. )

итог

Абоский мир : Россия получает __________________________________


Семилетняя война ( 17 - 17 гг. )

А нглия, Ганновер, Пруссия

Франция, Австрия, Саксония, Россия, Швеция

причины вступления России


Пруссия хочет установить контроль над __________________________

дата

событие

командующий русской армией

19.08.1757

победа при ______________________

27.08.1757

отступление _______________ армии

ноябрь-смещение ____________

01.17____ г.

__________________ взят, Манифест _________________ о присоединение _________________________ к России

1758

сражение при __________________

1759

победа при ____________________

17___г.

взятие _________________, русско-австрийскими войсками

Пётр III

итоги Семилетней войны - мирный и союзный договор с Пруссией

1.

2.

3.




§8.15-16 Практическая работа №5. Внутренняя и внешняя политика

Елизаветы Петровны

Задание 1. Прочитайте отрывок из исторического источника.

Подтвердите фактами из исторического документа утверждение о том, что

приход к власти Елизаветы Петровны был дворцовым переворотом

(отметьте ответы в тексте разными цветами)

Из записок Кристофа Манштейна

Царевна Елизавета, хотя и не была совсем довольна во время царствования императрицы Анны, оставалась, однако, спокойной до тех пор, пока не состоялось бракосочетание принца Антона Ульриха с принцессой Анной; тогда она сделала несколько попыток, чтобы образовать свою партию. Все это делалось, однако, в такой тайне, что ничего не обнаружилось при жизни императрицы …

Ее хирург, Лесток, был в числе приближенных, наиболее горячо убеждавших ее вступить на престол, и маркиз де ла Шетарди, имевший от своего двора приказание возбуждать внутреннее волнение в России, чтобы совершенно отвлечь ее от участия в политике остальной Европы, не преминул взяться за это дело со всевозможным старанием…

В Петербурге царевна начала с того, что подкупила нескольких гвардейцев Преображенского полка… мало-помалу в заговоре оказалось до тридцати гвардейских гренадер…

Граф Остерман, имевший шпионов повсюду, был уведомлен, что царевна Елизавета замышляла что-то против регентства… Наконец, эти известия, повторенные несколько раз и сообщенные даже из-за границы, начали несколько беспокоить принцессу Анну. Она поверила, наконец, что ей грозила опасность, но не предприняла ровно ничего, чтобы избежать ее… Царевна твердо решилась вступить на престол…

…4 декабря, в приемный день при дворе, великая княгиня отвела царевну Елизавету в сторону и сказала ей, что она получила много сведений о ее поведении; что ее хирург имел часто тайные совещания с французским министром и что оба они замышляли опасный заговор против царствующего дома; что великая княгиня не хотела еще верить этому, но, если подобные слухи будут продолжаться, то Лестока арестуют, чтобы заставить его сказать правду.

Царевна прекрасно выдержала этот разговор; она уверяла великую княгиню, что никогда не имела в мыслях предпринять что-либо против нее или против ее сына…

…В полночь царевна, сопровождаемая Воронцовым и Лестоком, отправилась в казармы гренадеров Преображенского полка; 30 человек этой роты были в заговоре и собрали до 300 унтер-офицеров и солдат.

Царевна объявила им в немногих словах свое намерение и требовала их помощи; все согласились жертвовать собой для нее… они присягнули царевне на подданство; она приняла над ними начальство и пошла прямо к Зимнему дворцу; она вошла, без малейшего сопротивления, с частью сопровождавших ее лиц в комнаты, занимаемые караулом, и объявила офицерам причину своего прихода; они не оказали никакого сопротивления и пустили ее действовать. У всех дверей и выходов были поставлены часовые. Лесток и Воронцов вошли с отрядом гренадеров в покои великой княгини и арестовали ее с супругом, детьми...

…На рассвете все войска были собраны около ее дома, где им объявили, что царевна Елизавета вступила на отцовский престол, и привели их к присяге на подданство…

(Записки Манштейна о России.1727–1744. – СПб.,1875.)

Вопрос 1.1 Подтвердите фактами из исторического документа утверждение о том, что приход к власти Елизаветы Петровны был дворцовым переворотом

характерные черты дворцового переворота

факты из документа

заговорщический характер

подчеркните или выделите жёлтым цветом

цель – замена одного монарха другим

подчеркните или выделите зелёным цветом

место действия – резиденция правителя

подчеркните красным цветом

малое число участников заговора

подчеркните или выделите синим цветом

Задание 2. Прочитайте отрывок из работы В. О. Ключевского и ответьте на вопросы.

Наиболее законная их всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими полками, она наследовала энергию своего отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга...

Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа; но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г.не оставляло по себе такого приятного воспоминания... со своей300-тысячной армией могла стать вершительницей европейских судеб;

карта Европы лежала перед ней в ее распоряжении, но она так редко на нее заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, и она же основала первый настоящий университет в России Московский.


Вопрос 2.1 Каким способом эта императрица взошла на престол?


Вопрос 2.2 Используя текст и знания из курса истории, объясните, о событиях какой войны упоминает автор?


Вопрос 2.3 Как и почему эта война завершилась для России?





Вопрос 2.4 Подчеркните в тексте фразы, которые говорят о неоднозначном отношении автора к императрице







Практическая работа №6 ученика (цы) 8-__ _____________________________

Практическая работа №6 задания:

1.обозначьте на карте места важнейших сражений войны и подпишите их даты

2.закрасьте зелёным цветом и подпишите территорию, вошедшую в состав России

В 1758г.

3.подпишите дату вхождения союзного войска в столицу Пруссии

4. обозначьте чёрными стрелками действия русского флота в этой войне

5.обозначьте и подпишите города: Мемель, Кёнигсберг, Рига

6.обозначьте красной линией государственную границу России в этот период












16