СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс. Итоговая контрольная работа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая контрольная работа разработана для учащихся 8 класса. Может быть использована как на очных уроках в школе, так и в период дистанционного обучения.

Просмотр содержимого документа
«8 класс. Итоговая контрольная работа по русскому языку»

Итоговая контрольная работа

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 8 классе

Инструкция по выполнению работы

Итоговая контрольная работа состоит из 14 заданий.

Все задания выполняются на основе прочитанного текста.

Ответы к заданиям 1–14 записываются в виде числа, последовательности цифр, слова (словосочетания), предложения.

Не забывайте писать номера заданий.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Успеха!

Прочитайте текст.

(1) Янтарь – минерал, относящийся к числу полудрагоценных камней. (2) Человеку он известен давно. (3) Еще в глубокой древности янтарь использовали как украшение (об этом упоминает древнегреческий поэт Гомер в своей поэме «Одиссея»). (4) Позже из янтаря стали приготовлять лекарства, лаки, канифоль. (5) Существовала даже разнообразная янтарная оптика.

(6) Долгое время ничего не было известно о происхождении янтаря. (7) Пытаясь разгадать его тайну, люди выдвигали самые невероятные, порой фантастические предположения. (8) Некоторые исследователи были убеждены, например, что янтарь – это растительное масло, затвердевшее под действием муравьиной кислоты. (9) Другие, напротив, считали его окаменевшим медом пчёл. (10) По мнению третьих, янтарь - это морская пена, застывшая под действием солнечных лучей.

(11) И это неудивительно. (12) В отличие от других самоцветов, янтарь обладал такими необычными химическими и физическими свойствами, что в прежние времена ставил исследователей в тупик. (13) Во-первых, в огне он горит, как уголь, потрескивая и коптя. (14) Во-вторых, при нагревании плавится. (15) В-третьих, при трении электризуется. (16) Наконец, погружённый в соленую воду, он всплывает.

(17) Одним из первых ученых, правильно определивших происхождение этого минерала, был М.В.Ломоносов. (18) Он установил, что янтарь – это окаменевшая смола хвойных деревьев, произраставших на нашей земле более 50 миллионов лет назад. (По В.Сергееву)

ЗАДАНИЯ

  1. Определите, какое из высказываний раскрывает ЦЕЛЬ данного текста. Запишите номер ответа.

  1. Дать научное определение янтаря и сообщить сведения, имеющие познавательный характер

  2. Напомнить читателю мифы и легенды, связанные с происхождением янтаря.

  3. Показать роль М.В.Ломоносова в определении происхождения янтаря.

  4. Показать значение янтаря для развития промышленности.



  1. Определите, какие из заголовков отражают

А) тему (о чем текст);

Б) основную мысль (что хотел сказать автор) данного текста.

Соотнесите все цифры с буквами (например, 1Б, 2А и т.д.)



  1. Янтарь.

  2. Янтарь и его происхождение.

  3. Янтарь – уникальное явление природы.

  4. История янтаря.

  5. Удивительный самоцвет.

  6. Чудо природы.

  7. Загадка янтаря.

  8. Янтарь – сокровище нашей планеты.





  1. Из предложений 6-10 выпишите ДВА слова с орфограммой «Буквы А - О в корнях с чередованием».



  1. Кратко объясните, почему в слове ПОГРУЖЁННЫЙ (предложение 16) нужно писать НН .





  1. Из предложения 7 выпишите ДВА словосочетания с синтаксической связью УПРАВЛЕНИЕ.



  1. Выпишите грамматическую основу из предложения 17. Назовите тип сказуемого.





  1. Среди предложений 1-5 найдите односоставные НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ. Запишите номера этих предложений.



  1. Среди предложений 6-16 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, стоящим ПЕРЕД определяемым словом. Выпишите этот причастный оборот. Кратко объясните причину его обособления.

  2. Среди предложений 11-18 найдите предложение, в котором обособленное обстоятельство выражено сравнительным оборотом. Выпишите этот сравнительный оборот.



  1. Среди предложений 6-16 найдите предложение с обособленными обстоятельствами, выраженными однородными одиночными деепричастиями. Выпишите эти деепричастия.





  1. Выпишите номера всех предложений, содержащих вводные слова.



  1. Объясните, чем является в предложении 3 следующий фрагмент: (об этом упоминает древнегреческий поэт Гомер в своей поэме «Одиссея»). Запишите ответ словами.





  1. Среди высказываний о янтаре найдите предложение, в котором неверно оформлена цитата. Укажите букву предложения. Кратко объясните, в чем заключается ошибка.



А) С янтарем сравнивала свою родину литовская поэтесса Саломея Нерис: «Маленький мой край - как золотая капелька густого янтаря».

Б) В литературе часто встречается эпитет «янтарный» - синоним золотисто-желтого цвета. «Вся комната янтарным блеском озарена…» - пишет А.С.Пушкин в своем стихотворении «Зимнее утро».

В) Образно сказал о янтаре известный литовский поэт Э. Межелайтис: «Мы... смотрим на огонек янтаря и видим контуры архитектурных сооружений... А иногда народные умельцы вытачивают в куске янтаря свой сон, свою песню. Будто города на дне морском, будто миры, залитые потоком солнца».

Г) Янтарь – светлый, солнечный камень, это камень жизни. Видимо, не случайно, предчувствуя свою близкую смерть, Марина Цветаева пишет в 1941 году:



«Пора снимать янтарь,



Пора менять словарь,



Пора гасить фонарь



Наддверный...»



  1. Рассмотрите помещенные ниже фотографии янтаря. Какие чувства, впечатления вызывает у вас этот самоцвет? Есть ли у вас дома янтарь? Напишите об этом 3-4 распространённых предложения, используя вводные и обособленные синтаксические конструкции.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!