СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс. Конспект урока №03/03. Определение координаты движущегося тела.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«9 класс. Конспект урока №03/03. Определение координаты движущегося тела.»

Физика.

9 класс.

Урок №03/03.

Определение координаты движущегося тела.


Цель урока. Закрепить знания учащихся о характеристиках механического движения, о координатном способе описания механического движения; научить находить длину пройденного пути и модуль вектора перемещения, проекции вектора перемещения на координатные оси; выработать навыки решения задач.

Содержание нового материала.

Векторы, их модули и проекции на выбранную ось. Нахождение координаты тела по его начальной координате и проекции вектора перемещения.

Планируемые результаты обучения.

Метапредметные: приобрести опыт самостоятельного поиска связи проекции вектора перемещения на ось и конечной и начальной координат движущегося тела; использовать регулятивные УУД при решении задач на определение пройденного пути, координаты движущегося тела, модуля и проекции вектора перемещения; научиться самостоятельно искать, отбирать и анализировать информацию при выполнении домашнего задания.

Личностные: сформировать познавательный интерес к явлениям в природе (механическое движение) и творческие способности; уметь самостоятельно проводить расчёты пройденного пути, модуля и проекций вектора перемещения, координат движущегося тела, принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.

Общие предметные: уметь обрабатывать результаты при решении задач, обнаруживать зависимости между координатами движущегося тела и проекциями вектора перемещения на координатные оси, объяснять полученные результаты и делать выводы.

Частные предметные: определять модули и проекции векторов на координатную ось; записывать уравнение для определения координаты движущегося тела в векторной и скалярной форме, использовать его для решения задач.


Ход урока.


1. Проверка домашнего задания.


Упражнение 2.


1. Какую физическую величину определяет водитель автомобиля по спидометру — пройденный путь или перемещение?

(Пройденный путь.)


2. Как должен двигаться автомобиль в течение некоторого промежутка времени, чтобы по спидометру можно было определить модуль перемещения, совершённого автомобилем за этот промежуток времени?

(Автомобиль должен двигаться вдоль одной прямой в одном направлении.)


2. Опрос.


1. Вспомните, что называется траекторией движения.

(Траектория – линия, вдоль которой движется тело.)


2. Что такое пройденный путь?

(Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени, называется путём.)


3. Назовите единицы пройденного пути.

(Метр.)


4. Что такое перемещение?

(Перемещением тела (материальной точки) называется вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением.)


5. При каком движении пройденный путь и модуль вектора перемещения равны (l=s)?

(Пройденный путь и модуль вектора перемещения равны, если тело (материальная точка) движется прямолинейно в одном направлении.)


3. Изучение нового материала.


1.





α – угол между положительным направлением оси OX и вектором перемещения .




β – угол между положительным направлением оси OY и вектором перемещения .


2.






4. Решение задач.


М.1395(17). Тело переместилось из точки с координатами х0=-2м, у0=3м в точку с координатами х=2м, у=6м. Сделайте чертёж, найдите модуль перемещения и его проекции на оси координат.


1. На рисунке 1 изображены одинаковые по модулю векторы перемещений. Перенесите рисунок в тетрадь и изобразите проекции этих векторов на ось ОX.



Как должен быть расположен вектор по отношению к оси, чтобы модуль его проекции на эту ось был:

а) равен нулю;

б) равен модулю этого вектора;

в) меньше модуля этого вектора?

Может ли модуль проекции вектора на ось быть больше модуля этого вектора?


Решение.



а) Чтобы модуль проекции вектора на ось был равен нулю, вектор должен быть перпендикулярен оси.


б) Чтобы модуль проекции вектора на ось был равен модулю этого вектора, вектор должен быть параллелен оси.


в) Чтобы модуль проекции вектора на ось был меньше модуля этого вектора, угол между вектором и осью не должен быть равен 0° и 180°.


Модуль проекции вектора на ось не может быть больше модуля этого вектора.


2. Задача из §3 учебника.


Два катера идут по реке в противоположных направлениях и встречаются в 100км к востоку от пристани П (рисунок 4). Продолжая движение, за некоторый промежуток времени t первый катер переместился от места встречи на 60км к востоку, а второй — на 50км к западу. Определите координаты каждого катера относительно пристани и расстояние между катерами через промежуток времени t после их встречи.



5. Закрепление материала.


Вопросы после §3.


1. С какими величинами производят вычисления — с векторными или скалярными?

(Вычисления производят со скалярными величинами.)


2. При каком условии проекция вектора на ось будет положительной, а при каком — отрицательной?

(Проекция вектора на ось считается положительной, если вектор сонаправлен с этой осью, и отрицательной, если вектор направлен противоположно оси.)


3. Запишите уравнение, с помощью которого можно определить координату тела, зная координату его начального положения и вектор перемещения.

(x=x0+sx)


6. Домашнее задание.


§3.

Упражнение 3(1).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!