СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс. Литература. Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. УМК под редакцией Меркина. 68 часов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале отражены все разделы планирования по ФГОС. Есть контрольно-измерительные материалы

Просмотр содержимого документа
«8 класс. Литература. Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. УМК под редакцией Меркина. 68 часов»

Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативных документах:

- фундаментального ядра содержания основного общего образования;

- Государственного стандарта основного общего образования;

- Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по русскому языку./ сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011;

- Программы курса «Литература» 5-9 классы. /Авторы – составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин - М.: ООО «Русское слово - учебник» 2012 г.

- УМК для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.С. Меркина;

- «Литература. 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ под ред. Меркина Г.С. . – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2015.

- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Красногвардейская СОШ №1» для 5-9 классов;

в соответствии с:

- нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

- Положением МБОУ «Красногвардейская СОШ № 1» «О составлении рабочих программ учебных предметов, курсов»;

- Приказом МО Оренбургской области № 01-21/ 1987 от 27.07.2016г «О формировании учебных планов ОО в Оренбургской области в 2016-2017 учебном году»;

- Учебным планом МБОУ «Красногвардейская СОШ №1» на 2019-2020 учебный год.


Цели предмета «Литература»


- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Задачи предмета «Литература»


- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведений русской и зарубежной литературы

- обогащение духовного мира обучающихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы

- развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся



Планируемые результаты освоения программы


Личностные результаты

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к многонациональному Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; уважительного отношения к русской литературе;

- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;

- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

- значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.);

- устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения.



Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; - оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; - высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы.

Предметные результаты

Выпускник научится

Выпускник

получит возможность научиться

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;

различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорное произведение и его интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях произведений русской литературы;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• выразительно читать;

• сопоставлять произведения смежных жанров (былина и предание, былина и миф, былина и волшебная сказка и т.п.);

характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;



• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;



• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;



• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;



• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;



• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).



Место предмета в учебном плане


Программа составлена в соответствии с базисным учебным планом для образовательных учреждений и учебным планом школы.

2 ч в неделю, 34 учебных недели


Содержание программы учебного предмета «Литература»


Введение. Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

Из устного народного творчества. Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка» (на вы­бор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смолен­ска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства вырази­тельности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историче­ская песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление слова­ря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных песен.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Из древнерусской литературы. «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Алексан­дра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произве­дениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, откры­тость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематиче­ское многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, форму­лировки и запись выводов, наблюдения над лексическим соста­вом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Из русской литературы XVIII века

Г.Р. Державин. Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».

Из русской литературы XIX века

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невырази­мое».

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин », «Смерть Ермака ».

К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение ив дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза ».

А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соло­вей...»), «Романс», «Идиллия».

Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Систе­ма образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана

А.С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихо­творения: «И. И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Пе­сни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор).

История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и систе­мы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, лю­бовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исто­рической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выра­зительная роль частей речи (местоимение), поэтическая инто­нация, исторический роман.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, со­ставление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и му­зыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в лите­ратурной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства её выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова » (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов-художник».

Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

И.С. Тургенев. Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Н.А. Некрасов. Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.

А.А. Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи музыкальной версии «Снегурочки»: А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.

Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Из русской литературы XX века

М. Горький. Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

В.В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».

О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.

Н.А. Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».

М.В. Исаковский. Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.

Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.

Развитие речи: выразительное чтение.

В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

Возможные виды внеурочной деятельности: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

В.Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

М. Сервантес. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа.




Учебно – тематический план



п/п


Наименование раздела

Количество часов

1.

Введение. Художественная литература и история

1

2.

Из устного народного творчества

2

3.

Древнерусская литература

3

4.

Литература 18 века

3

5.

Литература 19 века

32

6.

Литература 20 века

22

7.

Зарубежная литература

4

8.

Итоговый урок

1


Итого

68 часов



Календарно-тематическое планирование


урока

Дата

Тема урока

План

Факт

1

04.09


Художественная литература и история

2

07.09


Из устного народного творчества

Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Разин и девка- астраханка»

3

11.09


«Солдаты освобождают Смоленск», «Иван Грозный молиться по сыне»

4

14.09


Из древнерусской литературы

«Сказание о Борисе и Глебе». Образы первых русских святых.

«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях.

5

18.09


«Житие Сергия Радонежского». Образ канонического святого Русской Православной Церкви. Глубина и сила нравственных представлений о человеке.

6

21.09


«Житие Александра Невского». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы.

7

25.09


Из литературы 18 века

Державин Г.Р. Поэт и государственный чиновник. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник»

8

28.09


Карамзин Н.М. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза»- произведение сентиментализма

9

02.10


Карамзин Н.М. «Бедная Лиза». Основная проблематика и тематика, новый тип героя . Образ Лизы

10

05.10


Из литературы 19 века.

Поэты круга Пушкина:

Основные темы, мотивы лирики В.А.Жуковского.

11

09.10


Поэты круга Пушкина. Основные темы и мотивы лирики К.Ф. Рылеева. Стихотворения «К временщику», «Иван Сусанин»

12

12.10


Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта. « И.И. Пущину»,

« 19 октября 1825 года».

13

16.10


Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика.

14

19.10


Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика.

15

23.10


Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева.

16

26.10


Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Падение Белогорской крепости

17

30.10


Пушкин А.С.Повесть «Капитанская дочка». Образ Маши Мироновой.

18

09.11


Пушкин А.С. Повесть «Капитанская дочка». Образ Пугачева.

19

13.11


Р.Р. Классное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

«Проблемы чести и милосердия в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Гринев и Швабрин: путь чести и бесчестья», «Маша Миронова — нравственный идеал А.С. Пушкина», «Пугачев: волк или человек», «Нравственные уроки романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

20

16.11


Лермонтов М.Ю. Кавказ в жизни и в творчестве.

21

20.11


Лермонтов М.Ю. «Мцыри»-романтическая поэма о вольнолюбивом юноше.

22

23.11


Композиция и художественные особенности поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри»

23

27.11


«Мцыри – любимый идеал поэта» (В.Белинский).

24

30.11


Гоголь Н.В. Интерес писателя к театру. Творческая история комедии «Ревизор»

25

04.12


Гоголь Н.В.»Ревизор». Хлестаков и «миражная» интрига.

26

07.12


Гоголь Н.В. «Ревизор». Русское чиновничество в сатирическом изображении автора.

27

11.12


Гоголь Н.В. «Ревизор». Хлестаковщина как общественное явление.

28

14.12


Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

«Изображение мира чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

29

18.12


Тургенев И.С. Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася».

30

21.12


Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини.

31

25.12


Внеклассное чтение. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века: Н. Гнедич «Осень»; П.Вяземский « Берёза», «Осень», А.Плещеев « Отчизна», Н.Огарёв «Весною», И.Суриков « После дождя», И.Анненский « Сентябрь», « Зимний романс»

32

28.12


Некрасов Н.А. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. Человек и природа в стихотворениях Некрасова.

33-34

11.01








15.01


1) Фет А.А. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта «Учись у них: у дуба, у берёзы», 2) «Целый мир от красоты». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета.

35

18.01


Островский А.Н. Краткие сведения о писателе.

36

22.01


Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки

37

25.01


Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке

38

29.01


Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество».

39

01.02


Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола.

40

05.02


Толстой Л.Н. «После бала». Приёмы создания образов.

41

08.02


Контрольная работа по теме «Литература 19 века».

42

12.02


Из литературы 20 века.

Горький М. Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ «Макар Чудра».

43

15.02


Горький М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа

44

19.02


Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Рассказ «Мой спутник»

45-46

20.02

26.02


1) Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы» , поэт и толпа в стихотворениях поэта.

2) Маяковский В.В. «Хорошее отношение к лошадям»

47

29.02


Тэффи Н.А. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей.

48

04.03


Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа.

49

11.03


Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта

50

14.03


Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта

51

18.03


Р.Р. «Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению)

52

28.03


Поэзия М.В.Исаковского. « Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы»

53

01.04


Твардовский А.Т. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль».

54

04.04


Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав

55

08.04


Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя.

56

11.04


Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти.

57

15.04


Внеклассное чтение «Музы не молчали» ( стихи поэтов 20 века о войне)

58

18.04


Распутин В.Г. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина

59

22.04


Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».

60

25.04


Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости.

61-62

29.04

06.05


Внеклассное чтение по литературе 20 века

63

13.05


Годовая контрольная работа.

64

16.05


Шекспир У. Краткие сведения о писателе. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем. Основной конфликт пьесы.

65

20.05


Сервантес М. Краткие сведения о писателе.

66-

23.05


Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа.

67

27.05.


Итоговая контрольная работа.

68

29.05.


Что читать летом.


Приложение


Контрольно –измерительные материалы


Контрольная работа по теме «Русская литература XIX века» 

I.Установить соответствие между авторами и их произведениями: 18 баллов

1.И.А.Крылов а. «История одного города»

2.К.Ф.Рылеев б. «После бала»

3.А.С.Пушкин в. «О любви»

4.М.Ю.Лермонтов г. «Осенний вечер»

5.Н.В.Гоголь д. «Лягушки, просящие царя»

6.М.Е.Салтыков-Щедрин е. «Мцыри»

7.Н.С.Лесков ж. «Поле зыблется цветами»

8.Л.Н.Толстой «Капитанская дочка»

9.Ф.И.Тютчев и. «Ревизор»

10.А.А.Фет к. «Пиковая дама»

11.А.Н.Майков л. «Старый гений»

12.А.П.Чехов м. «Первый ландыш»

н. «Шинель»

о. «Осень»

п. «Обоз»

р. «19 октября»

с. «Смерть Ермака»

т. «История Пугачевского бунта»


II.Определить, откуда взят этот отрывок и кто автор произведения: 10 баллов

1. «Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка-помещица, у которой было, по ее словам, «вопиющее дело»…Старушка в отчаянии поручила свою больную дочь и маленькую внучку доброй соседке, а сама собрала кое-какие крохи и полетела в Петербург «хлопотать».»

2. «Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга. … Я старался представить себе капитана Миронова, моего будущего начальника…»

3. «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! пришли, понюхали — и пошли прочь. Вот я вам прочту письмо, которое получил я от Андрея Ивановича Чмыхова, которого вы, Артемий Филиппович, знаете. Вот что он пишет: «Любезный друг, кум и благодетель»

4. « Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку "тяпать" головами обо все, что бы ни встретилось на пути. Стена попадется - об стену тяпают; Богу молиться начнут - об пол тяпают. По соседству с головотяпами жило множество независимых племен, но только замечательнейшие из них поименованы летописцем, а именно: моржееды, лукоеды, гущееды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонебые, долбежники, проломленные головы, слепороды, губошлепы, вислоухие, кособрюхие, ряпушники, заугольники, крошевники и рукосуи»

5. «Пока Алехин рассказывал, дождь перестал и выглянуло солнце. Буркин и Иван Иваныч вышли на балкон; отсюда был прекрасный вид на сад и на плес, который теперь на солнце блестел, как зеркало…»



III.В каких двух произведениях Пушкина, изученных в 8 классе, рассматривается образ одного и того же исторического деятеля, предводителя крестьянской войны?

2 балла

IV. Допишите, укажите автора и название:

«…Что в существе разумном мы зовем / …. …. …. .» 3 балла


V. В каком произведении и какого автора звучит эта «сказочка»? С чьих уст она звучит?3 балла

«Эхе, – сказал он, – опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?» «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо. Ну, а что ваши?»

– Да что наши! –Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.

«Молчи, дядя, будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь- заткни топор за спину: лесничий ходит…»


VI.Допишите следующее четверостишие, укажите автора и название: 3 балла


Старик! Я слышал много раз, / Что ты меня от смерти спас- …/

…………………………… / ……………………………… /

…………………………… / ……………………………… /


VII.Как звали героя из «Мцыри»? Назовите автора произведения, 2 балла


VIII. Какое воинское звание имел отец Вареньки Б., в которую был влюблен герой этого произведения, где двуличность человека показана особо остро? Именно это и послужило причиной тому «что любовь с этого дня пошла на убыль». Из какого произведения вы это узнали? Кто его автор? 3 балла


IX. Допишите четверостишие, укажите автора и название: 3 балла

Ревела буря, дождь шумел,/ Во мраке молнии летали,/

…………………………… , / ……………………… ./


X. Определите жанр произведения, назовите авторов 10 баллов

1. басня а. «После бала»

2. рассказ б. «Мцыри»

3. комедия в. «Шинель»

4. повесть г. «Ревизор»

5. поэма д.«Лягушки, просящие царя»


Максимальный балл - 57 баллов

«5» - 54-57 баллов; «4» - 40- 53 баллов; «3» - 20- 39 баллов; «2» - 0- 19 баллов.



Итоговая контрольная работа по литературе за курс 8 класса.

Задание1 : Вам необходимо соотнести авторов произведений из 1 столбика с названиями произведений из 2 столбика и с героями произведений из 3 столбика

Авторы произведений

Названия произведений

Герои произведений

1. Астафьев В.П.

1. «Недоросль»

1. Послушник, старик, грузинка


2. Гоголь Н.В.

2. «После бала»

2. Господа Простаковы, Митрофан, Стародум, Софья, Милон, Правдин

3. Куприн А.И.

3. «О любви»

3. Иван Васильевич, Варенька, полковник


4. Лермонтов М.Ю.

4. «Капитанская дочка»

4. Городничий, Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Земляника


5. Лесков Н.С.

5. «Старый гений»

5. Иванов, его жена, сын Пётр, дочь Настя, Маша, Семён Евсеевич

6. Платонов А.П.

6. «Ревизор»

6. Алёхин, Анна Алексеевна, Дмитрий Луганович

7. Пушкин А.С.

7. «Куст сирени»

7. Главный герой, бабушка Катерина, Санька, учитель


8. Толстой Л.Н.

8. «Мцыри»

8. Старушка-помещица, Иван Иваныч, сербский сражатель, должник

9. Фонвизин Д.И.

9. «Фотография, на которой меня нет»

9. Гринёв, Пугачёв, Маша Миронова, Швабрин


10.Чехов А.П.

10. «Возвращение»

10. Николай Алм азов, его жена Верочка, профессор-педант


Задание 2.


  1. Определите жанр произведения:

Я любила тебя, гад,

Четыре года в аккурат.

А ты меня – полмесяца,

И то хотел повеситься.

  1. Как убогий удавил попова сына? Назовите произведение.

  2. Чего хотел Папа Римский от Александра Невского? Как он хотел этого добиться? Назовите произведение.

  3. Назовите комедии И.А. Крылова.

  4. Кто такой тать? Почему Ермак и его товарищи «не праздно в мире жили»? Назовите автора и произведение.

  5. Как звали офицера, которому проиграл Петруша Гринев? Сколько он проиграл? На чем они играли? Назовите автора и произведение.

  6. Сколько дней странствовал Мцыри? Назовите автора и произведение.

  7. Кто приходил к Хлестакову «подсунуть»? Перечислите. Назовите автора и произведение.

  8. Господин НН назвал себя «бессемейным…» Назовите автора и произведение.

  9. Назовите автора и произведение:

«Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, - хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!