9 класс. Урок №03/03.
Определение координаты движущегося тела.
Проверка домашнего задания.
- Упражнение 2.
-
- 1. Какую физическую величину определяет водитель автомобиля по спидометру — пройденный путь или перемещение?
Проверка домашнего задания.
- Упражнение 2.
-
- 1. Какую физическую величину определяет водитель автомобиля по спидометру — пройденный путь или перемещение?
Проверка домашнего задания.
- Упражнение 2.
-
- 2. Как должен двигаться автомобиль в течение некоторого промежутка времени, чтобы по спидометру можно было определить модуль перемещения, совершённого автомобилем за этот промежуток времени?
Проверка домашнего задания.
- Упражнение 2.
-
- 2. Как должен двигаться автомобиль в течение некоторого промежутка времени, чтобы по спидометру можно было определить модуль перемещения, совершённого автомобилем за этот промежуток времени?
- Автомобиль должен двигаться вдоль одной прямой в одном направлении.
Опрос.
- 1. Вспомните, что называется траекторией движения.
Опрос.
- 1. Вспомните, что называется траекторией движения.
- Траектория – линия, вдоль которой движется тело.
Опрос.
- 2. Что такое пройденный путь?
Опрос.
- 2. Что такое пройденный путь?
- Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени, называется путём.
Опрос.
- 3. Назовите единицы пройденного пути.
Опрос.
- 3. Назовите единицы пройденного пути.
Опрос.
- 4. Что такое перемещение?
Опрос.
- 4. Что такое перемещение?
- Перемещением тела (материальной точки) называется вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением.
Опрос.
- 5. При каком движении пройденный путь и модуль вектора перемещения равны ( l =s)?
Опрос.
- 5. При каком движении пройденный путь и модуль вектора перемещения равны ( l =s)?
- Пройденный путь и модуль вектора перемещения равны, если тело (материальная точка) движется прямолинейно в одном направлении.
Изучение нового материала.
Изучение нового материала.
Изучение нового материала.
Изучение нового материала.
Изучение нового материала.
Изучение нового материала.
Изучение нового материала.
- α – угол между положительным направлением оси OX и вектором перемещения.
Изучение нового материала.
Изучение нового материала.
Изучение нового материала.
Изучение нового материала.
Изучение нового материала.
- β – угол между положительным направлением оси OY и вектором перемещения.
Решение задач.
- М.1395(17). Тело переместилось из точки с координатами х 0 =-2м, у 0 =3м в точку с координатами х=2м, у=6м. Сделайте чертёж, найдите модуль перемещения и его проекции на оси координат.
Решение задач.
- М.1395(17). Тело переместилось из точки с координатами х 0 =-2м, у 0 =3м в точку с координатами х=2м, у=6м. Сделайте чертёж, найдите модуль перемещения и его проекции на оси координат.
Решение задач.
- На рисунке 1 изображены одинаковые по модулю векторы перемещений. Перенесите рисунок в тетрадь и изобразите проекции этих векторов на ось ОX.
- Как должен быть расположен вектор по отношению к оси, чтобы модуль его проекции на эту ось был:
- а) равен нулю;
- б) равен модулю этого вектора;
- в) меньше модуля этого вектора?
- Может ли модуль проекции вектора быть больше модуля этого вектора?
Решение задач.
- а) Чтобы модуль проекции вектора на ось был равен нулю, вектор должен быть перпендикулярен оси.
Решение задач.
- б) Чтобы модуль проекции вектора на ось был равен модулю этого вектора, вектор должен быть параллелен оси.
Решение задач.
- в) Чтобы модуль проекции вектора на ось был меньше модуля этого вектора, угол между вектором и осью не должен быть равен 0° и 180°.
Решение задач.
- Модуль проекции вектора на ось не может быть больше модуля этого вектора.
Решение задач.
- Задача из §3 учебника.
-
- Два катера идут по реке в противоположных направлениях и встречаются в 100км к востоку от пристани. Продолжая движение, за некоторый промежуток времени t первый катер переместился от места встречи на 60км к востоку, а второй — на 50км к западу. Определите координаты каждого катера относительно пристани и расстояние между катерами через промежуток времени t после их встречи.
Решение задач.
- Задача из §3 учебника.
-
- Два катера идут по реке в противоположных направлениях и встречаются в 100км к востоку от пристани П (рисунок 4). Продолжая движение, за некоторый промежуток времени t первый катер переместился от места встречи на 60км к востоку, а второй — на 50км к западу. Определите координаты каждого катера относительно пристани и расстояние между катерами через промежуток времени t после их встречи.
Закрепление материала.
- Вопросы после §3.
-
- 1. С какими величинами производят вычисления — с векторными или скалярными?
Закрепление материала.
- Вопросы после §3.
-
- 1. С какими величинами производят вычисления — с векторными или скалярными?
- Вычисления производят со скалярными величинами.
Закрепление материала.
- Вопросы после §3.
-
- 2. При каком условии проекция вектора на ось будет положительной, а при каком — отрицательной?
Закрепление материала.
- Вопросы после §3.
-
- 2. При каком условии проекция вектора на ось будет положительной, а при каком — отрицательной?
- Проекция вектора на ось считается положительной, если вектор сонаправлен с этой осью, и отрицательной, если вектор направлен противоположно оси.
Закрепление материала.
- Вопросы после §3.
-
- 3. Запишите уравнение, с помощью которого можно определить координату тела, зная координату его начального положения и вектор перемещения.
Закрепление материала.
- Вопросы после §3.
-
- 3. Запишите уравнение, с помощью которого можно определить координату тела, зная координату его начального положения и вектор перемещения.
Домашнее задание.