СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс. Презентация к уроку №06/06. Удельная теплоёмкость.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«8 класс. Презентация к уроку №06/06. Удельная теплоёмкость.»

8 класс. Урок №06/06. Удельная теплоёмкость.

8 класс. Урок №06/06.

Удельная теплоёмкость.

Опрос. 1. Что такое внутренняя энергия?

Опрос.

  • 1. Что такое внутренняя энергия?
Опрос. 1. Что такое внутренняя энергия? Кинетическая энергия всех молекул, из которых состоит тело, и потенциальная энергия их взаимодействия составляют внутреннюю энергию тела.  E вн =E к молекул +E п молекул

Опрос.

  • 1. Что такое внутренняя энергия?
  • Кинетическая энергия всех молекул, из которых состоит тело, и потенциальная энергия их взаимодействия составляют внутреннюю энергию тела.

  • E вн =E к молекул +E п молекул
Опрос. 2. Как можно изменить внутреннюю энергию тела?

Опрос.

  • 2. Как можно изменить внутреннюю энергию тела?
Опрос. 2. Как можно изменить внутреннюю энергию тела? 1. Путём совершения механической работы. 2. Путём теплопередачи.

Опрос.

  • 2. Как можно изменить внутреннюю энергию тела?
  • 1. Путём совершения механической работы.
  • 2. Путём теплопередачи.
Опрос. 3. Что такое теплопередача?

Опрос.

  • 3. Что такое теплопередача?
Опрос. 3. Что такое теплопередача? Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом, называется теплопередачей.

Опрос.

  • 3. Что такое теплопередача?
  • Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом, называется теплопередачей.
Опрос. 4. Что такое количество теплоты?

Опрос.

  • 4. Что такое количество теплоты?
Опрос. 4. Что такое количество теплоты? Энергия, которую получает или теряет тело при теплопередаче, называется количеством теплоты.

Опрос.

  • 4. Что такое количество теплоты?
  • Энергия, которую получает или теряет тело при теплопередаче, называется количеством теплоты.
Опрос. 5. От чего зависит количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении?

Опрос.

  • 5. От чего зависит количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении?
Опрос. 5. От чего зависит количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении? Количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении, зависит от разности температур тела. Q~(°t 2 -°t 1 ) Количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении, зависит от его массы. Q~m Количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении, зависит от того, из какого вещества оно состоит, то есть от рода вещества. Q~c

Опрос.

  • 5. От чего зависит количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении?
  • Количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении, зависит от разности температур тела.
  • Q~(°t 2 -°t 1 )
  • Количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении, зависит от его массы.
  • Q~m
  • Количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении, зависит от того, из какого вещества оно состоит, то есть от рода вещества.
  • Q~c
Упражнение 6. 1. Утюг нагрет до 80°С, а батарея отопления — до 40°С. Можно ли утверждать, что утюг, остывая до комнатной температуры, передаст окружающей среде бóльшее количество теплоты?

Упражнение 6.

  • 1. Утюг нагрет до 80°С, а батарея отопления — до 40°С. Можно ли утверждать, что утюг, остывая до комнатной температуры, передаст окружающей среде бóльшее количество теплоты?
Упражнение 6. 1. Утюг нагрет до 80°С, а батарея отопления — до 40°С. Можно ли утверждать, что утюг, остывая до комнатной температуры, передаст окружающей среде большее количество теплоты? Нет! Для точного ответа на поставленный вопрос, необходимо знать, массы батареи отопления и утюга, вещества, из которых они состоят, а также значение комнатной температуры.

Упражнение 6.

  • 1. Утюг нагрет до 80°С, а батарея отопления — до 40°С. Можно ли утверждать, что утюг, остывая до комнатной температуры, передаст окружающей среде большее количество теплоты?
  • Нет! Для точного ответа на поставленный вопрос, необходимо знать, массы батареи отопления и утюга, вещества, из которых они состоят, а также значение комнатной температуры.
Упражнение 6. 2. Какое тело отдаст большее количество теплоты: ртуть в термометре или ртуть в бутыли объёмом 0,5л при понижении их температуры на 2°С?

Упражнение 6.

  • 2. Какое тело отдаст большее количество теплоты: ртуть в термометре или ртуть в бутыли объёмом 0,5л при понижении их температуры на 2°С?
Упражнение 6. 2. Какое тело отдаст большее количество теплоты: ртуть в термометре или ртуть в бутыли объёмом 0,5л при понижении их температуры на 2°С? Масса ртути в термометре 1г. Масса ртути в бутыли 6,8кг. Количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении, зависит от его массы. Q~m Поэтому при понижении их температуры на 2°С ртуть в бутыли выделит бóльшее количество теплоты, чем ртуть в градуснике.

Упражнение 6.

  • 2. Какое тело отдаст большее количество теплоты: ртуть в термометре или ртуть в бутыли объёмом 0,5л при понижении их температуры на 2°С?
  • Масса ртути в термометре 1г. Масса ртути в бутыли 6,8кг.
  • Количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении, зависит от его массы.
  • Q~m
  • Поэтому при понижении их температуры на 2°С ртуть в бутыли выделит бóльшее количество теплоты, чем ртуть в градуснике.
Изучение нового материала. Вопрос: «Одинаковое ли количество теплоты потребуется для нагревания до одной и той же температуры тел равной массы, но состоящих из разных веществ?»

Изучение нового материала.

  • Вопрос: «Одинаковое ли количество теплоты потребуется для нагревания до одной и той же температуры тел равной массы, но состоящих из разных веществ?»
Опыт Тиндаля.

Опыт Тиндаля.

Выводы: 1. Тела равной массы, состоящие из разных веществ и нагретые до одинаковой температуры, при охлаждении на одно и то же число градусов отдают различное количество теплоты. 2. Тела равной массы, которые при нагревании получили бóльшее количество теплоты, и в процессе охлаждения отдают большее количество теплоты.

Выводы:

  • 1. Тела равной массы, состоящие из разных веществ и нагретые до одинаковой температуры, при охлаждении на одно и то же число градусов отдают различное количество теплоты.
  • 2. Тела равной массы, которые при нагревании получили бóльшее количество теплоты, и в процессе охлаждения отдают большее количество теплоты.
Выводы: 3. Для нагревания до одной и той же температуры тел равной массы, состоящих из разных веществ, требуется различное количество теплоты. 4. Количество теплоты, необходимое для нагревания на 1°С разных веществ массой 1кг, будет различным.

Выводы:

  • 3. Для нагревания до одной и той же температуры тел равной массы, состоящих из разных веществ, требуется различное количество теплоты.
  • 4. Количество теплоты, необходимое для нагревания на 1°С разных веществ массой 1кг, будет различным.
Определение: «Физическая величина, численно равная количеству теплоты, которое необходимо передать телу массой 1кг для того, чтобы его температура изменилась на 1°C, называется удельной теплоёмкостью вещества .»
  • Определение: «Физическая величина, численно равная количеству теплоты, которое необходимо передать телу массой 1кг для того, чтобы его температура изменилась на 1°C, называется удельной теплоёмкостью вещества
Удельная теплоёмкость вещества обозначается маленькой латинской буквой «с» и измеряется в Дж/(кг·°C).
  • Удельная теплоёмкость вещества обозначается маленькой латинской буквой «с» и измеряется в Дж/(кг·°C).
Удельные теплоёмкости веществ установлены опытным путём и занесены в таблицу.

Удельные теплоёмкости веществ установлены опытным путём и занесены в таблицу.

Изучение нового материала. Учебник задачник Медь с=400Дж/(кг·°C) Латунь с=400Дж/(кг·°C) Кирпич с=880Дж/(кг·°C) Медь с=380Дж/(кг·°C) Латунь с=380Дж/(кг·°C) Кирпич с=750Дж/(кг·°C)

Изучение нового материала.

Учебник

задачник

  • Медь
  • с=400Дж/(кг·°C)
  • Латунь
  • с=400Дж/(кг·°C)
  • Кирпич
  • с=880Дж/(кг·°C)
  • Медь
  • с=380Дж/(кг·°C)
  • Латунь
  • с=380Дж/(кг·°C)
  • Кирпич
  • с=750Дж/(кг·°C)
Удельная теплоёмкость вещества показывает, на какую величину изменяется внутренняя энергия килограмма вещества при нагревании или охлаждении на 1°С.
  • Удельная теплоёмкость вещества показывает, на какую величину изменяется внутренняя энергия килограмма вещества при нагревании или охлаждении на 1°С.
Вопрос: «У какого из двух тел, имеющих одинаковую массу, будет выше температура после получения одинакового количества теплоты?»
  • Вопрос: «У какого из двух тел, имеющих одинаковую массу, будет выше температура после получения одинакового количества теплоты?»
Вопрос: «У какого из двух тел, имеющих одинаковую массу, будет выше температура после получения одинакового количества теплоты?»  Ответ: «У тела с меньшей удельной теплоёмкостью.»
  • Вопрос: «У какого из двух тел, имеющих одинаковую массу, будет выше температура после получения одинакового количества теплоты?»

  • Ответ: «У тела с меньшей удельной теплоёмкостью.»
Качественные задачи. 1. В каком из двух стаканов, содержащих одинаковое количество кипятка, будет ниже температура после того, как в один из них опустили алюминиевую ложку, а в другой — серебряную (ложки имеют одинаковую массу)?   2. Где в быту используется большая удельная теплоёмкость воды?

Качественные задачи.

  • 1. В каком из двух стаканов, содержащих одинаковое количество кипятка, будет ниже температура после того, как в один из них опустили алюминиевую ложку, а в другой — серебряную (ложки имеют одинаковую массу)?
  •  
  • 2. Где в быту используется большая удельная теплоёмкость воды?
Видео «Эксперимент. Теплоёмкость».
  • Видео «Эксперимент. Теплоёмкость».
Закрепление материала. 1. Какое вещество имеет наибольшую удельную теплоёмкость?

Закрепление материала.

  • 1. Какое вещество имеет наибольшую удельную теплоёмкость?
Закрепление материала. 1. Какое вещество имеет наибольшую удельную теплоёмкость? Вода.

Закрепление материала.

  • 1. Какое вещество имеет наибольшую удельную теплоёмкость?
  • Вода.
Закрепление материала. 2. В каких единицах выражают удельную теплоёмкость?

Закрепление материала.

  • 2. В каких единицах выражают удельную теплоёмкость?
Закрепление материала. 2. В каких единицах выражают удельную теплоёмкость? Дж/(кг·°C)

Закрепление материала.

  • 2. В каких единицах выражают удельную теплоёмкость?
  • Дж/(кг·°C)
Закрепление материала. 3. В чём причина различия между морским и континентальным климатом?

Закрепление материала.

  • 3. В чём причина различия между морским и континентальным климатом?
Закрепление материала. 3. В чём причина различия между морским и континентальным климатом? Для морского климата характерны муссоны и бризы, большое количество осадков и высокая влажность воздуха. Колебания годовых и суточных температур не очень велики. Причины - близость к морю. Прохладное лето и мягкая зима, сильные ветры (г. Владивосток). Континентальный климат характеризуется очень тёплым летом и морозной зимой, осадки выпадают в малом количестве. Континентальный климат формируется в результате преобладающего воздействия на атмосферу крупных массивов суши (г. Оренбург).

Закрепление материала.

  • 3. В чём причина различия между морским и континентальным климатом?
  • Для морского климата характерны муссоны и бризы, большое количество осадков и высокая влажность воздуха. Колебания годовых и суточных температур не очень велики. Причины - близость к морю. Прохладное лето и мягкая зима, сильные ветры (г. Владивосток).
  • Континентальный климат характеризуется очень тёплым летом и морозной зимой, осадки выпадают в малом количестве. Континентальный климат формируется в результате преобладающего воздействия на атмосферу крупных массивов суши (г. Оренбург).
Домашнее задание. §8. Упражнение 7.

Домашнее задание.

  • §8. Упражнение 7.