СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс. Конспект урока №05/05. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«9 класс. Конспект урока №05/05. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.»

Физика.

9 класс.

Урок №05/05.

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.


Цель урока. Рассмотреть прямолинейное равноускоренное движение и его характеристики; ввести физические понятия «мгновенная скорость», «ускорение»; научить решать задачи на расчёт ускорения, времени движения, начальной и конечной скоростей движения.

Демонстрации. Определение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.

Содержание нового материала. Мгновенная скорость. Равноускоренное движение. Ускорение.

Планируемые результаты обучения.

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о прямолинейном равноускоренном движении тел, регулятивными УУД при решении расчетных задач.

Личностные: сформировать познавательный интерес и творческую инициативу, самостоятельность в приобретении новых знаний об ускорении тела при прямолинейном неравномерном движении, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.

Общие предметные: проводить наблюдения, планировать и проводить эксперимент по изучению прямолинейного равноускоренного движения; объяснять полученные результаты и делать выводы; применять теоретические знания на практике; решать расчетные задачи по определению ускорения, времени, начальной и конечной скоростей движения.

Частные предметные: объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение; приводить примеры равноускоренного движения; записывать формулу для определения ускорения в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось; применять формулу для расчёта ускорения при решении расчётных задач.


Ход урока.


1. Проверка домашнего задания.


Упражнение 4.


1. Может ли график зависимости модуля вектора скорости от времени располагаться под осью Оt (то есть в области отрицательных значений оси скорости)?

(Да.)


2. Постройте графики зависимости проекций векторов скорости от времени для трёх автомобилей, движущихся прямолинейно и равномерно, если два из них едут в одном направлении, а третий — навстречу им. Скорость первого автомобиля равна 60км/ч, второго — 80км/ч, а третьего — 90км/ч.


2. Опрос.


1. Что называется скоростью равномерного прямолинейного движения?

(Скорость равномерного прямолинейного движения – это постоянная векторная величина, равная отношению перемещения тела за любой промежуток времени к значению этого промежутка.

)


2. Как найти проекцию вектора перемещения тела?

(


3. Что представляет собой график скорости?

(График скорости – график зависимости скорости от времени.)


4. Как найти модуль проекции перемещения по графику скорости?

(

При прямолинейном равномерном движении тела модуль вектора его перемещения численно равен площади прямоугольника, заключённого между графиком скорости, осью Оt и перпендикулярами к этой оси, восставленными из точек, соответствующих моментам начала и конца наблюдения (в данном случае из точек О и t1). Часто эту площадь называют площадью под графиком скорости.)


3. Изучение нового материала.


1. Простейший вид неравномерного движения – прямолинейное равноускоренное движение, при котором тело движется вдоль прямой линии, а проекция вектора скорости за любые равные промежутки времени меняется одинаково (при этом модуль вектора скорости может как увеличиваться, так и уменьшаться).


2. Определение: «Мгновенная скорость – скорость в каждой конкретной точке траектории в соответствующий момент времени.»


3. Определение: «Ускорением тела при его равноускоренном движении называется векторная физическая величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени, за который это изменение произошло.»



– ускорение

– изменение скорости

t – промежуток времени, за который произошло изменение скорости



– ускорение

– начальная скорость тела

- конечная скорость тела

t – промежуток времени, за который произошло изменение скорости



ax – проекция вектора ускорения на ось OX

vx – проекция вектора конечной скорости на ось OX

v0x – проекция вектора начальной скорости на ось OX

t – промежуток времени, за который произошло изменение скорости


Равноускоренное движение – это движение с постоянным ускорением.



4. Модуль вектора ускорения показывает, на сколько меняется модуль вектора скорости в каждую единицу времени.


5. В СИ единицей ускорения является метр на секунду в квадрате

[a]=1м/с2

6.



Если векторы скорости и ускорения движущегося тела направлены в одну сторону, то модуль вектора скорости тела увеличивается.



Если векторы скорости и ускорения движущегося тела направлены в противоположные стороны, то модуль вектора скорости тела уменьшается.


4. Решение задач.


М.1424(46). Может ли тело иметь постоянную по модулю скорость при изменении вектора скорости?

(Да. Например, при равномерном движении по окружности.)


М.1430(52). С каким ускорением движется гоночный автомобиль, если его скорость за 6с увеличивается от 144км/ч до 216км/ч?


5. Самостоятельная работа.


9 класс.

К уроку №5.

Самостоятельная работа.

Вариант 1.

1. Имеет ли материальная точка размеры?

2. Стул передвинули сначала на 6м, а затем ещё на 8м. Чему равен пройденный путь?

3. Тело переместилось из точки А с координатой xA=26м в точку В с координатой хB=-4м. Определите проекцию перемещения тела на ось ОХ.

4. Скорость акулы равна 8,3м/с, а скорость дельфина — 72км/ч. Кто из них имеет бóльшую скорость?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

9 класс.

К уроку №5.

Самостоятельная работа.

Вариант 2.

1. Обладает ли материальная точка массой?

2. Стрела, выпущенная вертикально вверх, достигла максимальной высоты 15м и упала на то же место, откуда была выпущена. Чему равен модуль её перемещения?

3. Тело переместилось из точки А с координатой xA=-24м в точку B с координатой хB=14м. Определите проекцию перемещения тела на ось ОХ.

4. Скорость иглохвостого стрижа равна 180км/ч, а скорость сокола-сапсана — 4800м/мин. Кто из них имеет бóльшую скорость?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

9 класс.

К уроку №5.

Самостоятельная работа.

Вариант 3.

1. Имеет ли материальная точка размеры?

2. Самолёт пролетел по прямой 300км, затем повернул под прямым углом и пролетел ещё 400км. Чему равен модуль вектора перемещения?

3. Материальная точка движется из пункта А в пункт В с координатой хB=5м. Определите координату пункта А, если проекция перемещения точки на ось ОХ равна sx=9м.

4. Гоночный автомобиль может достигать скорости 360км/ч. За какое время такой автомобиль преодолеет 500м?


9 класс.

К уроку №5.

Самостоятельная работа.

Вариант 4.

1. Обладает ли материальная точка массой?

2. Самолёт пролетел по прямой 600км, затем повернул под прямым углом и пролетел 800км. Определите путь самолёта.

3. Поезд движется из пункта А с координатой xA=-435км в пункт В. Определите координату пункта В, если проекция перемещения точки на ось ОХ равна sх=165км.

4. Вертолёт Ми-8 достигает скорости 250км/ч. Сколько минут он затратит на перелёт между двумя населёнными пунктами, расположенными на расстоянии 50км?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

9 класс.

К уроку №5.

Самостоятельная работа.

Вариант 5.

1. Имеет ли материальная точка размеры?

2. Определите проекцию вектора перемещения на ось ОХ.

3. От автостанции с интервалом 0,5мин в одном направлении выехали автобус, а затем автомобиль, скорости которых соответственно 10м/с и 20м/с. На каком расстоянии от автостанции автомобиль догонит автобус?

4. Тело движется вдоль оси ОХ. Проекция его скорости vх(t) меняется по закону, приведённому на графике. Определите путь, пройденный телом за 2с.


9 класс.

К уроку №5.

Самостоятельная работа.

Вариант 6.

1. Обладает ли материальная точка массой?

2. Определите проекцию вектора перемещения на ось ОУ.

3. Мимо светофора проследовал товарный поезд со скоростью 10м/с. Через полчаса мимо того же светофора в том же направлении проследовал экспресс, скорость которого в 1,5 раза больше, чем у товарного поезда. На каком расстоянии от светофора экспресс нагонит товарный поезд?

4. Тело движется вдоль оси ОХ. Проекция его скорости vх(t) меняется по закону, приведённому на графике. Определите путь, пройденный телом за 2с.


Ответы.



1

2

3

4

Вариант 1

Нет, не имеет

14м

-30м

Дельфин

Вариант 2

Да, обладает

38м

Сокол-сапсан

Вариант 3

Нет, не имеет

500км

-4м

Вариант 4

Да, обладает

1400км

-270м

12мин

Вариант 5

Нет, не имеет

-4м

600м

30м

Вариант 6

Да, обладает

-3м

54000м

20м


6. Закрепление материала.


Вопросы после §5.


1. К какому виду движения — равномерному или неравномерному — относится прямолинейное равноускоренное движение?

(Прямолинейное равноускоренное движение – вид неравномерного движения.)


2. Что понимают под мгновенной скоростью неравномерного движения?

(Мгновенная скорость – скорость в каждой конкретной точке траектории в соответствующий момент времени.)


3. Дайте определение ускорения равноускоренного движения. Какова единица ускорения?

(Ускорением тела при прямолинейном равноускоренном движении называется векторная физическая величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени, за который это изменение произошло.

За единицу ускорения в СИ принимается ускорение такого равноускоренного движения, при котором за 1с скорость тела меняется на 1м/с.

В СИ единицей ускорения является метр на секунду в квадрате (1м/с2).)


4. Что такое равноускоренное движение?

(Равноускоренное движение – это движение с постоянным ускорением.)


5. Что показывает модуль вектора ускорения?

(Модуль вектора ускорения показывает, на сколько меняется модуль вектора скорости в каждую единицу времени.)


6. При каком условии модуль вектора скорости движущегося тела увеличивается; уменьшается?

(Если векторы скорости и ускорения движущегося тела направлены в одну сторону, то модуль вектора скорости тела увеличивается, а если в противоположные — уменьшается.)


7. Домашнее задание.


§5.

Упражнение 5(2,3).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!