СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №10. Наречие. Служебные части речи: предлог, союз, частица. Правописание наречий, предлогов, союзов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся в ходе урока систематизируют знания  об особенностях наречия и служебных частей речи; различают сочинительные и подчинительные союзы, производные предлоги и омонимичные им сочетания слов,  определяют частицы в тексте и их разряды;  объясняют условия выбора слитного и раздельного написания предлогов и союзов, частицы НЕ с различными частями речи;  находят орфографические ошибки в тексте; проявляют самостоятельность при индивидуальной и активность при групповой работе; объективно оценивают себя.

Просмотр содержимого документа
«Маршрутный лист»


Наречие и служебные части речи

Урок-путешествие

Группа №1 Состав группы: ___________________________________________________________



Количество баллов

Что вас ждет в пути

самооценка

Оценка учителя

Поле частей речи



Мост культуры речи



Река ошибок



Лес союзов



Гора частиц


Море тестов



Итого:




Поле частей речи (кластер)

Составьте кластер по теме «Предлог»


Мост культуры речи

  1. Рассмотрите внимательно картинку. Перепишите данные предложения правильно, подставляя подходящие по смыслу предлоги.

1. Солнце спряталось в тучу.____________________________________

2. Заяц сидит на дереве.________________________________________

3. Книга лежит под столом._____________________________________

4. Рыбы плавают по воздуху.____________________________________

5. Рыбак плывет рядом с лодкой._________________________________

6. Поезд мчится над рельсами.___________________________________



  1. Определите, одинаково ли пишутся омонимичные слова. Аргументируйте свой ответ.

В течени… дня – в течени…реки, в продолжении… часа – в предложении… книги, в заключени… доклада – в заключени… врачей, вследстви… неурожая – в следстви… по делу, перевести (на) счет – (на) счет ремонта, (в) роде женском – птица (в) роде воробья, (в) место укромное - (в)место друга, (не) смотря на дождь – (не) смотря под ноги.


Река ошибок. Найдите в тексте ошибки и исправьте их.

Распахнуть настеж, напугать досмерти, спрыгнуть находу, сверкая слево и справо, пересказать точь в точь, приближаемся мало помалу, несколько не испугаться, возражение не убедительно, поражение не избежно, закрыто сплош тучами, по весеннему тепло.


Лес союзов. Перепишите пословицы, вставляя вместо прочерков подходящие по смыслу союзы. Над сочинительными поставьте букву «С», над подчинительными - «П»

Снаружи поп,___внутри черт. Лучше поберечься,___ожечься. Иди туда,___тебя уважают. Дерево затем и посадили,___есть плоды. Медный кувшин, упав, не разбился,___звон был слышен далеко. Не мил и свет,___друга нет. Берегись бед,___их нет.


Гора частиц. Найдите в данных предложениях частицы. Подчеркните их.

  1. И мало ли у нас мохнатых здесь зверей: олени, серны, козы, лани.

  2. Такая тишь, даже ни один листик на дереве не шелохнется.

  3. Кто думает, до чего-нибудь да додумается.

  4. Что за прелесть эти сказки!

  5. На небе нет ни облачка, только у самого горизонта видны небольшие кучевые облака.

  6. Давай-ка сядем, вспомним дни былые.

  7. Хорошо бы, хорошо бы, снег совсем растаял чтобы, чтобы лодки-корабли плавать в лужицах могли.

  8. Пусть сильнее грянет буря!


Море тестов

Рефлексия. Составьте синквейн со словом «предлог»


Наречие и служебные части речи

Урок-путешествие

Группа №2 Состав группы: ___________________________________________________________



Количество баллов

Что вас ждет в пути

самооценка

Оценка учителя

Поле частей речи



Мост культуры речи



Река ошибок



Лес союзов



Гора частиц


Море тестов



Итого:




Поле частей речи (кластер)

Составьте кластер по теме «Союз»


Мост культуры речи

  1. Рассмотрите внимательно картинку. Перепишите данные предложения правильно, подставляя подходящие по смыслу предлоги.

1. Солнце спряталось в тучу.____________________________________

2. Заяц сидит на дереве.________________________________________

3. Книга лежит под столом._____________________________________

4. Рыбы плавают по воздуху.____________________________________

5. Рыбак плывет рядом с лодкой._________________________________

6. Поезд мчится над рельсами.___________________________________



  1. Определите, одинаково ли пишутся омонимичные слова. Аргументируйте свой ответ.

В течени… дня – в течени…реки, в продолжении… часа – в предложении… книги, в заключени… доклада – в заключени… врачей, вследстви… неурожая – в следстви… по делу, перевести (на) счет – (на) счет ремонта, (в) роде женском – птица (в) роде воробья, (в) место укромное - (в)место друга, (не) смотря на дождь – (не) смотря под ноги.


Река ошибок. Найдите в тексте ошибки и исправьте их.

Распахнуть настеж, напугать досмерти, спрыгнуть находу, сверкая слево и справо, пересказать точь в точь, приближаемся мало помалу, несколько не испугаться, возражение не убедительно, поражение не избежно, закрыто сплош тучами, по весеннему тепло.


Лес союзов. Перепишите пословицы, вставляя вместо прочерков подходящие по смыслу союзы. Над сочинительными поставьте букву «С», над подчинительными - «П»

Снаружи поп,___внутри черт. Лучше поберечься,___ожечься. Иди туда,___тебя уважают. Дерево затем и посадили,___есть плоды. Медный кувшин, упав, не разбился,___звон был слышен далеко. Не мил и свет,___друга нет. Берегись бед,___их нет.


Гора частиц. Найдите в данных предложениях частицы. Подчеркните их.

  1. И мало ли у нас мохнатых здесь зверей: олени, серны, козы, лани.

  2. Такая тишь, даже ни один листик на дереве не шелохнется.

  3. Кто думает, до чего-нибудь да додумается.

  4. Что за прелесть эти сказки!

  5. На небе нет ни облачка, только у самого горизонта видны небольшие кучевые облака.

  6. Давай-ка сядем, вспомним дни былые.

  7. Хорошо бы, хорошо бы, снег совсем растаял чтобы, чтобы лодки-корабли плавать в лужицах могли.

  8. Пусть сильнее грянет буря!


Море тестов

Рефлексия. Составьте синквейн со словом «союз»


Наречие и служебные части речи

Урок-путешествие

Группа №3 Состав группы: ___________________________________________________________



Количество баллов

Что вас ждет в пути

самооценка

Оценка учителя

Поле частей речи



Мост культуры речи



Река ошибок



Лес союзов



Гора частиц


Море тестов



Итого:




Поле частей речи (кластер)

Составьте кластер по теме «Частица»


Мост культуры речи

  1. Рассмотрите внимательно картинку. Перепишите данные предложения правильно, подставляя подходящие по смыслу предлоги.

1. Солнце спряталось в тучу.____________________________________

2. Заяц сидит на дереве.________________________________________

3. Книга лежит под столом._____________________________________

4. Рыбы плавают по воздуху.____________________________________

5. Рыбак плывет рядом с лодкой._________________________________

6. Поезд мчится над рельсами.___________________________________



  1. Определите, одинаково ли пишутся омонимичные слова. Аргументируйте свой ответ.

В течени… дня – в течени…реки, в продолжении… часа – в предложении… книги, в заключени… доклада – в заключени… врачей, вследстви… неурожая – в следстви… по делу, перевести (на) счет – (на) счет ремонта, (в) роде женском – птица (в) роде воробья, (в) место укромное - (в)место друга, (не) смотря на дождь – (не) смотря под ноги.


Река ошибок. Найдите в тексте ошибки и исправьте их.

Распахнуть настеж, напугать досмерти, спрыгнуть находу, сверкая слево и справо, пересказать точь в точь, приближаемся мало помалу, несколько не испугаться, возражение не убедительно, поражение не избежно, закрыто сплош тучами, по весеннему тепло.


Лес союзов. Перепишите пословицы, вставляя вместо прочерков подходящие по смыслу союзы. Над сочинительными поставьте букву «С», над подчинительными - «П»

Снаружи поп,___внутри черт. Лучше поберечься,___ожечься. Иди туда,___тебя уважают. Дерево затем и посадили,___есть плоды. Медный кувшин, упав, не разбился,___звон был слышен далеко. Не мил и свет,___друга нет. Берегись бед,___их нет.


Гора частиц. Найдите в данных предложениях частицы. Подчеркните их.

  1. И мало ли у нас мохнатых здесь зверей: олени, серны, козы, лани.

  2. Такая тишь, даже ни один листик на дереве не шелохнется.

  3. Кто думает, до чего-нибудь да додумается.

  4. Что за прелесть эти сказки!

  5. На небе нет ни облачка, только у самого горизонта видны небольшие кучевые облака.

  6. Давай-ка сядем, вспомним дни былые.

  7. Хорошо бы, хорошо бы, снег совсем растаял чтобы, чтобы лодки-корабли плавать в лужицах могли.

  8. Пусть сильнее грянет буря!


Море тестов

Рефлексия. Составьте синквейн со словом «частица»


Наречие и служебные части речи

Урок-путешествие

Группа №4 Состав группы: ___________________________________________________________



Количество баллов

Что вас ждет в пути

самооценка

Оценка учителя

Поле частей речи



Мост культуры речи



Река ошибок



Лес союзов



Гора частиц


Море тестов



Итого:




Поле частей речи (кластер)

Составьте кластер по теме «Наречие»


Мост культуры речи

  1. Рассмотрите внимательно картинку. Перепишите данные предложения правильно, подставляя подходящие по смыслу предлоги.

1. Солнце спряталось в тучу.____________________________________

2. Заяц сидит на дереве.________________________________________

3. Книга лежит под столом._____________________________________

4. Рыбы плавают по воздуху.____________________________________

5. Рыбак плывет рядом с лодкой._________________________________

6. Поезд мчится над рельсами.___________________________________



  1. Определите, одинаково ли пишутся омонимичные слова. Аргументируйте свой ответ.

В течени… дня – в течени…реки, в продолжении… часа – в предложении… книги, в заключени… доклада – в заключени… врачей, вследстви… неурожая – в следстви… по делу, перевести (на) счет – (на) счет ремонта, (в) роде женском – птица (в) роде воробья, (в) место укромное - (в)место друга, (не) смотря на дождь – (не) смотря под ноги.


Река ошибок. Найдите в тексте ошибки и исправьте их.

Распахнуть настеж, напугать досмерти, спрыгнуть находу, сверкая слево и справо, пересказать точь в точь, приближаемся мало помалу, несколько не испугаться, возражение не убедительно, поражение не избежно, закрыто сплош тучами, по весеннему тепло.


Лес союзов. Перепишите пословицы, вставляя вместо прочерков подходящие по смыслу союзы. Над сочинительными поставьте букву «С», над подчинительными - «П»

Снаружи поп,___внутри черт. Лучше поберечься,___ожечься. Иди туда,___тебя уважают. Дерево затем и посадили,___есть плоды. Медный кувшин, упав, не разбился,___звон был слышен далеко. Не мил и свет,___друга нет. Берегись бед,___их нет.


Гора частиц. Найдите в данных предложениях частицы. Подчеркните их.

  1. И мало ли у нас мохнатых здесь зверей: олени, серны, козы, лани.

  2. Такая тишь, даже ни один листик на дереве не шелохнется.

  3. Кто думает, до чего-нибудь да додумается.

  4. Что за прелесть эти сказки!

  5. На небе нет ни облачка, только у самого горизонта видны небольшие кучевые облака.

  6. Давай-ка сядем, вспомним дни былые.

  7. Хорошо бы, хорошо бы, снег совсем растаял чтобы, чтобы лодки-корабли плавать в лужицах могли.

  8. Пусть сильнее грянет буря!


Море тестов

Рефлексия. Составьте синквейн со словом «наречие»

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №10»

8 класс

Урок 10.

Наречие. Служебные части речи: предлог, союз, частица. Правописание наречий, предлогов, союзов.

Цели:

    1. систематизировать знания о наречии и служебных частях речи;

    2. организовать работу в деятельном режиме, совершенствовать орфографические умения, монологическую и диалогическую речь;

    3. развивать познавательный интерес к занятиям по русскому языку, воспитывать культуру речи и культуру орфографического письма.

Ожидаемые результаты:

имеют представление об особенностях наречия и служебных частей речи; различают сочинительные и подчинительные союзы, производные предлоги и омонимичные им сочетания слов, определяют частицы в тексте и их разряды; объясняют условия выбора слитного и раздельного написания предлогов и союзов, частицы НЕ с различными частями речи; находят орфографические ошибки в тексте; проявляют самостоятельность при индивидуальной и активность при групповой работе; объективно оценивают себя.

Оборудование:

маршрутный лист, презентация, листы А-3 (кластер), фломастеры

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап. Целеполагание.

  1. Приветствие. Создание мотивационной среды.

- Сегодня у нас урок необычный. Мы совершим путешествие в страну выученных уроков. Страны выученных уроков нет ни на одной карте, но она есть в вашем сердце, в вашей голове. Это знания, которые вы получаете на уроках и в жизни. У кого-то эта страна уже достаточно большая. В ней есть острова знаний, вершины успехов. А у кого-то пока она еще очень маленькая, но от вас зависит, какой она станет за 11 лет вашей школьной жизни. Сегодня мы совершим путешествие на один из островов ваших знаний, который носит название – «морфология».

- Вспомните, что изучает морфология?

  1. Постановка учебной задачи.

- Определите части речи в следующих предложениях.

  • (В) течени_ дня тень не падает два раза в одно место. (Пословица)

  • Я н_ разу не был в горах.

  • Мал золотник, за(то) удал.

  • На улице (по)осеннему холодно

  1. Совместное целеполагание.

- Когда человек отправляется в путешествие, он обязательно планирует свой маршрут. Давайте и мы запланируем, что нам необходимо повторить сегодня на уроке?

- А еще мы запланируем одержать сегодня маленькую победу и почувствовать радость от успеха. Готовы отправиться в путь? Тогда вперед! Нас ожидает…

  • Поле частей речи

  • Мост культуры речи

  • Река ошибок

  • Лес союзов

  • Гора частиц

  • Море тестов


Приветствуют учителя.









Определяют части речи, с которыми будет связана работа на уроке.

Путешествие проходит в группах. (Вытянуты карточки с названиями частей речи: наречие, предлог, союз, частица; дети рассаживаются по группам, вспоминают правила групповой работы)


Постановка задач урока


  1. Операционно-деятельный этап. Актуализация опорных знаний

Поле частей речи.

Составить кластер по заданной теме.

Составляют кластер

Представляют работу другим группам.

  1. Операционно-деятельный этап Практикум

Мост культуры речи и письма

  1. Рассмотрите картинку на слайде и выполните задания. Тогда вы пройдете по мосту культуры речи.

  2. Определите, одинаково ли пишутся омонимичные слова. Аргументируйте свой ответ.

В течени… дня – в течени…реки, в продолжении… часа – в предложении… книги, в заключени… доклада – в заключени… врачей, вследстви… неурожая – в следстви… по делу, перевести (на) счет – (на) счет ремонта, (в) роде женском – птица (в) роде воробья, (в) место укромное - (в)место друга, (не) смотря на дождь – (не) смотря под ноги.

Самопроверка по слайду.


Река ошибок.

- Запишите слова, исправьте допущенные ошибки.

Распахнуть настеж, напугать досмерти, спрыгнуть находу, сверкая слево и справо, пересказать точь в точь, приближаемся мало помалу, несколько не испугаться, возражение не убедительно, поражение не избежно, закрыто сплош тучами, по весеннему тепло.

Самопроверка по слайду.


Лес союзов

- Перепишите пословицы, вставляя вместо прочерков подходящие по смыслу союзы. Над сочинительными поставьте букву «С», над подчинительными - «П»

Снаружи поп,___внутри черт. Лучше поберечься,___ожечься. Иди туда,___тебя уважают. Дерево затем и посадили,___есть плоды. Медный кувшин, упав, не разбился,___звон был слышен далеко. Не мил и свет,___друга нет. Берегись бед,___их нет.

Самопроверка по слайду.


Гора частиц

- Чтобы взобраться на гору, нужно найти все частицы. Выпишите их, укажите разряд

  1. И мало ли у нас мохнатых здесь зверей: олени, серны, козы, лани.

  2. Такая тишь, даже ни один листик на дереве не шелохнется.

  3. Кто думает, до чего-нибудь да додумается.

  4. Что за прелесть эти сказки!

  5. На небе нет ни облачка, только у самого горизонта видны небольшие кучевые облака.

  6. Давай-ка сядем, вспомним дни былые.

  7. Хорошо бы, хорошо бы, снег совсем растаял чтобы, чтобы лодки-корабли плавать в лужицах могли.

  8. Пусть сильнее грянет буря!


Самопроверка по слайду.


  1. Рефлексивно-оценочный этап. Подведение итогов урока

Рефлексия.

- Наш урок-путешествие подошел к концу. Привал. Трудно было вам? Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие? Покажите знаком, если удалось.

Составьте синквейн по теме.

Проанализируйте свою работу и сдайте путевые листы.

- Желаю вам и на других уроках такой же дружной плодотворной работы. Успехов вам!


Отвечают на вопросы учителя.

Составляют синквейн по теме.

Сдают путевые листы, на следующем уроке узнают результаты работы.


Домашнее задание

Продвинутый уровень.

Составить словарный диктант по правописанию наречий и служебных частей речи (15-20 словосочетаний с разными видами орфограмм)

Достаточный уровень.

Проверочный тест по теме урока.




Просмотр содержимого документа
«Тест Наречие и служебные части речи»

МОРФОЛОГИЯ. НАРЕЧИЕ. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

  1. Наречие как часть речи обозначает

  1. Предмет

  2. Признак действия

  3. Действие предмета

  4. Добавочное действие

  5. Количество предметов

  1. Укажите предложение с пропущенной буквой О на конце наречия.

  1. Ночь была теплая, но к утру стало свеж…

  2. Колюч… поблескивала на солнце листва берез.

  3. Медведица неуклюж… заковыляла через ручей, в чащу.

  4. Бесконечны морозные ночи, угнетающ… действует сивая мгла на людей.

  5. Насторожившая ночь темна и тиха, в разных местах зловещ… горят зарева.

  1. Укажите наречия с суффиксом –А

  1. Пойти направ…

  2. Встать засветл…

  3. Отложить дотемн…

  4. Запомнить смолод…

  5. Не увидеть сослеп…

  1. Суффикс –Е пишется на конце наречия

  1. Говорить умн…

  2. На улице свеж…

  3. Горяч… одобрить

  4. Бежать неуклюж…

  5. Хорош… выглядеть

  1. Ь не пишется на конце слова

  1. Проч…

  2. Вскач…

  3. Замуж…

  4. Настеж…

  5. Точ…-в-точ…

  1. Через дефис пишется наречие

  1. В … даль

  2. На …зад

  3. С … переди

  4. По … новому

  5. До … полуночи

  1. Раздельно пишется наречие

  1. Кое … где

  2. В …перед

  3. Во …первых

  4. Без … удержу

  5. В … припрыжку

  1. Слитно пишется наречие

  1. На … днях

  2. По … моему

  3. На … перерез

  4. Без … оглядки

  5. По … товарищески

  1. НЕ пишется слитно с наречием в словосочетании

  1. Жил (не)далеко, а близко.

  2. Решение далось вовсе (не)легко.

  3. Рассказывал ничуть (не)интересно.

  4. Поступил (не)красиво, а безобразно.

  5. Прочел (не)громко, но выразительно.

  1. Приставка НИ- пишется в наречии

  1. (Ни, не)откуда ждать

  2. Думать (ни, не)когда

  3. (Ни, не)куда не поехал

  4. (Ни, не)куда торопиться

  5. Яблоку (ни, не) где упасть

  1. Укажите словосочетание с наречием места

  1. Сделал кое-как

  2. Приехал вечером

  3. Накричал сгоряча

  4. Повернул направо

  5. Соврал умышленно

  1. Укажите наречие меры и степени

  1. Толкнул нечаянно

  2. Давно написанные строки

  3. Ответил точно и ясно

  4. Отчаянно смелый

  5. Сделал сгоряча

  1. Укажите наречие цели

  1. Толкнул нечаянно

  2. Поступить по-дружески

  3. Ответил точно и ясно

  4. Сказал назло

  5. Сделал сгоряча

  1. Укажите наречие причины

  1. Взглянуть по-новому

  2. Поступить по-дружески

  3. Давным-давно пришел

  4. Ушел вперед

  5. Сделал сгоряча

  1. Виднеется вдали

  1. Укажите предложение с наречием в форме составной превосходной степени

  1. Надо стараться говорить более громко, более точно.

  2. Ты пишешь очень быстро, старайся писать правильнее.

  3. Чем ярче сияет солнце в марте, тем злее ночной мороз.

  4. Дольше всех в библиотеке сидел мой друг: он готовился к зачету.

  5. Самолет упруго покачивался, тише катился по утоптанному лугу.

  1. Укажите предложение с наречием в форме простой сравнительной степени

  1. Медленнее наплывала на землю тень облаков.

  2. Журавли выходят из болота на сухое место.

  3. Самые интересные сны снятся обыкновенно под утро.

  4. Нет в мире голоса богаче и прекрасней, чем голос соловья.

  5. Ближе всего мне произведения русских и зарубежных классиков.

  1. Наречие в форме составной (сложной) сравнительной степени есть в словосочетании

  1. Подошел ближе

  2. Покорнейше прошу

  3. Дальше всех прыгнул

  4. Наиболее интересно читать

  5. Более убедительно произнес

  1. Укажите словосочетание с пространственным значением предлога:

  1. Жить при станции

  2. Не спать из-за ветра

  3. Рассказать после матча

  4. Встретиться благодаря брату

  5. Заглянуть на минутку

  1. Укажите словосочетание с временным значением предлога:

  1. Жить при станции

  2. Не спать из-за ветра

  3. Рассказать после матча

  4. Встретиться благодаря брату

  5. Стоять перед окном

  1. Укажите словосочетание с целевым значением предлога:

  1. Пойти за отрядом

  2. Не спать из-за ветра

  3. Рассказать после матча

  4. Встретиться благодаря брату

  5. Заглянуть за тетрадкой

  1. Укажите слитное написание предлога:

  1. (В)виду приближения заморозков

  2. (В)течение учебного года

  3. (В)продолжении месяца

  4. (В)связи с плохой погодой

  5. (По)мере поступления

  1. Укажите слитное написание предлога:

  1. (В)роде голубого шара

  2. (В)течение учебного года

  3. (В)продолжении месяца

  4. (В)связи с плохой погодой

  5. (По)мере поступления

  1. Укажите раздельное написание предлога:

  1. (В)виду приближения заморозков

  2. (В)течение учебного года

  1. (В)следствие наступившей жары

  2. (В)место благодарности

  3. (В)роде голубого шара

  1. Укажите словосочетание с производным предлогом:

  1. Разобиделся (в) конец

  2. Ушел (в) конец переулка

  3. Я шел, (не) смотря на своего спутника

  4. (Не) смотря на плохую погоду

  5. Подняться (в) высь небесную

  1. Укажите предложение с формообразующей частицей:

  1. Он бы тот час ушел, если б не Лиза.

  2. Разве гром бывает немотою болен?

  3. Как прекрасен чудный запах цветов жасмина!

  4. Вот моя деревня, вот мой день родной.

  5. В комнате были только дети.

  1. Укажите предложение с вопросительной частицей:

  1. Он бы тот час ушел, если б не Лиза.

  2. Разве гром бывает немотою болен?

  3. Как прекрасен чудный запах цветов жасмина!

  4. Вот моя деревня, вот мой день родной.

  5. В комнате были только дети.

  1. Укажите предложение с указательной частицей:

  1. Он бы тот час ушел, если б не Лиза.

  2. Разве гром бывает немотою болен?

  3. Как прекрасен чудный запах цветов жасмина!

  4. Вот моя деревня, вот мой день родной.

  5. В комнате были только дети.

  1. Укажите предложение с частицей, выражающей ограничение:

  1. Он бы тот час ушел, если б не Лиза.

  2. Разве гром бывает немотою болен?

  3. Как прекрасен чудный запах цветов жасмина!

  4. Вот моя деревня, вот мой день родной.

  5. В комнате были только дети.

  1. Укажите предложение с частицей:

  1. Сестра учится в университете, я то(же) хочу поступить туда.

  2. Людям Павла Ивановича деревня (то)же понравилась.

  3. Я пришел, что(бы) поговорить с вами о деле.

  4. Я вышел на крыльцо, что(бы) освежиться.

  5. Нет ничего в мире, что(бы) могло перекрыть Днепр.

  1. Укажите предложение с дефисным написанием частицы:

  1. Что (за) прелесть эти сказки!

  2. Тебе (ль) со слоном возиться.

  3. Вы пришли как (раз) вовремя.

  4. Об этом надо поговорить (не) пять и (не) десять раз.

  5. Посмотрите (ка), как у Калиныча чисто.

  1. Укажите предложение с частицей же и местоимением то, которые пишутся раздельно:

  1. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника (то)же добирались долго.

  2. Мы (то)же советуем вам отдохнуть.

  3. Матросы, (то)же не покидавшие палубы, с интересом наблюдали за происходящим.

  4. Они (то)же подошли и, поздравив, крепко пожали руку.

  5. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в (то)же село.

  1. Укажите целевые союзы:

  1. Несмотря на то что, как ни

  2. Когда, едва, лишь

  3. Не только …но и, как … так и

  4. Чтобы, для того чтобы

  5. Если бы, раз, ли

  1. Укажите предложение, в котором зато является союзом и пишется слитно.

  1. Не за(то) волка бьют, что сер, а за(то), что овцу съел.

  2. Его прозвали Знайкой за(то), что он много знал.

  3. Все умолкли, за(то) громче затрещали, разгораясь, ветки.

  4. Я спрятался за(то) дерево, что росло у дороги.

  5. Друзья его любили за(то), что он был верным товарищем.

Просмотр содержимого презентации
«8 класс Урок №10»

Урок-путешествие Наречие и служебные части речи

Урок-путешествие

Наречие и служебные части речи

Что вас ждет в пути

Что вас ждет в пути

Поле частей речи  (кластер)

Поле частей речи (кластер)

Мост культуры речи

Мост культуры речи

Мост культуры речи

Мост культуры речи

  • В течени… дня – в течени… реки,
  • в продолжени… часа – в предложени… книги,
  • в заключени… доклада – в заключени… врачей,
  • вследстви… неурожая – в следстви… по делу,
  • перевести (на) счет – (на) счет ремонта,
  • (в) роде женском – птица (в) роде воробья,
  • (в) место укромное - (в)место друга,
  • (не) смотря на дождь – (не) смотря под ноги.
Проверь себя

Проверь себя

  • В течени Е дня – в течени И реки,
  • в продолжени Е часа – в предложени И книги,
  • в заключени Е доклада – в заключени И врачей,
  • вследстви Е неурожая – в следстви И по делу,
  • перевести на счет – насчет ремонта,
  • в роде женском – птица вроде воробья,
  • в место укромное - вместо друга,
  • несмотря на дождь – не смотря под ноги.
Река ошибок   Чтобы переплыть успешно речку, В руку ручку вы возьмите И ошибки все найдите

Река ошибок

Чтобы переплыть

успешно речку,

В руку ручку вы возьмите

И ошибки все найдите

Исправь ошибки  Распахнуть настеж, напугать досмерти, спрыгнуть находу, сверкая слево и справо, пересказать точь в точь, приближаемся мало помалу, несколько не испугаться, возражение не убедительно, поражение не избежно, закрыто сплош тучами, по весеннему тепло.

Исправь ошибки

Распахнуть настеж, напугать досмерти, спрыгнуть находу, сверкая слево и справо, пересказать точь в точь, приближаемся мало помалу, несколько не испугаться, возражение не убедительно, поражение не избежно, закрыто сплош тучами, по весеннему тепло.

Проверь себя Распахнуть настеж Ь , напугать ДО смерти, спрыгнуть НА ходу, сверкая слев А и справ А , пересказать точь - в - точь, приближаемся мало - помалу, н И сколько не испугаться, возражение НЕ убедительно, поражение НЕ избежно, закрыто сплош Ь тучами, по - весеннему тепло.

Проверь себя

Распахнуть настеж Ь , напугать ДО смерти, спрыгнуть НА ходу, сверкая слев А и справ А , пересказать точь - в - точь, приближаемся мало - помалу, н И сколько не испугаться, возражение НЕ убедительно, поражение НЕ избежно, закрыто сплош Ь тучами, по - весеннему тепло.

Лес союзов Снаружи поп,___внутри черт. Лучше поберечься,_ожечься. Иди туда,___тебя уважают. Дерево затем и посадили,  ___есть плоды. Медный кувшин, упав,  не разбился,___звон  был слышен далеко.

Лес союзов

  • Снаружи поп,___внутри черт.
  • Лучше поберечься,_ожечься.
  • Иди туда,___тебя уважают.
  • Дерево затем и посадили,

___есть плоды.

  • Медный кувшин, упав,

не разбился,___звон

был слышен далеко.

  • Не мил и свет,___друга нет.
  • Берегись бед,___их нет.
Проверь себя

Проверь себя

  • Снаружи поп, а внутри черт. (соч.)
  • Лучше поберечься, чем ожечься. (подч.)
  • Иди туда, где тебя уважают. (подч.)
  • Дерево затем и посадили, чтобы есть плоды. (подч.)
  • Медный кувшин, упав, не разбился, зато звон был слышен далеко.(соч.)
  • Не мил и свет, если друга нет. (подч.)
  • Берегись бед, пока их нет.(подч.)
Гора частиц 1. И мало ли у нас мохнатых здесь зверей: олени, серны, козы, лани. 2. Такая тишь, даже ни один листик на дереве не шелохнется. 3. Кто думает, до чего-нибудь да додумается. 4. Что за прелесть эти сказки! 5. На небе нет ни облачка, только у самого горизонта видны небольшие кучевые облака. 6. Давай-ка сядем, вспомним дни былые. 7. Хорошо бы, хорошо бы, снег совсем растаял чтобы, чтобы лодки-корабли плавать в лужицах могли. 8. Пусть сильнее грянет буря!

Гора частиц

1. И мало ли у нас мохнатых здесь зверей: олени, серны, козы, лани.

2. Такая тишь, даже ни один листик на дереве не шелохнется.

3. Кто думает, до чего-нибудь да додумается.

4. Что за прелесть эти сказки!

5. На небе нет ни облачка, только у самого горизонта видны небольшие кучевые облака.

6. Давай-ка сядем, вспомним дни былые.

7. Хорошо бы, хорошо бы, снег совсем растаял чтобы, чтобы лодки-корабли плавать в лужицах могли.

8. Пусть сильнее грянет буря!

Проверь себя 10 ч. - «5» 7-8 ч. – «4» 5-6 ч. – «3» 1-4 ч. - «2»  Ли, даже, ни, не, да, что за, только, -ка, бы, пусть

Проверь себя

  • 10 ч. - «5»
  • 7-8 ч. – «4»
  • 5-6 ч. – «3»
  • 1-4 ч. - «2»

Ли, даже, ни,

не, да, что за, только, -ка,

бы, пусть

Море тестов Чтобы в море тестов вам не утонуть, Вы преодолели трудный путь. Повторили части речи. Ожидайте новой встречи!

Море тестов

Чтобы в море тестов вам не утонуть,

Вы преодолели трудный путь.

Повторили части речи.

Ожидайте новой встречи!

1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

  • Аппарат (В)МЕСТЕ с учёными опускали (В)ГЛУБЬ моря для изучения шельфа.
  • (НА)РАДОСТЯХ сестра (НА)ВСТРЕЧУ с одноклассниками решила купить новое платье.
  • (НЕ)СМОТРЯ на позднее время, занятия (ВСЁ)ЖЕ решили продолжить.
  • Батарея капитана Иванова (ТО)ЖЕ (БЕЗ)УСТАЛИ стреляла по неприятелю.
2. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

2. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  • Все газоны ТО(ЖЕ) покрывала ровным пушистым ковром трава, И(ТАК) приятно было бегать по ней босиком.
  • Чудаки всегда могут В(МИГ) свести НА(НЕТ) все усилия родственников представить их в выгодном свете.
  • (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ утра в отряд (ПО)ОДИНОЧКЕ приходили местные жители за помощью.
  • Разговоры (НА)СЧЕТ строительства нового дома начались (ВО)ВРЕМЯ для заказчика.
3. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

3. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  • В(ТЕЧЕНИЕ) зимы здесь (ПО)МНОГУ недель не бывает электричества.
  • ЗА(ТО) зима ТАК(ЖЕ), как и осень, оказалась теплой.
  • ЧТО(БЫ) выполнить задание правильно, учащиеся (НА)КАНУНЕ посетили музей.
  • Им (В)ДОГОНКУ довольный Дмитриев кричал радостно ТО(ЖЕ) приветствие, что и все.
4.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

4.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  • (НЕ)СМОТРЯ на радость встречи, родственники (НА)ОТРЕЗ отказались отобедать.
  • Я ТАК(ЖЕ), как и мой проводник, оттолкнулся рукой ОТ(ТОГО) берега и поплыл.
  • ПО(ТОМУ),как проходил футбольный матч, болельщики В(ОТКРЫТУЮ) радовались скорой победе своей команды.
  • (В)ТЕЧЕНИЕ смены шахтеры смогли в забое продвинуться далеко (В)ПЕРЁД.
5.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

5.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  • ПО(ЧЕМУ) мы ТАК(ЖЕ),как и другой класс, плохо сдали экзамен?
  • (В)ТИХОМОЛКУ преступники сожгли все изобличающие их документы (ДО)ТЛА.
  • Рыбак (ЗА)ТЕМ на рыбалку (В)ТЕЧЕНИЕ утра и приходит, что в реке плавает.
  • (ВО)ВРЕМЯ поездки в горы мы много раз проезжали (ПО)ЭТОМУ мосту.
Проверь себя

Проверь себя

  • 1-2
  • 2-4
  • 3-3
  • 4-1
  • 5-2
Синквейн

Синквейн

  • Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.
  • Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.
  • Третья строка – описание действия в рамках заданной темы тремя словами, обычно глаголами.
  • Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
  • Пятая строка – одно слово – синоним к первому слову, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы.
Желаю успехов!

Желаю успехов!

Использованные ресурсы

Использованные ресурсы

  • http://civilizationengineering.mihanblog.com/post/1
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?p=99&text=%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0&img_url=kalendar-prazdnikov.ru%2Fprazdniki%2F14_marta_-_mezhdunarodnii_den_rek%2FMezhdunarodnyi_den_rek.jpg&rpt=simage
  • http://tours.pilot.ua/ru/strany/gruziya/tury-i-tseny/letnie-denki-v-zapadnoj-gruzii-i-na-chernomorskom-poberezhe-adzharii/?print=1&tmpl=component
  • http://www.clipart.net.ua/showimg.php?id=7703
  • http://shansonomaniya.ucoz.ru/forum/10-3063-10
  • http://namonitore.ru/wallpapers/big/morskaya_glad_1280.html