Эпоха Возрождения начинается со второй половины 15 века, когда закончил своё существование средневековый феодализм и начался расцвет новой культуры, проникнутой идеями гуманизма, начало которому было положено в Италии.
Но жизнь не оправдала гуманистические идеалы, так как всё большую роль в ней играли корыстные, эгоистичные люди, стремившиеся к личному благополучию любой ценой, вплоть до убийств.
Если в эпоху Средневековья христианство отрицало свободу воли, утверждало божественное предопределение в судьбе человека, то в эпоху Возрождения утверждался человек, сопричастный всем сферам знания, всем формам социальной, гражданской и творческой деятельности, то есть универсальный человек, ориентированный на переустройство мира .
- Возрождение к жизни античного наследия, которое в средние века было забыто; оно усиленно изучается, на произведения античности смотрят как на образцы.
- Возрождение творческой активности человека в самых разных областях: экономике и технике, в политической жизни, в исследовании земного шара и природы, в поэзии и искусстве.
Ф. Энгельс характеризует эпоху Возрождения как эпоху, « которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многогранности и учености… Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на 4-5 языках, не блистал бы в нескольких областях творчества »
Гуманизм – мировоззрение, провозглашающее высшей ценностью человека, утверждающее его права на счастье и гармоничное развитие.
Главным содержанием искусства становится человек, его земная жизнь, его борьба за счастье. Гуманисты опираются на образцы античного искусства и литературы, в которых их привлекают жизнерадостность, любовь к человеку. В античных богах и героях они видят образ прекрасного, правильно сложенного и одухотворенного человека, очень близкий к их идеалам.
- Гуманисты Возрождения полагали, что возможности человеческого познания беспредельны, что разум человека «сопричастен божественному разуму, а сам человек является смертным Богом».
- В этот период литература выходит из-под надзора религии и становится частью светской культуры, а Средневековье при этом объявлялось временем «темноты и невежества».
- Человек в эту эпоху открывается во всём разнообразии страстей – высоте и низости, благородстве и прелести.
- Эпоху Возрождения и отражал в своих произведениях великий английский классик Уильям (Вильям) Шекспир.
1564–1616
ШЕКСПИР УИЛЬЯМ - английский драматург, поэт, актер эпохи Возрождения. В мировой истории – несомненно, самый знаменитый и значимый драматург, оказавший огромное влияние на развитие всего театрального искусства. Родился в маленьком городке Стратфорд-на-Эйвоне 23 апреля 1564. По преданию, 23 апреля[4]. Фамилия «Шекспир» может быть переведена с английского как «потрясающий копьём». Его отец, Джон Шекспир, был состоятельным ремесленником (перчаточником) и ростовщиком, часто избирался на различные общественные должности, один раз был избран мэром города. Он не посещал церковные богослужения, за что платил большие денежные штрафы (возможно, что он был тайным католиком)[5]. Его мать, урождённая Арден, принадлежала к одной из старейших английских фамилий .
Учился Шекспир, скорее всего, в Стратфордской грамматической школе – одной из лучших провинциальных школ Англии, где сыновья горожан получали бесплатное образование, главным образом изучая латинский язык и литературу. Считается, что Шекспир учился в стратфордской «грамматической школе», где получил серьёзное образование- стратфордский учитель латинского языка и словесности - писал стихи на латыни. Некоторые учёные утверждают, что Шекспир посещал школу короля Эдуарда VI в Стратфорде-на- Эйвоне, где изучал творчество таких поэтов, как Овидий и Плавт, однако школьные журналы не сохранились, и теперь ничего нельзя сказать наверняка .
. В 1582 году он женился на Анне Хатауэй, дочери местного помещика, бывшей на 8 лет его старше; в 1583 у них родилась дочь Сюзанна, в 1585 двойняшки: сын Хемнет, умерший в детстве (1596), и дочь Джудит. Около 1587 года Шекспир покинул Стратфорд и переехал в Лондон.
- В 1592 году Шекспир становится членом лондонской актёрской труппы Бёрбеджа, а с 1599 года также одним из пайщиков предприятия. При Якове I труппа Шекспира получила статус королевской (1603), а сам Шекспир вместе с другими старыми членами труппы звание камердинера. В течение многих лет Шекспир занимался ростовщичеством, а в 1605 году стал откупщиком церковной десятины.
В печати фамилия Шекспира впервые появилась в 1593 г. Он подписал ею посвящение поэмы "Венера и Адонис" своему покровителю графу Саутгемптону. Ему же посвятил он и вторую поэму - "Обесчещенная Лукреция", напечатанную в следующем году. "Венеру и Адониса" Шекспир назвал "первым плодом моего творчества". Лишь в 1597 г. фамилия Шекспира в первый раз появилась на титульном листе издания пьесы. То была комедия "Бесплодные усилия любви".
- Вскоре семья Шекспира получила дворянский герб,
после чего Уильям получил право называться джентльменом, и это еще больше упрочило его общественный статус.
Растет и его благосостояние он приобретает богатые дома в Лондоне, Статфорде, помогает заново отстроить театр “Глобус ”, на вывеске которого был изображен Геркулес, державший на плечах земной шар-глобус.
В 1612 году Шекспир вышел по неизвестным причинам в отставку и вернулся в родной Стратфорд, где жили его жена и дочери.
. Завещание Шекспира от 15 марта 1616-го года было подписано неразборчивым почерком, на основании чего некоторые исследователи полагают, что он был в то время серьёзно болен.
23 апреля 1616 в Стратфорде-на-Эйвоне скончался самый знаменитый драматург всех времен и народов.
Спустя три дня тело Шекспира было захоронено в стратфордской церкви св. Троицы. На его надгробии написана эпитафия: «Друг, ради Господа, не рой Останков, взятых сей землёй; Нетронувший блажен в веках, И проклят тронувший мой прах»
Настоящим памятником Шекспиру стали 37 его пьес, 154 сонета и несколько поэм.
Пьесы Шекспира до сих пор не сходят со сцены. Самая известная из них – «Гамлет».
- 90-е гг. 16 в.- жизнерадостные комедии «12 ночь», «Сон в летнюю ночь»; мрачные исторические хроники; трагедия «Ромео и Джульетта» (критика феодальных устоев, ставших преградой для счастья людей).
- 1601-1608 гг. – трагедии «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет» - трагедия гуманизма, неосуществимость его идеалов в условиях данной эпохи ( тема гибели лучших людей и их внутреннего разлада).
- 1608-1612 гг. – пьесы «Буря», где действие перенесено в сказочную обстановку: мрачные, взятые из жизни конфликты получают сказочное разрешение, не находя в окружающем его обществе опоры для своих гуманистических идеалов; Шекспир рисует победу добра в мире мечты.
Быть иль не быть, вот в чем вопрос.
Достойно ль
Терпеть без ропота позор судьбы
Иль надо оказать сопротивленье,
Восстать, вооружиться, победить
Или погибнуть ? Умереть. Забыться
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться
Уснуть… И видеть сны? Вот и ответ.
- Прочитайте по учебнику монолог Гамлета «Быть или не быть?», выясните логический ход мысли принца и выпишите аргументы Гамлета «за» и «против» самоубийства.
- Определите , как ведет себя человек, столкнувшийся со злом? Какой является позиция Гамлета по отношению к окружающему миру – пассивной или активной?
- Представьте себя в роли психолога, к которому обратился Гамлет в трудный момент своей жизни. Что можно ему посоветовать?
- Докажите, что Гамлет–человек эпохи Возрождения.
А.С. Пушкин: "До чего изумителен Шекспир! Не могу прийти в себя. Как мелок по сравнению с ним Байрон-трагик! У меня кружится голова после чтения Шекспира. Я как будто смотрю в бездну" И.С. Тургенев: "Для нас Шекспир не одно только громкое, яркое имя, которому поклоняются лишь изредка и издали; он сделался нашим достоянием, он вошел в нашу плоть и кровь"