Организационный момент | - Мы завершаем работу с наименьшей синтаксической единицей языка - словосочетанием и сегодня на уроке повторим и обобщим знания, полученные по этой теме. Исходя из темы и вида урока, постарайтесь определить его цели. - Но сегодня мы ставим не только общие цели, но и каждый из вас выполняет свою задачу. У вас есть лист контроля, с которым вы будете работать на уроке, оценивая качество выполнения работы по этапам урока. К концу урока ваши карточки должны быть заполнены плюсами, если работа выполнена вами без ошибок, или минусами, если были допущены ошибки. - Для того чтобы систематизировать эти знания и получить наглядный образ словосочетания в системе этих знаний, я предлагаю вам представить его в виде такого ж красивого осеннего дерева, которые мы видим за нашим окном с сильной корневой системой, верхними побегами, яркими листьями. А пока у нас только корень и ствол, доработайте образ до конца. ( На доске - заготовленный рисунок дерева, учитель прикрепляет к корню табличку со словом «Словосочетание») | Ученики вместе с учителем определяют цели урока (слайд №2) |
Актуализация прежних знаний | Строение словосочетания (слайд №3). - Давайте вспомним, что называется словосочетанием и опознаем его из предложенных вариантов «Солнечный день», «перед дождем», «леса и парки», «ребята трудятся», «подъехать к станции», «висеть на телефоне», «любимое занятие», «будет петь», «упорно учиться», «более яркий» - Итак, что нельзя назвать словосочетанием? (проверка - слайд №4). Виды синтаксической связи в словосочетании. - Какие виды синтаксической связи используются в словосочетании? Дайте определения. (Оформление дерева надписью «Виды синтаксической связи», «Сочинительная», «Подчинительная») - Из текста выпишите словосочетания с сочинительной связью (1 группа), с подчинительной связью (2 группа), 3 группа определяет средства связи слов в словосочетаниях (Оформление дерева надписями «Средства связи слов», «Интонация», «Предлоги», «Союзы», «Окончание») - Какая группа словосочетаний требует нашего дальнейшего внимания? (Словосочетания с подчинительной связью) - Какие же способы подчинительной связи выделяются в словосочетаниях. Дайте определение. (Оформление дерева надписями «Способы подчинительной связи», «Согласование», «Управление», «Примыкание») - Выберите из данного текста словосочетания со способом связи согласование (1группа), управление (2 группа), примыкание (3 группа) Поздняя осень Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья. Ярко выступают в этом изобилии красок вечнозелёные ели и сосны. Устлана земля сухими разноцветными листьями (слайд №5) (проверка проводится при помощи слайдов № 6,7,8) - Почему получилось больше словосочетаний со способом согласование? (текст по типу описание) Синонимия словосочетаний (слайд №9). - Можем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи? Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями 1 группа. Из согласования в управление: Соломенная шляпа, мамино платье, библиотечная книга, цветочный магазин, плавательный бассейн 2 группа. Из управления в согласование Журнал с иллюстрациями, след зверя, тишина ночи, штаб дивизии, отчет за год 3 группа. Из управления в примыкание С усердием работать, говорил с восторгом, страсть к путешествию, помощь брата, способность к рисованию - Что получили? (синонимичные словосочетания) Типы словосочетаний по главному слову (слайд №10). - Назовите типы словосочетаний по главному слову (Оформление дерева надписями «Типы словосочетания», «Именные», «Глагольные», «Наречные») Задание по группам: выпишите из данных словосочетаний именные (1 группа), глагольные (2 группа), наречные (3 группа). Ч..тать книгу, сле..ка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи и музеи, предл..жить помощь, очень хорош.., вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар (проверка проводится с использованием слайдов №11, 12, 13) | Дети сигнализируют карточкой Предполагаемый ответ: сочетание самостоятельного слова со служебным; сочетание слов в составе фразеологизмов; подлежащее и сказуемое; составные словоформы При ответах на теоретические вопросы оформляется дерево «Словосочетание». Все остальные упражнения выполняются в группах. Проверяются по слайдам мультимедийной презентации. Один ученик проводит орфографическую работу на доске (словосочетания написаны на доске) |