Двадцать шестое ноября
Классная работа
Дополнение, его виды
Синтаксическая дуэль «Закончи предложение»
- Особый вид определения, выраженный существительным, - …
- Главный член предложения, отвечающий на вопрос «что есть такое?» - …
- В двусоставном предложении основа состоит из …
- Существительное в именительном падеже может быть подлежащим, приложением и …
Синтаксическая дуэль «Закончи предложение»
- Член предложения, отвечающий на вопрос «чей?»
- В предложении В классе тихо, слово «тихо» -
- Определение, связанное с существительным по способу управления и примыкания, - …
- Предложение, в котором нет второстепенного члена предложения, - …
Синтаксическая дуэль «Распознай третье лишнее»
- Книга источник знаний. Мой отец учитель. Отец учитель истории.
- Дуб дерево крепкое. Учиться значит много трудиться. Бедность не порок.
- Чай пить не дрова рубить. Он хороший плотник. Решить задачу познать что-то новое.
- Научиться играть в теннис это здорово! Курить здоровью вредить. Сердце не камень.
Синтаксическая дуэль «Распознай третье лишнее»
- Площадь квартиры 5о метров. Кто твой приятель? Астана столица Казахстана.
- Наш школьный двор как сад. Саша волейболист. А.С. Пушкин это солнце русской поэзии.
- Бедность не порок. Мое хобби собирать марки. Я будущий портной.
- Лес словно терем расписной. Я честный человек. Точность и краткость вот первые достоинства прозы.
Синтаксическая дуэль «Найди приложение» (знаки препинания не расставлены)
- Дорога шла вдоль реки Цна.
- Среди старых книг он нашел роман Спартак.
- Ласточки звезды катятся вниз.
- Чижа захлопнула злодейка западня.
Кластер - Карусель
- Что мы знаем о дополнении?
- Обозначает
- Поясняет
- Отвечает на вопросы
- Способ выражения
Доработка кластера
Проанализируйте предложения, найдите дополнения, определите способ выражения
- На уроке мы всегда узнаём новое .
- Он просил нас зайти .
- В библиотеке читающим предлагаются новинки современной литературы.
- Восемь делится на два.
- Ученик взял с полки несколько книг.
- Все молчат, и только Володька что-то бормочет.
- Варя лежит на печи и прислушивается к дедовскому « бу-бу- бу».
Дополнения
вопросы косвенных падежей
Прямые дополнения
относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который направлено действие. Употребляются в вин. п. (реже - в р.п.) без предлога
Он подал мне книгу.
Косвенные дополнения
Все остальные дополнения называют косвенными.
Дети говорили о животных
Практическая работа.
1 группа
- Редеет ночного тумана покров.
- Через несколько дней меня выслушал врач.
- Споры мы отложим на завтра.
- Мы попросили девочку спеть.
Практическая работа.
2 группа.
- Никто не встретил меня.
- К первому присоединился второй башкирец.
- Я никому не позволю себя обманывать.
- Из газет и старых журналов я узнавал о жизни других народов .
Практическая работа.
3 группа
- Марья Ивановна просила меня спасти ее.
- Я вспомнил свой поединок .
- Оба тогда мы болтали пустое .
- Нас с Савельичем проводили до ворот.
Практическая работа.
4 группа
- У коменданта я нашел Швабрина .
- Мать велела поставить чайник .
- Пять не делится на два .
- Вдруг закричали в толпе, что государь ожидает пленных .
Работа с сигнальными карточками
- Я хочу рассказать вам о себе.
- Саша намерен поехать на Урал.
- Вы меня просили рассказать о моем проекте.
- Родственники посоветовали нам ехать в Ялту.
- Учитель требует сдать сочинение.
- Врач посоветовал принимать лекарства вовремя.
- Больной начал принимать лекарства.
- Сестра просила вернуться домой пораньше.
- Библиотекарь предложил мне заполнить карточку.
- Не стану описывать мое состояние.
Тестирование.
1. Укажите, в каком предложении выделенное слово является дополнением:
С) Мастер чинит телефон.
П) Ветер поднимает тучи пыли.
М) Встретить ночь готовится природа .
2. Найдите предложение с прямым дополнением:
Л) Книги лежали на столе.
В) Живу, горжусь сынами.
Я) Хозяйка жарко натопила печь.
Г) Лесник шагнул через порог.
Тестирование.
3 . Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме:
Т) Врач запретил мне читать лежа.
М) Мы решили укрыться от дождя.
Р) Желание учиться овладело мальчиком.
Ц) Помнить - значит предвидеть.
4 . Найдите правильный ответ:
А) Она была в тени , просила помочь ей в надежде быть неузнанной .
Э) Она была в тени , просила помочь ей в надежде быть неузнанной.
Ь) Она была в тени , просила помочь ей в надежде быть неузнанной .
Рефлексия «10 баллов»
Оцените собственную деятельность на уроке, работу своей группы, познавательную информационность и практическую направленность урока по 10-балльной шкале
„ Я“ 0________10 „Мы“ 0________10 „Интересно“ 0________10
Домашнее задание
§26, стр. 136-137;
упражнение №251