СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №32 Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. активизировать полученные ранее учащимися знания о дополнении; расширить и углубить понятия о способах выражения дополнений, совершенствовать умение различать дополнения, выраженные инфинитивом;
  2. развивать логическое и творческое мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;
  3. воспитывать любовь к предмету, познавательный интерес.
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №32 Дополнение»

8 класс


Урок №32

Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.

Цели:


  1. активизировать полученные ранее учащимися знания о дополнении; расширить и углубить понятия о способах выражения дополнений, совершенствовать умение различать дополнения, выраженные инфинитивом;

  2. развивать логическое и творческое мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;

  3. воспитывать любовь к предмету, познавательный интерес.

Ожидаемые результаты:

учащиеся активизируют знания о дополнении как второстепенном члене предложения, расширяют понятие о способах выражения дополнения и его видах, различают прямые и косвенные дополнения, инфинитив в качестве дополнения и в составе глагольного сказуемого; совершенствуют навык объективного самооценивания

Оборудование:

учебник, раздаточный материал для работы в группах, тест, презентация, видео-урок.

Тип урока:

комбинированный

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

- Приветствие учащихся.

- Психологический настрой учащихся.

- Объявление темы и задач урока.

Приветствуют учителя, записывают тему урока, формулируют цели и задачи урока.

  1. Актуализация опорных знаний

Синтаксическая дуэль.

  1. «Закончи предложение»

  1. Особый вид определения, выраженный существительным, - …

  2. Главный член предложения, отвечающий на вопрос «что есть такое?» - …

  3. В двусоставном предложении основа состоит из …

  4. Существительное в именительном падеже может быть подлежащим, приложением и …

  5. Член предложения, отвечающий на вопрос «чей?»

  6. В предложении В классе тихо, слово «тихо» -

  7. Определение, связанное с существительным по способу управления и примыкания, - …

  8. Предложение, в котором нет второстепенного члена предложения, - …


  1. Распознай третье лишнее.

  1. Книга – источник знаний. Мой отец учитель. Отец – учитель истории.

  2. Дуб – дерево крепкое. Учиться – значит много трудиться. Бедность не порок.

  3. Чай пить – не дрова рубить. Он хороший плотник. Решить задачу – познать что-то новое.

  4. Научиться играть в теннис – это здорово! Курить – здоровью вредить. Сердце не камень.

  5. Площадь квартиры – 5о метров. Кто твой приятель? Астана – столица Казахстана.

  6. Наш школьный двор как сад. Саша – волейболист. А.С. Пушкин – это солнце русской поэзии.

  7. Бедность не порок. Мое хобби – собирать марки. Я будущий портной.

  8. Лес словно терем расписной. Я честный человек. Точность и краткость - вот первые достоинства прозы.

  1. Найди приложение (знаки препинания не расставлены)

  1. Дорога шла вдоль реки Цна.

  2. Среди старых книг он нашел роман Спартак.

  3. Ласточки звезды катятся вниз.

  4. Чижа захлопнула злодейка западня.

Прием «Карусель»

Лишь правильно выполнив задания, можно «остаться невредимым» в синтаксической дуэли (группа, ответившая неверно, выбывает).

ФО: «Коллекция стикеров»

  1. Изучение нового материала.

  1. Составляем кластер в группе (с использованием опорных слов).

- Что мы знаем о дополнении?

  1. Карусель. Обмениваемся знаниями.

  2. Доработка кластера.

1 этап: способы выражения дополнения

- Проанализируйте предложения, найдите дополнения, определите способ выражения

  • На уроке мы всегда узнаём новое.

  • Он просил нас зайти.

  • В библиотеке читающим предлагаются новинки современной литературы.

  • Восемь делится на два.

  • Ученик взял с полки несколько книг.

  • Все молчат, и только Володька что-то бормочет.

  • Варя лежит на печи и прислушивается к дедовскому «бу-бу- бу».


2 этап: виды дополнения

- Прочитайте учебник, стр.137, скажите, о чем мы не говорили, какая информация для нас является новой? (После того как учащиеся ответят, на слайд выводится новый материал или идет просмотр видео-урока).


Опорные слова

Дополнение

Обозначает

Предмет

Поясняет

Сказуемое

Отвечает на вопросы

Косвенных падежей

Способ выражения

Существительное


Местоимение


Способы выражения дополнения

(Местоимение, прилагательное и причастие в роли существительного, звукоподражание, числительное, инфинитив, цельное словосочетание, фразеологизм)

Виды дополнения



  1. Закрепление изученного материала.

  1. Практическая работа.

1 группа

  1. Редеет ночного тумана покров.

  2. Через несколько дней меня выслушал врач.

  3. Споры мы отложим на завтра.

  4. Мы попросили девочку спеть.

2 группа.

  1. Никто не встретил меня.

  2. К первому присоединился второй башкирец.

  3. Я никому не позволю себя обманывать.

  4. Из газет и старых журналов я узнавал о жизни других народов.

3 группа

  1. Марья Ивановна просила меня спасти ее.

  2. Я вспомнил свой поединок.

  3. Оба тогда мы болтали пустое.

  4. Нас с Савельичем проводили до ворот.

4 группа

  1. У коменданта я нашел Швабрина.

  2. Мать велела поставить чайник.

  3. Пять не делится на два.

  4. Вдруг закричали в толпе, что государь ожидает пленных.


  1. Работа с сигнальными карточками.

  1. Я хочу рассказать вам о себе.

  2. Саша намерен поехать на Урал.

  3. Вы меня просили рассказать о моем проекте.

  4. Родственники посоветовали нам ехать в Ялту.

  5. Учитель требует сдать сочинение.

  6. Врач посоветовал принимать лекарства вовремя.

  7. Больной начал принимать лекарства.

  8. Сестра просила вернуться домой пораньше.

  9. Библиотекарь предложил мне заполнить карточку.

  10. Не стану описывать мое состояние.


  1. Тестирование.

1. Укажите, в каком предложении выделенное слово является дополнением:

С) Мастер чинит телефон.

П) Ветер поднимает тучи пыли.

М) Встретить ночь готовится природа.

2. Найдите предложение с прямым дополнением:

Л) Книги лежали на столе.

В) Живу, горжусь сынами.

Я) Хозяйка жарко натопила печь.

Г) Лесник шагнул через порог.

3. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме:

Т) Врач запретил мне читать лежа.

М) Мы решили укрыться от дождя.

Р) Желание учиться овладело мальчиком.

Ц) Помнить - значит предвидеть.

4. Найдите правильный ответ:

А) Она была в тени, просила помочь ей в надежде быть неузнанной.

Э) Она была в тени, просила помочь ей в надежде быть неузнанной.

Ь) Она была в тени, просила помочь ей в надежде быть неузнанной.


Работа в группах.

Подчеркнуть дополнение, указать его вид и чем выражено.

ФО: «Коллекция стикеров»




















Работа в группах.

Определяют роль инфинитива в предложении. Если инфинитив является сказуемым, то поднимают красную карточку, если дополнением, то зеленую.

ФО: «Коллекция стикеров»






Индивидуальная работа.

Ответы обозначены буквами. Если учащийся обведет все правильные ответы, то у него получится кодовое слово «пять».


  1. Подведение итогов. Рефлексия

Формативное и суммативное оценивание.

  1. Групповая рефлексия «Коллекция стикеров»

  2. Индивидуальная рефлексия «10 баллов» 
    „Я“                           0________10 
    „Мы“                       0________10 
    „Интересно“          0________10 

ФО: «Коллекция стикеров» - группы подсчитывают количество набранных стикеров. Переводят согласно шкалы в суммативную оценку.

ФО: «10 баллов» - учащиеся оценивают собственную деятельность на уроке, работу своей группы, познавательную информационность и практическую направленность урока по 10-балльной шкале.

Домашнее задание

§26, стр. 136-137; упражнение №251



Просмотр содержимого презентации
«8 класс Дополнение»

Второстепенные члены предложения. Дополнение 8 класс

Второстепенные члены предложения. Дополнение

8 класс

Дополнения Дополнения вопросы косвенных падежей Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который направлено действие. Употребляются в вин. п. (реже - в р.п.) без предлога Он подал мне книгу. Косвенные дополнения Все остальные дополнения называют косвенными. Дети говорили о животных

Дополнения

Дополнения

вопросы косвенных падежей

Прямые дополнения

относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который направлено действие. Употребляются в вин. п. (реже - в р.п.) без предлога

Он подал мне книгу.

Косвенные дополнения

Все остальные дополнения называют косвенными.

Дети говорили о животных

Спишите предложения. Подчеркните дополнения, указав прямое оно или косвенное

Спишите предложения. Подчеркните дополнения, указав прямое оно или косвенное

  • Бурной жизнью деловою день встречают москвичи.
  • Высокие окна снаружи были наглухо забраны досками.
  • Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.
  • Мне навстречу шел поезд. Уснувшая степь слушала его шум.
  • Высоко в небе кто-то невидимый чертил белые пушистые полосы.
  • Она сняла с полки маленького скачущего оленя из отполированной стали.
  • Утром я без особых приключений добрался до родительского дома.
Замените прямые дополнения, выраженные существительными ж.р., словами м. р.. Главные члены и дополнения подчеркните.

Замените прямые дополнения, выраженные существительными ж.р., словами м. р.. Главные члены и дополнения подчеркните.

  • Образец: Директор подписал телеграмму об отправке. – Директор подписал приказ об отправке.
  • Журналист написал заметку в газету.
  • Водой размыло глинистую дорогу.
  • Яркий солнечный свет золотил молодую березу.
  • Вдалеке на возвышенности мы увидели большую деревню.
  • Ко дню рождения мамы я написал акварелью картину.
Составьте предложения, в которых указанные ниже слова были бы в одном случае подлежащим, а в другом – дополнениями. Укажите падеж и склонение.

Составьте предложения, в которых указанные ниже слова были бы в одном случае подлежащим, а в другом – дополнениями. Укажите падеж и склонение.

  • рассказ,
  • каток,
  • повесть,
  • гвоздь,
  • сирень,
  • теплоход
Спишите предложения. Главные члены предложения и дополнения, выраженные инфинитивом, подчеркните.

Спишите предложения. Главные члены предложения и дополнения, выраженные инфинитивом, подчеркните.

  • Я хочу рассказать о своем проекте.
  • Вы меня просили рассказать о моем проекте.
  • Мы можем выполнить задание в срок.
  • Мастер требует выполнить задание в срок.
  • Александр намерен поехать на Урал.
  • Учитель посоветовал нам поехать в лагерь.
  • Я хочу послушать любимый вальс.
  • Слушатели просили исполнить новый марш.
  • Отец мне разрешил кататься на лыжах.
  • Купаться в холодную погоду опасно.
Спишите предложения, изменив их по образцу

Спишите предложения, изменив их по образцу

  • Образец: Опытный рабочий обтачивает деталь за одну минуту. – Деталь обтачивается опытным рабочим за одну минуту.
  • Этот красивый дом построен местной бригадой.
  • Стенгазета выпускается группой учеников 8 класса.
  • Участок подготовлен юннатами для посадки цветов.
  • Самолет преодолел расстояние между двумя городами за два часа.
  • Роль исполнена актером превосходно.

Просмотр содержимого презентации
«8 класс Урок №32 Дополнение, его виды»

Двадцать шестое ноября Классная работа Дополнение, его виды

Двадцать шестое ноября

Классная работа

Дополнение, его виды

Синтаксическая дуэль  «Закончи предложение»

Синтаксическая дуэль «Закончи предложение»

  • Особый вид определения, выраженный существительным, - …
  • Главный член предложения, отвечающий на вопрос «что есть такое?» - …
  • В двусоставном предложении основа состоит из …
  • Существительное в именительном падеже может быть подлежащим, приложением и …
Синтаксическая дуэль  «Закончи предложение»

Синтаксическая дуэль «Закончи предложение»

  • Член предложения, отвечающий на вопрос «чей?»
  • В предложении В классе тихо, слово «тихо» -
  • Определение, связанное с существительным по способу управления и примыкания, - …
  • Предложение, в котором нет второстепенного члена предложения, - …
Синтаксическая дуэль  «Распознай третье лишнее»

Синтаксическая дуэль «Распознай третье лишнее»

  • Книга источник знаний. Мой отец учитель. Отец учитель истории.
  • Дуб дерево крепкое. Учиться значит много трудиться. Бедность не порок.
  • Чай пить не дрова рубить. Он хороший плотник. Решить задачу познать что-то новое.
  • Научиться играть в теннис это здорово! Курить здоровью вредить. Сердце не камень.
Синтаксическая дуэль  «Распознай третье лишнее»

Синтаксическая дуэль «Распознай третье лишнее»

  • Площадь квартиры 5о метров. Кто твой приятель? Астана столица Казахстана.
  • Наш школьный двор как сад. Саша волейболист. А.С. Пушкин это солнце русской поэзии.
  • Бедность не порок. Мое хобби собирать марки. Я будущий портной.
  • Лес словно терем расписной. Я честный человек. Точность и краткость вот первые достоинства прозы.
Синтаксическая дуэль  «Найди приложение»  (знаки препинания не расставлены)

Синтаксическая дуэль «Найди приложение» (знаки препинания не расставлены)

  • Дорога шла вдоль реки Цна.
  • Среди старых книг он нашел роман Спартак.
  • Ласточки звезды катятся вниз.
  • Чижа захлопнула злодейка западня.
Кластер - Карусель

Кластер - Карусель

  • Что мы знаем о дополнении?
  • Обозначает
  • Поясняет
  • Отвечает на вопросы
  • Способ выражения
Доработка кластера Проанализируйте предложения, найдите дополнения, определите способ выражения

Доработка кластера

Проанализируйте предложения, найдите дополнения, определите способ выражения

  • На уроке мы всегда узнаём новое .
  • Он просил нас зайти .
  • В библиотеке читающим предлагаются новинки современной литературы.
  • Восемь делится на два.
  • Ученик взял с полки несколько книг.
  • Все молчат, и только Володька что-то бормочет.
  • Варя лежит на печи и прислушивается к дедовскому « бу-бу- бу».
Дополнения вопросы косвенных падежей Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который направлено действие. Употребляются в вин. п. (реже - в р.п.) без предлога Он подал мне книгу. Косвенные дополнения Все остальные дополнения называют косвенными. Дети говорили о животных

Дополнения

вопросы косвенных падежей

Прямые дополнения

относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который направлено действие. Употребляются в вин. п. (реже - в р.п.) без предлога

Он подал мне книгу.

Косвенные дополнения

Все остальные дополнения называют косвенными.

Дети говорили о животных

Практическая работа. 1 группа

Практическая работа.

1 группа

  • Редеет ночного тумана покров.
  • Через несколько дней меня выслушал врач.
  • Споры мы отложим на завтра.
  • Мы попросили девочку спеть.
Практическая работа. 2 группа.

Практическая работа.

2 группа.

  • Никто не встретил меня.
  • К первому присоединился второй башкирец.
  • Я никому не позволю себя обманывать.
  • Из газет и старых журналов я узнавал о жизни других народов .
Практическая работа. 3 группа

Практическая работа.

3 группа

  • Марья Ивановна просила меня спасти ее.
  • Я вспомнил свой поединок .
  • Оба тогда мы болтали пустое .
  • Нас с Савельичем проводили до ворот.
Практическая работа. 4 группа

Практическая работа.

4 группа

  • У коменданта я нашел Швабрина .
  • Мать велела поставить чайник .
  • Пять не делится на два .
  • Вдруг закричали в толпе, что государь ожидает пленных .
Работа с сигнальными карточками

Работа с сигнальными карточками

  • Я хочу рассказать вам о себе.
  • Саша намерен поехать на Урал.
  • Вы меня просили рассказать о моем проекте.
  • Родственники посоветовали нам ехать в Ялту.
  • Учитель требует сдать сочинение.
  • Врач посоветовал принимать лекарства вовремя.
  • Больной начал принимать лекарства.
  • Сестра просила вернуться домой пораньше.
  • Библиотекарь предложил мне заполнить карточку.
  • Не стану описывать мое состояние.
Тестирование. 1. Укажите, в каком предложении выделенное слово является дополнением: С) Мастер чинит телефон. П) Ветер поднимает тучи пыли. М) Встретить ночь готовится природа . 2. Найдите предложение с прямым дополнением: Л) Книги лежали на столе. В) Живу, горжусь сынами. Я) Хозяйка жарко натопила печь. Г) Лесник шагнул через порог.

Тестирование.

1. Укажите, в каком предложении выделенное слово является дополнением:

С) Мастер чинит телефон.

П) Ветер поднимает тучи пыли.

М) Встретить ночь готовится природа .

2. Найдите предложение с прямым дополнением:

Л) Книги лежали на столе.

В) Живу, горжусь сынами.

Я) Хозяйка жарко натопила печь.

Г) Лесник шагнул через порог.

Тестирование. 3 . Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме: Т) Врач запретил мне читать лежа. М) Мы решили укрыться от дождя. Р) Желание учиться овладело мальчиком. Ц) Помнить - значит предвидеть. 4 . Найдите правильный ответ: А) Она  была  в тени , просила  помочь ей в надежде быть неузнанной . Э) Она  была в тени , просила помочь  ей  в надежде быть неузнанной. Ь) Она  была в тени , просила  помочь  ей  в надежде  быть неузнанной .

Тестирование.

3 . Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме:

Т) Врач запретил мне читать лежа.

М) Мы решили укрыться от дождя.

Р) Желание учиться овладело мальчиком.

Ц) Помнить - значит предвидеть.

4 . Найдите правильный ответ:

А) Она была в тени , просила помочь ей в надежде быть неузнанной .

Э) Она была в тени , просила помочь ей в надежде быть неузнанной.

Ь) Она была в тени , просила помочь ей в надежде быть неузнанной .

Рефлексия «10 баллов»  Оцените собственную деятельность на уроке, работу своей группы, познавательную информационность и практическую направленность урока по 10-балльной шкале „ Я“                           0________10   „Мы“                       0________10   „Интересно“          0________10 

Рефлексия «10 баллов» 

Оцените собственную деятельность на уроке, работу своей группы, познавательную информационность и практическую направленность урока по 10-балльной шкале

„ Я“                           0________10  „Мы“                       0________10  „Интересно“          0________10 

Домашнее задание §26, стр. 136-137; упражнение №251

Домашнее задание

§26, стр. 136-137;

упражнение №251


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя