Цели урока:
Я должен:
а) повторить...
б) закрепить...
в) пополнить знания...
http://aida.ucoz.ru
Прием «Мозговая атака»
- Подчеркните второстепенные члены предложения
Морские чайки – альбатросы распустили крылья.
Морские чайки – альбатросы распустили крылья .
какой?
Тропинка вилась в густой траве.
Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? который? чей? И поясняет члены предложения, выраженные существительными.
согласованные
несогласованные
1 группа – «Определение»
- Укажите предложение с согласованным определением
А. В нем рано проснулась страсть к рисованию.
Б. В коробке из-под ваксы лежало много пуговиц.
В. Он жил близ деревянной церкви.
2. Укажите предложение с несогласованным определением
А. Кудрявый и краснощекий мальчик сидел в санях.
Б. Изба лесника находилась в лесу.
В. Мы остановились в маленькой деревне.
В городе-крепости мы осматривали выставку.
Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки.
2 группа – «Приложение»
Укажите предложение с ошибкой в употреблении дефиса при приложении
А. На вечере выступили студенты - сирийцы.
Б. Ведь ты была б у нас царь птица!
В. В осиннике стоял огромный лось - великан.
3 группа – «Дополнение»
Найдите дополнение в предложениях и определите их вид .
А. Солнце ярко освещало берёзовую рощу.
Б. Мы разговорились об интересных книгах.
Чайки распустили крылья.
это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, зависит от сказуемого или другого члена предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что?
Кем? Чем? О ком? О чем?
http://aida.ucoz.ru
Солнце ярко освещало берёзовую рощу.
Выражается
- формой винительного падежа существительного без предлога,
- формой родительного падежа, если обозначает часть предмета (налил чаю), если переходный глагол употребляется с отрицанием НЕ (не надел куртки)
Мы разговорились об интересных книгах.
Определите вид дополнения.
1. Читаем книгу
2. Показать на карте
3. Сохраняют реки
4. Пряла пряжу
5. Обогнал троллейбус
6. Вопрос ему
7. Значение для здоровья
8. Просили ее
Кумулятивная беседа
Вопросы на повторение
- Что такое обстоятельство?
- Что общего у обстоятельства и определения?
- В чём разница между этими второстепенными членами предложения?
- Какие виды обстоятельств вам известны?
- К каким членам предложения относятся обстоятельства?
Яркие цветы празднично украшали зал.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака.
Обстоятельство обычно зависит от сказуемого.
виды
образа действия
вопросы
как? каким образом?
степени
как? в какой степени?
места
где? куда? откуда?
времени
условия
когда? как долго? с каких пор? до каких пор?
при каком условии?
причины
почему? отчего?
цели
зачем? для чего?
уступки
несмотря на что? вопреки чему?
Работа в парах
Задание 1. Найдите обстоятельства и задайте к ним вопросы.
- задумал (когда?) давным-давно;
- можете взять (при каком условии?) при желании;
- причудливые (в какой степени?) как мечты;
- смотрел (как?) вздыхая;
- уходил (зачем?) играть;
- создает (несмотря на что?) несмотря на арест и запрет писать.
Работа в парах
Задание 2. Спишите, расставляя знаки препинания. Графически объясните пунктограммы.
1. Я хочу рассказать тебе как мы вчера отдыхали.
2. Дорога была как аллея.
3. Тень от стола ходила по снегу взад-вперед как маятник.
4. Все шло как по маслу.
Работа в группах
I группа
Добавьте в данные предложения обстоятельства.
1. (Обстоятельство времени) машина ехала (обстоятельство места). 2. Заяц выскочил (обстоятельство места) и побежал (обстоятельство места). 3. Мы (обстоятельство меры и степени) устали. 4. (Обстоятельство образа действия) кукушка (обстоятельство места) куковала. 5. (Обстоятельство условия) вы сможете добиться успехов. 6. Он (обстоятельство причины) на месяц освобождён от занятий физкультурой.
Работа в группах
II группа
Добавьте в данные предложения обстоятельства.
1. Мы пойдём (обстоятельство места) (обстоятельство цели). 2. Вадим отстал от своих товарищей (обстоятельство причины). 3. Ребята поспешили на речку (обстоятельство цели). 4. Мы отправились в лес (обстоятельство цели). 5. (Обстоятельство места) поднималось солнце. 6. (Обстоятельство времени) над лесом занялся пожар.
Работа в группах
III группа
Замените фразеологизмы наречиями, найдите обстоятельства, задайте вопрос и определите его вид
1. Мальчик бежал во все лопатки. 2. Он сказал не в бровь, а в глаз. 3. Девочка выучила задание назубок. 4. Она пришла ни свет ни заря. 5. Работу он знал как свои пять пальцев. 6. До деревни рукой подать. 7. Она работает не покладая рук.
Тест-пятиминутка
1. Какой второстепенный член предложения обозначает, при каких обстоятельствах и как происходит действие?
а) определение б) дополнение в) обстоятельство г) подлежащее
2. В каком из вариантов ответа правильно указано обстоятельство в предложении «К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением»?
а) к убеждениям б) нужно в) относиться г) с уважением
3. Определите вид однородных обстоятельств от жары и духоты по значению в предложении « От жары и духоты книзу клонятся цветы»:
а) место б) время в) образ действия г) причина
4. Определите вид обстоятельства напиться по значению в предложении « Ягнёнок в жаркий день пришёл воды напиться »:
а) цель б) время в) образ действия г) причина
5. Определите вид обстоятельства гораздо по значению в предложении «Ожидание счастливых дней бывает иногда гораздо лучше самих этих дней»:
а) цель б) место в) образ действия г) причина
Код проверки:
Домашнее задание.
1. §27, выполнить упражнение №267 (пунктуационный тренинг)
2. Осложнённое списывание с грамматическим заданием.
Родной язык надо любить как мать как музыку и надо уметь хорошо г_в_рить что(бы) пер_дать свою мысль другому ясно и просто.
Буд_шь пон_мать мысли людей – легче будет жить, и умнее стан_шь, да и тебя все будут пон_мать… (М.Горький)
3. Тестовые задания, стр.150-151
4. Контрольные вопросы, стр.151
Задания по тексту:
1. Определите тему и основную мысль текста.
2. Передать содержание текста одним предложением.
3. а) Найдите второстепенный член предложения, который,
по образному замечанию В.М. Бурмако, «сидит на двух
стульях», т.е. является дополнением и определением.
б) Определите тип связи, назовите второстепенный член предложения.
в) Перестройте словосочетание со связью управление в синонимичное со связью согласование.
4. Найдите в тексте: а) согласованное определение;
б) прямое дополнение.
в) косвенное дополнение.
г) обстоятельство образа действия.
Рефлексия
Я
а) усвоил ...
б) вспомнил ...
в) пополнил знания...