СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №33 Обстоятельство. Виды обстоятельства.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока 

  1. научить различать виды обстоятельств; обратить особое внимание на случаи обособления обстоятельств; повторить сведения о второстепенных членах предложения, закрепить умение различать второстепенные члены предложения;
  2. развивать логическое мышление и память; орфографическую и пунктуационную зоркость; устную и письменную речь; внимание;
  3. воспитывать уважительное отношение к родному языку.
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №33 Обстоятельство и его виды»


8 класс


Урок №33

Обстоятельство. Виды обстоятельства.

Цели:

углубление знаний учащихся об обстоятельстве как второстепенном члене предложения

Задачи:

  1. научить различать виды обстоятельств; обратить особое внимание на случаи обособления обстоятельств; повторить сведения о второстепенных членах предложения, закрепить умение различать второстепенные члены предложения;

  2. развивать логическое мышление и память; орфографическую и пунктуационную зоркость; устную и письменную речь; внимание;

  3. воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Ожидаемые результаты:

формируется представление о видах обстоятельств по значению;

учатся выделять обстоятельства в предложениях и определять их вид по значению;

Оборудование:

мультимедийная установка, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг. момент.


Учитель приветствует детей.

Психологический настрой на урок. Приветствие «Здравствуйте!»

Учащиеся приветствуют учителя, выполняют движения и настраиваются на урок

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Деление на группы при помощи карточек: дополнение, определение, приложение

  1. Актуализация опорных знаний


Прием «Мозговая атака»

  1. Работа в группах. Грамматическая разминка.

- Что вы знаете о второстепенных членах?

На первом этапе работы мы вспомним все, что знаем по этой теме.

Морские чайки – альбатросы распустили крылья.

- Подчеркните второстепенные члены предложения



1 группа – «Определение»

  1. Рассказать об определении.

  2. Укажите предложение с согласованным определением

А. В нем рано проснулась страсть к рисованию.

Б. В коробке из-под ваксы лежало много пуговиц.

В. Он жил близ деревянной церкви.

  1. Укажите предложение с несогласованным определением

А. Кудрявый и краснощекий мальчик сидел в санях.

Б. Изба лесника находилась в лесу.

В. Мы остановились в маленькой деревне.

2 группа – «Приложение»

  1. Расскажите о приложении

  2. Укажите предложение с ошибкой в употреблении дефиса при приложении

А. На вечере выступили студенты - сирийцы.

Б. Ведь ты была б у нас царь птица!

В. В осиннике стоял огромный лось - великан.

3 группа – «Дополнение»

  1. Расскажите о дополнении

  2. Найдите дополнение в предложениях и определите их вид.

А. Солнце ярко освещало берёзовую рощу.

Б. Мы разговорились об интересных книгах.

  1. Работа с сигнальными карточками – виды дополнения (весь класс)

  1. Читаем книгу

  2. Показать на карте

  3. Сохраняют реки

  4. Пряла пряжу

  5. Обогнал троллейбус

  6. Вопрос ему

  7. Значение для здоровья

  8. Просили ее



  1. Кумулятивная беседа.

- О каком второстепенном члене предложения мы ещё не говорили?

Вопросы на повторение

  1. Что такое обстоятельство?

  2. Что общего у обстоятельства и определения?

  3. В чём разница между этими второстепенными членами предложения?

  4. Какие виды обстоятельств вам известны?

  5. К каким членам предложения относятся обстоятельства?

  1. Работа с учебником.

Предлагаю ознакомиться с теоретическим материалом и дополнить свои знания об обстоятельстве.

Записывают предложения, подчеркивают второстепенные члены. Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания в группах.

Рассказывают о второстепенных членах предложениях, о выполнении задания грамматической разминки.

ФО: «Жетон» за правильный ответ























Уч-ся поднимают карточки К-косвенное, П – прямое, один из уч-ся аргументирует свой выбор.

Прямое дополнение 1,3,4,5,8.





Предполагаемые ответы:

  1. Обстоятельство-это второстепенный член предложения.

  2. Они обозначают признак

  3. Определение обозначает признак предмета, а обстоятельство – признак действия или другого признака.

  4. Обстоятельства места, времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки.

  5. Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения.

Читают новый материал и дополняют известный материал новыми знаниями

  1. Работа по теме урока. Практикум

Задание 1. Найдите обстоятельства и задайте к ним вопросы.

  • задумал (когда?) давным-давно;

  • можете взять (при каком условии?) при желании;

  • причудливые (в какой степени?) как мечты;

  • смотрел (как?) вздыхая;

  • уходил (зачем?) играть;

  • создает (несмотря на что?) несмотря на арест и запрет писать.


Задание 2. Спишите, расставляя знаки препинания. Графически объясните пунктограммы.

1. Я хочу рассказать тебе как мы вчера отдыхали.

2. Дорога была как аллея.

3. Тень от стола ходила по снегу взад-вперед как маятник.

4. Все шло как по маслу.


Задание 3.

I группа

Добавьте в данные предложения обстоятельства.

1. (Обстоятельство времени) машина ехала (обстоятельство места).
2. Заяц выскочил (обстоятельство места) и побежал (обстоятельство места).
3. Мы (обстоятельство меры и степени) устали.
4. (Обстоятельство образа действия) кукушка (обстоятельство места) куковала.
5. (Обстоятельство условия) вы сможете добиться успехов.
6. Он (обстоятельство причины) на месяц освобождён от занятий физкультурой.

II группа

Добавьте в данные предложения обстоятельства.

1. Мы пойдём (обстоятельство места) (обстоятельство цели).
2. Вадим отстал от своих товарищей (обстоятельство причины).
3. Ребята поспешили на речку (обстоятельство цели).
4. Мы отправились в лес (обстоятельство цели).
5. (Обстоятельство места) поднималось солнце.
6. (Обстоятельство времени) над лесом занялся пожар.

III группа

Замените фразеологизмы наречиями, найдите обстоятельства, задайте вопрос и определите его вид

1. Мальчик бежал во все лопатки.
2. Он сказал не в бровь, а в глаз.
3. Девочка выучила задание назубок.
4. Она пришла ни свет ни заря.
5. Работу он знал как свои пять пальцев.
6. До деревни рукой подать.
7. Она работает не покладая рук.

Первые два задания выполняют в паре, 3 и 4 задания – в группе.

*Примечание. 4 задание выполняется при наличии времени на уроке.








































КМ:Мозговой штурм.


Обучение через диалог.




КМ: «Толстые и тонкие вопросы»















Формативное оценивание.





ИКТ, тетрадь.





























Тетрадь.ИКТ.

Новая тема.

- Какие виды предложений вы знаете?

- Какая особенность простых предложений?



  • А что такое грамматическая основа? Что она выражает?


Учитель демонстрирует учащимся презентацию,где дается понятие о предложении и его структуре.

Учитель просит прочитать правило одного ученика.

- Давайте составим у себя в тетрадях такую схему:

Учитель составляет схему на доске.

  • Запишите тему нашего урока – «Простое предложение», а затем перечертите схему себе в тетрадь.

Затем идет демонстрация слайда, на котором дается образец синтаксического разбора предложения.

Маленький мальчик медленно пишет письмо другу.



Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.




Просматривают презентацию,записывают ключевые понятия в тетрадь.





Учащиеся слушают объяснения учителя,попутно отвечая на поставленные вопросы.









Учащиеся выделяют грамматическую основу, обозначают тип простого предложения.












  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  1. Тест-пятиминутка

1. Какой второстепенный член предложения обозначает, при каких обстоятельствах и как происходит действие?

а) определение   б) дополнение   в) обстоятельство  г) подлежащее



2. В каком из вариантов ответа правильно указано обстоятельство в предложении «К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением»?

а) к убеждениям       б) нужно       в) относиться       г) с уважением

     

3. Определите вид однородных обстоятельств от жары и духоты по значению в предложении «От жары и духоты книзу клонятся цветы»:

а) место        б) время        в) образ действия        г) причина



4. Определите вид обстоятельства напиться по значению в предложении « Ягнёнок в жаркий день пришёл воды напиться»:

а) цель        б) время        в) образ действия        г) причина



5. Определите вид обстоятельства гораздо по значению в предложении «Ожидание счастливых дней бывает иногда гораздо лучше самих этих дней»:

а) цель        б) место        в) образ действия        г) причина



  1. Рефлексия «Незаконченное предложение»  

Ученики продолжают одно из представленных предложений по выбору, чтобы оценить себя: 
1. Мне было интересно… 
2. Сегодня я узнал (а)… 
3. У меня получилось… 
4. Я выполнял (а) задания… 
5. Я смог (ла)… 
6. Мне было трудно… 
7. Я почувствовал (а)… 
8. Я научился (ась)… 

Отвечают на тестовые вопросы

Код проверки:

  1. В

  2. Г

  3. Г

  4. А

  5. В















Осуществляют рефлексию учебной деятельности, дополняя предложения.

Домашнее задание


§27, выполнить упражнение №267 (пунктуационный тренинг)

Тестовые задания, стр.150-151

Контрольные вопросы, стр.151

Записывают домашнее задание








Просмотр содержимого документа
«Осложнённое списывание»

Осложнённое списывание.

Родной язык надо любить как мать как музыку и надо уметь хорошо г_в_рить что(бы) пер_дать свою мысль другому ясно и просто.

Буд_шь пон_мать мысли людей – легче будет жить, и умнее стан_шь, да и тебя все будут пон_мать…  (М.Горький)

Задание по тексту:

1)Определите тему и основную мысль текста. / Текст о языке, об отношении к нему. Надо любить родной язык и уметь хорошо говорить, чтобы тебя понимали.

2) Передать содержание текста одним предложением / Надо любить родной язык и уметь хорошо говорить, чтобы тебя понимали.

3) а) Найдите второстепенный член предложения, который, по образному замечанию В.М. Бурмако, «сидит на двух стульях», т.е. является дополнением и определением  / мысли людей

б) Определите тип связи, назовите второстепенный член предложения, аргументируйте свой ответ/управление, дополнение (мысли кого? людей), определение (мысли  чьи? людей).

в) Перестройте словосочетание со связью управление в синонимичное со связью согласование / (людские мысли) 

4. Найдите в тексте, аргументируя свой ответ

а) согласованное определение /родной язык, свою мысль, другому человеку

б) прямое дополнение /передать мысль, будешь понимать мысли, будут понимать тебя

в) косвенное дополнение /передать другому

г) обстоятельство образа действия /хорошо говорить, легче будет жить



Грамматическая сказка.

Однажды повелитель страны Грамматика Великий Синтаксис решил устроить прием и созвал всех своих подданных. Главные и второстепенные члены предложения «НАС ПОРАЗИЛ СКАЗОЧНЫЙ ДОМИК У ДОРОГИ», явившиеся во дворец, быстро заняли свои места на стульях с над­писями «подлежащее», «сказуемое», «дополнение», «определение», «обстоятельство». Синтаксис уже начал речь, когда увидел, что существительное с предлогом У ДОРОГИ до сих пор не садится.

—  Занимайте  скорее   место,— предложил  Синтаксис.

—  А я не знаю, куда садиться,— отвечал смущённый член предложения.

—  Как   не   знаете? — удивился   Синтаксис.— Вы   от­вечаете   на   вопрос ГДЕ?   и   обозначаете   место — са­дитесь на стул обстоятельства.

—  Но я отношусь к слову ДОМ (ДОМ У ДОРОГИ), отвечаю ещё на вопрос  КАКОЙ?,  поэтому должен быть ещё  и оп­ределением, ведь слово дом предмет, а не действие.

—  Вот загвоздка,— проговорил    Синтаксис,— это и определение, и обстоятельство вместе? А садитесь-ка Вы на два стула!

Так и сидят на двух стульях члены предложения, сов­мещающие в себе два значения: дополнения и определения (мысль о поездке – о чем?, какая?), дополнения и обстоятельства (оповестить через газету – через что?, как?), определения и обстоятельства (дом у дороги – какой?, где?). Одно значение член предложения имеет сам, а второе ему приносит слово, к которому он относится…

Просмотр содержимого документа
«РМ»

Актуализация опорных знаний.


  1. Работа в группах. Грамматическая разминка.

- Что вы знаете о второстепенных членах?

На первом этапе работы мы вспомним все, что знаем по этой теме.

Морские чайки – альбатросы распустили крылья.

- Подчеркните второстепенные члены предложения



1 группа – «Определение»

  1. Рассказать об определении.

  2. Укажите предложение с согласованным определением

А. В нем рано проснулась страсть к рисованию.

Б. В коробке из-под ваксы лежало много пуговиц.

В. Он жил близ деревянной церкви.

  1. Укажите предложение с несогласованным определением

А. Кудрявый и краснощекий мальчик сидел в санях.

Б. Изба лесника находилась в лесу.

В. Мы остановились в маленькой деревне.

2 группа – «Приложение»

  1. Расскажите о приложении

  2. Укажите предложение с ошибкой в употреблении дефиса при приложении

А. На вечере выступили студенты - сирийцы.

Б. Ведь ты была б у нас царь птица!

В. В осиннике стоял огромный лось - великан.

3 группа – «Дополнение»

  1. Расскажите о дополнении

  2. Найдите дополнение в предложениях и определите их вид.

А. Солнце ярко освещало берёзовую рощу.

Б. Мы разговорились об интересных книгах.

  1. Работа с сигнальными карточками – виды дополнения (весь класс)

  1. Читаем книгу

  2. Показать на карте

  3. Сохраняют реки

  4. Пряла пряжу

  5. Обогнал троллейбус

  6. Вопрос ему

  7. Значение для здоровья

  8. Просили ее



  1. Кумулятивная беседа.

- О каком второстепенном члене предложения мы ещё не говорили?

Вопросы на повторение

  1. Что такое обстоятельство?

  2. Что общего у обстоятельства и определения?

  3. В чём разница между этими второстепенными членами предложения?

  4. Какие виды обстоятельств вам известны?

  5. К каким членам предложения относятся обстоятельства?

  1. Работа с учебником.

Предлагаю ознакомиться с теоретическим материалом и дополнить свои знания об обстоятельстве.




Парная работа

Задание 1. Найдите обстоятельства и задайте к ним вопрос.

задумал давным-давно;

можете взять при желании;

причудливые как мечты;

смотрел вздыхая;

уходил играть;

создает несмотря на арест и запрет писать.


Задание 2. Спишите, расставляя знаки препинания. Графически объясните пунктограммы.

1. Я хочу рассказать тебе как мы вчера отдыхали.

2. Дорога была как аллея.

3. Тень от стола ходила по снегу взад-вперед как маятник.

4. Все шло как по маслу.


Задание 3.

I группа. Добавьте в данные предложения обстоятельства.

1. (Обстоятельство времени) машина ехала (обстоятельство места).
2. Заяц выскочил (обстоятельство места) и побежал (обстоятельство места).
3. Мы (обстоятельство меры и степени) устали.
4. (Обстоятельство образа действия) кукушка (обстоятельство места) куковала.
5. (Обстоятельство условия) вы сможете добиться успехов.
6. Он (обстоятельство причины) на месяц освобождён от занятий физкультурой.



II группа. Добавьте в данные предложения обстоятельства.

1. Мы пойдём (обстоятельство места) (обстоятельство цели).
2. Вадим отстал от своих товарищей (обстоятельство причины).
3. Ребята поспешили на речку (обстоятельство цели).
4. Мы отправились в лес (обстоятельство цели).
5. (Обстоятельство места) поднималось солнце.
6. (Обстоятельство времени) над лесом занялся пожар.



III группа. Замените фразеологизмы наречиями, найдите обстоятельства, задайте вопрос и определите его вид

  1. Мальчик бежал во все лопатки.
    2. Он сказал не в бровь, а в глаз.
    3. Девочка выучила задание назубок.
    4. Она пришла ни свет ни заря.
    5. Работу он знал как свои пять пальцев.
    6. До деревни рукой подать.
    7. Она работает не покладая рук.

Задание 4. Составьте предложения по условиям, указанным в таблице.

вид обстоятельства

отвечает на вопрос

способ выражения

места

где? куда? откуда?

существительное с предлогом

времени

когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

наречие

образа действия и степени

как? каким образом? в какой степени?

деепричастный оборот фразеологический оборот

причины

почему? отчего?

существительное с предлогом

условия

при каком условии?


уступки

вопреки чему? несмотря на что?



Просмотр содержимого документа
«Тест»

Тест-пятиминутка

1. Какой второстепенный член предложения обозначает, при каких обстоятельствах и как происходит действие?

а) определение   б) дополнение   в) обстоятельство  г) подлежащее



2. В каком из вариантов ответа правильно указано обстоятельство в предложении «К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением»?

а) к убеждениям       б) нужно       в) относиться       г) с уважением

     

3. Определите вид однородных обстоятельств от жары и духоты по значению в предложении «От жары и духоты книзу клонятся цветы»:

а) место        б) время        в) образ действия        г) причина



4. Определите вид обстоятельства напиться по значению в предложении « Ягнёнок в жаркий день пришёл воды напиться»:

а) цель        б) время        в) образ действия        г) причина



5. Определите вид обстоятельства гораздо по значению в предложении «Ожидание счастливых дней бывает иногда гораздо лучше самих этих дней»:

а) цель        б) место        в) образ действия        г) причина





Тест-пятиминутка

1. Какой второстепенный член предложения обозначает, при каких обстоятельствах и как происходит действие?

а) определение   б) дополнение   в) обстоятельство  г) подлежащее



2. В каком из вариантов ответа правильно указано обстоятельство в предложении «К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением»?

а) к убеждениям       б) нужно       в) относиться       г) с уважением

     

3. Определите вид однородных обстоятельств от жары и духоты по значению в предложении «От жары и духоты книзу клонятся цветы»:

а) место        б) время        в) образ действия        г) причина



4. Определите вид обстоятельства напиться по значению в предложении « Ягнёнок в жаркий день пришёл воды напиться»:

а) цель        б) время        в) образ действия        г) причина



5. Определите вид обстоятельства гораздо по значению в предложении «Ожидание счастливых дней бывает иногда гораздо лучше самих этих дней»:

а) цель        б) место        в) образ действия        г) причина



Просмотр содержимого презентации
«8 класс Урок №33 Обстоятельство и его виды»

Цели урока: Я должен: а) повторить... б) закрепить... в) пополнить знания... http://aida.ucoz.ru

Цели урока:

Я должен:

а) повторить...

б) закрепить...

в) пополнить знания...

http://aida.ucoz.ru

Прием «Мозговая атака» Подчеркните второстепенные члены предложения Морские чайки – альбатросы распустили крылья. Морские  чайки – альбатросы распустили крылья .

Прием «Мозговая атака»

  • Подчеркните второстепенные члены предложения

Морские чайки – альбатросы распустили крылья.

Морские чайки – альбатросы распустили крылья .

какой? Тропинка вилась в густой траве. Определение -  это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? который? чей? И поясняет члены предложения, выраженные существительными. согласованные несогласованные

какой?

Тропинка вилась в густой траве.

Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? который? чей? И поясняет члены предложения, выраженные существительными.

согласованные

несогласованные

1 группа – «Определение» Укажите предложение с согласованным определением А. В нем рано проснулась страсть к рисованию. Б. В коробке из-под ваксы лежало много пуговиц. В. Он жил близ деревянной церкви. 2. Укажите предложение с несогласованным определением  А. Кудрявый и краснощекий мальчик сидел в санях. Б. Изба лесника находилась в лесу. В. Мы остановились в маленькой деревне.

1 группа – «Определение»

  • Укажите предложение с согласованным определением

А. В нем рано проснулась страсть к рисованию.

Б. В коробке из-под ваксы лежало много пуговиц.

В. Он жил близ деревянной церкви.

2. Укажите предложение с несогласованным определением

А. Кудрявый и краснощекий мальчик сидел в санях.

Б. Изба лесника находилась в лесу.

В. Мы остановились в маленькой деревне.

В городе-крепости мы осматривали выставку. Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки.

В городе-крепости мы осматривали выставку.

Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки.

2 группа – «Приложение» Укажите предложение с ошибкой в употреблении дефиса при приложении А. На вечере выступили студенты - сирийцы. Б. Ведь ты была б у нас царь птица! В. В осиннике стоял огромный лось - великан.

2 группа – «Приложение»

Укажите предложение с ошибкой в употреблении дефиса при приложении

А. На вечере выступили студенты - сирийцы.

Б. Ведь ты была б у нас царь птица!

В. В осиннике стоял огромный лось - великан.

3 группа – «Дополнение» Найдите дополнение в предложениях и определите их вид .  А. Солнце ярко освещало берёзовую рощу.  Б. Мы разговорились об интересных книгах.

3 группа – «Дополнение»

Найдите дополнение в предложениях и определите их вид .

А. Солнце ярко освещало берёзовую рощу.

Б. Мы разговорились об интересных книгах.

Чайки распустили крылья. это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, зависит от сказуемого или другого члена предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? http://aida.ucoz.ru

Чайки распустили крылья.

это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, зависит от сказуемого или другого члена предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что?

Кем? Чем? О ком? О чем?

http://aida.ucoz.ru

Солнце ярко освещало берёзовую рощу. Выражается  формой винительного падежа существительного без предлога,  формой родительного падежа, если обозначает часть предмета (налил чаю), если переходный глагол употребляется с отрицанием НЕ (не надел куртки) Мы разговорились об интересных книгах.

Солнце ярко освещало берёзовую рощу.

Выражается

  • формой винительного падежа существительного без предлога,
  • формой родительного падежа, если обозначает часть предмета (налил чаю), если переходный глагол употребляется с отрицанием НЕ (не надел куртки)

Мы разговорились об интересных книгах.

Определите вид дополнения.   1. Читаем книгу 2. Показать на карте 3. Сохраняют реки 4. Пряла пряжу 5. Обогнал троллейбус 6. Вопрос ему 7. Значение для здоровья 8. Просили ее

Определите вид дополнения.

1. Читаем книгу

2. Показать на карте

3. Сохраняют реки

4. Пряла пряжу

5. Обогнал троллейбус

6. Вопрос ему

7. Значение для здоровья

8. Просили ее

Кумулятивная беседа Вопросы на повторение

Кумулятивная беседа

Вопросы на повторение

  • Что такое обстоятельство?
  • Что общего у обстоятельства и определения?
  • В чём разница между этими второстепенными членами предложения?
  • Какие виды обстоятельств вам известны?
  • К каким членам предложения относятся обстоятельства?
Яркие цветы празднично украшали зал. Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака. Обстоятельство обычно зависит от сказуемого.

Яркие цветы празднично украшали зал.

Обстоятельство это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака.

Обстоятельство обычно зависит от сказуемого.

виды образа действия вопросы как? каким образом? степени как? в какой степени? места где? куда? откуда? времени условия когда? как долго? с каких пор? до каких пор? при каком условии? причины почему? отчего? цели зачем? для чего? уступки несмотря на что? вопреки чему?

виды

образа действия

вопросы

как? каким образом?

степени

как? в какой степени?

места

где? куда? откуда?

времени

условия

когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

при каком условии?

причины

почему? отчего?

цели

зачем? для чего?

уступки

несмотря на что? вопреки чему?

Работа в парах Задание 1. Найдите обстоятельства и задайте к ним вопросы.

Работа в парах

Задание 1. Найдите обстоятельства и задайте к ним вопросы.

  • задумал (когда?) давным-давно;
  • можете взять (при каком условии?) при желании;
  • причудливые (в какой степени?) как мечты;
  • смотрел (как?) вздыхая;
  • уходил (зачем?) играть;
  • создает (несмотря на что?) несмотря на арест и запрет писать.
Работа в парах Задание 2. Спишите, расставляя знаки препинания. Графически объясните пунктограммы. 1. Я хочу рассказать тебе как мы вчера отдыхали. 2. Дорога была как аллея. 3. Тень от стола ходила по снегу взад-вперед как маятник. 4. Все шло как по маслу.

Работа в парах

Задание 2. Спишите, расставляя знаки препинания. Графически объясните пунктограммы.

1. Я хочу рассказать тебе как мы вчера отдыхали.

2. Дорога была как аллея.

3. Тень от стола ходила по снегу взад-вперед как маятник.

4. Все шло как по маслу.

Работа в группах I группа Добавьте в данные предложения обстоятельства. 1. (Обстоятельство времени) машина ехала (обстоятельство места).  2. Заяц выскочил (обстоятельство места) и побежал (обстоятельство места).  3. Мы (обстоятельство меры и степени) устали.  4. (Обстоятельство образа действия) кукушка (обстоятельство места) куковала.  5. (Обстоятельство условия) вы сможете добиться успехов.  6. Он (обстоятельство причины) на месяц освобождён от занятий физкультурой.

Работа в группах

I группа

Добавьте в данные предложения обстоятельства.

1. (Обстоятельство времени) машина ехала (обстоятельство места). 2. Заяц выскочил (обстоятельство места) и побежал (обстоятельство места). 3. Мы (обстоятельство меры и степени) устали. 4. (Обстоятельство образа действия) кукушка (обстоятельство места) куковала. 5. (Обстоятельство условия) вы сможете добиться успехов. 6. Он (обстоятельство причины) на месяц освобождён от занятий физкультурой.

Работа в группах II группа Добавьте в данные предложения обстоятельства. 1. Мы пойдём (обстоятельство места) (обстоятельство цели).  2. Вадим отстал от своих товарищей (обстоятельство причины).  3. Ребята поспешили на речку (обстоятельство цели).  4. Мы отправились в лес (обстоятельство цели).  5. (Обстоятельство места) поднималось солнце.  6. (Обстоятельство времени) над лесом занялся пожар.

Работа в группах

II группа

Добавьте в данные предложения обстоятельства.

1. Мы пойдём (обстоятельство места) (обстоятельство цели). 2. Вадим отстал от своих товарищей (обстоятельство причины). 3. Ребята поспешили на речку (обстоятельство цели). 4. Мы отправились в лес (обстоятельство цели). 5. (Обстоятельство места) поднималось солнце. 6. (Обстоятельство времени) над лесом занялся пожар.

Работа в группах III группа Замените фразеологизмы наречиями, найдите обстоятельства, задайте вопрос и определите его вид 1. Мальчик бежал во все лопатки.  2. Он сказал не в бровь, а в глаз.  3. Девочка выучила задание назубок.  4. Она пришла ни свет ни заря.  5. Работу он знал как свои пять пальцев.  6. До деревни рукой подать.  7. Она работает не покладая рук.

Работа в группах

III группа

Замените фразеологизмы наречиями, найдите обстоятельства, задайте вопрос и определите его вид

1. Мальчик бежал во все лопатки. 2. Он сказал не в бровь, а в глаз. 3. Девочка выучила задание назубок. 4. Она пришла ни свет ни заря. 5. Работу он знал как свои пять пальцев. 6. До деревни рукой подать. 7. Она работает не покладая рук.

Тест-пятиминутка 1. Какой второстепенный член предложения обозначает, при каких обстоятельствах и как происходит действие? а) определение   б) дополнение   в) обстоятельство  г) подлежащее   2. В каком из вариантов ответа правильно указано  обстоятельство  в предложении «К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением»? а) к убеждениям       б) нужно       в) относиться       г) с уважением      

Тест-пятиминутка

1. Какой второстепенный член предложения обозначает, при каких обстоятельствах и как происходит действие?

а) определение   б) дополнение   в) обстоятельство  г) подлежащее

 

2. В каком из вариантов ответа правильно указано  обстоятельство  в предложении «К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением»?

а) к убеждениям       б) нужно       в) относиться       г) с уважением

     

3. Определите вид однородных обстоятельств  от жары и духоты  по значению в предложении « От жары и духоты  книзу клонятся цветы»: а) место        б) время        в) образ действия        г) причина   4. Определите вид обстоятельства  напиться  по значению в предложении « Ягнёнок в жаркий день пришёл воды  напиться »: а) цель        б) время        в) образ действия        г) причина   5. Определите вид обстоятельства  гораздо  по значению в предложении «Ожидание счастливых дней бывает иногда  гораздо  лучше самих этих дней»: а) цель        б) место        в) образ действия        г) причина

3. Определите вид однородных обстоятельств  от жары и духоты  по значению в предложении « От жары и духоты  книзу клонятся цветы»:

а) место        б) время        в) образ действия        г) причина

 

4. Определите вид обстоятельства  напиться  по значению в предложении « Ягнёнок в жаркий день пришёл воды  напиться »:

а) цель        б) время        в) образ действия        г) причина

 

5. Определите вид обстоятельства  гораздо  по значению в предложении «Ожидание счастливых дней бывает иногда  гораздо  лучше самих этих дней»:

а) цель        б) место        в) образ действия        г) причина

Код проверки:

Код проверки:

  • В
  • Г
  • Г
  • А
  • В
Домашнее задание. 1. §27, выполнить упражнение №267 (пунктуационный тренинг) 2. Осложнённое списывание с грамматическим заданием.  Родной язык надо любить как мать как музыку и надо уметь хорошо г_в_рить что(бы) пер_дать свою мысль другому ясно и просто.  Буд_шь пон_мать мысли людей – легче будет жить, и умнее стан_шь, да и тебя все будут пон_мать…  (М.Горький) 3.  Тестовые задания, стр.150-151 4. Контрольные вопросы, стр.151

Домашнее задание.

1. §27, выполнить упражнение №267 (пунктуационный тренинг)

2. Осложнённое списывание с грамматическим заданием.

Родной язык надо любить как мать как музыку и надо уметь хорошо г_в_рить что(бы) пер_дать свою мысль другому ясно и просто.

Буд_шь пон_мать мысли людей – легче будет жить, и умнее стан_шь, да и тебя все будут пон_мать…  (М.Горький)

3. Тестовые задания, стр.150-151

4. Контрольные вопросы, стр.151

Задания по тексту: 1. Определите тему и основную мысль текста. 2. Передать содержание текста одним предложением. 3. а) Найдите второстепенный член предложения, который,  по образному замечанию В.М. Бурмако, «сидит на двух  стульях», т.е. является дополнением и определением.   б) Определите тип связи, назовите второстепенный член предложения. в) Перестройте словосочетание со связью управление в синонимичное со связью согласование. 4. Найдите в тексте: а) согласованное определение;  б) прямое дополнение.  в) косвенное дополнение.  г) обстоятельство образа действия.

Задания по тексту:

1. Определите тему и основную мысль текста.

2. Передать содержание текста одним предложением.

3. а) Найдите второстепенный член предложения, который,

по образному замечанию В.М. Бурмако, «сидит на двух

стульях», т.е. является дополнением и определением.  

б) Определите тип связи, назовите второстепенный член предложения.

в) Перестройте словосочетание со связью управление в синонимичное со связью согласование.

4. Найдите в тексте: а) согласованное определение;

б) прямое дополнение.

в) косвенное дополнение.

г) обстоятельство образа действия.

Рефлексия Я а) усвоил ... б) вспомнил ... в) пополнил знания...

Рефлексия

Я

а) усвоил ...

б) вспомнил ...

в) пополнил знания...


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!