СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Виды обстоятельств по значению"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для 8 класса. Урок получения новых знаний. Содержит комплекс упражнений, направленных на формирование прочной базы знаний по теме "Виды обстоятельств по значению"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Виды обстоятельств по значению"»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата:

Класс: 8

Тема: Виды обстоятельств по значению.

Цель: – Дополнить представление учащихся о видах обстоятельств по значению; научить выделять обстоятельства в предложениях и определять их вид по значению;

– Развивать и обогащать речь учащихся, развивать самостоятельность мышления, память, творческие умения и навыки;

– Воспитывать уважение друг к другу, а также к изучаемому предмету.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Методы и приёмы: рассказ учителя, беседа, работа с таблицей, работа с учебником, орфографический диктант, работа в парах, индивидуальная работа, конструирование, анализ, синтез, мозговой штурм.

Оборудование: таблица, карточки, ребусы.

Литература: 1. Все уроки русского языка. 8 класс. – Х. : изд. Группа «Основа», 2009. – 319, [1] c. : ил., табл. – (Серия «12-летняя школа»).

2. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200502405

3. http://festival.1september.ru/articles/524968/

4. http://festival.1september.ru/articles/611721/

5. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200601503


ХОД УРОКА


І. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА (2 мин.)

1. Приветствие.

– Доброе утро, дети. Рада вас видеть. Подготовьтесь к уроку: достаньте ваши учебники и тетради, мы с вами начинаем урок.


2. Проверка присутствующих.

– Итак, кто сегодня дежурный? Кого сегодня нет? По какой причине?

3. Создание позитивного отношения.

– Говорят, улыбка самое лучшее украшение. Давайте улыбнемся друг другу, и начнем наш урок.

ІІ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (2 мин.)

1. Тема урока записана на доске.

2. Слово учителя.

– На предыдущих уроках мы познакомились с двумя второстепенными членами предложения: дополнением и определением. Сегодня мы завершим знакомство с второстепенными членами, изучив основные виды обстоятельств. Итак, цель сегодняшнего урока, выяснить, какие виды обстоятельств существуют в русском языке. (Записываем тему урока.) В результате проделанной работы у вас должно сложиться чёткое представление о том, какие бывают виды обстоятельств по значению и как определить вид обстоятельства.

ІІІ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. (5 мин.)

– Запишите предложение, найдите в нем второстепенный член предложения, докажите свою точку зрения.

(По одному ученику с каждого ряда выходит к доске, выполняет задание; дополнительное задание – орфографический, пунктуационный, фонетический разборы – предлагаются учащимся определенного ряда, правильность же ответа определяют ученики соседней группы-ряда.)

1 ряд: найти определение в предложении «Любимая няня читала ему вслух и рассказывала сказки»

– укажите в данном предложении орфограммы-согласные.

2 ряд: найти дополнение в предложении «Однако, лёжа в постели в окружении игрушек, он никогда не испытывал скуки»

– объясните постановку запятых в предложении.

3 ряд: найти обстоятельство в предложении «Он почти не ходил в школу и не играл со сверстниками»

– назовите слово(а), в которых букв больше, чем звуков.

2. «Мозговой штурм». Орфографическая минутка. (устное упражнение выполняется коллективно. Ребусы расположены на доске). (Приложение 1).

– Посмотрите внимательно на доску, на ней находятся ребусы, ваша задача: разгадать, какое же слово было зашифровано, определить в нем орфограмму и составить с этим словом предложение.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________


___________________________________________________________________________________________________________________________


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________________________________________________________


_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Для справок: Дисгармония, горизонт, иллюстрация, крыжовник, круговорот, удаление, направление, благословление).

ІV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (6 мин.)

– Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним уже известные нам знания.

1. Фронтальный опрос:

– Чем может быть выражено подлежащее в предложении? (ИС, глаголом, ИЧ, местоимением)

– Назовите известные вам типы сказуемых. (простое именное сказуемое, составное именное сказуемое, составное глагольное сказуемое)

– Какие дополнения мы называем прямыми? (прямое дополнение стоит в В.п. без предлога)

– Какие определения мы относим к согласованным? (согласованное определение – определение, совпадающее с определяемым словом в роде, числе и падеже)

– Что такое приложение? (Приложение это разновидность определения, выраженная существительным.)

– Перечислите, чем может быть выражено обстоятельство. (Обычно обстоятельства выражены существительными в формах косвенных падежей или наречиями, хотя некоторые группы обстоятельств могут быть выражены деепричастным оборотом.)

2. Коллективная работа с языковым материалом.

Выпишите из предложений приложения и определяемые слова.

1. Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела. 2. А. П. Бородин был не только ученым химиком, но и замечательным композитором. Особую популярность и известность получила его опера «Князь Игорь». 3. В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть сумерек в приволжском городке. 4. Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.

3. Орфографическая работа: объяснить постановку дефиса в словах. (Один учащийся выполняет работу на доске.)

Далеко - далеко, писатель - прозаик, тёмно - синие, что-то, скажи-ка, по-английски, чуть-чуть, по-зимнему, кое-кто, когда-нибудь, из-за поворота, северо-западный, рак-отшельник, Москва-река.

4. Беседа:

Какие слова из орфографической работы могут быть обстоятельствами в предложении? (Далеко - далеко, по-английски, чуть-чуть, по-зимнему, когда-нибудь, из-за поворота)

– На какие вопросы они отвечают? (Где? Каким образом? В какой степени? Когда? Откуда?)

– Каким способом связаны со словами, от которых зависят?

V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (5 мин.)

– Что ж, мы вспомнили изученный материал, настроились на работу, теперь приступим к изучению нового материала.

1. Объяснение учителя.

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы: где? когда? почему? как? и др. Например: Я читал бессистемно, безудержно, запоем. (А. Грин.)

По значению, которое можно выяснить с помощью вопроса, обстоятельства делятся на следующие основные виды: (учащиеся знакомятся с таблицей, записывая в тетрадях виды обстоятельств и вопросы к ним).

2. Работа с таблицей.

Виды обстоятельств

Вопросы

Примеры

Места

Где? Куда?

Откуда?

И хорошо мне здесь остановиться и, глядя вдаль, подумать, помечтать (М. Исаковский)

Времени

Когда? Как долго? С каких пор (с какого времени?) До каких пор?

Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел (Н. Некрасов)

Причины

Почему? Отчего? По какой причине?

Сенокос запоздал из-за дождей (К. Паустовкий)


Образа действия и степени

Как? Каким образом? В какой степени?

Снег падал медленно и бесшумно (С. Антонов)

Сравнения

Как?

За печкой тикал, как ходики, сверчок (К. Паустовский). Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит (А. Пушкин)

Цели

Зачем? Для чего? С какой целью?

Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться (И. Крылов).

Пчела за данью полевой летит из кельи восковой (А. Пушкин)

Условия

При каком условии?

Чуден Днепр при тихой погоде (Н. Гоголь)

Уступки

Несмотря на что?

В домах, несмотря на ранний час, горели лампы (К. Паустовский)

В начале предложения могут стоять обстоятельства места и времени, если они устанавливают для всего сообщения пространственные и временные рамки: В степи за хутором стыла прозрачная тишина (М. Шолохов).

Обычно обстоятельства относятся к сказуемому, реже – к другим члена предложения: Вовремя прочитанная книга - огромная удача (П. Павленко).

3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника.

VІ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (18 мин.)

1. Аналитико-синтетичское упражнение.

Задание 1. Поиграем! (устное задание: каждому розданы карточки, на которых записаны предложения. Поразмыслив дети должны выполнить задания к тексту, после чего ответить на вопросы) (Приложение № 2)

  1. Найдите определение, возьмите у него приставку.

Фильм был с бесконечными погонями и стрельбой. (бес-)

  1. У сказуемого возьмите корень.

Мне не страшны никакие ужастики. (-страшн-)

  1. Добавьте суффикс определения.

Громадная горилла Кинг-Конг может напугать только малышей. (-н-)

  1. Добавьте суффикс обстоятельства.

Я хочу смотреть фильмы, где все хорошо кончается. (-о-)

Почему в полученном слове пишутся две буквы с? Составьте предложение с полученным обстоятельством. Определите его вид (по таблице). (3-4 ученика зачитывают свои предложения)

2. Орфографический диктант. (работает один ученик у доски, объясняя правописание слов и называя значение предлогов, остальные дети – самостоятельно в тетрадях)

работал в течение года (предлог в значении времени);

не раз (много) приезжал в продолжение лета (в значении времени);

не установили впоследствии( наречие);

вышла из берегов вследствие дождей ( = из-за, в значении причины); пошли в поход несмотря на непогоду (= хотя, в значении уступки); были заинтересованы в продолжении рассказа(сущ. 2скл, П.п);

шел, не смотря по сторонам (деепричастие);

в заключение статьи подведены итоги (= конец)

3. Аналитическое упражнение. Выписать из текста все обстоятельства, определить их виды по значению. (текст диктует учитель, ученики выписывают только обстоятельства; взаимопроверка)

Добежал медведь до леса (место), едва (образ действия) дышит. А тут девушки пришли по грибы (цель).

Выскочил медведь на поляну (место), девушки завизжали и так (образ действия) грохнули палками по бидону, что медведь упал. Он ткнулся мордой в сухую траву (место) и затих. Девушки убежали.

Медведь стонал-стонал, а потом (время) съел какой-то гриб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в своё логово (место).

4. Синтетическое упражнение. Работа в парах. Конструирование текста.

Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи. (Текст упражнения присутствует на каждой парте, дети работают парами; проверка: зачитывают по цепочке). (Приложение №3)

1) Утром …(существительное с предлогом, обстоятельство места) появились орлы.

2) …(деепричастный оборот, обстоятельство образа действия), они поднялись с земли.

3) Орлы начали …(наречие, обстоятельство образа действия) выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.

4) …(существительное с предлогом, обстоятельство времени) они попарно опустились на землю.

5) Одна пара, …(деепричастие, обстоятельство образа действия), шумно снизились на проталине.

6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, …(сравнительный оборот, обстоятельство образа действия), осматривались вокруг.

7) …(деепричастие, обстоятельство образа действия), орлы вышли на открытое место.

(Для справок: успокоясь, немного отдохнув, стремительно, припоздав, в степи, под вечер, словно дозорные).

5. Синтетическое упражнение. Индивидуальное задание (для 2 – 3 сильных): составить и записать шуточный рассказ с использованием разных видов обстоятельств по шаблону. (шаблон записан на доске; проверка: ребята зачитывают свои рассказы, коллективно делаем анализ, выбираем лучший рассказ)

(Обстоятельство времени) два зайца отправились (обстоятельство цели) (обстоятельство места). Но (обстоятельство места) не попали (обстоятельство причины). (Обстоятельство образа действия/степени) неудачная получилась вылазка.

VІІ. ИТОГ УРОКА (4 мин.)

1. Заполните словами пропуски. Продолжите определения.

А. Обстоятельства относятся к _______.

Б. Обстоятельства могут выражаться _______ .

В. Обстоятельства времени отвечают на вопрос _______, места – _______, образа действия – _______, причины – _______, цели – _______.

2. Рефлексия. Технология «Незаконченное предложение».

− Выскажите свои впечатления от урока, продолжив предложения:

− Я знаю….

− Я понял, что…

− Самые большие трудности я ощутил…

− Мне бы хотелось еще…

3. Оценивание с комментарием.

− Ребята, вы сегодня были молодцами, ваше участие в уроке было оценено следующими баллами: Зацепилин Сергей, Стефаненко Ярослав, Безуглая Вика и Гришин Вова были активны, отвечали правильно на поставленные вопросы, а также были очень внимательны к ответам своих одноклассников, за что и получают свои заслуженные 10 баллов. Баскова Аня, Арбузова Наташа и Синельников Саша получают по 9 баллов, так как допускали ошибки в определении видов обстоятельств по значению. Костенко Катя, Варибрус Алеша и Мозер Наташа хорошо проявили себя во время работ в парах, но имели некоторые трудности в выполнении домашнего задания, ваша оценка – 8 баллов. Спасибо всем за работу.

VІІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ С ИНСТРКТАЖЕМ (2 мин.)

– Откройте ваши дневники и запишите домашнее задание.

1. прочитать параграф учебника;

2. выполнить задания к тексту текста (приложение №4)

(Приложение № 2)

1. Найдите определение, возьмите у него приставку.

Фильм был с бесконечными погонями и стрельбой.

2. У сказуемого возьмите корень.

Мне не страшны никакие ужастики.

3. Добавьте суффикс определения.

Громадная горилла Кинг-Конг может напугать только малышей.

4. Добавьте суффикс обстоятельства.

Я хочу смотреть фильмы, где все хорошо кончается.


(Приложение №3)

1) Утром …(существительное с предлогом, обстоятельство места) появились орлы.

2) …(деепричастный оборот, обстоятельство образа действия), они поднялись с земли.

3) Орлы начали …(наречие, обстоятельство образа действия) выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.

4) …(существительное с предлогом, обстоятельство времени) они попарно опустились на землю.

5) Одна пара, …(деепричастие, обстоятельство образа действия), шумно снизились на проталине.

6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, …(сравнительный оборот, обстоятельство образа действия), осматривались вокруг.

7) …(деепричастие, обстоятельство образа действия), орлы вышли на открытое место.

(Для справок: успокоясь, немного отдохнув, стремительно, припоздав, в степи, под вечер, словно дозорные).





Приложение №4

Анализ текста о Грине (заранее распечатанный текст раздается учащимся).

Рыцарь мечты.

С первых ш..гов писателя Грина вокруг его им..ни стали склад..ват..ся легенды. Уверяли что Грин отличный стрелок из лука в молодост.. он добывал себе пищ.. охотой и жил в лесу на манер куперовского след..пыта.

Т..жело и драматично складывалась жизнь Александра Гриневского. Он страдал задыхаясь в (не)вежестве провинц..ального города. Выж…ал в тюрьмах и ссылках от зари до зари в..лил лес на Урале, плавал на п..р..ходах ища пр..ключений.

Из – за лютой нужды Грин (не) редко печ..тался в бульварных изданиях но произведения унося читателя в мир мечты и роман..тики сами оправд..вали себя.

Грезы живут в книгах Грина словно ветр... на море делают писателя очень близким натурам возвыш..ым и мечтательным.


  1. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

  2. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

  3. Найдите в тексте обстоятельства, подчеркните их и укажите смысловую группу.

  4. Найдите в тексте приложение. Как оно пишется?

Высокий уровень: Выпишите предложение номер 5, сделайте общий синтаксический разбор.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!