КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дата:
Класс: 8
Тема: Виды обстоятельств по значению.
Цель: – Дополнить представление учащихся о видах обстоятельств по значению; научить выделять обстоятельства в предложениях и определять их вид по значению;
– Развивать и обогащать речь учащихся, развивать самостоятельность мышления, память, творческие умения и навыки;
– Воспитывать уважение друг к другу, а также к изучаемому предмету.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Методы и приёмы: рассказ учителя, беседа, работа с таблицей, работа с учебником, орфографический диктант, работа в парах, индивидуальная работа, конструирование, анализ, синтез, мозговой штурм.
Оборудование: таблица, карточки, ребусы.
Литература: 1. Все уроки русского языка. 8 класс. – Х. : изд. Группа «Основа», 2009. – 319, [1] c. : ил., табл. – (Серия «12-летняя школа»).
2. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200502405
3. http://festival.1september.ru/articles/524968/
4. http://festival.1september.ru/articles/611721/
5. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200601503
ХОД УРОКА
І. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА (2 мин.)
1. Приветствие.
– Доброе утро, дети. Рада вас видеть. Подготовьтесь к уроку: достаньте ваши учебники и тетради, мы с вами начинаем урок.
2. Проверка присутствующих.
– Итак, кто сегодня дежурный? Кого сегодня нет? По какой причине?
3. Создание позитивного отношения.
– Говорят, улыбка самое лучшее украшение. Давайте улыбнемся друг другу, и начнем наш урок.
ІІ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (2 мин.)
1. Тема урока записана на доске.
2. Слово учителя.
– На предыдущих уроках мы познакомились с двумя второстепенными членами предложения: дополнением и определением. Сегодня мы завершим знакомство с второстепенными членами, изучив основные виды обстоятельств. Итак, цель сегодняшнего урока, выяснить, какие виды обстоятельств существуют в русском языке. (Записываем тему урока.) В результате проделанной работы у вас должно сложиться чёткое представление о том, какие бывают виды обстоятельств по значению и как определить вид обстоятельства.
ІІІ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. (5 мин.)
– Запишите предложение, найдите в нем второстепенный член предложения, докажите свою точку зрения.
(По одному ученику с каждого ряда выходит к доске, выполняет задание; дополнительное задание – орфографический, пунктуационный, фонетический разборы – предлагаются учащимся определенного ряда, правильность же ответа определяют ученики соседней группы-ряда.)
1 ряд: найти определение в предложении «Любимая няня читала ему вслух и рассказывала сказки»
– укажите в данном предложении орфограммы-согласные.
2 ряд: найти дополнение в предложении «Однако, лёжа в постели в окружении игрушек, он никогда не испытывал скуки»
– объясните постановку запятых в предложении.
3 ряд: найти обстоятельство в предложении «Он почти не ходил в школу и не играл со сверстниками»
– назовите слово(а), в которых букв больше, чем звуков.
2. «Мозговой штурм». Орфографическая минутка. (устное упражнение выполняется коллективно. Ребусы расположены на доске). (Приложение 1).
– Посмотрите внимательно на доску, на ней находятся ребусы, ваша задача: разгадать, какое же слово было зашифровано, определить в нем орфограмму и составить с этим словом предложение.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Для справок: Дисгармония, горизонт, иллюстрация, крыжовник, круговорот, удаление, направление, благословление).
ІV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (6 мин.)
– Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним уже известные нам знания.
1. Фронтальный опрос:
– Чем может быть выражено подлежащее в предложении? (ИС, глаголом, ИЧ, местоимением)
– Назовите известные вам типы сказуемых. (простое именное сказуемое, составное именное сказуемое, составное глагольное сказуемое)
– Какие дополнения мы называем прямыми? (прямое дополнение стоит в В.п. без предлога)
– Какие определения мы относим к согласованным? (согласованное определение – определение, совпадающее с определяемым словом в роде, числе и падеже)
– Что такое приложение? (Приложение – это разновидность определения, выраженная существительным.)
– Перечислите, чем может быть выражено обстоятельство. (Обычно обстоятельства выражены существительными в формах косвенных падежей или наречиями, хотя некоторые группы обстоятельств могут быть выражены деепричастным оборотом.)
2. Коллективная работа с языковым материалом.
– Выпишите из предложений приложения и определяемые слова.
1. Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела. 2. А. П. Бородин был не только ученым химиком, но и замечательным композитором. Особую популярность и известность получила его опера «Князь Игорь». 3. В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть сумерек в приволжском городке. 4. Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.
3. Орфографическая работа: объяснить постановку дефиса в словах. (Один учащийся выполняет работу на доске.)
Далеко - далеко, писатель - прозаик, тёмно - синие, что-то, скажи-ка, по-английски, чуть-чуть, по-зимнему, кое-кто, когда-нибудь, из-за поворота, северо-западный, рак-отшельник, Москва-река.
4. Беседа:
– Какие слова из орфографической работы могут быть обстоятельствами в предложении? (Далеко - далеко, по-английски, чуть-чуть, по-зимнему, когда-нибудь, из-за поворота)
– На какие вопросы они отвечают? (Где? Каким образом? В какой степени? Когда? Откуда?)
– Каким способом связаны со словами, от которых зависят?
V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (5 мин.)
– Что ж, мы вспомнили изученный материал, настроились на работу, теперь приступим к изучению нового материала.
1. Объяснение учителя.
Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы: где? когда? почему? как? и др. Например: Я читал бессистемно, безудержно, запоем. (А. Грин.)
По значению, которое можно выяснить с помощью вопроса, обстоятельства делятся на следующие основные виды: (учащиеся знакомятся с таблицей, записывая в тетрадях виды обстоятельств и вопросы к ним).
2. Работа с таблицей.
Виды обстоятельств | Вопросы | Примеры |
Места | Где? Куда? Откуда? | И хорошо мне здесь остановиться и, глядя вдаль, подумать, помечтать (М. Исаковский) |
Времени | Когда? Как долго? С каких пор (с какого времени?) До каких пор? | Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел (Н. Некрасов) |
Причины | Почему? Отчего? По какой причине? | Сенокос запоздал из-за дождей (К. Паустовкий) |
Образа действия и степени | Как? Каким образом? В какой степени? | Снег падал медленно и бесшумно (С. Антонов) |
Сравнения | Как? | За печкой тикал, как ходики, сверчок (К. Паустовский). Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит (А. Пушкин) |
Цели | Зачем? Для чего? С какой целью? | Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться (И. Крылов). Пчела за данью полевой летит из кельи восковой (А. Пушкин) |
Условия | При каком условии? | Чуден Днепр при тихой погоде (Н. Гоголь) |
Уступки | Несмотря на что? | В домах, несмотря на ранний час, горели лампы (К. Паустовский) |
В начале предложения могут стоять обстоятельства места и времени, если они устанавливают для всего сообщения пространственные и временные рамки: В степи за хутором стыла прозрачная тишина (М. Шолохов).
Обычно обстоятельства относятся к сказуемому, реже – к другим члена предложения: Вовремя прочитанная книга - огромная удача (П. Павленко).
3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника.
VІ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (18 мин.)
1. Аналитико-синтетичское упражнение.
Задание 1. Поиграем! (устное задание: каждому розданы карточки, на которых записаны предложения. Поразмыслив дети должны выполнить задания к тексту, после чего ответить на вопросы) (Приложение № 2)
Найдите определение, возьмите у него приставку.
Фильм был с бесконечными погонями и стрельбой. (бес-)
У сказуемого возьмите корень.
Мне не страшны никакие ужастики. (-страшн-)
Добавьте суффикс определения.
Громадная горилла Кинг-Конг может напугать только малышей. (-н-)
Добавьте суффикс обстоятельства.
Я хочу смотреть фильмы, где все хорошо кончается. (-о-)
Почему в полученном слове пишутся две буквы с? Составьте предложение с полученным обстоятельством. Определите его вид (по таблице). (3-4 ученика зачитывают свои предложения)
2. Орфографический диктант. (работает один ученик у доски, объясняя правописание слов и называя значение предлогов, остальные дети – самостоятельно в тетрадях)
работал в течение года (предлог в значении времени);
не раз (много) приезжал в продолжение лета (в значении времени);
не установили впоследствии( наречие);
вышла из берегов вследствие дождей ( = из-за, в значении причины); пошли в поход несмотря на непогоду (= хотя, в значении уступки); были заинтересованы в продолжении рассказа(сущ. 2скл, П.п);
шел, не смотря по сторонам (деепричастие);
в заключение статьи подведены итоги (= конец)
3. Аналитическое упражнение. Выписать из текста все обстоятельства, определить их виды по значению. (текст диктует учитель, ученики выписывают только обстоятельства; взаимопроверка)
Добежал медведь до леса (место), едва (образ действия) дышит. А тут девушки пришли по грибы (цель).
Выскочил медведь на поляну (место), девушки завизжали и так (образ действия) грохнули палками по бидону, что медведь упал. Он ткнулся мордой в сухую траву (место) и затих. Девушки убежали.
Медведь стонал-стонал, а потом (время) съел какой-то гриб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в своё логово (место).
4. Синтетическое упражнение. Работа в парах. Конструирование текста.
Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи. (Текст упражнения присутствует на каждой парте, дети работают парами; проверка: зачитывают по цепочке). (Приложение №3)
1) Утром …(существительное с предлогом, обстоятельство места) появились орлы.
2) …(деепричастный оборот, обстоятельство образа действия), они поднялись с земли.
3) Орлы начали …(наречие, обстоятельство образа действия) выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.
4) …(существительное с предлогом, обстоятельство времени) они попарно опустились на землю.
5) Одна пара, …(деепричастие, обстоятельство образа действия), шумно снизились на проталине.
6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, …(сравнительный оборот, обстоятельство образа действия), осматривались вокруг.
7) …(деепричастие, обстоятельство образа действия), орлы вышли на открытое место.
(Для справок: успокоясь, немного отдохнув, стремительно, припоздав, в степи, под вечер, словно дозорные).
5. Синтетическое упражнение. Индивидуальное задание (для 2 – 3 сильных): составить и записать шуточный рассказ с использованием разных видов обстоятельств по шаблону. (шаблон записан на доске; проверка: ребята зачитывают свои рассказы, коллективно делаем анализ, выбираем лучший рассказ)
(Обстоятельство времени) два зайца отправились (обстоятельство цели) (обстоятельство места). Но (обстоятельство места) не попали (обстоятельство причины). (Обстоятельство образа действия/степени) неудачная получилась вылазка.
VІІ. ИТОГ УРОКА (4 мин.)
1. Заполните словами пропуски. Продолжите определения.
А. Обстоятельства относятся к _______.
Б. Обстоятельства могут выражаться _______ .
В. Обстоятельства времени отвечают на вопрос _______, места – _______, образа действия – _______, причины – _______, цели – _______.
2. Рефлексия. Технология «Незаконченное предложение».
− Выскажите свои впечатления от урока, продолжив предложения:
− Я знаю….
− Я понял, что…
− Самые большие трудности я ощутил…
− Мне бы хотелось еще…
3. Оценивание с комментарием.
− Ребята, вы сегодня были молодцами, ваше участие в уроке было оценено следующими баллами: Зацепилин Сергей, Стефаненко Ярослав, Безуглая Вика и Гришин Вова были активны, отвечали правильно на поставленные вопросы, а также были очень внимательны к ответам своих одноклассников, за что и получают свои заслуженные 10 баллов. Баскова Аня, Арбузова Наташа и Синельников Саша получают по 9 баллов, так как допускали ошибки в определении видов обстоятельств по значению. Костенко Катя, Варибрус Алеша и Мозер Наташа хорошо проявили себя во время работ в парах, но имели некоторые трудности в выполнении домашнего задания, ваша оценка – 8 баллов. Спасибо всем за работу.
VІІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ С ИНСТРКТАЖЕМ (2 мин.)
– Откройте ваши дневники и запишите домашнее задание.
1. прочитать параграф учебника;
2. выполнить задания к тексту текста (приложение №4)
(Приложение № 2)
1. Найдите определение, возьмите у него приставку.
Фильм был с бесконечными погонями и стрельбой.
2. У сказуемого возьмите корень.
Мне не страшны никакие ужастики.
3. Добавьте суффикс определения.
Громадная горилла Кинг-Конг может напугать только малышей.
4. Добавьте суффикс обстоятельства.
Я хочу смотреть фильмы, где все хорошо кончается.
(Приложение №3)
1) Утром …(существительное с предлогом, обстоятельство места) появились орлы.
2) …(деепричастный оборот, обстоятельство образа действия), они поднялись с земли.
3) Орлы начали …(наречие, обстоятельство образа действия) выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.
4) …(существительное с предлогом, обстоятельство времени) они попарно опустились на землю.
5) Одна пара, …(деепричастие, обстоятельство образа действия), шумно снизились на проталине.
6) Крупные и красивые птицы некоторое время зорко, …(сравнительный оборот, обстоятельство образа действия), осматривались вокруг.
7) …(деепричастие, обстоятельство образа действия), орлы вышли на открытое место.
(Для справок: успокоясь, немного отдохнув, стремительно, припоздав, в степи, под вечер, словно дозорные).
Приложение №4
Анализ текста о Грине (заранее распечатанный текст раздается учащимся).
Рыцарь мечты.
С первых ш..гов писателя Грина вокруг его им..ни стали склад..ват..ся легенды. Уверяли что Грин отличный стрелок из лука в молодост.. он добывал себе пищ.. охотой и жил в лесу на манер куперовского след..пыта.
Т..жело и драматично складывалась жизнь Александра Гриневского. Он страдал задыхаясь в (не)вежестве провинц..ального города. Выж…ал в тюрьмах и ссылках от зари до зари в..лил лес на Урале, плавал на п..р..ходах ища пр..ключений.
Из – за лютой нужды Грин (не) редко печ..тался в бульварных изданиях но произведения унося читателя в мир мечты и роман..тики сами оправд..вали себя.
Грезы живут в книгах Грина словно ветр... на море делают писателя очень близким натурам возвыш..ым и мечтательным.
Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
Найдите в тексте обстоятельства, подчеркните их и укажите смысловую группу.
Найдите в тексте приложение. Как оно пишется?
Высокий уровень: Выпишите предложение номер 5, сделайте общий синтаксический разбор.