Актуализация опорных знаний. | Мороз и тишина. В воздухе посвистывало и выло. Под заборами и у крылец навалило высокие сугробы. Я иду медленно и слышу каждый звук и шорох. В этот зимний вечер в домах наряжают елку. Какое предложение лишнее и почему? Вспомните виды односоставных предложений, определите их на данных примерах. Стратегия «Займи позицию» | Анализируют предложения, сопоставляют, определяют лишнее предложения, аргументируя свой выбор, называют виды односоставных предложений. На стикерах пишут свои имена, прикрепляют к выбранной позиции на плакате: красный – ничего не знаю жёлтый—50/50 зелёный— знаю тему хорошо |
Целеполагание. | Лингвистическая задача. – Прочитайте высказывания знаменитых людей об односоставных предложениях. О каких типах предложений идет речь? Аргументируйте свой ответ. «Умолчание» местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит». Ученый-лингвист М.В. Ломоносов | «Действующее лицо, намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное». Ученый-лингвист А.М. Пешковский | Определенно-личные | Неопределенно-личные | Это высказывание об определённо-личных предложениях – односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно Внимание в определенно-личных предложениях сосредоточено на действии. Они часто употребляются в художественной литературе, публицистике, разговорной речи, сфера употребления их обширна. Употребление их в речи, устной или письменной, делает речь живой, непринужденной, динамичной, экспрессивной. В таких предложениях часто встречаются обращения | Односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределённо. | Целеполагание. | Читают высказывания, определяют, о каких типах предложения идет речь, аргументируя свой ответ. Записывают тему урока, формулируют цели урока, используя шаблон по Блуму. |
Практикум по теме. | Составление диаграммы Венна – Какие предложения называются определенно-личными и неопределенно-личными? – Чем выражено сказуемое в этих предложениях? – Для чего они служат. Какова и роль? Работа с текстом. Подготовка к Новому году В гостиную втащили большую мерзлую елку. Дерево подняли, и оно оказалось таким высоким, что нежно-зеленая верхушка согнулась под потолком. От ели веяло холодом, но понемногу ветви ее оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Елку украсили, окутали искусственной золотой паутиной, повесили стеклянные цепи и вставили свечи в цветные защипочки. Когда все было готово, матушка сказала: - А теперь, дети, уходите и до вечера в гостиную не заглядывайте. (По А.Н. Толстому) Задание. выписать определенно-личное предложение, сделать пунктуационный разбор и морфемный разбор слова УХОДИТЕ; найти неопределенно-личные предложения, определить форму сказуемого; указать неопределенно-личные предложения, входящие в состав сложного, определить способ связи в этом предложении, записать схему; сделать орфографический разбор слов ПОВЕСИЛИ, СТЕКЛЯННЫЕ. Дерево подняли, и оно оказалось таким высоким, что нежно-зеленная верхушка согнулась под потолком. [ ] , и [ ] , (что…). Работа «Мудрые мысли». Большое место определенно-личные и неопределенно-личные предложения с обобщающим значением занимают в поэтических произведениях, где автор использует обобщающую форму для передачи сложной гаммы чувств, на что указывал Александр Матвеевич Пешковский: «Обобщительная форма… является тем мостом, который соединяет личное с общим, субъективное с объективным. И чем интимнее какое-либо переживание, чем труднее говорящему выставить его напоказ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, перенося это переживание на всех, в том числе и на слушателя». Запись на экране: Сколько наслаждений доставляли мне стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина! Сяду в палисаднике и читаю с наслаждением. Некоторые перечитываю по нескольку раз. Позовут домой. НЕ сразу иду, никак не оторвусь от чудесных страниц поэзии. – Усовершенствуйте написанное, придав изображенным действиям обобщенный характер. – Какую стилистическую окраску (книжную или разговорную) вносят в текст предложения с обобщенным значением? Предложения с обобщенным значением вносят в разговорную речь экспрессию, непринужденность. Такие предложения являются также универсальным средством передачи жизненного опыта одного поколения другому в форме пословиц, поговорок, пожеланий, поучений, советов, наказов: Из песни слов не выкинешь. Что посеешь, то и пожнешь. Берегите учебник!- он ваш верный помощник и советчик! | Работают в группах (по 4 человека): 1 пара - определенно-личные предложения; 2 пара – неопределенно-личные предложения; сходство определяется группой. Взаимопроверка между группами – прием «Посол». Работа с текстом идет в группах. Проверка – фронтально. Работа в группах. Предлагают свои варианты обобщенно-личных предложений, высказывают свои предположения об их роли в языке. |
Подведение итогов урока. Рефлексия | Цифровой диктант. Прочитайте предложения, определите цифрой вариант - только определенно-личные предложения вариант – только неопределенно-личные предложения
Белеет парус одинокий в тумане неба голубом. Тонкий свист рябчика, красноватые окна домика, в сумерках, костер, раздвигающий тьму. Берегите друг друга, добротой согревайте. После дела за советом не ходят. На улице было светло и людно. Учи уроки прилежно. Люблю грозу в начале мая. Приятно пахнет черемуха. По улицам слона водили Зима. Ели в серебре.
Рефлексия «Займи позицию» Вспомним тему урока. Какую цель ставили? Как достигали поставленной цели? Что помогало в ее достижении? Выберите стикер, которым вы оцените свою работу на сегодняшнем уроке | Работа в парах. Правильный ответ: 1 вариант: 3,6,7 2 вариант: 4,9 Самооценивание: по количеству правильных ответов (всего пять в паре)-оценка На плакате «Займи позицию» ученики прикрепляют стикер: красный — много вопросов, необходимо ещё много работать по теме; жёлтый — материал усвоен, но ещё есть вопросы; зелёный — все усвоено, вопросов нет. |