СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №35 (36). Определенно-личные и неопределенно-личные предложения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. закрепить знания учащихся о типах односоставных предложений, особенностях их строения и значения; проследить различия в значении и строении двусоставных и односоставных предложений, определенно-личных и неопределенно-личных предложений;
  2. формировать умение «читать» термины, развивать речь учащихся;
  3. прививать интерес к постижению нового, формировать культуру речи учащихся

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №35-36»

8 класс


Урок №35 (36).

Определенно-личные и неопределенно-личные предложения.

Цели:


  1. закрепить знания учащихся о типах односоставных предложений, особенностях их строения и значения; проследить различия в значении и строении двусоставных и односоставных предложений, определенно-личных и неопределенно-личных предложений;

  2. формировать умение «читать» термины, развивать речь учащихся;

  3. прививать интерес к постижению нового, формировать культуру речи учащихся

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают теоретический материал об определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, различают их на письме; определяют их обобщенно-личное значение; при работе с текстом демонстрируют знания и умения в различных разборах слова, словосочетания и предложения; объективно оценивают свои знания и умения по теме урока

Оборудование:

раздаточный материал для работы в группе и паре, цветные стикеры

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Психологический настрой. Мотивация учебной деятельности.

  • Доброе утро, дорогие ребята. Эпиграфом нашего урока будут служить слова: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

  • Как вы понимаете данное высказывание?

  • Вы с ним согласны?

  • Так давайте сегодняшний урок мы проведем под этим девизом. Не будем терять время и перейдем к уроку.

Приветствуют учителя.

Определяют смысл высказывания

  1. Актуализация опорных знаний.

  • Внимательно рассмотрите предложения.

Мороз и тишина. В воздухе посвистывало и выло. Под заборами и у крылец навалило высокие сугробы. Я иду медленно и слышу каждый звук и шорох. В этот зимний вечер в домах наряжают елку.

  • Какое предложение лишнее и почему?

  • Вспомните виды односоставных предложений, определите их на данных примерах.

Стратегия «Займи позицию»

  • Определите уровень владения данной темой.


Анализируют предложения, сопоставляют, определяют лишнее предложения, аргументируя свой выбор, называют виды односоставных предложений.


На стикерах пишут свои имена, прикрепляют к выбранной позиции на плакате:

красный – ничего не знаю

жёлтый—50/50

зелёный— знаю тему хорошо


  1. Целеполагание.

  1. Лингвистическая задача.

– Прочитайте высказывания знаменитых людей об односоставных предложениях. О каких типах предложений идет речь? Аргументируйте свой ответ.


«Умолчание» местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит».

Ученый-лингвист М.В. Ломоносов

«Действующее лицо, намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное».

Ученый-лингвист А.М. Пешковский

Определенно-личные

Неопределенно-личные

Это высказывание об определённо-личных предложениях – односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно Внимание в определенно-личных предложениях сосредоточено на действии. Они часто употребляются в художественной литературе, публицистике, разговорной речи, сфера употребления их обширна. Употребление их в речи, устной или письменной, делает речь живой, непринужденной, динамичной, экспрессивной. В таких предложениях часто встречаются обращения

Односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределённо.


  1. Целеполагание.

  • Определите цели урока, в случае затруднений используйте шаблон с глаголами Блума

Читают высказывания, определяют, о каких типах предложения идет речь, аргументируя свой ответ.

Записывают тему урока, формулируют цели урока, используя шаблон по Блуму.


























  1. Практикум по теме.


  1. Составление диаграммы Венна

– Какие предложения называются определенно-личными и неопределенно-личными?

– Чем выражено сказуемое в этих предложениях?

– Для чего они служат. Какова и роль?


  1. Работа с текстом.

Подготовка к Новому году

В гостиную втащили большую мерзлую елку. Дерево подняли, и оно оказалось таким высоким, что нежно-зеленая верхушка согнулась под потолком. От ели веяло холодом, но понемногу ветви ее оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Елку украсили, окутали искусственной золотой паутиной, повесили стеклянные цепи и вставили свечи в цветные защипочки. Когда все было готово, матушка сказала:

- А теперь, дети, уходите и до вечера в гостиную не заглядывайте.

(По А.Н. Толстому)

Задание.

  1. выписать определенно-личное предложение, сделать пунктуационный разбор и морфемный разбор слова УХОДИТЕ;

  2. найти неопределенно-личные предложения, определить форму сказуемого; указать неопределенно-личные предложения, входящие в состав сложного, определить способ связи в этом предложении, записать схему; сделать орфографический разбор слов ПОВЕСИЛИ, СТЕКЛЯННЫЕ.


Дерево подняли, и оно оказалось таким высоким, что нежно-зеленная верхушка согнулась под потолком.

[ ] , и [ ] , (что…).


  1. Работа «Мудрые мысли».

  • Большое место определенно-личные и неопределенно-личные предложения с обобщающим значением занимают в поэтических произведениях, где автор использует обобщающую форму для передачи сложной гаммы чувств, на что указывал Александр Матвеевич Пешковский: «Обобщительная форма… является тем мостом, который соединяет личное с общим, субъективное с объективным. И чем интимнее какое-либо переживание, чем труднее говорящему выставить его напоказ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, перенося это переживание на всех, в том числе и на слушателя».


Запись на экране:

Сколько наслаждений доставляли мне стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина! Сяду в палисаднике и читаю с наслаждением. Некоторые перечитываю по нескольку раз. Позовут домой. НЕ сразу иду, никак не оторвусь от чудесных страниц поэзии.


– Усовершенствуйте написанное, придав изображенным действиям обобщенный характер.

– Какую стилистическую окраску (книжную или разговорную) вносят в текст предложения с обобщенным значением?

Предложения с обобщенным значением вносят в разговорную речь экспрессию, непринужденность. Такие предложения являются также универсальным средством передачи жизненного опыта одного поколения другому в форме пословиц, поговорок, пожеланий, поучений, советов, наказов:

Из песни слов не выкинешь. Что посеешь, то и пожнешь. Берегите учебник!- он ваш верный помощник и советчик!

  • Запишите несколько односоставных предложений с обобщающим значением, определите их тип.


Работают в группах (по 4 человека): 1 пара - определенно-личные предложения; 2 пара – неопределенно-личные предложения; сходство определяется группой.

Взаимопроверка между группами – прием «Посол».


Работа с текстом идет в группах.

Проверка – фронтально.




















Работа в группах.

Предлагают свои варианты обобщенно-личных предложений, высказывают свои предположения об их роли в языке.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия


  1. Цифровой диктант.

Прочитайте предложения, определите цифрой

  1. вариант - только определенно-личные предложения

  2. вариант – только неопределенно-личные предложения

  1. Белеет парус одинокий в тумане неба голубом.

  2. Тонкий свист рябчика, красноватые окна домика, в сумерках, костер, раздвигающий тьму.

  3. Берегите друг друга, добротой согревайте.

  4. После дела за советом не ходят.

  5. На улице было светло и людно.

  6. Учи уроки прилежно.

  7. Люблю грозу в начале мая.

  8. Приятно пахнет черемуха.

  9. По улицам слона водили

  10. Зима. Ели в серебре.

  1. Рефлексия «Займи позицию»

  • Вспомним тему урока.

  • Какую цель ставили?

  • Как достигали поставленной цели?

  • Что помогало в ее достижении?

  • Выберите стикер, которым вы оцените свою работу на сегодняшнем уроке


Работа в парах.

Правильный ответ:

1 вариант: 3,6,7

2 вариант: 4,9

Самооценивание: по количеству правильных ответов (всего пять в паре)-оценка











На плакате «Займи позицию» ученики прикрепляют стикер:

красный — много вопросов, необходимо ещё много работать по теме;

жёлтый — материал усвоен, но ещё есть вопросы;

зелёный — все усвоено, вопросов нет.

Домашнее задание.

§30-31, упражнение №303 (по вариантам) – четные\нечетные), 314







Просмотр содержимого документа
«РМ»

8 класс

Урок 35 (36). Определенно-личные и неопределенно-личные предложения.

  1. Психологический настрой. Мотивационный этап

Эпиграф: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

  1. Актуализация опорных знаний.

Задание

1) Я умею читать книги.

2) Люблю классическую музыку.

3) По радио объявили о посадке самолета.

4) Мне не спится.

5) Какая ночь!

  • Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на 2 группы. Вспомните виды односоставных предложений, определите их на данных примерах.


  1. Повторение изученного материала об определенно-личных и неопределенно-личных предложениях.

  1. Лингвистическая задача.

– Прочитайте высказывания знаменитых людей об односоставных предложениях. О каких типах предложений идет речь?


«Умолчание» местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит».

Ученый-лингвист М.В. Ломоносов

«Действующее лицо, намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное».

Ученый-лингвист А.М. Пешковский


  1. Составление диаграммы Венна

– Какие предложения называются определенно-личными и неопределенно-личными?

– Чем выражено сказуемое в этих предложениях?

– Для чего они служат. Какова и роль?


  1. Работа с текстом.

Подготовка к Новому году

В гостиную втащили большую мерзлую елку. Дерево подняли, и оно оказалось таким высоким, что нежно-зеленая верхушка согнулась под потолком. От ели веяло холодом, но понемногу ветви ее оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Елку украсили, окутали искусственной золотой паутиной, повесили стеклянные цепи и вставили свечи в цветные защипочки. Когда все было готово, матушка сказала:

- А теперь, дети, уходите и до вечера в гостиную не заглядывайте.

(По А.Н. Толстому)

8 класс

Урок 35 (36). Определенно-личные и неопределенно-личные предложения.

  1. Психологический настрой. Мотивационный этап

Эпиграф: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

  1. Актуализация опорных знаний.

Задание

1) Я умею читать книги.

2) Люблю классическую музыку.

3) По радио объявили о посадке самолета.

4) Мне не спится.

5) Какая ночь!

  • Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на 2 группы. Вспомните виды односоставных предложений, определите их на данных примерах.


  1. Повторение изученного материала об определенно-личных и неопределенно-личных предложениях.

  1. Лингвистическая задача.

– Прочитайте высказывания знаменитых людей об односоставных предложениях. О каких типах предложений идет речь?


«Умолчание» местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит».

Ученый-лингвист М.В. Ломоносов

«Действующее лицо, намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное».

Ученый-лингвист А.М. Пешковский


  1. Составление диаграммы Венна

– Какие предложения называются определенно-личными и неопределенно-личными?

– Чем выражено сказуемое в этих предложениях?

– Для чего они служат. Какова и роль?


  1. Работа с текстом.

Подготовка к Новому году

В гостиную втащили большую мерзлую елку. Дерево подняли, и оно оказалось таким высоким, что нежно-зеленая верхушка согнулась под потолком. От ели веяло холодом, но понемногу ветви ее оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Елку украсили, окутали искусственной золотой паутиной, повесили стеклянные цепи и вставили свечи в цветные защипочки. Когда все было готово, матушка сказала:

- А теперь, дети, уходите и до вечера в гостиную не заглядывайте.

(По А.Н. Толстому)

Задание.

  1. выписать определенно-личное предложение, сделать пунктуационный разбор и морфемный разбор слова УХОДИТЕ;

  2. найти неопределенно-личные предложения, определить форму сказуемого; указать неопределенно-личные предложения, входящие в состав сложного, определить способ связи в этом предложении, записать схему; сделать орфографический разбор слов ПОВЕСИЛИ, СТЕКЛЯННЫЕ.


  1. Работа «Мудрые мысли».

Сколько наслаждений доставляли мне стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина! Сяду в палисаднике и читаю с наслаждением. Некоторые перечитываю по нескольку раз. Позовут домой. Не сразу иду, никак не оторвусь от чудесных страниц поэзии.

  • Усовершенствуйте написанное, придав изображенным действиям обобщенный характер.

  • Запишите несколько односоставных предложений с обобщающим значением, определите их тип.


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

  1. Цифровой диктант. Прочитайте предложения, определите цифрой

  1. вариант - только определенно-личные предложения

  2. вариант – только неопределенно-личные предложения

  1. Белеет парус одинокий в тумане неба голубом.

  2. Тонкий свист рябчика, красноватые окна домика, в сумерках, костер, раздвигающий тьму.

  3. Берегите друг друга, добротой согревайте.

  4. После дела за советом не ходят.

  5. На улице было светло и людно.

  6. Учи уроки прилежно.

  7. Люблю грозу в начале мая.

  8. Приятно пахнет черемуха.

  9. По улицам слона водили

  10. Зима. Ели в серебре.

  1. Рефлексия «Займи позицию»

  • Выберите стикер, которым вы оцените свою работу на сегодняшнем уроке:

  • Красный — много вопросов, необходимо ещё много работать по теме

  • Жёлтый материал усвоен, но ещё есть вопросы

  • Зелёный все усвоено, вопросов нет.







Задание.

  1. выписать определенно-личное предложение, сделать пунктуационный разбор и морфемный разбор слова УХОДИТЕ;

  2. найти неопределенно-личные предложения, определить форму сказуемого; указать неопределенно-личные предложения, входящие в состав сложного, определить способ связи в этом предложении, записать схему; сделать орфографический разбор слов ПОВЕСИЛИ, СТЕКЛЯННЫЕ.


  1. Работа «Мудрые мысли».

Сколько наслаждений доставляли мне стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина! Сяду в палисаднике и читаю с наслаждением. Некоторые перечитываю по нескольку раз. Позовут домой. Не сразу иду, никак не оторвусь от чудесных страниц поэзии.

  • Усовершенствуйте написанное, придав изображенным действиям обобщенный характер.

  • Запишите несколько односоставных предложений с обобщающим значением, определите их тип.


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

  1. Цифровой диктант. Прочитайте предложения, определите цифрой

  1. вариант - только определенно-личные предложения

  2. вариант – только неопределенно-личные предложения

  1. Белеет парус одинокий в тумане неба голубом.

  2. Тонкий свист рябчика, красноватые окна домика, в сумерках, костер, раздвигающий тьму.

  3. Берегите друг друга, добротой согревайте.

  4. После дела за советом не ходят.

  5. На улице было светло и людно.

  6. Учи уроки прилежно.

  7. Люблю грозу в начале мая.

  8. Приятно пахнет черемуха.

  9. По улицам слона водили

  10. Зима. Ели в серебре.

  1. Рефлексия «Займи позицию»

  • Выберите стикер, которым вы оцените свою работу на сегодняшнем уроке:

  • Красный — много вопросов, необходимо ещё много работать по теме

  • Жёлтый материал усвоен, но ещё есть вопросы

  • Зелёный все усвоено, вопросов нет.