СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №35-36 Проблема человеческой свободы в поэме А. С. Пушкина «Цыганы». Романтический конфликт в поэме. Система образов.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. актуализировать знания учащихся о романтизме как литературном направлении, его отличительных чертах; познакомить с поэмой А.С. Пушкина  «Цыганы»; показать своеобразие разрешения  проблемы человеческой свободы в поэме;
  2. продолжать развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста, определять авторскую позицию; навыки учащихся слушать, воспринимать и интерпретировать поэтическое произведение;
  3. способствовать формированию понимания личной свободы, положительных нравственных ориентаций.                                       
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Итоговое тестирование»

Итоговое тестирование

по поэме А.С.Пушкина «Цыганы»

II вариант


  1. Когда была написана поэма «Цыганы»:

А. 1820 г.

Б. 1824 г.

В. 1827 г.


  1. Кто не является героем поэмы «Цыганы»:

А. Земфира

Б. Алеко

В. Мазепа


  1. Сколько времени Алеко прожил среди цыган:

А. Несколько месяцев

Б. Два года

В. Пять лет


  1. Кто из героев произносит эти слова:

Оставь нас, гордый человек!

Мы дики, нет у нас законов…

А. Алеко

Б. Земфира

В. Старик


  1. Определите идею поэмы:

А. Восхищение романтическим героем и идеалом свободы

Б. Критическое разоблачение романтического героя и романтического идеала свободы

В. Сочувствие героям поэмы.


Итоговое тестирование

по поэме А.С.Пушкина «Цыганы»

I вариант


  1. С каким периодом жизни Пушкина связана поэма «Цыганы»:

А. Болдинская осень

Б. Петербургский период

В. Южная ссылка


  1. Кто не является героем поэмы «Цыганы»:

А. Кочубей

Б. Алеко

В. Земфира


  1. Сколько лет Алеко прожил среди цыган:

А. Один год

Б. Два года

В. Семь лет


  1. Кто из героев произносит эти слова:

Нет, полно, не боюсь тебя!

Твои угрозы презираю…

А. Алеко

Б. Земфира

В. Старик


  1. Определите идею поэмы:

А. Критическое разоблачение романтического героя и романтического идеала свободы

Б. Сочувствие героям поэмы.

В. Восхищение романтическим героем и идеалом свободы

Просмотр содержимого документа
«РМ - Основные черты романтизма»

Основные черты романтизма

как художественного метода

Черты романтизма

в поэме «Цыганы»


__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________


_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________





Основные черты романтизма

как художественного метода

Черты романтизма

в поэме «Цыганы»


__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________


_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________


Просмотр содержимого документа
«РМ -Задания для работы в группах»


  1. Какой образ жизни ведут цыгане? Свой ответ подкрепите словами текста.

  2. Как цыганские девушки относятся к любви (на примере образов Земфиры и Мариулы).

  3. Счастливы ли цыгане – люди, живущие свободной жизнью?






  1. Как отец Земфиры относится к появлению Алеко? Свой ответ подкрепите словами текста.

  2. Зачем старик рассказывает Алеко о своей любви к Мариуле?

  3. Как отец Земфиры реагирует на убийство дочери? Найдите в тексте слова, обращенные к Алеко.

  4. Счастлив ли старый цыган?





  1. Почему Алеко покинул «цивилизованный мир»? Жалеет ли он об этом? Найдите в тексте слова, подтверждающие вашу точку зрения.

  2. Как стихотворение о птичке связано с судьбой Алеко?

  3. Ценит ли Алеко свободу? Почему он не разрешает и Земфире быть свободной?

  4. Можно ли Алеко назвать романтическим героем? Почему?


Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №35-36 Пушкин Цыганы»

8 класс


Урок №35-36

Проблема человеческой свободы в поэме А. С. Пушкина «Цыганы». Романтический конфликт в поэме. Система образов.

Цель:

показать особенности поэмы “Цыганы” как романтической поэмы.

Задачи:

  1. актуализировать знания учащихся о романтизме как литературном направлении, его отличительных чертах; познакомить с поэмой А.С. Пушкина «Цыганы»; показать своеобразие разрешения проблемы человеческой свободы в поэме;

  2. продолжать развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста, определять авторскую позицию; навыки учащихся слушать, воспринимать и интерпретировать поэтическое произведение;

  3. способствовать формированию понимания личной свободы, положительных нравственных ориентаций.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают содержание поэмы, дают характеристику героям, интерпретируют текст произведения, определяют авторскую позицию в разрешении проблемы человеческой свободы в поэме

Оборудование:

текст поэмы, раздаточный материал для работы в группах; иллюстрации к поэме, запись Е. Дога, музыка из кинофильма «Табор уходит в небо» («Дорога»)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент

Приветствие учащихся. Создание эмоционально-психологического настроя.

Приветствуют учителя

  1. Актуализация опорных знаний

  1. Соотнесите следующие литературные понятия:

Роды литературы –

дружеское послание, поэма, роман в стихах.

Жанры –

романтизм, реализм.

Литературные направления –

эпос, лирика, драма.


- АСП писал и эпические произведения, и лирические, и драматические (Маленькие трагедии). Используя данные жанры, работал (придерживался) данных литературных направлений. Романтический период в творчестве Пушкина был коротким. Он больше себя позиционировал реалистом. Но, «Цыгане» является романтической поэмой. Давайте вспомним, что это за литературное направление.

  1. Таблица «Романтизм» (заполняется 1 столбик)


Работа в малых группах.

Вспоминают литературоведческие понятия, дают развернутый ответ по теме «Романтизм», предварительно заполнив таблицу.

  1. Мотивация учебной деятельности

  1. Анализ эпиграфа.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о поэме Пушкина «Цыганы». Мы с вами окунёмся в мир этого вольнолюбивого народа, вместе с ними пройдёмся по степям Бессарабии, посидим у ночного костра, послушаем цыганские песни. Заодно попытаемся выяснить, почему именно в этой поэме Пушкин поднимает тему человеческой свободы.

Записывают тему урока и эпиграф, анализируют его; формулируют цели и задачи урока

Эпиграф:

… И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет.

  1. Изучение нового материала

  1. Знакомство с историей создания поэмы (рассказ учителя на фоне музыки).

- Перейдем к изучению поэмы. Очень интересна история создания поэмы. События происходят в цыганском таборе.

- Как вы думаете, почему Пушкин выбрал именно эту нацию? (она была для него необыкновенной, вольнолюбивый народ)

У Пушкина были особые отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в южной ссылке среди незнакомого ему народа, он изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Эта поэма Пушкина достаточно биографична.

Около трёх лет пробыл Пушкин в Кишинёве. Пушкин много ездил, навещал знакомых, однажды несколько дней провёл в цыганском таборе в молдавских степях. Об этом он написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблён в цыганку, которая была брошена свое матерью на попечение отца. Эта цыганка убежала из табора, а позднее была убита ревнивым цыганом. Автобиографичность отразилась и в именах: Сравните имена: Алеко – Александр. А девушку, в которую по преданию был влюблён Пушкин, звали Земфирой.

Прослушивают лекционный материал учителя, делают краткие записи в тетрадь.

Южная ссылка (1820-1824)

Поэма биографична.

Кишинев, молдавские степи - цыганский табор

Александр – Алеко

Земфира

  1. Аналитическое чтение поэмы.

  1. Анализ поэмы «Цыганы»

  1. Черты романтизма в поэме (таблица «»Романтизм – 2 столбик)

- Поэму «Цыганы» Пушкин пишет в Михайловском в 1824 году. Это был эпилог его южной ссылки, завершение его романтического цикла, прощание с молодостью и первое слово новой, зрелой и суровой поры. А.С.Пушкин в эту пору переживает сильнейший кризис романтического мировоз­зрения: он разочаровался во всех своих романтических идеалах: свободы, высокого назначения поэзии, романти­ческой вечной любви. Но, несмотря на кризис, поэма имеет романтическую окраску. Докажите это.


  1. Говорящий постер «Герои поэмы».

1 группа

  1. Какой образ жизни ведут цыгане? Свой ответ подкрепите словами текста.

  2. Как цыганские девушки относятся к любви (на примере образов Земфиры и Мариулы).

  3. Счастливы ли цыгане – люди, живущие свободной жизнью?

2 группа

  1. Как отец Земфиры относится к появлению Алеко? Свой ответ подкрепите словами текста.

  2. Зачем старик рассказывает Алеко о своей любви к Мариуле?

  3. Как отец Земфиры реагирует на убийство дочери? Найдите в тексте слова, обращенные к Алеко.

  4. Счастлив ли старый цыган?

3 группа

  1. Почему Алеко покинул «цивилизованный мир»? Жалеет ли он об этом? Найдите в тексте слова, подтверждающие вашу точку зрения.

  2. Как стихотворение о птичке связано с судьбой Алеко?

  3. Ценит ли Алеко свободу? Почему он не разрешает и Земфире быть свободной?

  4. Можно ли Алеко назвать романтическим героем? Почему?


  1. Идейное содержание поэмы - кластер «Свобода»

4 группа. Сопоставляя героев, автор показывает разные понимания свободы.

-Так как же понимают свободу герои поэмы? Свой ответ подкрепите словами текста.


у Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Это и жизнь на воле, и в то же время полное подчинение ему. Он может быть свободным, а Земфира – нет. Она должна подчиняться ему.

Для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от нее ничего не требовали.

Для Старика свобода – это покой, это жизнь в согласии с собой и с другими. Он понимает свободу, как умение прощать и понимать других.



Обсуждение в малых группах.

Определяют черты романтизма в поэме, заполняя 2 столбик таблицы (на этапе актуализации был заполнен 1 столбик).





Работа в малых группах.

Составляют постер об одном из героев поэмы с опорой на вопросы учителя, презентуют работу.


















Составляют кластер, представляя различные точки зрения на понимание свободы главными героями поэмы.

  1. Подведение итогов урока

-А какова авторская позиция по отношению к своим героям?

Он любит своих героев, он соглашается со стариком, он с сожалением расстается с Алеко. Любуется Земфирой. И всем своим произведением показывает, что цивилизованному человеку нельзя жить в мире, где нет законов. Появление Алеко в нетронутом (диком) просвещением мире привело к кровавой драме.

Развенчав в поэме и романтический идеал сво­боды, и романтического героя, Пушкин еще тогда, в 1826 году, не знал, чем заменить эти идеалы, как на реальной основе построить свое мировоззрение... Поэтому и заклю­чение поэмы звучит трагически безнадежно (эпиграф):

И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет.


Определяют авторскую позицию по отношению к героям, аргументируют текстом.

Домашнее задание

А. С. Пушкин не дает прямого ответа на вопросы: что значит быть свободным? Может ли человек быть свободным? Он предоставляет право решить это самому читателю.

-Как думаете вы, читатели, что значит быть свободным?

Запишите этот вопрос в тетради и попробуйте письменно ответить на него.

Записывают домашнее задание



Просмотр содержимого документа
«РМ - работа в группах»

А. С. ПУШКИН «ЦЫГАНЫ»















А. С. ПУШКИН «ЦЫГАНЫ»















А. С. ПУШКИН «ЦЫГАНЫ»







А. С. ПУШКИН «ЦЫГАНЫ»

СВОБОДА

СВОБОДА

СВОБОДА

Просмотр содержимого презентации
«8 класс Любовь и свобода как главные ценности жизни в поэме А.С.Пушкина _Цыганы_.»

Свобода и любовь как главные ценности жизни в поэме  А. С. Пушкина  «Цыганы»

Свобода и любовь как главные ценности жизни в поэме А. С. Пушкина «Цыганы»

История создания У Пушкина были особенные отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в южной ссылке почти три года (с сентября 1820 г. по август 1823 г.), Пушкин среди незнакомого ему народа, изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган он изложил так: “Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас”. Эти слова он хотел предпослать поэме в качестве эпиграфа. Поэма Пушкина достаточна биографична.

История создания

У Пушкина были особенные отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в южной ссылке почти три года (с сентября 1820 г. по август 1823 г.), Пушкин среди незнакомого ему народа, изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган он изложил так: “Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас”. Эти слова он хотел предпослать поэме в качестве эпиграфа. Поэма Пушкина достаточна биографична.

Действительно, летом 1821 года Пушкин странствовал с цыганским табором в Молдавии, о чем он и написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблен в цыганку, которая была брошена своей матерью на попечение отца. Цыганка, в которую был влюблен Пушкин, убежала из табора, а позднее была зарезана ревнивым цыганом. Поэтому автобиографичность поэмы отразилась и в именах. Сравните имена: Алеко – Александр – имя Пушкина, Мариулой названа жена старого цыгана, а Земфирой, в которую по преданию влюбился в таборе Пушкин – главная героиня поэмы.

Действительно, летом 1821 года Пушкин странствовал с цыганским табором в Молдавии, о чем он и написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблен в цыганку, которая была брошена своей матерью на попечение отца. Цыганка, в которую был влюблен Пушкин, убежала из табора, а позднее была зарезана ревнивым цыганом. Поэтому автобиографичность поэмы отразилась и в именах. Сравните имена: Алеко – Александр – имя Пушкина, Мариулой названа жена старого цыгана, а Земфирой, в которую по преданию влюбился в таборе Пушкин – главная героиня поэмы.

Дени Раффе.

Дени Раффе. "Кочующие цыгане в Молдавии". Литография 1837 года. Именно с такими цыганами встречался во время южной ссылки молодой Пушкин.

Поэма

Поэма "Цыганы" начата в Одессе в январе 1824г., где и были написаны вчерне первые три отрывка поэмы (145 стихов). Примерно через два месяца после приезда в Михайловское Пушкин возобновил работу над "Цыганами" и завершил ее: остальные 394 стиха поэмы были написаны им вчерне в неделю (между 2 и 8 октября). К 10 октября черновик был перебелен и написан эпилог .

Рисунки А. С. Пушкина к поэме «Цыганы»

Рисунки А. С. Пушкина к поэме «Цыганы»

Содержание поэмы Цыганы шумною толпой По Бессарабии кочуют. Они сегодня над рекой В шатрах изодранных ночуют. Как вольность, весел их ночлег И мирный сон под небесами; Между колесами телег, Полузавешанных коврами, Горит огонь; семья кругом Готовит ужин; в чистом поле Пасутся кони; за шатром Ручной медведь лежит на воле. Всё живо посреди степей: Заботы мирные семей, Готовых с утром в путь недальний, И песни жен, и крик детей, И звон походной наковальни.

Содержание поэмы

Цыганы шумною толпой

По Бессарабии кочуют.

Они сегодня над рекой

В шатрах изодранных ночуют.

Как вольность, весел их ночлег

И мирный сон под небесами;

Между колесами телег,

Полузавешанных коврами,

Горит огонь; семья кругом

Готовит ужин; в чистом поле

Пасутся кони; за шатром

Ручной медведь лежит на воле.

Всё живо посреди степей:

Заботы мирные семей,

Готовых с утром в путь недальний,

И песни жен, и крик детей,

И звон походной наковальни.

Поэма рассказывает о любви цыганки Земфиры и юноши Алеко, который оставил «неволю душных городов» ради степного приволья. На протяжении двух лет он кочует по степи вместе с вольными цыганами и своей любимой. Наконец песня Земфиры и вещий сон открывают ему глаза на её неверность. Старый отец девушки предлагает Алеко не препятствовать счастью девушки, приводя в пример свои отношения с матерью Земфиры — Мариулой. Детям степей чуждо стремление европейца вмешиваться в естественный ход событий и пытаться контролировать его. В другом рассказе старик пересказывает предание о заброшенном в степь поэте; Алеко не без удивления узнаёт в нём Овидия, некогда изгнанного из Древнего Рима на черноморский берег . Застав Земфиру во время свидания с молодым цыганом, Алеко пренебрегает советом старика и закалывает их обоих. Цыганы не могут понять его эгоистичного стремления обладать любимой ценой её жизни: «Оставь нас, гордый человек!»

Поэма рассказывает о любви цыганки Земфиры и юноши Алеко, который оставил «неволю душных городов» ради степного приволья. На протяжении двух лет он кочует по степи вместе с вольными цыганами и своей любимой. Наконец песня Земфиры и вещий сон открывают ему глаза на её неверность. Старый отец девушки предлагает Алеко не препятствовать счастью девушки, приводя в пример свои отношения с матерью Земфиры — Мариулой. Детям степей чуждо стремление европейца вмешиваться в естественный ход событий и пытаться контролировать его. В другом рассказе старик пересказывает предание о заброшенном в степь поэте; Алеко не без удивления узнаёт в нём Овидия, некогда изгнанного из Древнего Рима на черноморский берег .

Застав Земфиру во время свидания с молодым цыганом, Алеко пренебрегает советом старика и закалывает их обоих. Цыганы не могут понять его эгоистичного стремления обладать любимой ценой её жизни: «Оставь нас, гордый человек!»

Свободолюбивый Алеко, центральный герой поэтического текста, не только подвержен бунтующим страстям, но обречён сам порождать их. Он представляет собой разочаровавшийся, одинокий и непонятый символ времени, который, с одной стороны, привлекает своей неповторимостью и самобытностью, а с другой стороны, страшен и опасен в своей обречённости и предопределённости.

Свободолюбивый Алеко, центральный герой поэтического текста, не только подвержен бунтующим страстям, но обречён сам порождать их. Он представляет собой разочаровавшийся, одинокий и непонятый символ времени, который, с одной стороны, привлекает своей неповторимостью и самобытностью, а с другой стороны, страшен и опасен в своей обречённости и предопределённости.

Старик, отец Земфиры, является воплощением подлинного знания о жизни, символом всепрощения и непротивления событиям жизни. Он произносит духовный приговор над Алеко; однако «золотой век» остаётся в прошлом, так что безусловная Правда Старика не оказывается столь однозначной в условиях окружающего мира, который оказывается заражённым «роковыми страстями», несмотря на итоговую поверженность идею порочного губительного индивидуализма .

Старик, отец Земфиры, является воплощением подлинного знания о жизни, символом всепрощения и непротивления событиям жизни. Он произносит духовный приговор над Алеко; однако «золотой век» остаётся в прошлом, так что безусловная Правда Старика не оказывается столь однозначной в условиях окружающего мира, который оказывается заражённым «роковыми страстями», несмотря на итоговую поверженность идею порочного губительного индивидуализма .

Восток, денницей озаренный, Сиял. Алеко за холмом, С ножом в руках, окровавленный Сидел на камне гробовом. Два трупа перед ним лежали; Убийца страшен был лицом. Цыганы робко окружали Его встревоженной толпой.

Восток, денницей озаренный,

Сиял. Алеко за холмом,

С ножом в руках, окровавленный

Сидел на камне гробовом.

Два трупа перед ним лежали;

Убийца страшен был лицом.

Цыганы робко окружали

Его встревоженной толпой.

Тогда старик, приближась, рек: «Оставь нас, гордый человек! Мы дики; нет у нас законов, Мы не терзаем, не казним — Не нужно крови нам и стонов — Но жить с убийцей не хотим… Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли; Ужасен нам твой будет глас: Мы робки и добры душою, Ты зол и смел — оставь же нас, Прости, да будет мир с тобою».

Тогда старик, приближась, рек:

«Оставь нас, гордый человек!

Мы дики; нет у нас законов,

Мы не терзаем, не казним —

Не нужно крови нам и стонов —

Но жить с убийцей не хотим…

Ты не рожден для дикой доли,

Ты для себя лишь хочешь воли;

Ужасен нам твой будет глас:

Мы робки и добры душою,

Ты зол и смел — оставь же нас,

Прости, да будет мир с тобою».

Пушкин развенчивает идею “байронического героя”. Он сказал новое слово в литературе, показал невозможность для цивилизованного, образованного человека вернуться в мир природы, не тронутой “просвещением”. Появление цивилизованного человека в мире “детей природы” привело к драме.

Пушкин развенчивает идею “байронического героя”. Он сказал новое слово в литературе, показал невозможность для цивилизованного, образованного человека вернуться в мир природы, не тронутой “просвещением”. Появление цивилизованного человека в мире “детей природы” привело к драме.

Викторина В каком произведении Пушкина, помимо

Викторина

  • В каком произведении Пушкина, помимо "Цыганы" звучит романтический мотив бегства в далекие края?

Ответ: «Кавказский пленник»

  • О ком Пушкин сказал, что хотел изобразить в нём «равнодушие к жизни и к её наслаждениям» и «преждевременную старость души», и к каким ещё его героям можно отнести эту характеристику?

Ответ: О Пленнике, но можно эту характеристику отнести и к Алеко, и к Онегину.

Какое приключение послужило толчком для создания «Цыган»? Ответ: Пушкин влюбился в цыганку и несколько дней кочевал с цыганским табором: «И долго милой Мариулы Я имя нежное твердил». Что привело Алеко в табор?
  • Какое приключение послужило толчком для создания «Цыган»?

Ответ: Пушкин влюбился в цыганку и несколько дней кочевал с цыганским табором: «И долго милой Мариулы Я имя нежное твердил».

  • Что привело Алеко в табор?

Ответ: "Он хочет быть как мы цыганом;

Его преследует закон"

Желание сбежать от неволи душных городов, где нет любви, и нет веселий.

Согласны ли вы, что Алеко эгоист? Если да, то почему? В чем конфликт поэмы?
  • Согласны ли вы, что Алеко эгоист? Если да, то почему?
  • В чем конфликт поэмы?

Ответ: Основной конфликт поэмы «Цыганы» заключается в противостоянии представлений о жизни двух миров — мира города, цивилизации и мира кочевой первобытности, не обременённой сложными условиями выживания

Свобода и любовь – главные ценности жизни, к которым стремится Алеко. Как вы думаете, совместимы ли эти понятия?  Имел ли Алеко право убивать человека?
  • Свобода и любовь – главные ценности жизни, к которым стремится Алеко. Как вы думаете, совместимы ли эти понятия?

  • Имел ли Алеко право убивать человека?
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс