Прием «Перепутанные логические цепочки».
- Перед вами слова в специально «перепутанной» логической последовательности. Необходимо восстановить нарушенную последовательность.
Однородными называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.
Однородные члены предложения соединяются между собой при помощи интонации или сочинительных союзов.
Между однородными членами предложения при отсутствии союза ставится запятая.
В предложении может быть два и больше рядов однородных членов.
Однородные члены выражаются обычно одной и той же частью речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.
Сочинительные союзы, соединяющие однородные члены, делятся по значению на три группы: соединительные, разделительные, противительные. По употреблению делятся на неповторяющиеся и повторяющиеся. По составу они бывают одиночные и двойные.
При однородных членах предложения могут быть слова или словосочетания с более широким, обобщающим значением, которые являются теми же членами предложения, что и однородные. Такие слова называются обобщающими.
Логическая цепочка:_______________________________
Работа в паре. Расставьте знаки препинания, соотнесите предложения со схемами:
В горячем свете весело и сухо блестит листвой под окнами сирень.
Леса и рощи поля и луга уже покрылись первым снегом
Он рощи полюбил густые, уединенье тишину и ночь и звезды и луну.
Косая туча птиц заслонила и леса, и небо, и синеющую даль.
Вода отражала небо и была то серой то бирюзовой то мягко-молочного цвета.
Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел и уходил куда-то в бесконечную даль.
№ предложения | Схемы |
| (и О, и О, и О) |
| ( О и О, О и О) |
| (О и О) |
| ( О, О, О, и О, и О, и О) |
| ( О, и О, и О, и О ) |
| ( то О, то О, то О) |
Самопроверка. «5»- 6, «4» - 4-5, «3» -3
Цифровой диктант. Работа в паре.
Обозначить цифрами предложения с обобщающим словом при однородных членах, с однородными членами:
Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья.
Летом в лесу можно увидеть разные цветы лесную гвоздику ромашку колокольчик зверовой бессмертник мышиный горошек.
Сосна, ель, пихта все эти хвойные деревья растут в наших лесах.
Лес не только вырабатывает кислород, но и является верным помощником в борьбе за урожай.
Юные деревья всех пород ель и сосна осина и береза растут дружно и тесно.
Для человека лес удлиняет жизнь, повышает жизненную силу, придает состояние бодрости.
Все пересыхание рек, появление ядовитых газов и пыли связано с истреблением лесов. Исчезновение лесов вызвано невежеством, нерадивостью, жестокостью и жадностью человека.
Все компоненты березы почки березовый сок кора, молоденькие листья березовый гриб находят свое использование в рецептах народной медицины
Взаимопроверка.
Код: однородные члены предложения _______________
обобщающие слова при однородных членах: ___________________
1 группа
1) Все было хорошо знакомо и широкие окрестности и заснеженные поля и рощи и дороги.
2) Всюду вверху и внизу пели жаворонки.
3) Изредка попадались старые большие деревья тополь липа и другие.
2 группа
1) Спереди сзади с боков всюду стояли красноватые сосны.
2) От дома от деревьев от голубятни ото всего побежали длинные тени.
3) Трава земля крыши домов все было покрыто белым налетом инея.
3 группа
1. Общение с окружающим миром природой искусством живыми людьми обогащает и облагораживает человека.
2. Наше национальное богатство леса земля залежи полезных ископаемых охраняется законом.
3. Все кругом зеленая трава на улице шумящая от ветра листва на деревьях солнце над головой выглянуло несказанно радостным и привлекательным.
4 группа
1. Все породы деревьев смолистых, как-то: сосна, ель, пихта – называются «красным лесом» или «краснолесьем».
2. К числу дичи принадлежат не только птицы но и звери так-то медведи олени кабаны дикие козы и зайцы.
3. В Беловежской пуще водится множество ценных животных например олени лоси косули.
1 группа:
Дуб - это царь древесного царства. Дуб совмещает в себе многие качества мужество и твердость силу и величие долголетие и защиту. Он одиноко стоит в могучей красоте и шумит листвой. В нем неиссякаемая жизненная сила.
2 группа.
Березка - это девушка в беленом сарафанчике. Береза растет всюду в полях в лесах на лугу на склонах гор. На Руси вокруг дерева водили хороводы, наряжали лентами, пели песни. Береза выделяется среди других деревьев не только нежностью, но и строгостью. Как прекрасны березовые рощи!
3 группа
В старину люди считали, что если что-то болит, то этим местом нужно прислониться к тополю. А ещё тополю можно пожаловаться, если плохо на душе или кто-то обидел, при этом тополь нужно обнять руками и постоять так несколько минут. Тополь изгонит печаль и принесёт облегчение. Запечатлевая образ тополя в своих стихотворениях, поэты неизменно подчеркивают его очертания стройную осанку прямой силуэт устремленность в небо.
4 группа
Сосна — одно из древнейших лекарственных растений. Сосновые деревья так высоки, что даже при сильном ветре в лесу тихо и спокойно. Самый шквальный ветер в вышине не тревожит, а успокаивает человека, находящегося под сенью сосен. В сосняке бывает много грибов, ягод, орехов. Человек может жить в сосновом лесу месяцами и черпать вдохновение. Там хорошо думается, легко дышится. Сосна везде хорошо растет на песке и на болоте на скале и на равнине.
Дифференцированные задания.
1. ТЕСТ
- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять знаки препинания?
1. Всё привлекало внимание щенка (1) и коричневый жук на песке (2) и пёстрая бабочка (3) пролетевшая над головой. а) 1; б) 1, 2, 3; в) 1, 3; г) 1, 2
2. Острогою бьётся крупная рыба (1) как-то (2) щуки (3) сомы (4) карпы (5) судаки.
а) 2, 3, 4, 5; б) 1, 2, 3, 4, 5; в) 2, 3, 4, 5; г) 1, 3, 4, 5
3. Среди травянистых растений есть такие, что живут всего одно лето (1) клевер (2) лебеда, левкой, редис, просо (3) овёс. а) 1,2,3 б) 2;3 в) 1,3; г) 2,3
4. Грохот воды (1) рёв перекатов (2) стремительный бег (3) и нескончаемое эхо у скал (4) такое осталось впечатление от этой реки. а) 1; б) 1,2, 4 в) 2,3; г) 1,4
5. Но теперь, в начале марта, всё (1) и овраг (2) и лес (3) и поляна (4) было укрыто глубоким снегом.
а) 4, 1; б) 2, 3; в) 1, 4 г)1, 2, 3, 4
6. Почти везде (1) на суше (2) в океане (3) в атмосфере (4) и даже в вечных льдах (5) обитают живые существа.
а) 2, 3, 4; б) 2, 3, 4, 5; в) 1, 2, 3, 4; г) 1, 2, 3, 5;
КЛЮЧ ___________________
2. Запишите предложения, начертите схемы предложений.
Общение с окружающим миром: природой, искусством, живыми людьми – обогащает и облагораживает человека.
Белая куропатка, разгребая снег, отыскивает себе корм: замерзшие ягоды, семена, почки.
Среди птиц, насекомых, в сухой траве - всюду чувствовалось приближение осени.
Озера и реки, деревья и травы, звери и птицы – все просят твоей помощи.
Луг, поле, деревья – все было покрыто снегом.
В лесах на лугах в поле всюду стали распускаться первые цветы.
Дифференцированные задания.
1. ТЕСТ
- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять знаки препинания?
1. Всё привлекало внимание щенка (1) и коричневый жук на песке (2) и пёстрая бабочка (3) пролетевшая над головой. а) 1; б) 1, 2, 3; в) 1, 3; г) 1, 2
2. Острогою бьётся крупная рыба (1) как-то (2) щуки (3) сомы (4) карпы (5) судаки.
а) 2, 3, 4, 5; б) 1, 2, 3, 4, 5; в) 2, 3, 4, 5; г) 1, 3, 4, 5
3. Среди травянистых растений есть такие, что живут всего одно лето (1) клевер (2) лебеда, левкой, редис, просо (3) овёс. а) 1,2,3 б) 2;3 в) 1,3; г) 2,3
4. Грохот воды (1) рёв перекатов (2) стремительный бег (3) и нескончаемое эхо у скал (4) такое осталось впечатление от этой реки. а) 1; б) 1,2, 4 в) 2,3; г) 1,4
5. Но теперь, в начале марта, всё (1) и овраг (2) и лес (3) и поляна (4) было укрыто глубоким снегом.
а) 4, 1; б) 2, 3; в) 1, 4 г)1, 2, 3, 4
6. Почти везде (1) на суше (2) в океане (3) в атмосфере (4) и даже в вечных льдах (5) обитают живые существа.
а) 2, 3, 4; б) 2, 3, 4, 5; в) 1, 2, 3, 4; г) 1, 2, 3, 5;
КЛЮЧ ___________________
2. Запишите предложения, начертите схемы предложений.
Общение с окружающим миром: природой, искусством, живыми людьми – обогащает и облагораживает человека.
Белая куропатка, разгребая снег, отыскивает себе корм: замерзшие ягоды, семена, почки.
Среди птиц, насекомых, в сухой траве - всюду чувствовалось приближение осени.
Озера и реки, деревья и травы, звери и птицы – все просят твоей помощи.
Луг, поле, деревья – все было покрыто снегом.
В лесах на лугах в поле всюду стали распускаться первые цветы.