Организационно-мотивационный этап | Приветствие учащихся. «Давайте говорить друг другу комплименты…» Работа над эпиграфом Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нем видят… Г.А. Гуковский «Реализм Гоголя Постановка темы и цели урока «О чем будем говорить на уроке?» - Через характеристику Хлестакова выявить социальное явление «хлестаковщина» | Приветствуют учителя. Записывают эпиграф к уроку, афишируют его понимание. Формулируют тему урока и его цели. |
Операционно-деятельный этап | Характеристика образа Хлестакова - Есть в пьесе еще один герой, который поможет правильно понять комедию. Ответ на вопрос: Кого и чего боятся чиновники? Кто такой ревизор? Кого принимают за ревизора? Страх чиновников перед ревизором является основой развития действия комедии. Ревизора они боятся, так как у каждого есть «грешки». За ревизора принимают приезжего чиновника из Петербурга. Первое знакомство. - Итак, кто же он такой, Иван Александрович Хлестаков? - Какие положительные и отрицательные качества мы видим при первом знакомстве с ним? Хлестаков, молодой человек 23-24 лет, одетый по моде: чёрный фрак, узенькие белые брючки, шикарный бант украшает его шею, цилиндр и тросточка в руках. Характеристика Хлестакова словами его слуги Осипа - Какие “+” и “ - ” Хлестакова можно отметить? “+”: молодой человек лет 23-24, одет по моде; “-”: труслив, высокомерен, нагл Хлестаков в доме Городничего. - Какую сцену вы считаете кульминационным моментом в раскрытии образа Хлестакова? (Речь и действия в доме городничего, Действие III, явл.6) Интересное прочтение образа Хлестакова предложил режиссёр Н. Михалков в фильме “Ревизор”. Предлагаю вашему вниманию фрагмент из этого фильма. Просмотр фрагмента “Хлестаков в доме городничего”. - Внимательно посмотрите отрывок фильма. Определите достоинства и недостатки Хлестакова в данной ситуации. “+”: знаком с русской и зарубежной литературой, умеет увлечь слушателей; “-”: преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; придумывает небылицы. Хлестаков и женская половина города. Портрет Хлестакова был бы не полным, если бы мы не рассказали о его отношении к женщинам. Не претендуя на театральную постановку, мы постараемся сыграть сцену ухаживания за дочерью и женой городничего. - Внимательно посмотрите отрывок, вслушайтесь в речь героев, всмотритесь в характеры и найдите не только плохое, но и хорошее в Хлестакове. (Учащиеся инсценируют этот эпизод комедии.) - Большое спасибо артистам, я думаю, они сумели передать особенности своих персонажей, вжиться в них и полюбить. - Какие положительные и отрицательные стороны героя проявляются в этой сцене? Хлестаков в письме Тряпичкина. Мне кажется, что ещё один герой комедии мог бы охарактеризовать Ивана Александровича Хлестакова и дополнить наш портрет. Это его друг Тряпичкин. Этот герой не введён Гоголем в комедию. Но мы дадим ему слово. Творческое домашнее задание – сочинить ответ Тряпичкина на письмо Хлестакова. - Какие новые качества Хлестакова раскрывает его друг Тряпичкин? “+”: разбирается в людях “-”: ленив Работа в группах. Обобщение по образу Хлестакова в виде таблицы Положительное + | Отрицательное - | “каждый день доставай билеты в кеятр”; молодой человек лет 23-24; не наказывает слугу; разговаривает с Осипом, уговаривая его; одет по моде; знаком с русской и зарубежной литературой; умеет увлечь слушателей; нравится женщинам; разбирается в людях. | “профинтил денежки”; “сидит и хвост подвернул, не горячится”; “кутит на батюшкины деньги”; “продаёт всё до последней рубашки”; “делом не занимается”; “гуляет по прешпекту”; не платит в трактире; труслив; ленив; высокомерен, нагл; преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; придумывает небылицы; берёт взятки; волочится за Анной Андреевной и Марьей Антоновной, несерьёзно относится к женщинам. | Прием «Шесть шляп» - Мы пришли к выводу, что Хлестаков – в большей степени отрицательный герой. Какие черты высмеивает автор в Хлестакове? (Лживость, трусость, высокомерность, лень, наглость и т.д.) - Как становится понятно из определения, данный термин применяется при характеристике личности человека или для обозначения целого социального явления, которое так и называется — Хлестаковщина. | Обсуждают задания, выводы по ходу оформляют в таблицу Определяют и оценивают социальное явление «хлестаковщина» с позиции оптимиста, пессимиста и с позиции эмоций. |