Актуализация опорных знаний | Прием «Мозговой штурм» А) Знание теоретического материала «Доска вопросов» Дать определение понятию обособление? Какие члены предложения называются обособленными? Назовите известные разряды обособленных членов предложения. Что относится к обособленным определениям? Причастный оборот – это… Что относится к обособленным обстоятельствам? Деепричастный оборот – это ... Какова роль обособленных второстепенных членов предложения? Что такое дополнение, на какие вопросы отвечает? Назовите виды дополнений. Предложение осложнено … Сверкая быстро в вышине, кружились искры. Предложение осложнено … Охотники вышли на полянку, заросшую кустами. Б) Найдите соответствия. - Назовите обособленные члены предложения, укажите причину обособления. А) Мягко похрустывая пухом, рассыпается под ногами снег. | 1. Обстоятельство с предлогом несмотря на. | Б) Сирень, покрытая росой, наполняла воздух нежным ароматом. | 2. Определение имеет добавочное обстоятельственное значение. | В) Дождь, нудный и бесконечный, всё ещё лил и лил. | 3. Распространённое определение, стоящее после определяемого слова. | Г) И ворон, птица умная, сидит на дереве у самого костра. | 4. Два нераспространённых определения, стоящих после определяемого слова. | Д) Утомлённый утренней прогулкой, я медленно брёл по аллее сада. | 5. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. | Е) Несмотря на сильный ветер, катер продолжал двигаться вперед. | 6. Приложение, стоящее после определяемого слова. |
| Работа в группах. Группы поочередно берут вопрос с «доски вопросов» и отвечают. Взаимопроверка. Прием «Карусель» Код ответа: 1-Е, 2-Д, 3-Б, 4-В, 5-А, 6-Г |
Этап открытия новых знаний. | Работа над теоретическим материалом. Самостоятельно изучить и проанализировать информацию, записать ее в виде схемы. Выводы: Обособленные дополнения – это падежные формы существительных с предлогами и предложными сочетаниями: кроме, помимо, включая, за исключением, наряду, вместо и др. Обособленные дополнения имеют значения включения, исключения, замещения, то есть, ограничивают или расширяют смысловое поле предложения. Дополнения, выраженные существительным с предлогами сверх, помимо, за исключением, наряду с и т. п., интонационно выделяются в речи, а на письме, в начале и в конце предложения, могут обособляться запятой. | Не обособляются обороты с предлогом вместо в значении «за», «взамен» | Моряк ничего не видел, кроме маяка вдали. Все дни отпуска были хороши, за исключением двух дождливых дней. | Вместо сторожевой собаки у Бабы-Яги жил злющий черный кот. Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки. | Алгоритм выделения обособленного дополнения. Найдите в предложении существительные в косвенном падеже с предлогами: сверх, включая, наряду, за исключением, исключая, вместо, помимо, кроме. Выделите границы обособленного дополнения. Для проверки правильности определения границ обособленного дополнения исключите его из предложения. Если дополнение выделили верно, то смысл предложения не нарушится. Проверьте: имеет ли обособленное дополнение значение исключения, включения, замещения. Обособьте дополнение. | Самостоятельно изучают информацию, обсуждают в группе, составляют опорную таблицу. Взаимопроверка. Прием «Посол». Коллективное составление алгоритма и его запись. |
Этап практического применения новых знаний | Практикум по теме. Комметированное письмо. Я ничего не слышал, кроме шума листьев. Многие из бойцов, помимо своей винтовки, были вооружены автоматом. Все домашние, включая и слуг, с нетерпением ожидали молодого барина. Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей. Настроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнято. Толпа разошлась, исключая немногих любопытных. Наряду с благородными, попадаются грибы попроще. Определение стилистических особенностей обособленных дополнений. - Прочитайте предложения, соблюдая интонацию обособления. Чем выражены обособленные дополнения? Объясните расстановку знаков препинания. Какие стилистические черты научной и художественной речи выражают обособленные дополнения? 1.Площадь всех природных льдов на нашей планете, включая область расположения айсбергов и разреженных льдин, составляет в среднем сто миллионов квадратных километров. 2. Щука обитает в пресных водах, за исключением холодных быстротекущих рек. 3. К ластоногим, кроме тюленей, принадлежат крупные моржи, отличающиеся размерами клыков. 4. Вместо знакомой равнины с дубовым леском и низенькой белой церковью в отдалении, увидел я совершенно другие, неизвестные мне места . 5. На дальний глухариный ток охотники, кроме меня, не приезжали. 6. Приблизившись к перекрёстку, я, помимо воли, свернул на знакомую улицу и, только пройдя метров пятнадцать, спохватился и пошёл обратно. Лингвистический тренинг. - Определите, в каких предложениях дополнения необходимо обособить? (знаки препинания не расставлены) Укажите причину обособления ли его отсутствия: 1) обозначают предметы, включенные в однородный ряд; 2) обозначают предметы, исключенные из него; 3) обозначают предметы, замещающие другие. Впереди ничего не было видно кроме тусклых огоньков. В саду помимо сторожа никто не бывал. Вместо фруктов он купил овощи. Воды нигде нет за исключением редких ключей. Сверх всякого ожидания лето оказалось дождливым. Лисица водится почти во всех частях света исключая Австралию. В его коллекции наряду с марками животных встретилось несколько интересных экземпляров. Вместо песчаных дюнов на горизонте показался зеленый оазис. Творческая работа. - Составьте предложения, в которых данные словосочетания выполняли бы функцию обособленных дополнений: наряду со своими обязанностями; за исключением тенистого сада, кроме нескольких лодок; помимо лесных богатств; сверх наших ожиданий. Работа с текстом. - Запишите текст под диктовку, произведите его анализ. В приморском парке В приморском парке росли деревья и цветы, собранные со всех сторон мира. Помимо привычных акаций и дубов, встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. Фикусы росли на улице, а я-то думал, что они растут лишь в кадках деревенских домов. Широко стояли чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. Кипарисы, таинственные и задумчивые, и днем и ночью мудро молчали. Раскинув могучие кроны, магнолии светились необыкновенными снежно-белыми цветами. Наряду с экзотическими деревьями, росли здесь вечнозеленые кустарники. Что отражает заголовок: тему или основную мысль? Какова основная мысль текста? Определите тип и стиль речи. Докажите справедливость своего утверждения. Найдите обособленные члены предложения. Какие это обособления? Какова их роль в данном тексте? Обоснуйте постановку знаков препинания в предложениях с обособлением. Написание каких слов следует объяснить? Какие правила орфографии необходимо помнить, чтобы не допустить ошибок в этих словах? Объясните значение слова «экзотический». Подберите синонимы к слову. Чем отличаются слова, входящие в синонимический ряд? Почему в тексте используется данное слово? | Записывают предложения под диктовку, комментируя расстановку знаков препинания и подчеркивая обособленные дополнения. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя отмечают, что обособленные дополнения в научном стиле выполняют информационную функцию, внося в речь уточнение. В художественном стиле обособленные члены предложения помогают передать мысль более выпукло и конкретно, внести уточняющие смысл подробности, акцентировать внимание читателя на чем-либо важном. Определяют обособленные дополнения, указывают причину обособления или его отсутствия. Составляют предложения, используя данные дополнения. |