СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 11 классе "Обособленные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №7

Дата:____________________

Обособленные члены предложения. Тире в неполном предложении. Виды синтаксического разбора.

Цели:

  1. обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по теме «обособленные предложения».
  2. формировать умение находить обособленные и уточняющие члены предложения, правильно ставить знаки препинания при них; развивать умение определять и объяснять понятия; пунктуационную грамотность учащихся; работать самостоятельно.
  3. прививать интерес к изучению русского языка.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают изученные пунктуационные правила обособления; находят в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания; обосновывают выбор знаков препинания и расставляют их в предложениях в соответствии с изученными правилами; владеют соответствующими пунктуационными нормами русского литературного языка.

Тип урока:

обобщение и систематизация знаний.

Методы и приемы:

мозговой штурм, редактирование, тестирование.

ФОПД:

индивидуальная.

Оборудование:

лист учета знаний, карточка

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

  1. Организационный этап.

Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой

Приветствуют учителя

  1. Определение темы урока. Целеполагание.
  • Составить и записать слово, для определения темы и цели урока

1.Из афоризма возьмите предлог, который указывает на предмет, на которое направлено действие: Мне неважно, что обо мне говорят за моей спиной, пока обо мне говорят неправду.

2.Из предложения возьмите предлог, который указывает на место и имеет пространственное значение. Лучше глупцом быть вместе со всеми, чем мудрецом в одиночку.

3.В предложении в слове с лексическим значением состязаться, сражаться, стремясь победить, добиваться чего-нибудь, преодолевая препятствия, возьмите первую букву: Жить - это бороться, бороться - это жить.

4.В предложении у подлежащего возьмите корень: Лень - наибольшая помеха к развитию наших способностей

5. В предложении у действительного причастия возьмите окончание. Есть памятники искусства, свидетельствующие о творческой гениальности их создателя.

-Какое слово образовали? Ученики составляют, записывают слово, определяют тему и цель урока.

- обо- -со- -б- -лен- -ие- = Обособление

Задание ученикам:

  • Объясните смысл понравившегося афоризма.
  • Найдите предложение с обособленным членом. Докажите.

Определяют тему урока и цели.

Объясняют смысл понравившегося афоризма

Определяют предложение с обособленным членом, аргументируют свой выбор и знаки препинания.

  1. Актуализация знаний.

Мозговой штурм («Да»/ «Нет»)

1. Второстепенный член предложения (один или вместе с зависимыми словами), выделяемый по смыслу и интонационно, называется обособленным?

А.Да                              В.Нет

2. В русском языке различаются обособленные определения, приложения, обстоятельства и уточнения?

А.ДА                             В.Нет

3.Согласованные определения являются обособленными, если относятся к любому местоимению?             

А.Да                               В.Нет

4. Приложения, присоединяемые союзом «как», будут обособленными в любом случае?

А.Да                                В.Нет

5. Не являются обособленными обстоятельства, выраженные фразеологизмами?

А.Да                                 В.Нет

6. Обстоятельства уступки с предлогом «несмотря на» обособляются всегда?

А.Да                                В.Нет

7. Уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым только при помощи союзов?

А.Да                                В.Нет

8. Общими условиями обособления определений являются случаи: 1) позиция после определяемого слова; 2) отношение к личному местоимению; 3) наличие дополнительного обстоятельственного значения?

А. Да                              В. Нет

9. Если приложение с союзом «как» можно заменить сочетанием «в качестве», то оно обособляется?

А. Да                                 В. Нет

10. Если одиночное деепричастие типа стоя, лежа и т.д., потеряв глагольные признаки, перешло в наречие, то оно обособляется?

А.Да                                  В.Нет

11. Уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым при помощи специальных слов?

А.Да                                 В.Нет

12. Уточняющие члены предложения служат для пояснения других членов предложения (уточняемых)?

А. Да                                В.Нет

Отвечают на предложенные вопросы, осуществляют взаимопроверку, выставляют баллы в Лист учета знаний

  1. Работа по повторению и обобщению.

1. Тест соответствия: найди соответствия.

1. Предложение, в составе которого имеется сравнительный оборот с союзом «как».

2.. Предложение с обособленным

обстоятельством.

3. Предложение с уточняющим членом

предложения.

4. Предложение с приложением с союзом

«как», имеющим значение «в качестве».

5. Предложение с обособленным

определением.

6. Обособленное приложение с союзом

«как», имеющее оттенок причинности.

7. Предложение с необособленным

обстоятельством.

1.Взволнованный новыми впечатлениями я возвращался с прогулки(5).

2. Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений(6).

3. Тополиный пух как снег летит в эти дни над селом(1).

4. Проснувшись на рассвете я увидел, что костер уже прогорел(2).

5. Вернулись наши рыбаки не солоно хлебавши(7).

6. Теперь в конце июня в лесу особенно хорошо(3).

7. Его приняли в коллектив как ведущего концерт(4).

2. Редактирование текста: расставить знаки препинания в тексте.

Сад, все больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком; около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенною крышей, неистово квакали лягушки. На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги, да вздрагивали речные лилии, потревоженные веселою рыбой. Тихий, голубой плес манил к себе, обещая прохладу и покой. (А.П. Чехов)

Определяют соответствия, осуществляют взаимопроверку, проставляют баллы в Лист учета знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расставляют знаки препинания в предложенном тексте, выделяют обособленные члены предложения

  1. Контроль: альтернативный тест.

1. В каком случае обстоятельство обособляется?

А. Долго и молча сидели они в черной тени музейных колонн.

В. Студенты не спеша собирались в главной аудитории.

С. Согласно приказу вам следует отправиться в командировку немедленно.

Д. Иностранные матросы шагали обмениваясь короткими замечаниями.

2. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется.

А. Отдохнув полчаса колонисты снова двинулись в путь.

В. Несколько минут спустя колонисты с жадностью поглощали припасы которые извлекли из походного мешка.

С. Капли пулями вливались в ноздреватые сугробы и шуршали там юркими мышатами разыскивая и пока еще не находя друг дружку.

Д. В ту же ночь из двора отеля бледно светя фарами выехала машина.

3. Обособленные обстоятельства выражаются:

А. Причастием.

В. Наречием.

С. Деепричастием и деепричастным оборотом.

Д. Деепричастием.

4. Сколько запятых пропущено в предложении: Пес стал на задние лапы сверкая белым пушистым брюхом и задыхаясь глухо зарычал.

А.4                В. 3                С. 5        Д. 2

5. Обособленными членами предложения называются:

А. Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонации, содержащие элемент добавочного сообщения.

В. Слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.

С. Слова, называющие того, к кому обращаются с речью.

Д. Сочетания слов, распространяющие предложения.

6. Укажите предложение, в котором определение не обособляется.

А. Сосна стройная и ровная красовалась на опушке.

В. Тишина тягучая и властная овладела лесом.

С. Утомленные прогулкой дети быстро заснули.

Д. Сорванная несколько дней назад роза продолжала благоухать.

7. Боец, парнишка белокурый, тихонько трогает гармонь. В этом предложение обособлено:

А. Распространенное определение.

В. Распространенное приложение.

С. Распространенное определение.

Д. Одиночное приложение.

8. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении: Уже вечерело солнце скрылось за небольшую сосновую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от нее тянулась через неподвижные поля.

А. 4               В. 5                   С. 3             Д. 2

9. Укажите предложение, в котором определение нужно обособить.

А. Оглушенный ударом кулака человек упал.

В. Тайга стояла безмолвная и полная тайн

С. Город задыхался от запаха буйно цветущей белой акации.

Д. Резкие голоса увлеченных спором людей нарушали тишину.

10. Укажите предложение с обособленным приложением.

А. Степка, с зазубренной ложкой в руках, занял свое место в дыму около костра.

В. Люди же, изумленные, стали как камни.

С. Соловей, птица кустов и лесов, пел и щёлкал над морем.

Д. И кто-то, вспотев и задыхаясь, бегает из магазина в магазин в поисках подарка.

11. Найдите утверждение, не соответствующее истине.

А. Уточнением может быть только обстоятельство.

В. Дополнения с предлогами «кроме», «за исключением» всегда имеют уточняющий характер.

С. Уточнение - выделение интонацией, а на письме знаками одного из членов предложения.

Д. Уточнение может подчеркиваться уточняющими словами или частицами: то есть, например, а именно.

12. Укажите предложение, в котором выделенное слово является уточнением.

А. Завтра на рассвете мы тронемся в путь.

В. Там за далью непогоды есть волшебная страна.

С. Ясным днем темной ночью думы все лишь о тебе.

Д. Прямо навстречу мне выйдет доверчивый маленький принц.

13. Укажите предложение с уточнением.

А. В конце мая в старом саду зацвели яблони и воздух загудел от пчел.

В. Снова между ними города взлетные огни аэродромов.

С. Рыба начинает клевать чаще всего на рассвете особенно в плохую погоду.

Д. В нескольких километрах о города у реки мы начали отличное место для отдыха.

14. Укажите количество знаков препинания в предложении: Воздух вблизи как-то особенно прозрачен словно стеклянный вдали ложится мягкий пар теплый на вид вместе с росою падает алый блеск на поляны еще недавно облитые потоками жидкого золота.

А. 6                   В. 4                   С. 7                  Д. 5

15. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении.

У опушки леса птица свила гнездо в кусте желтой акации раскидистом и колючем и при нашем появлении с испуганным криком она взвилась в воздухе затрепетав темными крылышками.

А. 3                     В. 4                   С. 5                 Д. 2

Выполняют тест по теме, самопроверка, разбирают допущенные ошибки, проставляют баллы в Лист учета знаний

  1. Подведение итогов урока

Рефлексия «Дорожка успеха»

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11 классе "Обособленные члены предложения"»

11 «Б» класс

Урок №7

Дата:____________________

Обособленные члены предложения. Тире в неполном предложении. Виды синтаксического разбора.

Цели:


  1. обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по теме «обособленные предложения».

  2. формировать умение находить обособленные и уточняющие члены предложения, правильно ставить знаки препинания при них; развивать умение определять и объяснять понятия; пунктуационную грамотность учащихся; работать самостоятельно.

  3. прививать интерес к изучению русского языка.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают изученные пунктуационные правила обособления; находят в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания; обосновывают выбор знаков препинания и расставляют их в предложениях в соответствии с изученными правилами; владеют соответствующими пунктуационными нормами русского литературного языка.

Тип урока:

обобщение и систематизация знаний.

Методы и приемы:

мозговой штурм, редактирование, тестирование.

ФОПД:

индивидуальная.

Оборудование:

лист учета знаний, карточка

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



  1. Организационный этап.

Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой

Приветствуют учителя

  1. Определение темы урока. Целеполагание.

  • Составить и записать слово, для определения темы и цели урока

1.Из афоризма возьмите предлог, который указывает на предмет, на которое направлено действие: Мне неважно, что обо мне говорят за моей спиной, пока обо мне говорят неправду.

2.Из предложения возьмите предлог, который указывает на место и имеет пространственное значение. Лучше глупцом быть вместе со всеми, чем мудрецом в одиночку.

3.В предложении в слове с лексическим значением состязаться, сражаться, стремясь победить, добиваться чего-нибудь, преодолевая препятствия, возьмите первую букву: Жить - это бороться, бороться - это жить.

4.В предложении у подлежащего возьмите корень: Лень - наибольшая помеха к развитию наших способностей

5. В предложении у действительного причастия возьмите окончание. Есть памятники искусства, свидетельствующие о творческой гениальности их создателя.

-Какое слово образовали? Ученики составляют, записывают слово, определяют тему и цель урока.

- обо- -со- -б- -лен- -ие- = Обособление

Задание ученикам:

  • Объясните смысл понравившегося афоризма.

  • Найдите предложение с обособленным членом. Докажите.


Определяют тему урока и цели.

Объясняют смысл понравившегося афоризма

Определяют предложение с обособленным членом, аргументируют свой выбор и знаки препинания.

  1. Актуализация знаний.


Мозговой штурм («Да»/ «Нет»)

1. Второстепенный член предложения (один или вместе с зависимыми словами), выделяемый по смыслу и интонационно, называется обособленным?

А.Да В.Нет

2. В русском языке различаются обособленные определения, приложения, обстоятельства и уточнения?

А.ДА В.Нет

3.Согласованные определения являются обособленными, если относятся к любому местоимению?

А.Да В.Нет

4. Приложения, присоединяемые союзом «как», будут обособленными в любом случае?

А.Да В.Нет

5. Не являются обособленными обстоятельства, выраженные фразеологизмами?

А.Да В.Нет

6. Обстоятельства уступки с предлогом «несмотря на» обособляются всегда?

А.Да В.Нет

7. Уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым только при помощи союзов?

А.Да В.Нет

8. Общими условиями обособления определений являются случаи: 1) позиция после определяемого слова; 2) отношение к личному местоимению; 3) наличие дополнительного обстоятельственного значения?

А. Да В. Нет

9. Если приложение с союзом «как» можно заменить сочетанием «в качестве», то оно обособляется?

А. Да В. Нет

10. Если одиночное деепричастие типа стоя, лежа и т.д., потеряв глагольные признаки, перешло в наречие, то оно обособляется?

А.Да В.Нет

11. Уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым при помощи специальных слов?

А.Да В.Нет

12. Уточняющие члены предложения служат для пояснения других членов предложения (уточняемых)?

А. Да В.Нет


Отвечают на предложенные вопросы, осуществляют взаимопроверку, выставляют баллы в Лист учета знаний

  1. Работа по повторению и обобщению.


1. Тест соответствия: найди соответствия.

1. Предложение, в составе которого имеется сравнительный оборот с союзом «как».

2.. Предложение с обособленным

обстоятельством.

3. Предложение с уточняющим членом

предложения.

4. Предложение с приложением с союзом

«как», имеющим значение «в качестве».

5. Предложение с обособленным

определением.

6. Обособленное приложение с союзом

«как», имеющее оттенок причинности.

7. Предложение с необособленным

обстоятельством.


1.Взволнованный новыми впечатлениями я возвращался с прогулки(5).

2. Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений(6).

3. Тополиный пух как снег летит в эти дни над селом(1).

4. Проснувшись на рассвете я увидел, что костер уже прогорел(2).

5. Вернулись наши рыбаки не солоно хлебавши(7).

6. Теперь в конце июня в лесу особенно хорошо(3).

7. Его приняли в коллектив как ведущего концерт(4).

2. Редактирование текста: расставить знаки препинания в тексте.

Сад, все больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком; около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенною крышей, неистово квакали лягушки. На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги, да вздрагивали речные лилии, потревоженные веселою рыбой. Тихий, голубой плес манил к себе, обещая прохладу и покой. (А.П. Чехов)

Определяют соответствия, осуществляют взаимопроверку, проставляют баллы в Лист учета знаний.















Расставляют знаки препинания в предложенном тексте, выделяют обособленные члены предложения


  1. Контроль: альтернативный тест.


1. В каком случае обстоятельство обособляется?

А. Долго и молча сидели они в черной тени музейных колонн.

В. Студенты не спеша собирались в главной аудитории.

С. Согласно приказу вам следует отправиться в командировку немедленно.

Д. Иностранные матросы шагали обмениваясь короткими замечаниями.

2. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется.

А. Отдохнув полчаса колонисты снова двинулись в путь.

В. Несколько минут спустя колонисты с жадностью поглощали припасы которые извлекли из походного мешка.

С. Капли пулями вливались в ноздреватые сугробы и шуршали там юркими мышатами разыскивая и пока еще не находя друг дружку.

Д. В ту же ночь из двора отеля бледно светя фарами выехала машина.

3. Обособленные обстоятельства выражаются:

А. Причастием.

В. Наречием.

С. Деепричастием и деепричастным оборотом.

Д. Деепричастием.

4. Сколько запятых пропущено в предложении: Пес стал на задние лапы сверкая белым пушистым брюхом и задыхаясь глухо зарычал.

А.4 В. 3 С. 5 Д. 2

5. Обособленными членами предложения называются:

А. Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонации, содержащие элемент добавочного сообщения.

В. Слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.

С. Слова, называющие того, к кому обращаются с речью.

Д. Сочетания слов, распространяющие предложения.

6. Укажите предложение, в котором определение не обособляется.

А. Сосна стройная и ровная красовалась на опушке.

В. Тишина тягучая и властная овладела лесом.

С. Утомленные прогулкой дети быстро заснули.

Д. Сорванная несколько дней назад роза продолжала благоухать.

7. Боец, парнишка белокурый, тихонько трогает гармонь. В этом предложение обособлено:

А. Распространенное определение.

В. Распространенное приложение.

С. Распространенное определение.

Д. Одиночное приложение.

8. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении: Уже вечерело солнце скрылось за небольшую сосновую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от нее тянулась через неподвижные поля.

А. 4 В. 5 С. 3 Д. 2

9. Укажите предложение, в котором определение нужно обособить.

А. Оглушенный ударом кулака человек упал.

В. Тайга стояла безмолвная и полная тайн

С. Город задыхался от запаха буйно цветущей белой акации.

Д. Резкие голоса увлеченных спором людей нарушали тишину.

10. Укажите предложение с обособленным приложением.

А. Степка, с зазубренной ложкой в руках, занял свое место в дыму около костра.

В. Люди же, изумленные, стали как камни.

С. Соловей, птица кустов и лесов, пел и щёлкал над морем.

Д. И кто-то, вспотев и задыхаясь, бегает из магазина в магазин в поисках подарка.

11. Найдите утверждение, не соответствующее истине.

А. Уточнением может быть только обстоятельство.

В. Дополнения с предлогами «кроме», «за исключением» всегда имеют уточняющий характер.

С. Уточнение - выделение интонацией, а на письме знаками одного из членов предложения.

Д. Уточнение может подчеркиваться уточняющими словами или частицами: то есть, например, а именно.

12. Укажите предложение, в котором выделенное слово является уточнением.

А. Завтра на рассвете мы тронемся в путь.

В. Там за далью непогоды есть волшебная страна.

С. Ясным днем темной ночью думы все лишь о тебе.

Д. Прямо навстречу мне выйдет доверчивый маленький принц.

13. Укажите предложение с уточнением.

А. В конце мая в старом саду зацвели яблони и воздух загудел от пчел.

В. Снова между ними города взлетные огни аэродромов.

С. Рыба начинает клевать чаще всего на рассвете особенно в плохую погоду.

Д. В нескольких километрах о города у реки мы начали отличное место для отдыха.

14. Укажите количество знаков препинания в предложении: Воздух вблизи как-то особенно прозрачен словно стеклянный вдали ложится мягкий пар теплый на вид вместе с росою падает алый блеск на поляны еще недавно облитые потоками жидкого золота.

А. 6 В. 4 С. 7 Д. 5

15. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении.

У опушки леса птица свила гнездо в кусте желтой акации раскидистом и колючем и при нашем появлении с испуганным криком она взвилась в воздухе затрепетав темными крылышками.

А. 3 В. 4 С. 5 Д. 2

Выполняют тест по теме, самопроверка, разбирают допущенные ошибки, проставляют баллы в Лист учета знаний

  1. Подведение итогов урока

Рефлексия «Дорожка успеха»





Оценивают свою работу на уроке и отмечают на дорожке успеха





Домашнее задание

§8, повторить «Способы чужой речи» (прямая и косвенная речь)

Упражнение №78, стр.58-59, практикум по орфографии, стр.59

Записывают домашнее задание




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!