СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №87. Особенности употребления предложений с прямой и косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: совершенствовать пунктуационные навыки при написании предложений с прямой речью; формировать умения правильного конструирования предложений с косвенной речью, уместного использования  косвенной речи наряду с прямой для передачи чужих высказываний.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №87 Особенности предложений с чужой речью»

8 класс

Урок 87. Особенности употребления предложений с прямой и косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.

Цели:

совершенствовать пунктуационные навыки при написании предложений с прямой речью; формировать умения правильного конструирования предложений с косвенной речью, уместного использования косвенной речи наряду с прямой для передачи чужих высказываний.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  1. Назовите способы передачи чужой речи.

  1. Учитель сказал: «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык».

  2. Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык.

  3. По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык.

  4. Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения.

  1. Составление диаграммы Венна «Прямая и косвенная речь».

  2. Интерактивное упражнение «Крестики -нолики».

Отвечая на вопросы, заполните табличку, которая лежит перед вами. Если вы согласны с суждением, напротив номера вопроса ставьте «х» , не согласны - «о».


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

















Вопросы:

  1. Косвенная речь – это чужая речь, которая передается от лица автора, но в измененной форме.

  2. Предложение с прямой речью состоит только из прямой речи.

  3. Косвенная речь пишется с маленькой буквы.

  4. Косвенная речь выделяется кавычками.

  5. Косвенная речь передает только содержание чужой речи.

  6. При замене прямой речи косвенной используются союзы и союзные слова: чтобы, что, будто, где, когда, почему, частица ли

  7. Прямая речь – это чужая речь, переданная в измененной форме.

  8. Косвенная речь всегда следует после слов автора.

  9. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная.

  10. Косвенная речь – это СПП с придаточным изъяснительным.

  11. Если слова автора разрывают предложение, то после первой части прямой речи и после слов автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы.

  12. Если прямая речь – повествовательное предложение, то слова автора – главное предложение, а прямая речь - придаточное изъяснительное с союзом что.

  13. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее тире.

  14. Если прямая речь – побудительное предложение, то слова автора – главное предложение, а прямая речь - придаточное изъяснительное с союзом чтобы.

  15. Если прямая речь – вопросительное предложение, то слова автора – главное предложение, а прямая речь - придаточное изъяснительное с союзом ли.

  • Обменяйтесь карточками и проверьте ответы товарища, сравнивая с ответами на доске.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

х

о

о

о

х

х

о

х

х

х

х

х

о

х

х


  1. Практическая работа с языковым материалом.

  1. Занимательные истории.

  • Прочитайте небольшие истории из жизни замечательных людей. Спишите их, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Прямая речь отделена от слов автора знаком: «//».

1) Один человек поспорил с Сократом (не)сдержался и ударил его. Когда он понял что натв(?)рил то (не)на шутку испугался. // Только (не)под(?)вай на меня в суд! // стал он ум(?)лять Сократа. // (Не)волнуйся // спокойно ответил мудрец. // Если меня лягнул осел разве я буду под(?)вать на него в суд?

2) Баснописец Крылов был очень полным. Однажды когда он прогуливался в парке один из встречных молодых людей решил пошутить. // Вот идёт туча // громко произнёс он. // Видно дождь будет // Ну да // ответил баснописец // оттого(то) и лягушки расквакались.

3) Писатель Аркадий Гайдар часто приезжал в гости в детский дом. Однажды когда он появился на пороге дома со старым потёртым чемоданом в руках один из ребят спросил // Как(же) так Аркадий Петрович Вы такой знаменитый а чемоданчик у вас так себе? // Это н(?)чего // улыбнулся Гайдар. // Гораздо хуже было(бы)если(бы) чемодан у меня был знаменитый а я — так себе.

  • Начертите схемы предложений с прямой речью, разорванной словами автора.


  1. Комментированное письмо.

- Запишите предложения с прямой речью, объясните знаки препинания.

- Замените прямую речь косвенной речью.

1. Ваня подошел ко мне на переменке и тихо сказал: «Вы, Вера Матвеевна, не задавали нам то, о чем спрашивали». 2. «Что-то случилось?» — спросила мать, как бы придерживая сердце рукой. 3. «Меня потрясает гнев человека, который гневается раз в году»,— сказал кто-то из тех, чьи изречения стоит запоминать. 4. «На две минуты… Остановитесь, пожалуйста»,— опять попросил я таксиста. 5. «Памятники надо ставить при жизни,— включился в разговор папа.— Пусть не из гранита, не из бронзы, пусть «нерукотворные»… Но при жизни». 6. «Дешевое дороже обходится!» — оглядевшись по сторонам, открыл мне житейскую тайну Владик. 7. «Красивые лица для художника неинтересны,— ответила Оля.— А внутренней красоты я в Антонине не заметила». 8. Принц Датский подошел ко мне на перемене, сунул в руку листок и сказал: «Вот… пришло кое-что на ум. Может, тебе будет приятно?» (Из произведений А. Алексина).


  1. Упражнения учебника (по выбору учителя)

  1. Составить предложения с прямой речью, разорванной словами автора - №367

  2. Заменить прямую речь косвенной речью - №371

  3. Заменить косвенную речь прямой речью - №373


  1. Рефлексия «Дорожка успеха».

- Оцени свою работу на уроке и отметь на дорожке успеха.







Домашнее задание.

Выучить &38-39, упражнения по учебнику (невыполненные в классе)

Просмотр содержимого документа
«РМ - ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ»

ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ.


  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Назовите способы передачи чужой речи.

  1. Учитель сказал: «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык».

  2. Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык.

  3. По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык.

  4. Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения.

  1. Диаграмма Венна «Прямая и косвенная речь» (работа в группах)

  2. Интерактивное упражнение «Крестики -нолики» (работа в парах).

Отвечая на вопросы, заполните табличку, которая лежит перед вами. Если вы согласны с суждением, напротив номера вопроса ставьте «х» , не согласны - «о».


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

















Вопросы:

  1. Косвенная речь – это чужая речь, которая передается от лица автора, но в измененной форме.

  2. Предложение с прямой речью состоит только из прямой речи.

  3. Косвенная речь пишется с маленькой буквы.

  4. Косвенная речь выделяется кавычками.

  5. Косвенная речь передает только содержание чужой речи.

  6. При замене прямой речи косвенной используются союзы и союзные слова: чтобы, что, будто, где, когда, почему, частица ли

  7. Прямая речь – это чужая речь, переданная в измененной форме.

  8. Косвенная речь всегда следует после слов автора.

  9. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная.

  10. Косвенная речь – это СПП с придаточным изъяснительным.

  11. Если слова автора разрывают предложение, то после первой части прямой речи и после слов автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы.

  12. Если прямая речь – повествовательное предложение, то слова автора – главное предложение, а прямая речь - придаточное изъяснительное с союзом что.

  13. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее тире.

  14. Если прямая речь – побудительное предложение, то слова автора – главное предложение, а прямая речь - придаточное изъяснительное с союзом чтобы.

  15. Если прямая речь – вопросительное предложение, то слова автора – главное предложение, а прямая речь - придаточное изъяснительное с союзом ли.


  1. Практическая работа с языковым материалом.

  1. Занимательные истории (работа по рядам).

  • Прочитайте небольшие истории из жизни замечательных людей. Спишите их, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Прямая речь отделена от слов автора знаком: «//».

1) Один человек поспорил с Сократом (не)сдержался и ударил его. Когда он понял что натв(?)рил то (не)на шутку испугался. // Только (не)под(?)вай на меня в суд! // стал он ум(?)лять Сократа. // (Не)волнуйся // спокойно ответил мудрец. // Если меня лягнул осел разве я буду под(?)вать на него в суд?

2) Баснописец Крылов был очень полным. Однажды когда он прогуливался в парке один из встречных молодых людей решил пошутить. // Вот идёт туча // громко произнёс он. // Видно дождь будет // Ну да // ответил баснописец // оттого(то) и лягушки расквакались.

3) Писатель Аркадий Гайдар часто приезжал в гости в детский дом. Однажды когда он появился на пороге дома со старым потёртым чемоданом в руках один из ребят спросил // Как(же) так Аркадий Петрович Вы такой знаменитый а чемоданчик у вас так себе? // Это н(?)чего // улыбнулся Гайдар. // Гораздо хуже было(бы)если(бы) чемодан у меня был знаменитый а я — так себе.

  • Начертите схемы предложений с прямой речью, разорванной словами автора.


  1. Комментированное письмо (работа в парах).

- Запишите предложения с прямой речью, объясните знаки препинания.

- Замените прямую речь косвенной речью.

1. Ваня подошел ко мне на переменке и тихо сказал Вы Вера Матвеевна не задавали нам то о чем спрашивали. 2. Что-то случилось спросила мать как бы придерживая сердце рукой. 3. Меня потрясает гнев человека который гневается раз в году сказал кто-то из тех чьи изречения стоит запоминать. 4. На две минуты… Остановитесь пожалуйста опять попросил я таксиста. 5. Памятники надо ставить при жизни включился в разговор папа Пусть не из гранита, не из бронзы, пусть «нерукотворные»… Но при жизни. 6. Дешевое дороже обходится оглядевшись по сторонам открыл мне житейскую тайну Владик. 7. Красивые лица для художника неинтересны ответила Оля А внутренней красоты я в Антонине не заметила. 8. Принц Датский подошел ко мне на перемене сунул в руку листок и сказал Вот… пришло кое-что на ум. Может тебе будет приятно? (Из произведений А. Алексина).


  1. Упражнения учебника (по выбору учителя)

  1. Составить предложения с прямой речью, разорванной словами автора - №367

  2. Заменить прямую речь косвенной речью - №371

  3. Заменить косвенную речь прямой речью - №373



Просмотр содержимого презентации
«8 класс Способы передачи чужой речи»

Прямой речью  Косвенной речью  Вводными словами  Дополнениями с предлогом О
  • Прямой речью
  • Косвенной речью
  • Вводными словами
  • Дополнениями с предлогом О
1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык».  2.Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык.  3.По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык.  4.Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения.

1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык».

2.Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык.

3.По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык.

4.Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения.

Задание:  определите в предложениях способ передачи чужой речи

Задание: определите в предложениях способ передачи чужой речи

  • Мне рассказали о прилёте журавлей.
  • Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны.
  • По мнению ребят, самая голосистая птица – соловей.
  • «Птицы – помощники леса,» - прочитали мы в учебнике.
Прямая речь – это точная передача чужого высказывания  Слова автора и сама прямая речь   Косвенная речь – это передача чужого высказывания от лица говорящего.  Косвенная речь оформляется как сложноподчиненное предложение

Прямая речь – это точная передача чужого высказывания

Слова автора и сама прямая речь

Косвенная речь – это передача чужого высказывания от лица говорящего.

Косвенная речь оформляется как сложноподчиненное предложение

Разрывная прямая речь
  • Разрывная прямая речь

« П, - а, - п.»

« П, - а. - П.»

« П ? – а. – П.»

« П ! – а. – П.»

Задание:  найдите предложения с прямой речью. Выпишите их, расставьте знаки препинания  1.Что с вами приключилось, малыши? 2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите. 3.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост… 4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит. 5.Сегодня спросил он начнётся олимпиада? 6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей. 7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире.

Задание: найдите предложения с прямой речью. Выпишите их, расставьте знаки препинания

1.Что с вами приключилось, малыши?

2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите.

3.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост…

4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит.

5.Сегодня спросил он начнётся олимпиада?

6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей.

7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире.

Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены)   1) «П!- а.- П!»  2) «П,- а,- п!»  3) «П»,- а,- «п!»  4) «П,- а,- п»! Так я ж вам объявляю произнёс Иван Иванович что знать вас не хочу.

Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены)

1) «П!- а.- П!»

2) «П,- а,- п!»

3) «П»,- а,- «п!»

4) «П,- а,- п»!

Так я ж вам объявляю произнёс Иван Иванович что знать вас не хочу.

Предложения с косвенной речью – это сложные (сложноподчинённые) предложения, где первая часть слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение).      1.Мне было сказано : «Так нельзя поступать!»(прямая)  2.Мне было сказано, что так поступать нельзя. (косвенная)

Предложения с косвенной речью – это сложные (сложноподчинённые) предложения, где первая часть слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение).

1.Мне было сказано : «Так нельзя поступать!»(прямая)

2.Мне было сказано, что так поступать нельзя. (косвенная)

Прямая речь Косвенная речь «Сегодня холодно,» - произнёс Борис задумчиво.  Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!» Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно.  Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта.

Прямая речь

Косвенная речь

«Сегодня холодно,» - произнёс Борис задумчиво.

Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!»

Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно.

Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта.

Задание:  расставьте знаки препинания в предложениях  1). Простите меня пожалуйста заговорил Вадим позвольте я вам помогу.  2) Мама сказал Митя давай я грядку вскопаю я уже умею.  3) Похолодало Катерина Ивановна бодро сказал Тихон.  4) Я подумал тропинка куда-нибудь нас приведёт.

Задание: расставьте знаки препинания в предложениях

1). Простите меня пожалуйста заговорил Вадим позвольте я вам помогу.

2) Мама сказал Митя давай я грядку вскопаю я уже умею.

3) Похолодало Катерина Ивановна бодро сказал Тихон.

4) Я подумал тропинка куда-нибудь нас приведёт.

- это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.

- это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.

1)Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора.    «Язык народа, - писал В.И.Даль, - бесспорно главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка»    2) Если цитата представляет собой часть предложения, она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы.   В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».

1)Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора.

«Язык народа, - писал В.И.Даль, - бесспорно главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка»

2) Если цитата представляет собой часть предложения, она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы.

В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».

3) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.  Чехов полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…»   4) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся.  Стихотворение М.Цветаевой начинается так :  Поэт – издалека заводит речь.  Поэта – далеко заводит речь.

3) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.

Чехов полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…»

4) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся.

Стихотворение М.Цветаевой начинается так :

Поэт – издалека заводит речь.

Поэта – далеко заводит речь.

Задание: укажите неверный способ цитирования текста   1) А.Т.Твардовский писал о Пушкине, что « у каждого - он свой, и он входит в нашу жизнь в самом начале её».  2) По словам А.Т.Твардовского, Пушкин «у каждого из нас свой», и он «не покидает нас до конца».  3) А.Т.Твардовский говорил, что Пушкин «входит в нашу жизнь…и уже не покидает нас…».

Задание: укажите неверный способ цитирования текста

1) А.Т.Твардовский писал о Пушкине, что « у каждого - он свой, и он входит в нашу жизнь в самом начале её».

2) По словам А.Т.Твардовского, Пушкин «у каждого из нас свой», и он «не покидает нас до конца».

3) А.Т.Твардовский говорил, что Пушкин «входит в нашу жизнь…и уже не покидает нас…».

Спасибо за работу!

Спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!