Раздел I. Пояснительная записка
Программа по предмету «Родная литература» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Рабочая программа составлена на основе:
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон № 317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа № 1576 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России).
«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательной программе в образовательном учреждении – декабрь, 2018) .
Методические рекомендации СКИРО ПК и ПРО по организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края в 2019– 2020 учебном году. Автор Н. Г. Масюкова
Учебный план МБОУЛ №3 на 2019– 2020 учебный год
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУЛ №3 г. Светлограда.
Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным). Основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Место учебного курса «Родная литература»
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной русский язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
Данная рабочая программа предназначена для реализации в 2019– 2020 учебном году в МБОУЛ № 3: в 8-х классах согласно учебному плану предполагает изучение русского родного языка на базовом уровне в объеме 17 часов (0,5 часа в неделю).
Раздел II. Планируемые результаты учебного предмета «Родная литература»
в 8 классе
Личностные результаты
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
Потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения, обучающиеся научатся:
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
уважительно относиться к родной литературе;
оценивать свои и чужие поступки;
проявлять внимание, желание больше узнать.
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
устанавливать целевые приоритеты;
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
учитывать условия выполнения учебной задачи;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
овладение навыками смыслового чтения;
строить сообщение в устной форме;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы.
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родная литература»
Осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Раздел 1. Устное народное творчество
Видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
Пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;
Учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
Раздел 2. Древнерусская литература
Характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
Характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
Формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Раздел 3. Русская литература XIX—XX вв.
Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
Воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
Характеризовать нравственную позицию героев;
Формулировать художественную идею произведения;
Формулировать вопросы для размышления;
Участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
Давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
Создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
Сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
Выразительно читать произведения лирики;
Вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Предметные результаты по итогам 8 класса:
Владеть различными видами пересказа,
Пересказывать сюжет;
Выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
Характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
Находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
Определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
Выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
Выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
Ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
Пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Устное народное творчество
осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания
сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор
Древнерусская литература.
Русская литература XVIII века
Русская литература XIX—XX веков
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект)
Система оценивания проектной и исследовательской деятельности
При оценивании результатов работы учащихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:
1) содержательный компонент;
2) деятельностный компонент;
3) результативный компонент.
При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание следующие критерии:
1) значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике;
2) правильность выбора используемых методов исследования;
3) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;
4) доказательность принимаемых решений;
5) наличие аргументации выводов и заключений.
При оценивании деятельностного компонента принимаются во внимание:
1) степень участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта;
2) характер взаимодействия участников проекта.
При оценивании результативного компонента проекта учитываются такие критерии, как:
1) качество формы предъявления и оформления проекта;
2) презентация проекта;
3) содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;
4) грамотность изложения хода исследования и его результатов;
5) новизна представляемого проекта.
Предлагаем использовать следующее распределение баллов при оценивании каждого компонента:
0 баллов | отсутствие данного компонента в проекте |
1 балл | наличие данного компонента в проекте |
2 балла | высокий уровень представления данного компонента в проекте |
Оценка метапредметных результатов
способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Приложение № 1
№ урока | Вид контроля | Дата |
Урок 11 | Сочинение "Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе" | |
Урок 17 | Проект «Читаем стихи о войне» | |
Раздел III. Содержание тем учебного предмета «Родной русский язык» в 8-м класс
Введение (1ч)
Своеобразие курса родной литературы в 8 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии страны.
Своеобразие родной литературы.
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа.
Родная литература как способ познания жизни.
Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении.
Слово как средство создания образа.
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Раздел 1. Устное народное творчество (1ч)
Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке. Фольклорные традиции в русской литературе.
Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов. Народные песни в произведениях русской литературы. Роль народных песен ("Как во городе было во Казани" и "Не шуми, мати, зеленая дубравушка" и другие) в произведениях Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан»
Раздел 2. Древнерусская литература (1ч)
Жанровое богатство древнерусской литературы. Традиции древнерусской литературы Традиции и особенности духовной литературы. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.
А.Никитин. «Хождение за три моря» или «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в1468 гг.
Раздел 3. Русская литература XVIII века (2ч)
У истоков русской детской литературы. Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору).
Раздел 4. Русская литература XIX века (6ч)
Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен «Два товарища», «Лгун». Изображение пороков, недостатков, хитрости, ума и глупости. Мораль басен.
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.
Гаршин В.М. "То, чего не было". Аллегорический смысл лирико-философской новеллы. Мастерство иносказания.
Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.
Поэзия 19 века. Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись.
Раздел 5. Русская литература XX века (6ч)
А.Т. Аверченко «Специалист» или другое произведение писателя. Сатирические и юмористические рассказы писателя. Тонкий юмор и грустный смех писателя.
Проза о Великой Отечественной войне. Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.
Современная литература. Проза о подростках и для подростков последних десятилетий. Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений
Д. Доцук. Рассказ о писательнице. "Голос"- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых.
Н. Назаркин «Мандариновые острова» (фрагменты) - повесть о мальчишках, которые едва ли не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать, придумывать воображаемые миры.
Учебно-тематический план
№ п/п | Изучаемый раздел | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Раздел 1. Устное народное творчество | 1 |
3 | Раздел 2. Древнерусская литература | 1 |
4 | Раздел 3. Русская литература XVIII века | 2 |
5 | Раздел 4. Русская литература XIX века | 6 |
6 | Раздел 5. Русская литература XX века | 6 |
| | 17 |
Календарно – тематическое планирование уроков русского родного языка в 8 классе
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
1 | Введение (1ч) Своеобразие родной литературы. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально – культурная ценность народа. | 1 | | Начало книгопечатания на Руси. Вклад Ивана Фёдорова в развитие грамоты и книгопечатания. Первая печатная книга «Апостол». Первая печатная русская азбука. Оборудование: работа в парах по темам: – презентация «14 интересных фактов из биографии Ивана Фёдорова»; – сообщение «Первая печатная книга «Апостол». – сообщение «Первая печатная русская азбука». |
2 | Раздел 1. Устное народное творчество (1ч) Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке. Фольклорные традиции в русской литературе. Роль народных песен ("Как во городе было во Казани" и "Не шуми, мати, зеленая дубравушка" и другие) в произведениях Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан» РК – Фольклор народов Кавказа | 1 | | Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев фольклорных произведений. |
3 | Раздел 2. Древнерусская литература (1ч) А.Никитин. «Хождение за три моря» - памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1468 гг. | 1 | | Характеристика героев древнерусской литературы. |
4 | Раздел 3. Русская литература XIX века (2ч) У истоков русской детской литературы. Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» | 1 | | Фрагменты по выбору. Конкурс рассказов и стихотворений собственного сочинения |
5 | Рассказы двух видов: для “воспитания сердца”, т.е. нравоучительные, и для “обогащения ума”, где были сведения по истории, географии и другим наукам. | 1 | | Развивать критическое мышление, умение прогнозировать содержание произведения по его названию, иллюстрации; умение находить в тексте ключевые слова. |
6 | Раздел 4. Русская литература XIX века (6ч) Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен «Два товарища», «Лгун». Изображение пороков, недостатков, хитрости, ума и глупости. Мораль басен. | 1 | | Работа со словарём литературоведческих терминов. Создание собственных иллюстраций и их защита. Выразительное чтение басен. |
7 | Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя. | 1 | | Устные или письменные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования). |
8 | Контрольное сочинение за 1 полугодие Гаршин В.М. "То, чего не было". Аллегорический смысл лирико-философской новеллы. Мастерство иносказания. | 1 | | Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. |
9 | Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка. | 1 | | Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. |
10 | Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». | 1 | | Звукопись. Средства художественной выразительности |
11 | Сочинение "Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе" | 1 | | |
12 | Раздел 5. Русская литература XX века (6ч) Аверченко А.Т. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьёзном – с улыбкой. Рассказ «Специалист». | 1 | | Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко. |
13 | Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости. | 1 | | Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). |
14 | Д. Доцук. Рассказ о писательнице. "Голос"- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых. | 1 | | Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений. |
15 | Н. Назаркин. «Мандариновые острова» (фрагменты) - повесть о мальчишках, которые едва ли не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать, придумывать воображаемые миры. | 1 | | Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, нравственная оценка героев |
16 | Нравственные уроки доброты Д.С.Лихачёва в «Письмах о добром» | 1 | | Чтение вслух миниатюр «Молодость – вся жизнь», «В чём смысл жизни», «Космический Эрмитаж». Уроки-беседы по проблемным вопросам: «Кого мы называем подлинными друзьями?»; «В чём смысл жизни?», «Почему Д.С.Лихачёв сравнивает планету Земля с Эрмитажем?» |
17 | Контрольная работа по итогам 2020-2021 учебного года Проект «Читаем стихи о войне» | 1 | | Образцы декламации: Д.Самойлов «Сороковые роковые…» в исполнении В.Высоцкого; Ю. Левитанский «Ну что с того, что я там не был…» читает А. Домогаров; Ю.Друнина «Бинты», К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» читает А.Смоляков, Н. Крандиевская-Толстая «Написано войной» читает Алиса Фрейндлих и др. стихотворения по выбору. |
14