СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 Родная литература 2020-2021

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«8 Родная литература 2020-2021»

Раздел I. Пояснительная записка


Программа по предмету «Родная литература» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Рабочая программа составлена на основе:

  1. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).

  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  3. Федеральный закон № 317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"».

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа № 1576 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России).

  5. «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637

  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательной программе в образовательном учреждении – декабрь, 2018) .

  7. Методические рекомендации СКИРО ПК и ПРО по организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края в 2019– 2020 учебном году. Автор Н. Г. Масюкова

  8. Учебный план МБОУЛ №3 на 2019– 2020 учебный год

  9. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУЛ №3 г. Светлограда.

  10. Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным). Основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

  1. формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

  2. обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

  3. приобщение к литературному наследию своего народа;

  4. формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  5. формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

  6. обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.


Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

Место учебного курса «Родная литература»

Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной русский язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.

Данная рабочая программа предназначена для реализации в 2019– 2020 учебном году в МБОУЛ № 3: в 8-х классах согласно учебному плану предполагает изучение русского родного языка на базовом уровне в объеме 17 часов (0,5 часа в неделю).


Раздел II. Планируемые результаты учебного предмета «Родная литература»

в 8 классе

Личностные результаты

  1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  2. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

  3. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  4. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  5. Развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  6. Устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

  7. Потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения, обучающиеся научатся:

  • понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

  • уважительно относиться к родной литературе;

  • оценивать свои и чужие поступки;

  • проявлять внимание, желание больше узнать.

  • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.





Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • планировать пути достижения цели;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

  • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

  • учитывать условия выполнения учебной задачи;

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.


Познавательные УУД

  • овладение навыками смыслового чтения;

  • строить сообщение в устной форме;

  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.



Коммуникативные УУД

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • задавать вопросы.

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.


Предметные результаты изучения учебного предмета «Родная литература»

  1. Осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  2. Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  3. Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

  4. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  5. Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  6. Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».


Раздел 1. Устное народное творчество

  1. Видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

  2. Пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;

  3. Учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.


Раздел 2. Древнерусская литература

  1. Характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;

  2. Характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;

  3. Формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.


Раздел 3. Русская литература XIX—XX вв.

  1. Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

  2. Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  3. Воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  4. Характеризовать нравственную позицию героев;

  5. Формулировать художественную идею произведения;

  6. Формулировать вопросы для размышления;

  7. Участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

  8. Давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

  9. Создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  10. Сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

  11. Выразительно читать произведения лирики;

  12. Вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



Предметные результаты по итогам 8 класса:

  1. Владеть различными видами пересказа,

  2. Пересказывать сюжет;

  3. Выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  4. Характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

  5. Находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  6. Определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  7. Выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  8. Выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  9. Ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

  10. Пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.


Устное народное творчество

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

  • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

  • выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания

  • сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

  • рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор


Древнерусская литература.

Русская литература XVIII века

Русская литература XIX—XX веков

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект)


Система оценивания проектной и исследовательской деятельности

При оценивании результатов работы учащихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:

1) содержательный компонент;

2) деятельностный компонент;

3) результативный компонент.

При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание следующие критерии:

1) значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике;

2) правильность выбора используемых методов исследования;

3) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;

4) доказательность принимаемых решений;

5) наличие аргументации выводов и заключений.

При оценивании деятельностного компонента принимаются во внимание:

1) степень участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта;

2) характер взаимодействия участников проекта.

При оценивании результативного компонента проекта учитываются такие критерии, как:

1) качество формы предъявления и оформления проекта;

2) презентация проекта;

3) содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;

4) грамотность изложения хода исследования и его результатов;

5) новизна представляемого проекта.

Предлагаем использовать следующее распределение баллов при оценивании каждого компонента:


0 баллов

отсутствие данного компонента в проекте

1 балл

наличие данного компонента в проекте

2 балла

высокий уровень представления данного компонента в проекте



Оценка метапредметных результатов

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

  • способность к сотрудничеству и коммуникации;

  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Приложение № 1


№ урока

Вид контроля

Дата

Урок 11

Сочинение "Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе"


Урок 17

Проект «Читаем стихи о войне»






Раздел III. Содержание тем учебного предмета «Родной русский язык» в 8-м класс

Введение (1ч)

Своеобразие курса родной литературы в 8 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии страны.

  • Своеобразие родной литературы.

  • Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа.

  • Родная литература как способ познания жизни.

  • Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении.

  • Слово как средство создания образа.

  • Книга как духовное завещание одного поколения другому.


Раздел 1. Устное народное творчество (1ч)

Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке. Фольклорные традиции в русской литературе.

Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов. Народные песни в произведениях русской литературы. Роль народных песен ("Как во городе было во Казани" и "Не шуми, мати, зеленая дубравушка" и другие) в произведениях Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан»


Раздел 2. Древнерусская литература (1ч)

Жанровое богатство древнерусской литературы. Традиции древнерусской литературы Традиции и особенности духовной литературы. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.

А.Никитин. «Хождение за три моря» или «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в1468 гг.


Раздел 3. Русская литература XVIII века (2ч)

У истоков русской детской литературы. Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору).


Раздел 4. Русская литература XIX века (6ч)

Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен «Два товарища», «Лгун». Изображение пороков, недостатков, хитрости, ума и глупости. Мораль басен.

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.

Гаршин В.М. "То, чего не было". Аллегорический смысл лирико-философской новеллы. Мастерство иносказания.

Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.

Поэзия 19 века. Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись.


Раздел 5. Русская литература XX века (6ч)

А.Т. Аверченко «Специалист» или другое произведение писателя. Сатирические и юмористические рассказы писателя. Тонкий юмор и грустный смех писателя.

Проза о Великой Отечественной войне. Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.

Современная литература. Проза о подростках и для подростков последних десятилетий. Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений

Д. Доцук. Рассказ о писательнице. "Голос"- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых.

Н. Назаркин «Мандариновые острова» (фрагменты) - повесть о мальчишках, которые едва ли не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать, придумывать воображаемые миры.



Учебно-тематический план

№ п/п

Изучаемый раздел

Количество часов

1

Введение

1

2

Раздел 1. Устное народное творчество

1

3

Раздел 2. Древнерусская литература

1

4

Раздел 3. Русская литература XVIII века

2

5

Раздел 4. Русская литература XIX века

6

6

Раздел 5. Русская литература XX века

6



17



Календарно – тематическое планирование уроков русского родного языка в 8 классе

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

1

Введение (1ч)

Своеобразие родной литературы. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально – культурная ценность народа.

1


Начало книгопечатания на Руси. Вклад Ивана Фёдорова в развитие грамоты и книгопечатания. Первая печатная книга «Апостол».

Первая  печатная русская азбука.

Оборудование: работа в парах по темам:

– презентация «14 интересных фактов из биографии Ивана Фёдорова»;

– сообщение «Первая печатная книга «Апостол».

– сообщение  «Первая  печатная русская азбука».


2

Раздел 1. Устное народное творчество (1ч)

Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке. Фольклорные традиции в русской литературе.

Роль народных песен ("Как во городе было во Казани" и "Не шуми, мати, зеленая дубравушка" и другие) в произведениях Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан»

РК – Фольклор народов Кавказа


1


Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Характеристика героев фольклорных произведений.

3

Раздел 2. Древнерусская литература (1ч)

А.Никитин. «Хождение за три моря» - памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1468 гг.


1


Характеристика героев древнерусской литературы.

4

Раздел 3. Русская литература XIX века (2ч)

У истоков русской детской литературы.

Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума»

1


Фрагменты по выбору.

Конкурс рассказов и стихотворений собственного сочинения

5

Рассказы двух видов: для “воспитания сердца”, т.е. нравоучительные, и для “обогащения ума”, где были сведения по истории, географии и другим наукам.

1


Развивать критическое мышление, умение прогнозировать содержание произведения по его названию, иллюстрации; умение находить в тексте ключевые слова.

6

Раздел 4. Русская литература XIX века (6ч)

Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен «Два товарища», «Лгун». Изображение пороков, недостатков, хитрости, ума и глупости. Мораль басен.

1


Работа со словарём литературоведческих терминов.

Создание собственных иллюстраций и их защита.

Выразительное чтение басен.



7

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.

1


Устные или письменные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования).


8

Контрольное сочинение за 1 полугодие

Гаршин В.М. "То, чего не было". Аллегорический смысл лирико-философской новеллы. Мастерство иносказания.

1


Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.


9

Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.

1


Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы.

10

Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад».

1


Звукопись. Средства художественной выразительности

11

Сочинение "Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе"

1



12

Раздел 5. Русская литература XX века (6ч)

Аверченко А.Т. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьёзном – с улыбкой.

Рассказ «Специалист».

1


Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.

13

Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.

1


Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).


14

Д. Доцук. Рассказ о писательнице. "Голос"- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых.

1


Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений.


15

Н. Назаркин. «Мандариновые острова» (фрагменты) - повесть о мальчишках, которые едва ли не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать, придумывать воображаемые миры.

1


Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, нравственная оценка героев


16

Нравственные уроки доброты  Д.С.Лихачёва в «Письмах о добром» 


1


Чтение вслух миниатюр «Молодость – вся жизнь», «В чём смысл жизни», «Космический Эрмитаж».

Уроки-беседы по проблемным вопросам:

«Кого мы называем подлинными друзьями?»;

«В чём смысл жизни?»,

«Почему Д.С.Лихачёв сравнивает планету Земля с Эрмитажем?»

17

Контрольная работа по итогам 2020-2021 учебного года

Проект «Читаем стихи о войне»


1


Образцы декламации: 

 Д.Самойлов «Сороковые роковые…» в исполнении В.Высоцкого;  

Ю. Левитанский «Ну что с того, что я там не был…» читает А. Домогаров; 

Ю.Друнина «Бинты»К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» читает А.Смоляков,

 Н. Крандиевская-Толстая «Написано войной» читает 

Алиса Фрейндлих и др. стихотворения по выбору.







14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!