СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«80-летие Курской битвы и коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны» Тема: «Самолеты – истребители Курской битвы 1943 г.»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема исследования «Самолеты – истребители Курской битвы 1943 г.»

Актуальность темы исследования. Курская битва занимает в Великой Отечественной войне важное место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г.

С детства меня привлекла авиация. Собирал пазлы, конструировал из «Lego». Увлекся чтением авиации. И я узнал из новостей по телевидению, что наша страна будет отмечать 80-летие Курской битвы и коренного перелома в ходе Великой Отечественной войне. Очень захотелось исследовать авиацию советских и фашистских самолётов. Я думаю, они играли важное значение в Курской битве.

Просмотр содержимого документа
««80-летие Курской битвы и коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны» Тема: «Самолеты – истребители Курской битвы 1943 г.»»

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

Филиал государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Стерлитамакский межотравлевой колледж с. Петровское




УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Направление конкурса: «80-летие Курской битвы и коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны»


«Самолеты – истребители Курской битвы 1943 г.»

Тема исследовательской работы




Руководитель: преподаватель Рафикова Регина Юнировна























Село Петровское, 2022г.

Содержание


  1. Введение

  2. Основная часть

1.1 Немного истории: Курская битва

1.2 Советские самолеты против немецких, участвовавшие в Курском сражении

  1. Заключение

  2. Литература

  3. Приложение


































Введение



Тема исследования «Самолеты – истребители Курской битвы 1943 г.»

Актуальность темы исследования. Курская битва занимает в Великой Отечественной войне важное место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г.

С детства меня привлекла авиация. Собирал пазлы, конструировал из «Lego». Увлекся чтением авиации. И я узнал из новостей по телевидению, что наша страна будет отмечать 80-летие Курской битвы и коренного перелома в ходе Великой Отечественной войне. Очень захотелось исследовать авиацию советских и фашистских самолётов. Я думаю, они играли важное значение в Курской битве.

Как говорил И.В. Сталин: «Что касается битвы под Курском, то она окончилась разгромом двух основных наступающих групп немецко-фашистских войск и переходом наших войск в контрнаступление, превратившееся потом в мощное летнее наступление Красной Армии.

Битва под Курском началась наступлением немцев на Курск с севера и с юга. Это была последняя попытка немцев осуществить большое летнее наступление и в случае ее успеха наверстать потерянное. Наступление окончилось провалом. Красная Армия не только отбила наступление немцев, но сама перешла в наступление.

Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко-фашистской армии, то битва под Курском поставила ее перед катастрофой».

В работе я уделил внимание исследованию авиавооружения советских и фашистских самолетов. Кто выиграл эту гонку авиавооружений? Удалось ил нашим ВВС ликвидировать техническое отставание от авиации Третьего Рейха? Почему до самой победы потери советских летчиков были гораздо выше немецких? Данная тема актуальна, поскольку летчики внесли огромный вклад в данную военную операцию.

Предмет исследования: Курская битва, к её 80-летию.

Объект исследования: советские и фашистские самолеты-истребители, участники Курской битвы 1943года.

Цель: определить значение участия авиации и проверить предположение о том, что советские самолёты лучше, чем самолеты немцев.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • познакомиться с историей Курской битвы 1943г.;

  • изучить, какие самолёты-истребители участвовали в Курском сражении – советскую и фашистскую авиацию;

  • сравнить некоторые технические показатели советских и немецких самолетов;

Методы исследования: поиск, изучение разных источников информации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что, полученные материалы исследуемой темы могут быть использованы в экспозиции музея. Также результаты позволят полному и комплексному исследованию авиации Курской битвы.

Структура работы традиционная, она состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
































































Немного истории: Курская битва





По своему размаху, привлекаемым силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-историческим последствиям Курская битва является одной из крупнейших битв Второй мировой войны. Поэтому вполне естественно, что даже по истечении 80-ти лет сражение на Огненной дуге продолжает приковывать самое пристальное внимание не только военных специалистов и историков, но и всех тех, кому дорога память о советских воинах, победивших в этой смертельной схватке сильного, хорошо вооруженного противника.

Битва, как известно, продолжалась с 5 июля по 23 августа 1943 г. и включала три крупные стратегические операции Красной Армии: Курскую оборонительную (5-23 июля); Орловскую (12 июля - 18 августа) и Белгородско-Харьковскую (3-23 августа) наступательные операции, взаимосвязанные общим замыслом, планами и целями. Сражение по своему ожесточению и упорству, по количеству задействованных с обеих сторон людских сил и вооружения не имели себе равных: на фронте протяжённостью около 600 км в ожесточённейшие и кровопролитные бои постепенно с обеих сторон были вовлечены более 4 млн. человек, 16 тыс. танков и САУ, свыше 11 тыс. самолетов, 70 тыс. орудий и минометов.

Коротко о том, что предшествовало началу Курской битвы. К весне 1943 г. в районе Орла - Курска - Харькова образовалась дуга, глубоко вдавшаяся в расположение гитлеровских войск, что давало противнику возможность нанесения охватывающих ударов по советским войскам. Вермахт был полон решимости взять реванш за своё поражение под Сталинградом и обрушить мощные удары по войскам Красной армии, подорвать её боеспособность, вновь овладеть стратегической инициативой и обязательно добиться победы. Для осуществления данной цели гитлеровское командование приступило к подготовке решающего летнего наступления 1943 г., сосредоточив сильные ударные группировки в районах Орла и Белгорода и на флангах Курского выступа. С севера должны были действовать войска группы армий «Центр» (командующий генерал-фельдмаршал Г. Клюге), с юга - войска группы армий «Юг» (командующий генерал-фельдмаршал Э. Манштейн).

Сроки наступления противника постоянно отодвигались из-за того, что войска не успевали провести необходимую перегруппировку, а также из-за медленного поступления на фронт новых тяжёлых танков Т-VI («Тигр»), средних - Т-V («Пантера») и штурмовых орудий «Фердинанд». Кроме того, в боях под Курском должны были участвовать новые самолёты - «Фокке-Вульф-190А» и «Хеншель-129». В кругах германского командования были и противники наступления в районе Курской дуги. Стратегия вермахта на лето 1943 г., по мнению таких генералов, как Гудериан, Манштейн, и ряда других, должна стать исключительно оборонительной, максимально экономной в плане расхода сил и средств. Но большинство немецких генералов поддержали планы Гитлера на лето 1943 года.

15 апреля 1943 г. ставкой вермахта был отдан оперативный приказ о наступательной операции, получившей кодовое наименование «Цитадель», победа в которой, по заявлению фюрера, будет иметь военно-политическое значение: она поможет Германии удержать своих союзников и расстроить планы западных держав по созданию второго фронта, положительно скажется на внутреннем положении Третьего рейха.

8 апреля 1943 г. Г.К. Жуков направил в Ставку доклад, в котором подчёркивалось, что «переход наших войск в наступление в ближайшие дни с целью упреждения противника считаю нецелесообразным. Лучше будет, если мы измотаем противника на нашей обороне, выбьем его танки, а затем, введя свежие резервы, переходом в общее наступление окончательно добьём основную группировку противника». Таким образом, оборона советских войск на первом этапе сражения была не вынужденной, а преднамеренной. Стоит отметить, что такое решение было принято не сразу, а после раздумий и споров.

Окончательный план летней кампании 1943 г. советской Ставкой был принят в конце мая - начале июня, когда стали ясны планы противника на проведение наступательной операции «Цитадель».

Курская оборонительная операция проводилась войсками Центрального (командующий генерал армии К.К. Рокоссовский), Воронежского (генерал армии Н.Ф. Ватутин) и Степного (генерал-полковник И.С. Конев) фронтов. Разгром орловской группировки противника (операция «Кутузов») возлагался на войска левого фланга Западного фронта (командующий генерал-полковник

В.Д. Соколовский), на Брянский фронт (командующий генерал-полковник М.М. Попов) и на войска правого крыла Центрального фронта.

Переход в контрнаступление и разгром белгородско-харьковской группировки противника (операция «Полководец Румянцев») осуществлялась силами Воронежского и Степного фронтов во взаимодействии с Юго-Западным (командующий генерал армии Р.Я. Малиновский).

Советское командование, зная планы противника, решило упредить его наступление мощной контрподготовкой артиллерии Центрального и Воронежского фронтов, имевшей реальный результат. Немецкие войска понесли определённый урон в людях и технике, вражеский огонь был на некоторое время дезорганизован, управление войсками нарушено.

Советские войска накануне Курской битвы, и особенно к началу контрнаступления, по людям и вооружению превосходили противника. Немецкие генералы накануне битвы, признавая силу советских войск и постоянное укрепление их позиций, одновременно подчёркивая своё неоспоримое превосходство в руководстве войсками, в мастерстве наземных войск и авиации, что должно было обеспечить им должную гарантию нанесения уничтожающего удара. Если к этому ещё прибавить «изобилие» нового тяжёлого вооружения, то уверенность генералов вермахта, безусловно, имела под собой основание. Но итог Курской битвы был совсем иным, чем они предполагали.

Как известно, утром 5 июля 1943 г. гитлеровские войска, как и предусматривалось планом «Цитадель», перешли в наступление. Однако быстрого и глубокого прорыва, на который рассчитывал противник как на южном, так и на северном крыле Курского выступа не произошло. Попытка сломить сопротивление советских войск на ольховатском направлении не имела успеха, поэтому направление главного удара было перенесено на Поныри. Именно здесь был оборудован один из самых мощных наших узлов сопротивления, укреплённого с фронта минными полями, со стороны траншей - проволочными и другими заграждениями. Против танков были сооружены надолбы, в специально оборудованных окопах находились артиллерия, многие огневые точки имели бронированные или бетонные колпаки, оборонявшимся войскам был выделен подвижной отряд заграждения.

«Поныри, - отмечал один из участников тех событий, воевавший на стороне противника, - были Сталинградом Курской битвы». Продвинувшись вперёд всего на 10 - 15 км, Модель, командующий северной вражеской группировкой растерял ударную мощь своих танковых частей и лишился возможности продолжать наступление.

Ожесточёнными были бои и в полосе Воронежского фронта. На обояньском направлении основные силы противника были сосредоточены против 6-й армии генерала И.М. Чистякова, где действовали дивизии СС «Рейх», «Адольф Гитлер», «Мертвая голова», «Великая Германия», две танковые, две пехотные дивизии, два отдельных батальона тяжёлых танков и дивизион штурмовых орудий 4­й танковой армии Гота. На корочанском направлении против 7-й гв. армии генерала М.С. Шумилова наступали три танковые и три пехотные дивизии армейской группы «Кемпф».

Встретив упорное сопротивление советских войск на этом участке, командующий группой армии «Юг» Манштейн принял решение в обход Обояни нанести удар восточнее - в направлении Прохоровки.

Прохоровское сражение и раньше, и в современной историографии оценивалось и оценивается как основное в оборонительной операции на Огненной дуге.

Е. Кульков, М. Мягков, О. Ржешевский в своей книге «Война 1941 - 1945. Факты и документы» справедливо подчёркивают: «Сражение под Прохоровкой - понятие во многом собирательное. Судьба противоборствующих сторон решалась здесь не за один день и не на одном поле... Театр боевых действий для советских и немецких танковых соединений представлял местность площадью более 100 кв.км. И, тем не менее, именно это сражение во многом определило весь последующий ход не только Курской битвы, но и всей летней кампании на Восточном фронте». По воспоминаниям участников Прохоровского сражения, как советской, так и немецкой сторон, наибольшей ожесточённостью отличался танковый бой на 6-ти километровом участке между р. Псёл и полотном железной дороги Прохоровка - Яковлево. И именно об этом писал в своих воспоминаниях П.А. Ротмистров, командующий 5-й гв. танковой армии: «Танки наскакивали друг на друга и, сцепившись, уже не могли разойтись, бились насмерть, пока один из них не вспыхивал факелом или не останавливался с перебитыми гусеницами. Но и подбитые танки, если у них не выходило из строя вооружение, продолжали вести огонь».

В начале 60-х гг. прошлого века немецкий журнал «Военно-научное обозрение» писал: «12 июля противник (т.е. советские войска) перешёл в контрнаступление. В результате продолжение операции «Цитадель» в полосе группы армий «Центр» стало невозможным,... оставалось только подчиниться обстоятельствам». 13 июля Гитлер был вынужден объявить командующим обеих групп армий, участвующих в операции «Цитадель», что она должна быть остановлена.

Теперь о потерях в людях и боевой технике за весь период оборонительной операции. Имеющиеся данные не полны, не точны, противоречивы, требуют дальнейшего изучения и уточнения. Особенно это касается потерь с обеих сторон в

Прохоровском сражении и вермахта в каждой отдельной операции, и в целом в Курской битве.

Общие потери трёх наших фронтов в боевой технике с 5 по 23 июля составили 1614 танков, 3929 орудий и миномётов, 459 самолётов. Людские потери - 177,8 тысяч. В тот же период времени ударные группировки противника потеряли около 100 тыс. человек. Одновременно противник лишился более 1200 танков и штурмовых орудий, почти 850 орудий и миномётов, более 1500 самолётов.

5 августа после ожесточённых боёв города Орёл и Белгород были освобождены от гитлеровских войск. В этот же день в Москве в ознаменование одержанных побед прогремел первый в годы войны артиллерийский салют.

В напряжённой и сложной обстановке развивались события и на белгородско­харьковском направлении - стратегическая операция Красной армии «Полководец Румянцев» (3-23 августа), начавшаяся после 170-минутной артподготовки и ударов авиации.

Гитлеровское командование принимало все меры, чтобы удержать Харьков. 17 августа начались бои на его северной окраине. К полудню 23 августа он был полностью освобождён. С освобождения города и всего Харьковского промышленного района закончилась операция «Полководец Румянцев»,

завершилась и Курская битва.

По советским источникам соотношение общих людских потерь в Курской битве вермахта и Вооружённых сил СССР составляет 1:1,7; по орудиям и миномётам - 1:1,7; по танкам и САУ - 1:4 в пользу противника, по самолётам - 1:2,3 в пользу советских ВВС.

Победа Красной армии на Огненной дуге имела далеко идущие военные и политические последствия, оказав решающее влияние на дальнейший ход как Великой Отечественной, так и Второй мировой войн. Значительно возрос международный авторитет Советского Союза, расширилась и укрепилась коалиция. Одновременно активизировались действия партизан на ещё оккупированной территории СССР, усилилось движение Сопротивления в странах Европы, обострился кризис внутри фашистского блока, начался его неуклонный распад.

Родина, как известно, высоко оценила героические подвиги советских воинов в Курской битве. Свыше 100 тыс. солдат, офицеров и генералов были награждены орденами и медалями, более 180 воинов удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Исследование истории Курской битвы, как и всей Великой Отечественной войны, продолжается.

Советские самолеты против немецких, участвовавшие в Курском сражении





Величайшая битва на Курской дуге в истории Великой Отечественной войны накануне 80-летия Победы по-прежнему привлекает внимание иссле­дователей. В летопись войны Курская битва вошла как важнейший этап на пути к победе Советского Союза над фашистской Германией. Битва под Кур­ском останется в веках не только как символ непобедимой мощи нашего го­сударства и его Вооруженных Сил, но и как памятник передовой советской военной науке, превзошедшей военную науку фашистской Германии.

В успешном завершении Курской битвы важную роль играла советская авиация. Именно от господства в воздухе наших самолетов во многом зави­сел успех планируемых операций фронтовых соединений. К началу сражения группировка нашей авиации под Курском состояла из 16-й воздушной армии Центрального фронта, 2-й воздушной армии Воронежского фронта, 5-й воз­душной армии. Кроме того, привлекались 17-я воздушная армия Юго­-Западного фронта, часть сил авиации дальнего действия и ПВО страны.

Наша авиация превосходила авиацию противника в истребителях в 1,8 и штурмовиках в 9 раз. Гитлеровскому командованию удалось создать превосходство лишь в дневных бомбардировщиках (2,4 : 1). Зато наша авиация абсолютно превосходила врага в ночных бомбардировщиках. С учетом сил 5-й воздушной армии (470 самолетов) общее превосходство еще более возрастало. Наряду с численным превосходством наши самоле­ты по ряду показателей имели качественное превосходство над противни­ком. Так, истребитель Ла-5 с мотором АШ-82ФН превосходил по горизон­тальной скорости первоклассные истребители врага на 40 - 80 км при вы­соте 2 - 4 тыс. м. Этот самолет имел лучшую горизонтальную и вертикаль­ную маневренность на высоте 1000 - 5000 м. Советские бомбардировщики Ту-2 и Пе-2 не уступали однотипным самолетам противника по бомбовой нагрузке и вооружению и превосходили их по скорости. Следует, однако, иметь в виду, что в авиационных частях значительный процент составляли молодые летчики, не имевшие боевого опыта [1].

Основными задачами авиации являлись: уничтожение авиации про­тивника в воздушных боях; уничтожение танков, артиллерии и мотопехо­ты врага действиями штурмовой и бомбардировочной авиации; воспреще­ние подхода резервов к району сражения; прикрытие войск на поле боя не­прерывным патрулированием истребителей; поддержание войск при нане­сении контрударов; ведение воздушной разведки. Планирование боевых действий авиации, исходя из вариантов обороны, способствовало органи­зованному использованию авиационных соединений с момента перехода противника в наступление, облегчало управление авиацией и давало воз­можность сосредоточить основные усилия воздушных армий на выполне­ние главных задач. Для ввода в действие авиационных соединений по лю­бому из вариантов обороны требовалось сообщить только условное наиме­нование варианта и время начала операции.

В штабах воздушных армий много внимания уделялось взаимодей­ствию с сухопутными войсками, между воздушными армиями, с истреби­телями ПВО страны, авиацией дальнего действия, а также базированию авиации. Большая работа проводилась по дезориентации противника. Только в одной 2-й воздушной армии было оборудовано 17 ложных аэро­дромов, на которых установлено 158 макетов. Противник принимал их за действительные и неоднократно подвергал бомбардировкам. Так, напри­мер, в июне из 35 вражеских налетов 29 было произведено на ложные аэ­родромы, при этом многие из них атаковались по нескольку раз [2].

Координацию действий авиационных объединений осуществляли командующий Военно-Воздушными Силами Красной Армии маршал авиации А. А. Новиков и его заместители - генералы Г.А. Ворожейкин и С.А. Худяков.

На протяжении всего оборонительного сражения одной из решающих задач наших ВВС являлась борьба за господство в воздухе. Эта борьба нача­лась еще в воздушных сражениях на Кубани и под Курском приняла наибо­лее широкий размах. Завоевание господства в воздухе обеспечивалось непре­рывным количественным и качественным ростом советских ВВС, более ре­шительным массированием авиации на главных направлениях, повышением воинского мастерства летного состава, улучшением организационных форм (создание воздушных армий и однородных авиационных соединений), а так­же новым методом боевого использования авиации. Особенностью боевых действий авиации в период обороны являлось проведение крупных воздуш­ных сражений, которые переросли тактические рамки и приобрели оператив­ное значение. Все чаще стали практиковаться массированные удары, в кото­рых принимало участие несколько соединений. Улучшилось управление авиацией. Еще шире стало практиковаться наведение самолетов по радио не только на воздушные, но и на наземные цели.

В период контрнаступления авиация совершила 90 тыс. вылетов, из них около 50% на поддержку наступающих войск и 31% на борьбу за гос­подство в воздухе. Враг потерял за это время до 2200 самолетов. В контр­наступление под Курском были привлечены значительные силы авиации. Если в контрнаступлении под Сталинградом с нашей стороны участвовало четыре воздушные армии, имевшие около 1350 исправных самолетов (с учетом авиации ПВО страны), то под Курском участвовали шесть воздуш­ных армий, насчитывавших более 5000 самолетов (с учетом привлеченных соединений 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта). Как правило, основным средством поражения живой силы и техники врага являлись фу­гасные бомбы (ФАБ-100 и ФАБ-50). Эффективно были применены куму­лятивные противотанковые бомбы весом 1,5 кг. Они являлись новым сред­ством поражения танков противника с воздуха.

В контрнаступлении широко использовалась авиация дальнего дей­ствия. Она привлекалась к участию в авиационной подготовке, а также на­носила удары по тылам противника с целью срыва железнодорожных пе­ревозок. В битве под Курском советская авиация непрерывно поддержива­ла главные силы сухопутных войск. Говоря о ее действиях на этом этапе войны, маршал авиации С.А. Красовский с полным основанием отмечает: «...Советские Военно-воздушные силы успешно и наиболее полно решили сложный комплекс задач, начиная от завоевания и удержания господства в воздухе и кончая участием в преследовании разгромленных войск врага и борьбой с его оперативными резервами. С этой точки зрения Курская бит­ва явилась важнейшим этапом в развитии форм и методов оперативно- тактического применения советской авиации» [3; 174].

Заслуживает внимания опыт тесного взаимодействия воздушных ар­мий с танковыми армиями, действовавшими как подвижные группы фронтов. Для этого выделялись штурмовые и истребительные авиационные соедине­ния, которые оказывали помощь танковым армиям в оперативной глубине.

В целом Курская битва предопределила крах пресловутой «воздуш­ной стратегии» фашистской Германии. Наши военно-воздушные силы уничтожили (с 5 июля по 23 августа) 3700 самолетов врага. О масштабах боевой деятельности советской авиации, напряженности борьбы говорит следующий факт: за период обороны и контрнаступления она произвела почти в 3 раза больше боевых вылетов, чем американская авиация за весь 1943 год (около 64 тыс. вылетов против военных объектов Германии). Со­ветская штурмовая и истребительная авиация, сбросив на войска врага около 20 тыс. т. бомб (в 4 раза больше, чем в битве под Москвой, и в 2,5 раза больше, чем в битве под Сталинградом), нанесла ему огромные поте­ри в живой силе и технике.



















Заключение



В результате решения задач, поставленных нами при разработке настоящей исследовательской работы, мы рассмотрели участие авиации в Курском сражении, с помощью архивных материалов выяснили значение участия летчиков на Курской дуге.

Таким образом, в боях, где сражались с обеих сторон десятки самолетов, решающую роль сыграло тактическое взаимодействие наших истребителей, слаженность их действий.

Наряду с большими успехами, в Белгородской оборонительной операции ощущались и недочеты в работе наших истребителей, вызванные в первую очередь, недостаточной опытностью части летного состава. Имела место плохая осмотрительность некоторых летчиков. Случалось, что на виду у патрулирующих групп, совсем близко от них, противник безнаказанно бомбардировал наши наземные войска. В некоторых случаях пары действовали несогласованно, группы дрались недружно, наблюдалось стремление отдельных летчиков вести бой в одиночку.

В дни борьбы за Курский плацдарм, сводки Совинформбюро лаконично сообщали: «Советская авиация прикрывает с воздуха наземные войска и наносит тяжелые удары по технике и живой силе немцев». Эти удары наносили наши «Ил» и «Пе-2» и ночные бомбардировщики. До 40% общего числа самолетовылетов было произведено штурмовой и бомбардировочной авиацией. Основные ее усилия были направлены против наступающих танковых колонн противника.

Всего по войскам и технике противника было совершено ударной авиацией свыше 5000 боевых вылетов. Итоги борьбы с танками врага были весьма внушительными: до 1300 танков было подбито и уничтожено ударами с воздуха. В итоге всей операции и наша ударная авиация понесла ощутимые потери: 168 штурмовиков, 25 бомбардировщиков и 6 ночных бомбардировщиков погибли в боях за Курский плацдарм. В первые дни оборонительной Белгородской операции интенсивность работы штурмовиков и бомбардировщиков была ограничена нехваткой прикрывающих истребителей. Но начиная с третьего дня боевых действий ударная авиация, действуя крупными группами, ожесточенно била по наступающему врагу.

В ночь с 17 на 18 июля воздушные разведчики 50 КРАП доложили, что на отдельных участках наблюдается отход немецких частей. 18 июля немецкое наступление выдохлось – окончательно и бесповоротно. Немецкие танки горели перед валом русских окопов второй линии. Враг дошел до высшей точки напряжения своих сил – и надломился. Именно в этот момент ему был нанесен короткий и быстрый удар свежих советских резервов. Враг был отброшен в исходное положение – короткое наступление было частью плана, предстоящего общего наступления Красной Армии. 24 июля 1943 г. Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин приказом возвестил об окончательной ликвидации июльского немецкого наступления на Курский плацдарм.

818 сбитых самолетов, 1339 подбитых и уничтоженных танков, 3555 разбитых и поврежденных машин, 53 взорванных склада, 400 подавленных зенитных точек, 82 артиллерийских орудий, до 6 тысяч рассеянных и убитых немецких солдат и офицеров – таковы были итоги борьбы летчиков.



































Список использованной литературы


  1. Красовский С.А. Жизнь в авиации / С.А. Красовский. - Воениздат, 1960. - 360 с.

  2. Курская битва 1943. ВОв 1941-1945гг. Энциклопедия, 1985. - С. 392-394.

  3. Великие битвы в истории России. - Москва: ООО «Дом Славянской книги», 2013. - 479 с.

  4. Гареев, М. А. Великая Победа и современные интересы международной безопасности / М. А. Гареев // Военно-исторический журнал. - 2014. - № 9. - С. 30-34.

  5. Коренной перелом в Великой Отечественной войне: подходы и суждения в историографии проблемы. А.А. Данилов /Журнал Известия Саратовского университета, 2014. - № 2.- С. 32-38 [Электронный ресурс] [email protected]

  6. Загладин, Н.В. История отечества. ХХ - начало XXI века.: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007. - 480c.







































Приложение



Самолёт противника: Фв-190 Советский истребитель: Як-1









































Самолет-штурмовик Ил-2 за высокую живучесть немецкие летчики прозвали «цементбомбер», а солдаты вермахта - «черная смерть». В марте - апреле 1943 г. на двухместный вариант Ил-2 с новым двигателем АМ-38Ф были установлены две более совершенные пушки НС-37 калибра 37-мм.



































Ла-5ФН

Самолет-истребитель Ла-5ФН - модификация серийного Ла-5 с улучшенным обзором, форсированным двигателем и облагороженной аэродинамикой, что позволило советским летчикам успешно противостоять асам люфтваффе. «Внимание! В воздухе Ла-5!» - звучали тревожные позывные немецких летчиков. На Ла-5ФН воевали многие прославленные советские пилоты, среди которых В.И. Попков - знаменитый «маэстро», будущий трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб.
























«Мессершмитт-109»

«Мессершмитт-109», составлявший основу истребительной авиации Германии, представлен модификацией Ме-109Ф. Сочетание боевых и эксплуатационных качеств делало «мессер» сильным противником в боях на Курской дуге.

8