Тема урока: Сантиметр.
Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить учащихся с единицей длины «сантиметр», научить измерять длину отрезка в сантиметрах с помощью линейки; формирование умений находить выход из проблемной ситуации;
Личностные: проявление познавательной инициативы в оказании помощи товарищам
Метапредметные:
Регулятивные: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий, умение планировать работу
Коммуникативные: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности, взаимоконтроль
Познавательные: создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму, выполнение заданий с использованием материального объекта (линейки)
Ход урока:
Организационный момент
Вот и прозвенел звонок
Начинается урок
Все ль на месте?
Всё ль готово?
Ну-ка улыбнитесь,
Здравствуйте, садитесь!
- Ребята, сегодня у нас очень важный урок.
Поэтому все должны быть активными, внимательными, помогать друг другу в трудную минуту.
Актуализация знаний.
Устный счет.
- Итак, начинаем урок математики. Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, хотите? Тогда сначала повторяем то, что знаем:
а) - Хором посчитайте от 1 до 10 и обратно; от 2 до 7; от 8 до 5; от 6 до 9 (если дети допускают ошибки при счете, считаем ещё раз)
в) Задачи в стихах: (выбрать выражение, соответствующее решению задачи; выражения заранее написаны на карточках)
Серый ёж по лесу шёл,
На обед грибы нашёл:
Пять – под берёзой,
Два – под осиной.
Сколько их будет в плетёной корзине? (5+2=7)
Как-то четверо ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят.
Сколько в снег свалились? (4 -2 =2)
Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди –
Сколько мишек впереди? (6-1=5)
Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Три зелёных. Сколько их? (5+3=8)
Самоопределение
- Ребята, вас впереди ждёт интересное математическое открытие. У вас на парте у каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте. Что можно о них сказать? (Полоски одинаковые по форме, цвету, размеру)
- Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это сделать? (Работа в парах: совместить полоски путем наложения друг с другом)
- Совпали? -
- Теперь положите полоски обратной белой стороной к себе, посчитайте мерки, на которые она разделена. Что получилось? (Число мерок на полосках у всех разное).
- Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковые? (Выбраны различные мерки – единицы измерения у всех разные). (Если дети затрудняются с ответом, то нужно попросить положить полоски друг над другом и сравнить мерки в каждой полоске)
- Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать единую мерку для измерения этой длины. Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. И одна из них – это сантиметр. (На доске карточка «САНТИМЕТР (СМ)»).
- Как вы думаете, чему мы с вами постараемся сегодня научиться? (Формулировка темы и целей урока учащимися, при необходимости учитель помогает с формулировками или корректирует их).
ОНЗ
- Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку.
Загадка: Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Вам я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? - … (линейка)
- Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. - Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине.
- Откройте учебники на с.66. Прочитаем тему урока.
Выполнение задания в верхней части учебника. Работа с отрезками (анализ, сравнение, обобщение по теме).
- Сколько клеточек занимает 1 см?
- Обратите своё внимание, что сантиметр сокращённо пишется как см. Как вы думаете почему так?
- Сейчас мы с вами и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков. Возьмите в руки линейку.
(Линейку приложить к отрезку так, чтобы штрих с цифрой 0 совпадал с началом отрезка. Другой конец покажет на число это и есть длина отрезка)
- С помощью линейке измерьте красный, зелёный, синий, оранжевый отрезок.
- Какой отрезок самый длинный?
- Какие отрезки имеют одинаковую длину?
Сколько сантиметров их длина?
Рассмотрите красного цвета отрезок. Сколько мерок по 1см поместилось на нем?
Рядом в окошечко карандашом впишите 7.
Эта запись читается так: 7СМ
- Читаем хором.
Уберите учебник на уголок.
На каждой парте лежит еще один отрезок.
-Измерьте парой ее длину.
-Сколько см ваш отрезок?
- Начертите в тетради отрезок в 9 см.
- Подпишите отрезок как показано в учебнике.
Вывод: - С помощью какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков? С помощью какого инструмента? Как правильно это сделать?
В тетради в клетку очень легко начертить сантиметр. Как? (2 клетки – 1 см)
Задание: Давайте начертим и подпишем нашу универсальную мерку. (учитель рисует на доске, а дети в тетрадях)
- Начертите отрезок длиной 4 см. (ученик рассказывает, а учитель на доске показывает)
-Подпишите его длину - 4 см.
- Какой дины нарисовали отрезок? (4 см)
- А сейчас самостоятельно начертите отрезок длиной 5 см.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа по парте
- Оцените работу соседа.
Физминутка.
Закрепление.
Работа в тетрадях №1 на печатной основе (с.24).
Самостоятельная работа.
- Что нужно сделать в первом задании? (Закрасить кружки с номерами отрезков). Проверка.
- Следующее задание: выполните измерения и запишите длину отрезков. Проверьте друг друга, помогите друг другу.
- Продолжите узор в нижней части страницы тетради.
Итог
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Существуют единые меры длины)
- С какой единицей длины мы познакомились?
- Чему учились на уроке? Чему научились?
- Что больше всего понравилось? Не понравилось? Почему?
- Покажите своё настроение и оцените свою работу на уроке с помощью «светофора».
Рефлексия
- Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились (учитель показывает свой светофор, даёт качественную оценку работы на уроке). Спасибо за работу. Урок окончен.