Урок №21
Предмет: Информатика
Класс: 9-Б
Дата: 03.02.21
Учитель: Алибаев И.М..
Тема урока: «Циклы на языке Паскаль»
Цель урока:
познакомить учащихся с особенностями разных типов операторов цикла, сформировать у учащихся умение записывать на языке программирования операторы цикл.
Выработка навыков программирования на Паскале;
Создать условия для воспитания интереса к изучению информатики, расширения кругозора и информационной культуры учащихся.
Развитие логического мышления, внимания, воспитание дисциплинированности, аккуратности, культуры умственного труда.
Планируемые результаты:
личностные: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы
Метапредметные:
регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
коммуникативные:обсуждать в рабочей группе информацию;слушать товарища и обосновывать свое мнение;выражать свои мысли и идеи.
познавательные: работать с учебником;
уметь работать с различными источниками информации; умение выделять главное в тексте, проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование и информационные материалы: проектор, презентация, компьютер.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Проверка отсутствующих.
Приветствие учащихся. Настрой на урок.
II. ПОВТОРЕНИЕ И АКТУАЛИЗАЦИЯ.
- Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме действие?
- Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме условие?
- Какой оператор описывает в программе ввод данных?
- Какой оператор описывает в программе вывод данных?
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Объяснение темы, цели, плана проведения занятий.
III. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Объяснение нового материала:
Цикл – многократное повторение последовательности действий по некоторому условию. Известны три типа циклических алгоритмических структур: Цикл с предусловием, цикл с постусловием и цикл с параметром.
На языке программирования Pascal существуют операторы, реализующие все три типа циклов.
Виды циклических алгоритмов
|
1) Цикл с предусловием
Приводится блок-схема цикла с предусловием.
While <условие> do <тело цикла>;
Пока условие – истинно, выполняется тело цикла. Тело цикла может быть простым или составным оператором. Если условие ложно, то тело цикла не выполняется.
2) Цикл с постусловием
Приводится блок-схема цикла с постусловием.
Repeat <тело цикла> until <условие>;
Повторяется выполнение тела цикла до истинности условия. Тело цикла с постусловием выполняется хотя бы один раз.
3) Цикл с параметром
Приводится блок-схема цикла с параметром.
- for i:=In to Ik do <тело цикла>;
- for i:=In downto Ik do <тело цикла>;
i – параметр цикла – простая переменная порядкового типа;
n1 – выражение того же типа, определяющее начальное значение параметра;
n2 – выражение того же типа, определяющее конечное значение параметра;
Цикл повторяется, пока значение параметра лежит в интервале между n1 и n2.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Тест в программе Excel
V. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Практическая работа «Программирование циклов»
- № 1. Напечатать в столбик все натуральные числа от 1 до 20 включительно.
Program zadanie1;
Uses crt;
Var i: integer;
Begin
Clrscr;
For i:=1 to 20 do
Begin
Writeln (i);
End;
Readln;
End.
- № 2. Напечатать в одной строке через пробел все натуральные числа от 1 до 20 включительно.
- № 3. Ввести натуральное число M. Напечатать все натуральные числа от 1 до M включительно.
Program zadanie3;
Uses crt;
Var i,m: integer;
Begin
Clrscr;
Writeln(‘Vvedite chislo M: ’);
Readln(m);
While i <= m
Begin
i:=i+1;
Writeln (m);
End;
Readln;
End.
- № 4. Вычислить сумму натуральных чисел от 1 до 100 включительно. Результат вывести на экран
VI. ИТОГИ УРОКА
И так мы рассмотрели следующие вопросы:
- Алгоритмическая структура цикл;
- Виды алгоритмических структур:
- Цикл с предусловием;
- Цикл с послеусловием;
- Цикл с параметром;
- Рассмотрели способы записи данных структур;
- Разобрали примеры решения задач с помощью этих структур.
Рефлексия
- Довольны ли вы своей работой?
- С каким настроение вы работали на уроке?
- Что вам запомнилось на уроке?
- Было ли вам комфортно на уроке?
VI. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
Учитель оценивает работу учащихся на уроке
Всем спасибо! Урок закончен.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Автор учебника
|
И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина, 9 класс
|
Параграф
|
Параграф 15
|
Задание
|
Составить алгоритм решения задачи:
Произведение 1*2*3* … * n
|
Просмотр содержимого документа
«Циклы на языке Паскаль»
Урок №21
Предмет: Информатика
Класс: 9-Б
Дата: 03.02.21
Учитель: Алибаев И.М..
Тема урока: «Циклы на языке Паскаль»
Цель урока:
познакомить учащихся с особенностями разных типов операторов цикла, сформировать у учащихся умение записывать на языке программирования операторы цикл.
Выработка навыков программирования на Паскале;
Создать условия для воспитания интереса к изучению информатики, расширения кругозора и информационной культуры учащихся.
Развитие логического мышления, внимания, воспитание дисциплинированности, аккуратности, культуры умственного труда.
Планируемые результаты:
личностные: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы
Метапредметные:
регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
коммуникативные:обсуждать в рабочей группе информацию;слушать товарища и обосновывать свое мнение;выражать свои мысли и идеи.
познавательные: работать с учебником;
уметь работать с различными источниками информации; умение выделять главное в тексте, проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование и информационные материалы: проектор, презентация, компьютер.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Проверка отсутствующих.
Приветствие учащихся. Настрой на урок.
II. ПОВТОРЕНИЕ И АКТУАЛИЗАЦИЯ.
Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме действие?
Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме условие?
Какой оператор описывает в программе ввод данных?
Какой оператор описывает в программе вывод данных?
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Объяснение темы, цели, плана проведения занятий.
III. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Объяснение нового материала:
Цикл – многократное повторение последовательности действий по некоторому условию. Известны три типа циклических алгоритмических структур: Цикл с предусловием, цикл с постусловием и цикл с параметром.
На языке программирования Pascal существуют операторы, реализующие все три типа циклов.
1) Цикл с предусловием
Приводится блок-схема цикла с предусловием.
While do ;
Пока условие – истинно, выполняется тело цикла. Тело цикла может быть простым или составным оператором. Если условие ложно, то тело цикла не выполняется.
2) Цикл с постусловием
Приводится блок-схема цикла с постусловием.
Repeat until ;
Повторяется выполнение тела цикла до истинности условия. Тело цикла с постусловием выполняется хотя бы один раз.
3) Цикл с параметром
Приводится блок-схема цикла с параметром.
for i:=In to Ik do тело цикла;
for i:=In downto Ik do тело цикла;
i – параметр цикла – простая переменная порядкового типа;
n1 – выражение того же типа, определяющее начальное значение параметра;
n2 – выражение того же типа, определяющее конечное значение параметра;
Цикл повторяется, пока значение параметра лежит в интервале между n1 и n2.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Тест в программе Excel
V. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Практическая работа «Программирование циклов»
Напечатать в столбик все натуральные числа от 1 до 20 включительно.
Program zadanie1;
Uses crt;
Var i: integer;
Begin
Clrscr;
For i:=1 to 20 do
Begin
Writeln (i);
End;
Readln;
End.
Напечатать в одной строке через пробел все натуральные числа от 1 до 20 включительно.
Ввести натуральное число M. Напечатать все натуральные числа от 1 до M включительно.
Program zadanie3;
Uses crt;
Var i,m: integer;
Begin
Clrscr;
Writeln(‘Vvedite chislo M: ’);
Readln(m);
While i
Begin
i:=i+1;
Writeln (m);
End;
Readln;
End.
Вычислить сумму натуральных чисел от 1 до 100 включительно. Результат вывести на экран
VI. ИТОГИ УРОКА
И так мы рассмотрели следующие вопросы:
Алгоритмическая структура цикл;
Виды алгоритмических структур:
Цикл с предусловием;
Цикл с послеусловием;
Цикл с параметром;
Рассмотрели способы записи данных структур;
Разобрали примеры решения задач с помощью этих структур.
Рефлексия
- Довольны ли вы своей работой?
- С каким настроение вы работали на уроке?
- Что вам запомнилось на уроке?
- Было ли вам комфортно на уроке?
VI. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
Учитель оценивает работу учащихся на уроке
Всем спасибо! Урок закончен.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Автор учебника | И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина, 9 класс |
Параграф | Параграф 15 |
Задание | Составить алгоритм решения задачи: Произведение 1*2*3* … * n |