СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс. 12.12.23 Распечатать теорию.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

9 класс . РАСПЕЧАТАТЬ теорию.

Просмотр содержимого документа
«9 класс. 12.12.23 Распечатать теорию.»

Теория 7 Задания ЕГЭ

I. Употребление имени существительного
1.Окончания существительных во множественном числе:

С окончанием -а (-я)

С окончанием -ы (-и)

адреса

борта

векселя

директора

доктора

егеря

желоба

жернова

катера

колокола

купола

кучера

острова

отпуска

паспорта

перепела

повара

погреба

профессора

сорта

стога

сторожа

терема

фельдшера

якоря

директора

профессора

инспектора

доктора

катера

ордера

тенора

фельдшера

флюгера

хутора

буфера

веера

буера

повара


авторы

аптекари

бухгалтеры

выборы

договоры

инженеры

лекторы

лидеры

конструкторы

конюхи

ораторы

офицеры

приговоры

ревизоры

снайперы

стажёры

шофёры

инспекторы

инструкторы

редакторы

лекторы

ректоры

конструкторы

прожекторы

секторы

инженеры

шофёры

бухгалтеры

диспетчеры

договоры

приговоры

плейеры

драйверы

принтеры





2. Окончание существительных в родительном падеже множественного числа

с нулевым окончанием

с окончанием -ов (-ев)

армян

болгар

грузин

румын

татар

туркмен

цыган

турок;



партизан

солдат

гусар

драгун;



валенок

сапог

чулок

ботинок

погон;



колен

плеч

чисел

кресел

кухонь

басен

песен

барышень

деревень

полотенец

вафель

туфель

свадеб

усадеб;



брызг

брюк

бус

каникул

макарон

носилок.

киргизов

казахов

узбеков

монголов

таджиков

якутов;

Исключение: бедуинов



платьев

носков;



метров

граммов

килограммов

гектаров

рельсов;



апельсинов

мандаринов

помидоров

томатов

баклажанов

лимонов.

NB! Если Вы сомневаетесь, как правильно образовать форму родительного падежа множественного числа от имён существительных НОСКИ, Чулки, то запомните фразу: ЧЕМ КОРОЧЕ ПРЕДМЕТ, ТЕМ ДЛИННЕЕ СЛОВО: пара носков – пара чулок.

Примечание:

Иногда окончания указывают на смысловые различия: 

адреса (новоселов)

века (Средние)

года (мои года)

колена (выделывать)

корпуса (танковые)

кренделя (выделывать)

меха (одеваться в меха)

мужья (прочить в мужья)

образа (святых)

ордена (на груди)

пропуска (временные)

рода (войск)

счета (оплатить)

сыновья (и дочери)

тона (светлые)

учителя (профессия, в школе)

хлеба (яровые)

адресы (поздравительные)

веки (на веки вечные)

годы (войны, девяностые)

колени (больные)

корпусы (часов)

крендели (вкусные)

мехи (кузнечные)

мужи (Отечества, ученые)

образы (литературные)

ордены (Тевтонский)

пропуски (занятий)

роды (и виды, древние)

счеты (свести)

сыны (Отечества)

тоны (сердца)

учители (не профессия,

великие учители человечества,

хлебы (печь формовые)

3. Единицы измерения

Наиболее употребляемые
в повседневной жизни


Редко употребляются
в повседневной жизни(термины)


байтов
гектаров
граммов
децибелов
каратов
килограммов
километров


ампер
аршин
бит
ватт
вольт
радиан
рентген


4. Парные предметы

носков
гольфов
рельсов
бронхов
джинсов
лампасов
БРИДЖЕЙ

ботинок
чулок
шаровар
шорт
туфель
сапог
тапок
тапочек
галош
бахил
бутс
валенок
манжет
серёг
клипс

5. Существительные на -ня

Ь, если перед -ня стоит гласная

Н, если перед -ня согласная

богинь
погонь
тихонь
яблонь
нянь

басен
башен
боен
вишен
двоен
пашен
сотен
спален
сплетен
таможен
черешен
Исключение:
барышень 
боярышень 
кухонь 
деревень
 

6. Существительные на -це

-ЕВ

-ЕЦ

болотцев
кружевцев 
деревцев
оконцев


блюдец
зеркалец
копытец(копытцев)
одеялец
полотенец
сердец
солнц

7. Существительные на –ье, -ья

-ИЙ (без ударения в И.п.)

-ЕЙ (с ударением в И.п.)

(гулянье) гуляний
застолий
кушаний
надгробий
новоселий
ожерелий
раздумий
сидений
снадобий
солений
ущелий
армий
аудиторий
бегуний
гостий
колдуний
оладий
пародий
плясуний
эскадрилий
печений
побережий
подземелий
Исключения: 
платьев 
верховьев 
кореньев 
лохмотьев 
низовьев 
подмастерьев 
хлопьев 
устьев 

(ружьё) ружей
питей
полыней
статей
судей
и т.д.


8. Некоторые существительные на -ей, с нулевым окончанием и -ов

-ЕЙ

Нулевое

-ОВ

распрей
ведомостей
лопастей
мощностей
отраслей
скатертей
скоростей
четвертей
бомжей
векселей
вензелей
госпиталей
кабелей
медведей
будней
дровней
козней
пельменей
яслей

вафель
петель
барж
копён
кочерёг
обойм
пелён
сирот
зраз
жабр
каникул
лосин
макарон
невзгод
оков
сардин
уз
шпрот
брызг

выборов
дебатов
заморозков
кулуаров
мускулов
нардов
очистков
сотов
чипсов
нервов

NB! Запомните 

  • формы падежа имени существительного

cущ. М. р. 2 скл. в П.п. в случае обстоятельственного значения имеет окончание –У: в шкафУ, в бытУ, в садУ; а в случае объектного значения - окончание Е: разбираться в садЕ, понимать в бытЕ народа

  • некоторые примеры употребления форм рода.

Вуаль – ж. р.; гуашь – ж. р.; мозоль – ж. р.; тюль – м. р.; шампунь – м. р.: кофе – м. .

РОДА ЗАПОМНИ!

Вуаль - ж. р. (смотрю за тёмную вуаль), 

гуашь - ж. р. (белой гуашью), 

мозоль - ж. р. (наступить на любимую мозоль), 

тюль - м. р. (красивым тюлем), 

шампунь - м. р. (мыть голову шампунем).

9. В Митино или в Митине, из Бутова или из Бутово? (Склоняются ли топонимы славянского происхождения, оканчивающиеся на -ово, -ево, -ино, -ыно)
Баба Люба (сама живет в Митине) 
Позвала зятя из Бутова на чаепитие. 
Неправильно: в Митино, из Бутово
Если во фразу добавить родовое слово («город», «село» ), топоним не склоняется. Пример: «в районе Митино»

II. Употребление имени прилагательного

Ошибка... от избытка чувств!

Избыток чувств отражается в одной распространённой ошибке. Речь идёт о формах сравнительной и превосходной степени прилагательных. Очень часто при образовании таких форм соединяются два способа: простой (с помощью суффикса или изменения основы) и сложный (с помощью вспомогательных слов). Выглядит это так: более лучшая песня, более тяжелее, самый наилучший мой друг. Особый случай здесь - сочетания такого типа: самый слабейший спортсмен, самый жесточайший обряд, самый высочайший разряд, самая сложнейшая программа. По-видимому, прилагательные с суффиксами -айш-, -ейш- воспринимаются сегодня многими говорящими уже не как формы превосходной степени, а как элятивы (формы прилагательных со значением «очень высокая степень проявления признака»). Вот и получается, что, если чувств... слишком много, а языковой вкус далёк от совершенства, в текстах неизбежны неправильности и речевые штампы.

NB! Запомните 

НЕЛЬЗЯ соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и состав­ные формы обеих степеней сравнения (самый тончайший, более худшее, наименее красивое, менее легче, самый красивейший)!!!

ЗАПОМНИ! (Нестандартное образование форм сравнительной степени прилагательных)

 Близкий - ближе, богатый - богаче, бойкий - бойчее и бойче, высокий - выше, гибкий - гибче, глад­кий - глаже, глубокий - глубже, горький (опыт) - горше, горький (на вкус) - горче, далёкий - дальше, дикий - дичее и диче,жаркий - жарче, звонкий - звонче, красивый - красивее, краше, крепкий - крепче, ловкий - лов­чее и ловче, мелкий - мельче, мягкий - мягче, поздний - позже, слабый - слабее, сладкий - слаще, тонкий - тоньше, твёрдый - твёрже,толстый - толще, узкий - уже, хлёсткий - хлестче, чистый - чище, широкий - шире, яркий -ярче.

III.Употребление имени числительного

NB! Запомните  написание числительных:

    • Двумя

    • Тремя

    • Четырьмя

    • Шестью

    • Семью

    • Восьмью (-емью)

1. Склонение количественных числительных (отвечают на вопрос сколько?) 


Как склоняются 

Примеры 

5-20, 
30

Склоняются как существительное

степь

Р.п. чего? Пяти 
Д.п чему? десяти 
В.п. что? двадцать 
Т.п. чем? Одиннадцатью 
П.п. о чем? Тридцати 

40, 90, 
100

Имеют только две падежные формы: 
И.п. = В.п 
Р.п, Д.п., Т.п., П.п. окончание А

И. сорок, девяносто, сто 
Р. Сорока, девяноста, ста 
Д. Сорока, девяноста, ста 
В. сорок, девяносто, сто 
Т. Сорока, девяноста, ста 
П. Сорока, девяноста, ста 

50, 60, 
70, 
80

Меняются обе части, 
как существительное

3 склонения

степь

И. пятьдесят 
Р. пятидесяти 
Д. пятидесяти 
В. пятьдесят 
Т. пятьюдесятью 
П. пятидесяти 

200, 
300, 
400

Меняются обе части. 
Первая часть как два, три, четыре. 
Вторая часть как слово "ноты" во мн.ч.

И. двести 
Р. Двухсот (нот) 
Д. двумстам (нотам) 
В. двести 
Т. Двумястами (нотами) 
П. двухстах (нотах) 

500-900

Меняются обе части. 
Первая часть - как степь. 
Вторая часть - как ноты во мн.ч

И. пятьсот 
Р. пятисот 
Д. пятистам 
В. пятьсот 
Т. пятьюстами 
П. пятистах 

2. Склонение числительных полтора, полторы, полтораста
Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста. 
3. Числительные тысяча и миллион
Числительное тысяча склоняется, как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)
Числительное миллион склоняется, как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе) 

4. Склонение дробных числительных
В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное 
Пять четвертых – И.п. 
Пяти четвертых – Р.п. 
Пяти четвертым – Д.п.

5. Склонение порядковых числительных
При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова
И.п. две тысячи семнадцатый 
Р.п две тысячи семнадцатого 
Д.п. две тысячи семнадцатому 
В.п. две тысячи семнадцатый 
Т.п две тысячи семнадцатым 
П.п. две тысячи семнадцатом

6. Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)
Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:

А) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные). 
Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщины
Б) с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные). Семеро козлят, трое тигрят, но трое тигров
В) с существительными, употребляющимися только во множественном числе: трое саней, двое ножниц
Г) с парными предметами: двое сапог, четверо ботинок
Д) с личными местоимениями: их было трое, нас четверо

7. Числительные оба, обе
Числительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода: оба человека, оба друга
Числительное обе употребляется с существительными женского рода: по обеим сторонам, обе девушки 


IV.Употребление местоимений

1. Местоимения «ИХНИЙ», «ИХНЕЕ», «ИХНИЕ» в русском языке отсутствуют. Правильно следует говорить ИХ!

2. Грамматически правильными являются следующие словосочетания:

Грущу по ВАС

V.Употребление глаголов

1. Недостаточные глаголы

Некоторые глаголы в русском языке не имеют формы 1 лица единственного числа, такие глаголы называются недостаточными. Для образования формы будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы: я смогу убедить, я должен победить.
Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д.

2. Формы повелительного наклонения

Начальная форма глагола

Форма повелительного наклонения (единственное число)

Форма повелительного наклонения (множественное число)

ЛЕЧЬ

ТЫ ЛЯГ (неправильно ЛЯЖЬ )

ВЫ ЛЯГТЕ(неправильно ЛЯЖЬТЕ)

ЕХАТЬ

ТЫ ПОЕЗЖАЙ (неправильно ЕДЬ, ЕХАЙ, ЕЗЖАЙ)

ВЫ ПОЕЗЖАЙТЕ (неправильно ЕДЬТЕ, ЕХАЙТЕ, ЕЗЖАЙТЕ)

ЕЗДИТЬ

ТЫ ЕЗДИ (неправильно ЕЗДИЙ, ЕЗДЬ)

ВЫ ЕЗДИТЕ (неправильно ЕЗДИЙТЕ, ЕЗДЬТЕ)

ПОЛОЖИТЬ

ТЫ ПОЛОЖИ (неправильно  ПОЛОЖЬ)

ВЫ ПОЛОЖИТЕ (неправильно ПОЛОЖЬТЕ)

КЛАСТЬ

ТЫ КЛАДИ (неправильно ЛОЖИ)

ВЫ КЛАДИТЕ (неправильно ЛОЖЬТЕ)

БЕЖАТЬ

ТЫ БЕГИ (неправильно БЕЖИ)

ВЫ БЕГИТЕ (неправильно БЕЖИТЕ)

ЛАЗАТЬ

ТЫ ЛАЗАЙ (неправильно ЛАЗЬ)

ВЫ ЛАЗАЙТЕ (неправильно ЛАЗЬТЕ)


3. Формы настоящего времени

ездить





лазить

попробовать

печь

беречь

хотеть

полоскать

махать

я езжу, мы ездим, он ездит (неправильно Я ЕЗДИЮ, ОН ЕЗДИЕТ)

я лажу, мы лазим, он лазит (неправильно Я ЛАЗИЮ, ОН ЛАЗИЕТ)

попробуем

печем

бережем

хотим

полощем

машем


4. Формы прошедшего времени

Неопределенная форма

Прошедшее время

Сохнуть 
Просохнуть 
Замерзнуть 
Окрепнуть 
Промокнуть 
Намокнуть

Сох 
Просох 
Замерз 
Окреп 
Промок 
Намок 


5. Не следует путать глаголы

НАДЕТЬ – ОДЕТЬ
СЛОВО «ОДЕТЬ» имеет значение «покрыть чьё- либо тело одеждой». ОДЕТЬ можно КОГО-НИБУДЬ ДРУГОГО, НО НЕ СЕБЯ: например, ОДЕТЬ РЕБЁНКА, ОДЕТЬ КУКЛУ.
СЛОВО «НАДЕТЬ» имеет значение «покрыть одеждой себя». НАДЕТЬ можно ЧТО-НИБУДЬ НА СЕБЯ: например, НАДЕТЬ ПАЛЬТО, ПЛАТЬЕ, ШАПКУ. НАДЕТЬ можно что-нибудь на другого человека (НАДЕТЬ НА КОГО? ЧТО? - НАДЕТЬ НА РЕБЕНКА ПАЛЬТО)

Одеть брюки или надеть?
Одеваю я Надежду, надеваю ей одежду. 
Неправильно: одеть брюки

КУШАТЬ – ЕСТЬ

Слово «есть» в художественной литературе используется несравнимо чаще. Оно нейтральное, в нем нет особой экспрессии. А «кушать» уместнее употреблять при приглашении к еде в подчеркнуто вежливой форме. Не стоит использовать это слово, если вы взрослый человек, говорящий о себе или от имени группы людей («я кушаю», «мы хотим кушать»). Только «я ем», «мы хотим есть» и т. п.

ОКОНЧИТЬ – ЗАКОНЧИТЬ

Глагол «окончить» связан с образованием. Его следует употреблять в словосочетании с названиями учебных заведений или обучающих процессов, например: окончила школу, окончил колледж, окончила институт, окончил университет, окончил вуз.

Глагол «закончить» используется в разговоре, когда речь идет о завершении какого-то трудового процесса, о доведении дела до конца: закончить уборку квартиры; закончить полив огорода; закончить шитье платья; закончить работу вовремя; закончить спор; закончить беседу.

ОПЛАТИТЬ – ЗАПЛАТИТЬ

Глагол «оплатить» совершенного вида является переходным: он управляет существительными в форме винительного падежа без предлога: оплатить (что?) проезд; оплатить (что?) путёвку в санаторий; оплатить (что?) коммунальные услуги; оплатить билеты в кино.

В русской лексике существует однокоренное слово-пароним «уплатить», который используется в речи с существительными с предлогом, например: уплатить (за что?) за проезд; уплатить за билеты в театр; уплатить за электроэнергию; уплатить за пользование интернетом.

NB! ЗАПОМНИТЕ нормативное употребление следующих глаголов:

ПОСТРИЧЬСЯ (нет приставки ПОД-)

ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ (нет приставки ПОД-)

НАСМЕХАТЬСЯ (= поднять на смех)

ПОДЧЕРКНУТЬ, но ПОЧЕРК



3. Проверив правильность соблюдения морфологических норм при образовании имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, найдите ошибку в образовании формы слова, исправьте её и запишите слово правильно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!