9 класс. Урок №21/21.
Реактивное движение. Ракеты.
Цели урока
- Научиться опознавать реактивное движение
- Приводить примеры реактивного движения в природе и технике
- Познакомиться с разработками отечественных учёных и вкладом в освоение космоса советских и российских космонавтов
Циолковский
К.Э.
Гагарин Ю.А.
Королёв С.П.
Проверка домашнего задания.
- Упражнение 20.
- 2. На сколько изменится (по модулю) импульс автомобиля массой 1т при изменении его скорости от 54км/ч до 72км/ч?
Проверка домашнего задания.
- Упражнение 20.
- 2. На сколько изменится (по модулю) импульс автомобиля массой 1т при изменении его скорости от 54км/ч до 72км/ч?
Проверка домашнего задания.
- Упражнение 20.
- 4. Железнодорожный вагон массой 35т подъезжает к стоящему на том же пути неподвижному вагону массой 28т и автоматически сцепляется с ним. После сцепки вагоны движутся прямолинейно со скоростью 0,5м/с. Какова была скорость вагона массой 35т перед сцепкой?
Проверка домашнего задания.
- Упражнение 20.
- 4. Железнодорожный вагон массой 35т подъезжает к стоящему на том же пути неподвижному вагону массой 28т и автоматически сцепляется с ним. После сцепки вагоны движутся прямолинейно со скоростью 0,5м/с. Какова была скорость вагона массой 35т перед сцепкой?
Опрос.
- 1. Что называют импульсом тела?
Опрос.
- 1. Что называют импульсом тела?
- Импульсом тела называется векторная физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость.
Опрос.
- 2. Что можно сказать о направлениях векторов импульса и скорости движущегося тела?
Опрос.
- 2. Что можно сказать о направлениях векторов импульса и скорости движущегося тела?
- Направление вектора импульса тела всегда совпадает с направлением скорости движения.
Опрос.
- 3. Что означает утверждение о том, что несколько тел образуют замкнутую систему?
Опрос.
- 3. Что означает утверждение о том, что несколько тел образуют замкнутую систему?
- Если два или несколько тел взаимодействуют только между собой (то есть не подвергаются воздействию внешних сил), то эти тела образуют замкнутую систему.
Опрос.
- 4. Сформулируйте закон сохранения импульса.
Опрос.
- 4. Сформулируйте закон сохранения импульса.
- Векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, не меняется при любых движениях и взаимодействиях этих тел.
Опрос.
- 5. Для замкнутой системы, состоящей из двух тел, запишите закон сохранения импульса в виде уравнения, в которое входили бы массы и скорости этих тел. Поясните, что означает каждый символ в этом уравнении.
Реактивное движение (определение)
- Реактивное движение - движение тела, при котором от тела отделяется и движется какая-то его часть, в результате чего само тело приобретает противоположно направленный импульс.
- Сегнерово колесо.
- Показ видеороликов.
Реактивное движение в природе
Реактивное движение в природе.
Медуза, осьминог, кальмар, каракатица.
Медуза
Медуза
Осьминог
Кальмар вбирает в себя воду и проталкивает её через особое отверстие-«воронку». Кальмар приобретает скорость 70км/ч.
Каракатица
Схема одноступенчатой ракеты
- 1 – космический корабль
- 2 – приборный отсек
- 3 – окислитель
- 4 – топливо
- 5 – насосы
- 6 – камера сгорания
- 7 – сопло
Схема многоступенчатой ракеты
- После того как топливо и окислитель первой ступени будут полностью израсходованы, эта ступень автоматически отбрасывается и в действие вступает двигатель второй ступени, затем третьей и так далее...
- Идея использования ракет для космических полётов была выдвинута в начале XX века русским учёным и изобретателем Константином Эдуардовичем Циолковским (1857-1935). Циолковский разработал теорию движения ракет, вывел формулу для расчёта их скорости, был первым, кто предложил использовать многоступенчатые ракеты.
- Идея Циолковского была развита и реализована в 1957 году советскими учёными под руководством Сергея Павловича Королёва (1906/1907-1966).
Использование реактивного движения
- Самолёты. Скорость несколько тысяч км/ч
- Сегнерово колесо
- Снаряды «Катюша»
- Боевые ракеты
- Космические ракеты для вывода в космос ИСЗ, космических кораблей, межпланетных станций
Решение задач.
- С тележки, движущейся со скоростью 2м/с, спрыгивает мальчик со скоростью 1м/с, направленной горизонтально против хода тележки. Масса мальчика равна 45кг, а масса тележки — 30кг. С какой скоростью будет двигаться тележка сразу после того, как мальчик спрыгнул с неё?
Решение задач.
- С тележки, движущейся со скоростью 2м/с, спрыгивает мальчик со скоростью 1м/с, направленной горизонтально против хода тележки. Масса мальчика равна 45кг, а масса тележки — 30кг. С какой скоростью будет двигаться тележка сразу после того, как мальчик спрыгнул с неё?
Домашнее задание.
- §21.
- Упражнение 21 (1, 2).