Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тетюшская средняя общеобразовательная школа № 2»
Тетюшского муниципального района Республики Татарстан
Рабочая программа по геометрии для 9 класса
(индивидуальное надомное обучение)
основного общего образования
Филипповой Марины Викторовны, учителя информатики
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по геометрии основной школы составлена на 2021-2022 учебный год
Программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного
Министерством образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 №1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
- Примерной программы по геометрии 9 класс разработанной Т.А.Бурмистровой для УМК Л.С.Атанасян , В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
«Геометрия 9»
-Примерной программы основного общего образования по математике ( стандарты второго поколения ), М: «Просвещение", 2010
Общая характеристика учебного предмета
В курсе геометрии 9 класса обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения
векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение
обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся
о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся
с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений; даётся более
глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях
в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.
Место предмета в учебном плане МБОУ «Тетюшская СОШ №2».
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 9 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
В МБОУ «Тетюшская СОШ №2» на изучение геометрии так же отводится 2 учебных занятия в неделю по 0,5 академического часа , 66 часов в год .
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
1)формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
2)развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
3)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и по знанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
4)предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
5)формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из
обыденного опыта
6)Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
учебной, творческой деятельности
Метапредметные
Регулятивные УУД
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные УУД
9) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
10) использовать общие приёмы решения задач;
11) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
12) осуществлять смысловое чтение;
13) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, моде-ли и схемы для решения задач;
14) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
15) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
17) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме;
принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
Коммуникативные УУД
18) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
19) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
20) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
21)разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
22) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
23)аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные
1)Владение геометрическими понятиями;
2)Владение основными математическими умениями (составлять формулы и проводить по ним вычисления, решать текстовые задачи, использование
метода координат на плоскости для решения задач;
3) вычислять геометрические величины, применять изученные свойства фигур и отношений между ними; изображать плоские и
пространственные геометрические фигуры и их конфигурации, читать геометрические чертежи);
4)Применение приобретенных знаний и умений для решения практических задач
Метод координат
Обучающийся научится:
• оперировать на базовом уровне понятиями координаты
вектора, координаты суммы и разности векторов,
произведения вектора на число
• вычислять координаты вектора, координаты суммы и
разности векторов, координаты произведения вектора
на число,
• вычислять угол между векторами,
• вычислять скалярное произведение векторов;
• вычислять расстояние между точками по известным
координатам,
• вычислять координаты середины отрезка
• составлять уравнение окружности, зная координаты
центра и точки окружности, составлять уравнение
прямой по координатам двух ее точек;
• решать простейшие задачи методом координат
оперировать на базовом уровне понятиями координаты
вектора, координаты суммы и разности векторов,
произведения вектора на число
• вычислять координаты вектора, координаты суммы и
разности векторов, координаты произведения вектора
на число,
• вычислять угол между векторами,
• вычислять скалярное произведение векторов;
• вычислять расстояние между точками по известным
координатам,
• вычислять координаты середины отрезка
• составлять уравнение окружности, зная координаты
центра и точки окружности, составлять уравнение
прямой по координатам двух ее точек;
• решать простейшие задачи методом координат
оперировать на базовом уровне понятиями координаты
вектора, координаты суммы и разности векторов,
произведения вектора на число
• вычислять координаты вектора, координаты суммы и
разности векторов, координаты произведения вектора
на число,
• вычислять угол между векторами,
• вычислять скалярное произведение векторов;
• вычислять расстояние между точками по известным
координатам,
• вычислять координаты середины отрезка
• составлять уравнение окружности, зная координаты
центра и точки окружности, составлять уравнение
прямой по координатам двух ее точек;
• решать простейшие задачи методом координат
1)оперировать на базовом уровне понятиями координаты вектора, координаты суммы и разности векторов, произведения вектора на число
2)вычислять координаты вектора, координаты суммы и разности векторов, координаты произведения вектора на число,
3)вычислять угол между векторами,
4)вычислять скалярное произведение векторов;
5)вычислять расстояние между точками по известным координатам,
6)вычислять координаты середины отрезка
7)составлять уравнение окружности, зная координаты центра и точки окружности, составлять уравнение прямой по координатам двух ее точек;
8)решать простейшие задачи методом координат
Обучающийся получит возможность научиться:
• овладеть координатным методом решения задач
на вычисление и доказательство;
• приобрести опыт использования компьютерных
программ для анализа частных случаев
• взаимного расположения окружностей и прямых;
• приобрести
овладеть координатным методом решения задач
на вычисление и доказательство;
• приобрести опыт использования компьютерных
программ для анализа частных случаев
• взаимного расположения окружностей и прямых;
• приобрест
9)овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
10)приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев
11)взаимного расположения окружностей и прямых;
Содержание программы
1. Векторы. Метод координат. (24ч)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. (15ч)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
3. Длина окружности и площадь круга. (13ч)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
4. Движения. (7ч)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
5. Итоговое повторение. Решение задач. (7ч)
Тематическое планирование
№ параграфа учебника | Тема | Количество часов |
Повторение курса геометрии 8 класса | 2 |
Глава IX. Векторы | 13 |
1 | Понятие вектора | 2 |
2 | Сложение и вычитание векторов | 4 |
3 | Умножение вектора на число. Применение векторов в решении задач | 4 |
| Решение задач | 1 |
| Контрольная работа № 1 | 1 |
Глава X. Метод координат | 11 |
1 | Координаты вектора | 2 |
2 | Простейшие задачи в координатах | 3 |
3 | Уравнение окружности и прямой | 3 |
| Решение задач | 1 |
| Контрольная работа № 2 | 1 |
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 15 |
1 | Синус, косинус, тангенс угла | 3 |
2 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 6 |
3 | Скалярное произведение векторов | 3 |
| Решение задач | 1 |
| Контрольная работа № 3 | 1 |
Глава XII. Длина окружности и площадь круга | 13 |
1 | Правильные многоугольники | 4 |
2 | Длина окружности и площадь круга | 4 |
| Решение задач | 3 |
| Контрольная работа № 4 | 1 |
Глава XIII. Движения | 7 |
1 | Понятие движения | 2 |
2 | Параллельный перенос и поворот | 2 |
| Решение задач | 2 |
| Контрольная работа №4 | 1 |
| | |
| | |
Итоговое повторение | 5 |
| Повторение. Решение задач | 4 |
| Итоговая контрольная работа | 1 |
Всего | 66 |
Календарно-тематическое планирование
Класс 9
Предмет: геометрия
Количество часов за учебный год: 66
Количество недель:33
Количество часов в неделю: 2
Плановых контрольных работ: 5
Административных контрольных работ: 1
Планирование составлено на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897 (далее ФГОС основного общего образования);
-Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
-Примерной программы основного общего образования по математике А.А.Кузнецов, М.В.Рыжаков, А.М.Кондаков – М: «Просвещение", 2010
Учебно-методический комплект:
Для учителя и учащихся: -Учебник. Геометрия 7-9. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев,- М.:Просвещение,2013.
Для учителя:
- Поурочные планы по учебнику Л.С.Атанасян и др. «Геометрия. 7-9 классы» /Т.Л.Афанасьева, Л.А. Тапилина.2006
- Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2006
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | | Дата по плану | Дата по факту |
Домашнее задание | Свид.А | Драг.Р | |
1 | Повторение. Решение задач по теме «Четырёхугольники» | Карточки | 1.09 | 6.09 | |
2 | Повторение. Решение задач по теме «Окружность» | карточки | 2.09 | 7.09 | |
Векторы (13 часов) |
3 | Понятие вектора. Равенство векторов | П79.80 №739 | 8.09 | 13.09 | |
4 | Откладывание вектора от данной точки | П81, №751. | 9.09 | 14.09 | |
5 | Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма | п.82.83 №756. | 15.09 | 20.09 | |
6 | Сумма нескольких векторов | п.84, №754 | 16.09 | 21.09 | |
7 | Вычитание векторов | П.85, №758 | 22.09 | 27.09 | |
8 | Решение задач по теме «Сложение и вычитание векторов» | П. 84, 85.№763(в,г) | 23.09 | 28.09 | |
9 | Умножение вектора на число | п.86 учить, №776(в,г), 781(б) | 29.09 | 4.10 | |
10 | Решение задач по теме «Умножение вектора на число» | п.86 повторить №784(б) | 30.09 | 5.10 | |
11 | Применение векторов к решению задач | П.87 учить, №789 | 6.10 | 11.10 | |
12 | Средняя линия трапеции | П.88 учить, №795 | 7.10 | 12.10 | |
13 | Решение задач по теме «Векторы» | Пп.86-88, РТ: №130 | 13.10 | 18.10 | |
14 | Контрольная работа № 1 по теме «Векторы» | Индив. задания | 14.10 | 19.10 | |
15 | Анализ контрольной работы | Пп. 86-88, Рт №131. | 20.10 | 25.10 | |
Метод координат (11часов) |
16 | Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам | П.89, РТ(9 класс): №1. | 21.10 | 26.10 | |
17 | Координаты вектора | П.90 учить, РТ:№5. | 27.10 | 8.11 | |
18 | Простейшие задачи в координатах | П.91-92 учить, РТ: №6. | 28.10 | 9.11 | |
19 | Простейшие задачи в координатах | П.91-92 повторить, РТ:№10,11. | 10.11 | 15.11 | |
20 | Решение задач методом координат | П.92 повторить, №955. | 11.11 | 16.11 | |
21 | Уравнение окружности | П.93,94 учить, №959(г,д), РТ: №22. | 17.11 | 22.11 | |
22 | Уравнение прямой | п.95 учить, РТ №26. | 18.11 | 23.11 | |
23 | Решение задач по теме «Уравнение окружности и прямой» | п.95 повторить, РТ №27. | 24.11 | 29.11 | |
24 | Решение задач по теме «Метод координат» | п.95 повторить, РТ №28. | 25.11 | 30.11 | |
25 | Контрольная работа № 2 по теме «Метод координат» | | 1.12 | 6.12 | |
26 | Анализ контрольной работы | п.п.93-96 повторить, №980, 985. | 2.12 | 7.12 | |
27 | Синус, косинус, тангенс угла для углов от 0° до 180° | П.97-99 учить, РТ №30. | 8.12 | 13.12 | |
28 | Синус, косинус, тангенс угла. Вывод формул. | П.97-99 повторить, №34. | 9.12 | 14.12 | |
29 | Синус, косинус, тангенс угла. Применение формул. | П.97-99 повторить, №35,36. | 15.12 | 20.12 | |
30 | Теорема о площади треугольника | П.100 учить, №38. | 16.12 | 21.12 | |
31 | Теоремы синусов и косинусов | П.101, 102 учить, №41,44. | 22.12 | 27.12 | |
32 | Решение треугольников. | П.103 учить, №46. | 23.12 | 28.12 | |
33 | Решение треугольников. Исследовательские задачи. | РТ № 47 | 12.01 | 17.01 | |
34 | Измерительные работы | РТ №48 | 13.01 | 18.01 | |
35 | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | КАРТОЧКИ | 19.01 | 24.01 | |
36 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | РТ №49 | 20.01 | 25.01 | |
37 | Скалярное произведение векторов. Свойства скалярного произведения | РТ№55,56 | 26.01 | 31.01 | |
38 | Скалярное произведение и его свойства. Применение свойств скалярного произведения векторов | РТ №57,58. | 27.01 | 1.02 | |
39 | Решение Задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | РТ №59,60 | 2.02 | 7.02 | |
40 | Контрольная работа № 3 по теме «Соотношения между Сторонами и углами треугольника. Скалярное Произведение векторов» | Индив. Задания | 3.02 | 8.02 | |
41 | Анализ контрольной работы | Карточки | 9.02 | 14.02 | |
Длина окружности и площадь круга (13 часов) |
42 | Правильный много- угольник | РТ №61,62 | 10.02 | 15.02 | |
43 | Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник | РТ №65,66. | 16.02 | 21.02 | |
44 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | РТ №70,71 | 17.02 | 22.02 | |
45 | Решение задач по теме «Правильный многоугольник» | РТ №64 | 24.02 | 28.02 | |
46 | Длина окружности | РТ №72,73 | 2.03 | 1.03 | |
47 | Решение задач по теме «Длина окружности» | РТ №74,75 | 3.03 | 7.03 | |
48 | Площадь круга и кругового сектора | рт №78,83. | 9.03 | 14.03 | |
49 | Решение задач по теме «Площадь круга и кругового сектора» | РТ №79, 84 | 10.03 | 15.03 | |
50 | Решение исследовательских задач по теме «Площадь круга и кругового сектора» | РТ №80,84 | 16.03 | 21.03 | |
51 | Решение задач с применением теорем об окружностях, на вычисление площади правильного многоугольника. | РТ №85 | 17.03 | 22.03 | |
52 | Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» | РТ №74, 75. | 23.03 | 11.04 | |
53 | Контрольная работа № 4 по теме «Длина окружности и площадь круга» | Индив. Задания | 24.03 | 12.04 | |
54 | Анализ контрольной работы | | 6.04 | 18,04 | |
Движения (7 часов) |
55 | Анализ контрольной работы . Отображение плоскости на себя. Понятие движения Свойства движения | РТ №86, 87 | 7.04 | 19,04 | |
56 | Решение задач по теме «Понятие движения. Осевая и центральная симметрии» | РТ №88 | 13.04 | 25.04 | |
57 | Параллельный перенос | РТ №89. | 14.04 | 26.04 | |
58 | Поворот | РТ №90 | 20.04 | 3.05 | |
59 | Решение Задач | РТ №91,92 | 21.04 | 10.05 | |
60 | Решение задач по теме «Виды движения» | РТ №93 | 27.04 | 16.05 | |
61 | Контрольная работа № 5 по теме «Движение» | Индив. задания | 28.04 | 17.05 | |
62 | Анализ контрольной работ. Решение задач из ОГЭ | Карточки | 4.05 | 23.05 | |
Повторение (5 часов) |
63 | Треугольники. Решение треугольников. | | 5.05 | 24.05 | |
64 | Окружность. | Задания в тетради | 11.05 | | |
65,66 | Решение задач из ОГЭ | | 12.05 18.05 19.05 25.05 | | |