СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс. Тема 2. Политика и власть

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по теме "Политика и власть" для 9 класса. Включает продуктивные задание, решение правовых ситуаций, разные формы работ, разноуровневые домашние задания. Хороший материал для динамичного урока.

Просмотр содержимого документа
«9 класс. Тема 2. Политика и власть»

Политика и власть. «Политика – это не наука, а искусство» (О. Бисмарк)

Политика и власть.

«Политика – это не наука, а искусство» (О. Бисмарк)

Послушайте притчу и ответьте на вопросы. Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы, где какая-то женщина рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания.  А затем послал к той женщине своего ученика, и тот спросил ее:  - Вы так убиваетесь, - похоже, скорбите не впервой?  - Так оно и есть, - ответила женщина. - Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор.  После от них же погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.  - Отчего же вы не покинете эти места? - спросил Конфуций.  - Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина.  - Запомни это, ученик, - сказал Конфуций.  - Жестокая власть- свирепее тигра.

Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы, где какая-то женщина рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания. А затем послал к той женщине своего ученика, и тот спросил ее: - Вы так убиваетесь, - похоже, скорбите не впервой? - Так оно и есть, - ответила женщина. - Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них же погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын. - Отчего же вы не покинете эти места? - спросил Конфуций. - Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина. - Запомни это, ученик, - сказал Конфуций. - Жестокая власть- свирепее тигра.

Кто из философов был более  близок к истине? Платон полагал что политика – это «искусство жить вместе». «Политика – это не наука, а искусство» (Отто фон Бисмарк) Макиавелли считал, что политика – это деятельность, преследующая сугубо политические цели (например, власть, единство государства и т.д.).

Кто из философов был более близок к истине?

Платон полагал что политика – это «искусство жить вместе».

«Политика – это не наука, а искусство» (Отто фон Бисмарк)

Макиавелли считал, что политика – это деятельность, преследующая сугубо политические цели (например, власть, единство государства и т.д.).

Проблемный вопрос:  - Почему общество не может нормально жить без власти? План урока: 1. Что такое политика? 2. Политическая власть. 3. Роль политики в жизни общества. 4. Политическая жизнь и СМИ.

Проблемный вопрос: - Почему общество не может нормально жить без власти?

План урока:

1. Что такое политика?

2. Политическая власть.

3. Роль политики в жизни общества.

4. Политическая жизнь и СМИ.

Что такое политика?  - Познакомьтесь с высказываниями выдающихся людей, найдите черты сходства и различия. «Политика – это не наука, а искусство» (Отто фон Бисмарк) «Политика есть умение добиваться равновесия» (Пьер Моруа) «Политика – это стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти» (Макс Вебер).

Что такое политика? - Познакомьтесь с высказываниями выдающихся людей, найдите черты сходства и различия.

«Политика – это не наука, а искусство» (Отто фон Бисмарк)

«Политика есть умение добиваться равновесия» (Пьер Моруа)

«Политика – это стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти» (Макс Вебер).

ПОЛИТИКА - это... … - это сфера определенных отношений между различными социальными группами по поводу использования институтов власти для реализации собственных интересов.

ПОЛИТИКА - это...

… - это сфера определенных отношений между различными социальными группами по поводу использования институтов власти для реализации собственных интересов.

Политическая система складывается из трех основных компонентов: политические институты – государство, партии и др.; политические нормы – конституции, законы, подзаконные акты; политическое сознание – обыденные представления о политике, власти, государстве, а т. ж. политические идеи и теории.

Политическая система складывается из трех основных компонентов:

политические институты – государство, партии и др.;

политические нормы – конституции, законы, подзаконные акты;

политическое сознание – обыденные представления о политике, власти, государстве, а т. ж. политические идеи и теории.

2. Политическая власть.  - Какие ассоциации вызывает у вас слово «власть»? 1) право и возможность распоряжаться кем – то или чем-нибудь, подчинять своей воле; 2) политическое господство, государственное управление и его органы; 3) люди, обладающие определенными правами и обязанностями, осуществляющие управление государственным аппаратом, отдельными его органами и людьми

2. Политическая власть. - Какие ассоциации вызывает у вас слово «власть»?

1) право и возможность распоряжаться кем – то или чем-нибудь, подчинять своей воле;

2) политическое господство, государственное управление и его органы;

3) люди, обладающие определенными правами и обязанностями, осуществляющие управление государственным аппаратом, отдельными его органами и людьми

Проблемное задание.  Проанализируйте следующие ситуации. Определите, что общего можно заметить в отношениях людей участвующих в них, и чем они отличаются. Ситуация 1. Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на этой неделе?»

Проблемное задание. Проанализируйте следующие ситуации. Определите, что общего можно заметить в отношениях людей участвующих в них, и чем они отличаются.

Ситуация 1. Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на этой неделе?»

Проблемное задание.  Проанализируйте следующие ситуации. Определите, что общего можно заметить в отношениях людей участвующих в них, и чем они отличаются. Ситуация 2. Франциск Ассизский, собравшись с последователями своих идей, повелел одному из верующих «говорить о Боге все, что внушил тому Дух Святой». И только тот начал исполнять приказание, как святой Франциск «наложил на него молчание».

Проблемное задание. Проанализируйте следующие ситуации. Определите, что общего можно заметить в отношениях людей участвующих в них, и чем они отличаются.

Ситуация 2. Франциск Ассизский, собравшись с последователями своих идей, повелел одному из верующих «говорить о Боге все, что внушил тому Дух Святой». И только тот начал исполнять приказание, как святой Франциск «наложил на него молчание».

Проблемное задание.  Проанализируйте следующие ситуации. Определите, что общего можно заметить в отношениях людей участвующих в них, и чем они отличаются. Ситуация 3. В спорах и разногласиях, как вспоминают видные деятели правозащитного движения, мнение академика А.Д. Сахарова часто оказывалось решающим. Главную роль играли его безукоризненная честность и признаваемая порядочность.

Проблемное задание. Проанализируйте следующие ситуации. Определите, что общего можно заметить в отношениях людей участвующих в них, и чем они отличаются.

Ситуация 3. В спорах и разногласиях, как вспоминают видные деятели правозащитного движения, мнение академика А.Д. Сахарова часто оказывалось решающим. Главную роль играли его безукоризненная честность и признаваемая порядочность.

Проблемное задание.  Проанализируйте следующие ситуации. Определите, что общего можно заметить в отношениях людей участвующих в них, и чем они отличаются. Ситуация 4. Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке, вызванной невыполнением администрацией условий трудового договора. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. Он заявил, что согласен с требованиями профсоюза, но боится остаться без работы.

Проблемное задание. Проанализируйте следующие ситуации. Определите, что общего можно заметить в отношениях людей участвующих в них, и чем они отличаются.

Ситуация 4. Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке, вызванной невыполнением администрацией условий трудового договора. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. Он заявил, что согласен с требованиями профсоюза, но боится остаться без работы.

Проблемное задание.  Проанализируйте следующие ситуации. Определите, что общего можно заметить в отношениях людей участвующих в них, и чем они отличаются. Ситуация 5. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства.

Проблемное задание. Проанализируйте следующие ситуации. Определите, что общего можно заметить в отношениях людей участвующих в них, и чем они отличаются.

Ситуация 5. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства.

Проблемное задание.  Проанализируйте следующие ситуации. Определите, что общего можно заметить в отношениях людей участвующих в них, и чем они отличаются. Ситуация 6. Президент подписал указ об амнистии. Министр юстиции и министр внутренних дел возражали против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении.

Проблемное задание. Проанализируйте следующие ситуации. Определите, что общего можно заметить в отношениях людей участвующих в них, и чем они отличаются.

Ситуация 6. Президент подписал указ об амнистии. Министр юстиции и министр внутренних дел возражали против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении.

Проблемное задание.  Проанализируйте следующие ситуации. Определите, что общего можно заметить в отношениях людей участвующих в них, и чем они отличаются. Участники рассмотренных отношений не равны между собой, так как одни властвуют (проявляют власть), а другие им подчиняются. Таким образом, ВЛАСТЬ – это отношения между людьми в процессе организации общественной жизни!

Проблемное задание. Проанализируйте следующие ситуации. Определите, что общего можно заметить в отношениях людей участвующих в них, и чем они отличаются.

Участники рассмотренных отношений не равны между собой, так как одни властвуют (проявляют власть), а другие им подчиняются. Таким образом, ВЛАСТЬ – это отношения между людьми в процессе организации общественной жизни!

Найдите определения в учебнике и запишите в тетради … в рассмотренных нами ситуациях проявлялись три формы влияния – СИЛА,  АВТОРИТЕТ и собственная ВЛАСТЬ.

Найдите определения в учебнике и запишите в тетради

… в рассмотренных нами ситуациях проявлялись три формы влияния –

СИЛА,

АВТОРИТЕТ и

собственная ВЛАСТЬ.

Работая с п.2 п.1 и рубрикой

Работая с п.2 п.1 и рубрикой "Документ" (с.5,6), выделите и проанализируйте особенности и признаки политической власти.

Особенности политической власти: 1) распространяется на все; 2) все, к кому относятся требования власти, обязаны их выполнять; 3) имеет возможность опираться на силу государства и, если необходимо, принуждать к подчинению своей воле, используя суд, полицию, армию; 4) играет большую роль в любом современном обществе.

Работая с п.2 п.1 и рубрикой

Работая с п.2 п.1 и рубрикой "Документ" (с.5,6), выделите и проанализируйте особенности и признаки политической власти.

Особенности политической власти:

Признаки политической власти:

  • легитимность; 2. публичность; 3. многообразие ресурсов (интерес, убеждение, закон, обычаи, традиции, страх); 4. верховенство над всеми иными силами общества.
3. Роль политики в жизни общества. ФУНКЦИИ (роль) политики: организационная - управление и руководство общественными процессами;  коммуникативная - обеспечение обмена информацией между людьми, диалога граждан и государства;  регулятивная - воздействие на людей, их поведение, условия жизни;  интегративная - сплочение различных слоев и групп общества с целью поддержания стабильности и порядка в обществе;  воспитательная - приобщения индивида к общественным делам, социализации личности (человек - социально активное существо).

3. Роль политики в жизни общества.

ФУНКЦИИ (роль) политики:

организационная - управление и руководство общественными процессами; коммуникативная - обеспечение обмена информацией между людьми, диалога граждан и государства; регулятивная - воздействие на людей, их поведение, условия жизни; интегративная - сплочение различных слоев и групп общества с целью поддержания стабильности и порядка в обществе; воспитательная - приобщения индивида к общественным делам, социализации личности (человек - социально активное существо).

МИНИ-ДИСКУССИЯ. Прослушайте фрагмент из драмы А.С. Пушкина

МИНИ-ДИСКУССИЯ.

Прослушайте фрагмент из драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов" и ответьте на вопросы.

МИНИ-ДИСКУССИЯ. Вопросы к классу: - Согласны ли вы с методами правления, которые использовал Борис Годунов? Обоснуйте свою точку зрения. - С какими точками зрения россиян согласуется позиция царя? - Как вы полагаете, возможна ли в настоящее время в демократическом государстве информационная закрытость власти, исповедуемая героем драмы Пушкина? Ответ обоснуйте

МИНИ-ДИСКУССИЯ.

Вопросы к классу:

- Согласны ли вы с методами правления, которые использовал Борис Годунов? Обоснуйте свою точку зрения.

- С какими точками зрения россиян согласуется позиция царя?

- Как вы полагаете, возможна ли в настоящее время в демократическом государстве информационная закрытость власти, исповедуемая героем драмы Пушкина? Ответ обоснуйте

4. Политическая жизнь и СМИ. Функции СМИ (заполните пропуски): 1) ??????????????? - доведения до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества; 2) ??????????????? - осмысление и комментирование фактов, событий, общественных процессов, организация общественного диалога; 3) ??????????????? - формирование массового сознания; 4) развлекательная.

4. Политическая жизнь и СМИ.

Функции СМИ (заполните пропуски):

1) ??????????????? - доведения до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества;

2) ??????????????? - осмысление и комментирование фактов, событий, общественных процессов, организация общественного диалога;

3) ??????????????? - формирование массового сознания;

4) развлекательная.

4. Политическая жизнь и СМИ. Функции СМИ: 1) информационная - доведения до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества; 2) аналитическая - осмысление и комментирование фактов, событий, общественных процессов, организация общественного диалога; 3) идеологическая - формирование массового сознания; 4) развлекательная.

4. Политическая жизнь и СМИ.

Функции СМИ:

1) информационная - доведения до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества;

2) аналитическая - осмысление и комментирование фактов, событий, общественных процессов, организация общественного диалога;

3) идеологическая - формирование массового сознания;

4) развлекательная.

Работа в парах поговорите о роли СМИ: подберите аргументы в защиту положительной и отрицательной роли СМИ.

Работа в парах поговорите о роли СМИ:

подберите аргументы в защиту положительной и отрицательной роли СМИ.

Позитивная роль СМИ в политической жизни общества: оперативное освещение информации - обращение внимания людей на проблемы общества; утоление информационного голода; повышение общей, в том числе и политической, культуры людей; взаимное информирование властей и населения, снятие социальной напряженности.

Позитивная роль СМИ в политической жизни общества:

  • оперативное освещение информации - обращение внимания людей на проблемы общества;
  • утоление информационного голода;
  • повышение общей, в том числе и политической, культуры людей;
  • взаимное информирование властей и населения, снятие социальной напряженности.
Негативная роль СМИ в политической жизни общества: манипуляция общественным сознанием – может быть предоставлена заведомо ложная информация (иногда из разных источников), которая откладывается в сознании людей и влияет на принятие важных решений (когда станет известна правда, цель уже достигнута); демонстрация ложных и опасных ценностей – культ насилия, грубое и пошлое поведение и т.д.; опасность подражания подростков и людей с несформированными жизненными ценностями отрицательным персонажам, которые, например, на экране никак не наказываются и даже не порицаются.

Негативная роль СМИ в политической жизни общества:

  • манипуляция общественным сознанием – может быть предоставлена заведомо ложная информация (иногда из разных источников), которая откладывается в сознании людей и влияет на принятие важных решений (когда станет известна правда, цель уже достигнута);
  • демонстрация ложных и опасных ценностей – культ насилия, грубое и пошлое поведение и т.д.;
  • опасность подражания подростков и людей с несформированными жизненными ценностями отрицательным персонажам, которые, например, на экране никак не наказываются и даже не порицаются.
РЕФЛЕКСИЯ УРОКА Я уже знал,что… Открыл для себя, что… В будущем мне важно узнать по этой теме...

РЕФЛЕКСИЯ УРОКА

Я уже знал,что…

Открыл для себя, что…

В будущем мне важно узнать по этой теме...

ДОМАШНЯЯ РАБОТА §1. “5 баллов” - задание 4* с.9 (В классе и дома) или эссе на тему «Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу» (Сенека). “ 4 балла” - на выбор 1, 2, 3 “В классе и дома” с.9. “ 3 балла” - письменно вопросы “Проверим себя”

ДОМАШНЯЯ РАБОТА

§1. “5 баллов” - задание 4* с.9 (В классе и дома) или эссе на тему «Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу» (Сенека).

“ 4 балла” - на выбор 1, 2, 3 “В классе и дома” с.9.

“ 3 балла” - письменно вопросы “Проверим себя”


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!