Политика и власть.
«Политика – это не наука, а искусство» (О. Бисмарк)
Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы, где какая-то женщина рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания. А затем послал к той женщине своего ученика, и тот спросил ее: - Вы так убиваетесь, - похоже, скорбите не впервой? - Так оно и есть, - ответила женщина. - Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них же погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын. - Отчего же вы не покинете эти места? - спросил Конфуций. - Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина. - Запомни это, ученик, - сказал Конфуций. - Жестокая власть- свирепее тигра.
Кто из философов был более близок к истине?
Платон полагал что политика – это «искусство жить вместе».
«Политика – это не наука, а искусство» (Отто фон Бисмарк)
Макиавелли считал, что политика – это деятельность, преследующая сугубо политические цели (например, власть, единство государства и т.д.).
Проблемный вопрос: - Почему общество не может нормально жить без власти?
План урока:
1. Что такое политика?
2. Политическая власть.
3. Роль политики в жизни общества.
4. Политическая жизнь и СМИ.
Что такое политика? - Познакомьтесь с высказываниями выдающихся людей, найдите черты сходства и различия.
«Политика – это не наука, а искусство» (Отто фон Бисмарк)
«Политика есть умение добиваться равновесия» (Пьер Моруа)
«Политика – это стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти» (Макс Вебер).
ПОЛИТИКА - это...
… - это сфера определенных отношений между различными социальными группами по поводу использования институтов власти для реализации собственных интересов.
Политическая система складывается из трех основных компонентов:
политические институты – государство, партии и др.;
политические нормы – конституции, законы, подзаконные акты;
политическое сознание – обыденные представления о политике, власти, государстве, а т. ж. политические идеи и теории.
2. Политическая власть. - Какие ассоциации вызывает у вас слово «власть»?
1) право и возможность распоряжаться кем – то или чем-нибудь, подчинять своей воле;
2) политическое господство, государственное управление и его органы;
3) люди, обладающие определенными правами и обязанностями, осуществляющие управление государственным аппаратом, отдельными его органами и людьми
Проблемное задание. Проанализируйте следующие ситуации. Определите, что общего можно заметить в отношениях людей участвующих в них, и чем они отличаются.
Ситуация 1. Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на этой неделе?»
Проблемное задание. Проанализируйте следующие ситуации. Определите, что общего можно заметить в отношениях людей участвующих в них, и чем они отличаются.
Ситуация 2. Франциск Ассизский, собравшись с последователями своих идей, повелел одному из верующих «говорить о Боге все, что внушил тому Дух Святой». И только тот начал исполнять приказание, как святой Франциск «наложил на него молчание».
Проблемное задание. Проанализируйте следующие ситуации. Определите, что общего можно заметить в отношениях людей участвующих в них, и чем они отличаются.
Ситуация 3. В спорах и разногласиях, как вспоминают видные деятели правозащитного движения, мнение академика А.Д. Сахарова часто оказывалось решающим. Главную роль играли его безукоризненная честность и признаваемая порядочность.
Проблемное задание. Проанализируйте следующие ситуации. Определите, что общего можно заметить в отношениях людей участвующих в них, и чем они отличаются.
Ситуация 4. Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке, вызванной невыполнением администрацией условий трудового договора. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. Он заявил, что согласен с требованиями профсоюза, но боится остаться без работы.
Проблемное задание. Проанализируйте следующие ситуации. Определите, что общего можно заметить в отношениях людей участвующих в них, и чем они отличаются.
Ситуация 5. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства.
Проблемное задание. Проанализируйте следующие ситуации. Определите, что общего можно заметить в отношениях людей участвующих в них, и чем они отличаются.
Ситуация 6. Президент подписал указ об амнистии. Министр юстиции и министр внутренних дел возражали против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении.
Проблемное задание. Проанализируйте следующие ситуации. Определите, что общего можно заметить в отношениях людей участвующих в них, и чем они отличаются.
Участники рассмотренных отношений не равны между собой, так как одни властвуют (проявляют власть), а другие им подчиняются. Таким образом, ВЛАСТЬ – это отношения между людьми в процессе организации общественной жизни!
Найдите определения в учебнике и запишите в тетради
… в рассмотренных нами ситуациях проявлялись три формы влияния –
СИЛА,
АВТОРИТЕТ и
собственная ВЛАСТЬ.
Работая с п.2 п.1 и рубрикой "Документ" (с.5,6), выделите и проанализируйте особенности и признаки политической власти.
Особенности политической власти: 1) распространяется на все; 2) все, к кому относятся требования власти, обязаны их выполнять; 3) имеет возможность опираться на силу государства и, если необходимо, принуждать к подчинению своей воле, используя суд, полицию, армию; 4) играет большую роль в любом современном обществе.
Работая с п.2 п.1 и рубрикой "Документ" (с.5,6), выделите и проанализируйте особенности и признаки политической власти.
Особенности политической власти:
Признаки политической власти:
- легитимность; 2. публичность; 3. многообразие ресурсов (интерес, убеждение, закон, обычаи, традиции, страх); 4. верховенство над всеми иными силами общества.
3. Роль политики в жизни общества.
ФУНКЦИИ (роль) политики:
организационная - управление и руководство общественными процессами; коммуникативная - обеспечение обмена информацией между людьми, диалога граждан и государства; регулятивная - воздействие на людей, их поведение, условия жизни; интегративная - сплочение различных слоев и групп общества с целью поддержания стабильности и порядка в обществе; воспитательная - приобщения индивида к общественным делам, социализации личности (человек - социально активное существо).
МИНИ-ДИСКУССИЯ.
Прослушайте фрагмент из драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов" и ответьте на вопросы.
МИНИ-ДИСКУССИЯ.
Вопросы к классу:
- Согласны ли вы с методами правления, которые использовал Борис Годунов? Обоснуйте свою точку зрения.
- С какими точками зрения россиян согласуется позиция царя?
- Как вы полагаете, возможна ли в настоящее время в демократическом государстве информационная закрытость власти, исповедуемая героем драмы Пушкина? Ответ обоснуйте
4. Политическая жизнь и СМИ.
Функции СМИ (заполните пропуски):
1) ??????????????? - доведения до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества;
2) ??????????????? - осмысление и комментирование фактов, событий, общественных процессов, организация общественного диалога;
3) ??????????????? - формирование массового сознания;
4) развлекательная.
4. Политическая жизнь и СМИ.
Функции СМИ:
1) информационная - доведения до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества;
2) аналитическая - осмысление и комментирование фактов, событий, общественных процессов, организация общественного диалога;
3) идеологическая - формирование массового сознания;
4) развлекательная.
Работа в парах поговорите о роли СМИ:
подберите аргументы в защиту положительной и отрицательной роли СМИ.
Позитивная роль СМИ в политической жизни общества:
- оперативное освещение информации - обращение внимания людей на проблемы общества;
- утоление информационного голода;
- повышение общей, в том числе и политической, культуры людей;
- взаимное информирование властей и населения, снятие социальной напряженности.
Негативная роль СМИ в политической жизни общества:
- манипуляция общественным сознанием – может быть предоставлена заведомо ложная информация (иногда из разных источников), которая откладывается в сознании людей и влияет на принятие важных решений (когда станет известна правда, цель уже достигнута);
- демонстрация ложных и опасных ценностей – культ насилия, грубое и пошлое поведение и т.д.;
- опасность подражания подростков и людей с несформированными жизненными ценностями отрицательным персонажам, которые, например, на экране никак не наказываются и даже не порицаются.
РЕФЛЕКСИЯ УРОКА
Я уже знал,что…
Открыл для себя, что…
В будущем мне важно узнать по этой теме...
ДОМАШНЯЯ РАБОТА
§1. “5 баллов” - задание 4* с.9 (В классе и дома) или эссе на тему «Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу» (Сенека).
“ 4 балла” - на выбор 1, 2, 3 “В классе и дома” с.9.
“ 3 балла” - письменно вопросы “Проверим себя”