СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по обществознанию. 11 класс. Тема: «Экономика и государство».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по обществознанию. 11 класс (тема рассчитана на 2 урока).

Тема: «Экономика и государство». Учебник: «Обществознание» под редакцией Боголюбова Л.Н.,

издательство «Просвещение» 2016 г.

 

 

 Цель урока: рассмотреть роль государства в рыночной экономике, сформировать первоначальные представления и базовые умения, необходимые для ориентации в экономической жизни.

Задачи урока:

  • Образовательные: Расширить представления обучающихся о государстве как одном из основных регуляторов экономической жизни общества;

          Охарактеризовать экономические функции государства, пути и методы государственного регулирования экономики; познакомить учащихся с различными взглядами ученых на масштабы и способы вмешательства государства в экономику; раскрыть цели и методы осуществления государством фискальной и монетарной политики; определить значение государства для эффективного функционирования рыночной системы хозяйствования.

  • Развивающие: совершенствовать навыки актуализации знаний, умения анализировать источники, учебный текст, систематизировать полученные данные, высказывать своё мнение по проблеме;
  • Воспитательные: воспитывать экономическую культуру учащихся.
  • Тип урока: урок рефлексии (комбинированный урок)

План урока:

  1. Экономические функции государства.
  2. Какой инструмент регулирования экономики выбрать.
  3. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
  4. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

5.   Рефлексия.

 

Основные понятия:

Экономическая политика

Общественные блага

Внешние эффекты

Монетаристы

Кейнсианство

Учетная процентная ставка

Инфляция

Государственный бюджет

Налоги

Государственный долг

                                                    Ход урока

 

  1. Актуализация опорных знаний по предыдущей теме:

 Домашнее задание проверяется в форме синквейнов:

 1. Бизнес 2. Самостоятельный, рискованный 3. Предпринимать, осуществлять, предотвращать 4. Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли 5. Предпринимательство

 

1.Банковский кредит

2.Краткосрочный, долгосрочный

3.Выдается, возвращается, используется

4. Ба́нковский креди́т представляет собой, с одной стороны, денежную сумму, предоставляемую банком на определённый срок и на определённых условиях, а с другой стороны — определённую технологию удовлетворения заявленной заёмщиком финансовой потребности.

5. Заем.

1.Менеджмент.

2.Простой, сложный.

3. Организовывает, планирует, руководит, контролирует.

4. Менеджмент - это одно из направлений современной экономической науки, направленное на создание, планирование и реализацию плана развития предприятия, организации,   с целью  максимизаци прибыли фирмы.

5.Администрирование.

1.Маркетинг.

2.Географический, демографический.

3.Изучает, проникает, разрабатывает.

4. Маркетинг – это совокупность процессов, направленных на создание, продвижение и предоставление продукта покупателям, а также управление взаимоотношениями с ними. 

5.Рыночная деятельность.

Изучение новой темы:

1. В условиях рынка государство реализует пять основных функций.

Работа с учебником: стр.78-82 (поиск информации)

Функция законодательного регулирования. Законодательные органы государственной власти принимают законы, основная задача которых – регулировать отдельные сферы экономики. Для успешного функционирования экономической системы необходимо правовое регулирование коммерческой деятельности, корректная антимонопольная законодательная база, судебная защита имущественных интересов граждан и коммерческих фирм, контроль за рациональным использованием природных ресурсов и охрана окружающей среды.

Функция предоставления общественных благ. То есть таких товаров и услуг, которые не могут быть даны отдельным лицам без предоставления их другим. Такие блага доступны для всех людей, и за пользование ими не взимается плата. На таких условиях и в таком объеме производством подобных услуг, кроме государства, практически никто не занимается. Мы говорим о содержании вооруженных сил, органов управления, части услуг здравоохранения, образования, культуры, государственных СМИ и еще целого ряда общественных благ.

Общественные блага  это товары и услуги, предоставляемые государством на равных началах и отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально.

Функция социальной политики. Её выполнение позволяет обеспечивать нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, национальности, здоровья. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий для людей с ограниченными возможностями, детям, одиноким матерям, тем, кто не имеет работы; выделение необходимых средств на здравоохранение, культуру, просвещение, транспорт, связь и многие другие аспекты социальной защиты – все то, что позволяет людям не просто существовать, а вести активную достойную жизнь.

Функция обеспечения экономического роста. Важнейшей экономической функцией государства является поддержка и развитие отраслей народного хозяйства – космонавтики, связи, сельского хозяйства, атомной и оборонной промышленности, фундаментальной науки, энергетики и ряда других областей, в которых государство порой выступает и как собственник средств производства.

Функция стабилизации экономики. Государство должно активно контролировать хозяйственную деятельность, не допуская резкого, «бумообразного» подъема, высоких инфляций, баланс экспорта и импорта; обеспечивать высокую занятость населения.

Все названные экономические цели государства не в полной мере однозначны и могут содержать определенные противоречия.

Вопрос  обучающимся: в чем, на ваш взгляд, заключаются данные противоречия?

Предполагаемые ответы:

 само понятие «справедливое распределение доходов» неоднозначно. Например, предприниматели считают, что 13% налога на их личные доходы – это справедливое решение. Другие граждане полагают, что для людей с высокими доходами больше подходит прогрессивное налогообложение, при котором налоговые ставки возрастают (ступенчатым образом) по мере роста облагаемого дохода налогоплательщика.

Еще один сложный аспект данного вопроса: нужно ли платить пенсии по старости тем лицам, которые по разным причинам никогда не работали? Одна часть граждан считает, что, следуя принципу гуманизма, необходимо платить небольшую пенсию. Другая часть граждан занимает более категоричную позицию и считает, что этого делать не нужно, поскольку деньги придется брать из общего пенсионного фонда, куда делали вклад другие люди. В этом случае распределение становится несправедливым и произвольным.

Еще одно противоречие связано с тем, что сами экономические цели вступают в противоречие друг с другом или являются взаимообусловленными, связанными между собой. Например, для того чтобы решить проблему бедности и низких доходов, нужно достичь полной занятости, что будет означать ликвидацию безработицы.

Учитывая все обозначенные обстоятельства, становится очевидно, что государство либо «спасает», стабилизирует экономику, если есть в этом необходимость, либо придерживается структурного направления её развития, в рамках которого предпринимаются попытки обеспечить её сбалансированное развитие. Перспектива экономически справедливого общественного устройства, несомненно, содержит в себе огромный преобразовательный потенциал.

2 взгляда,  отражающих различные направления в экономической теории - монетаризм и кейнсианство:

монетаристы: Д.Юм, М.Фридмен.

кейнсианство: Дж. Кейнс.

3.  3 и 4 вопросы разбираются с использованием основных понятий:

 Обучающимся предлагается выделить признаки основных понятий (сущностные черты, структуру понятий):

1.Денежно-кредитная политика (монетарная политика)- стр.84-85

2.Бюджетно-налоговая политика (фискальная политика)- стр.85-86

4.Рефлексия:  (применение заданий тренировочного модуля по данной теме; задания выводятся на экран с помощью проектора).

1 пример: в средствах массовой информации появились заголовки и статьи следующего содержания:

«Правительство печатает деньги!», «Девальвация» «Обесценивание, снижение покупательской способности денег проявилось в росте цен. Раньше Вы могли купить муку по цене 23 руб. за кг, теперь на эту сумму вы приобретете только 450 г. точно такого же товара. Ваша покупательская способность стала в два раза меньше!»

Какая функция экономической политики государства должна быть реализована прежде всего?

Функция _____ экономики.

В данном типе задания необходимо вставить пропущенное название функции. Прежде всего вам необходимо актуализировать все пять функций, о которых шла речь в представленном теоретическом материале: законодательного регулирования, предоставления общественных благ, социальной политики, обеспечения экономического роста, стабилизации экономики. Далее, вам необходимо внимательно прочитать представленные лозунги и подумать, о каких процессах идет речь. «…снижении покупательской способности денег» – это прямое указание на инфляцию, а контроль за высокой инфляцией – это стабилизационная функция экономики. Значит, необходимо вписать слово «стабилизация».

Ответ: стабилизация.

2 пример задания из практического модуля об экономических функциях государства в рыночной экономике:

для того,чтобы корректно выполнить данное задание, необходимо:

  • расшифровать аббревиатуру МРОТ – минимальный размер оплаты труда, а он устанавливается государством, и это функция социальной политики;
  • соотнести понятие «армия» и необходимость безопасности как возможности и доступности абсолютно для всех, а это значит, что армия – пример реализации функции предоставления общественных благ;
  • дать определение понятию «гиперинфляция» (неконтролируемый рост цен) и соотнести этот процесс с необходимостью скорректировать его, следовательно, речь идет о функции стабилизации экономики;
  • рассмотреть экологию как окружающую среду, которую необходимо охранять и контролировать её рациональное использование, а это функция законодательного регулирования;
  • определить понятие «космонавтика» как важнейшую наукоёмкую отрасль народного хозяйства, и станет очевидно, что речь идет о реализации функции экономического роста.

 

Домашнее задание: п.7, вопрос 3, стр.90.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!