СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №15. Философские раздумья А.С.Пушкина о смысле жизни. Утверждение высокого предназначения поэта

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. вести идейно-тематический анализ произведений Пушкина на философскую тему;
  2. развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, логическое мышление через умение сопоставлять, делать отбор материала, соответствующего теме произведения; анализировать стихотворение, давать ему оценку;
  3. способствовать формированию эмоционального глубоко личностного восприятия пушкинской лирики  и устойчивого к ней интереса, обогащению субъективного мировосприятия учеников  и приятию ими ценностной базы, заложенной в лирике поэта; воспитывать толерантность, умение понимать и принимать мнение другого человека

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №15 Философская лирика Пушкина»

9 класс

Урок 15.

Философские раздумья о смысле жизни. Утверждение высокого предназначения поэта

Цели:

  1. способствовать переосмыслению опыта, накопленного в процессе работы над темой «Лирика Пушкина», строить на его основе новые умозаключения, вести идейно-тематический анализ стихотворений на философскую тему;

  2. развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, логическое мышление через умение сопоставлять, делать отбор материала, соответствующего теме произведения; анализировать стихотворение, давать ему оценку;

  3. способствовать формированию эмоционального глубоко личностного восприятия пушкинской лирики и устойчивого к ней интереса, обогащению субъективного мировосприятия учеников и приятию ими ценностной базы, заложенной в лирике поэта; воспитывать толерантность, умение понимать и принимать мнение другого человека

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают философские произведения Пушкина, определяют идейно-тематическое своеобразие стихотворений поэта на философскую тему, составляют цитатник философской лирики поэта и ключевых понятий каждого стихотворения; проводят сопоставление Декларации Прав человека и лирических произведений поэта; развивают монологическую и диалогическую речь

Оборудование:

флипчарт, презентация, РМ – тексты стихотворений, задания для работы в группах, листы А-3, маркеры

Тип урока:

урок-исследование

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

(флипчарт №1 «Тема урока»)

Здравствуйте, ребята! Тема урока у нас необычная – мы будем сегодня говорить о философской лирике А.С.Пушкина.

Сегодняшний урок - это урок-исследование, весь урок мы будем работать в группах.

(флипчарт №2 «Словарь урока»)

Дома вы работали со специальной лексикой: к сегодняшнему уроку вы должны были найти значение некоторых слов – вы видите их на доске. Есть они и в раздаточном материале на столах, кроме того, там же вы найдете тексты стихотворений, и некоторые другие материалы, которые вам понадобятся.

Приветствуют учителя.

Записывают тему урока.

Знакомятся со «Словарем урока»

  1. Целеполагание.


- А какие ассоциации возникают у вас при слове «философия»?

- Мы тоже готовились к этому разговору и задавали этот же вопрос себе. Что у нас получилось, вы можете видеть на доске:

(флипчарт №3 схема «Философия»)

- Итак, мы видим, что здесь собрались люди, готовые к серьезному разговору по теме урока

(Снова появляется флипчарт № 1)

- А эпиграфом к уроку мы взяли слова А.С. Пушкина: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная»

(флипчарт №4 «Тема и эпиграф»)

- Какие же цели мы себе поставим?

Одна из главных целей нашего урока – составление своеобразного цитатника философской лирики поэта и ключевых понятий каждого стихотворения. Этот документ будет существовать после нашего урока и в цифровом виде, и в виде учебных брошюр, к которым вы всегда сможете обратиться, готовясь к урокам, экзаменам, да и просто, чтобы сверить свою жизнь с особым пушкинским «компасом».


Подбирают ассоциации к слову «философия»







Записывают эпиграф урока.

Определяют цели урока.

  1. Объяснение нового материала

- Итак, наше первое задание: на экране вы видите цитаты из произведений А.С.Пушкина, относящихся к раннему этапу его творческой деятельности. Расположите цитаты в порядке, показывающем изменения в мировоззрении поэта.

(флипчарт №5 «Цитаты»)

- Почему? Согласны?

- Если цитаты будут расположены верно, то на экране появятся ключевые понятия каждого стихотворения.

Второе задание: а теперь распределите слова под цитатами, найдите слову его место.

(флипчарт № 6 «Цитаты и понятия»)

-Эти стихотворения относятся к началу поэтической жизни. А теперь мы представим вам слова, понятия, определяющие настроение поэта, видение им своего места в жизни в другой период творчества. Эти слова вы видите слева, а справа закрыты шторкой соответствующие им стихотворения. Попробуйте «угадать» их названия.

(флипчарт № 7 «Понятия и стихотворение»)

(Флипчарт № 7 «Вакхическая песнь»)

- Выберите слова для нашего цитатника

-Но в жизни А.С. Пушкина были и другие дни, другие строчки и совсем иным представлялся мир вокруг

(Флипчарт № 8 «Стихи, написанные ночью…» и «Дар напрасный…»)

- Какие цитаты мы берем для нашего сборника? Подчеркните их

- Ребята, материал огромен, а времени у нас, к сожалению, мало. Давайте разделимся на группы и попробуем ответить на трудные вопросы по 4 стихотворениям. Задание вы видите на экране:

На экране:

Философская лирика А.С. Пушкина

Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная

А.С. Пушкин

Задание: каждая группа думает над своим вопросом, готовит на него ответ, предлагает ключевое понятие и опорные цитаты для цитатника. Члены группы принимают участие в обсуждении проблемных вопросов других групп.

Вопросы для групп.

1 группа

Стихотворение называется «Элегия» - оправдано ли его название содержанием?

2 группа

«Брожу ли я вдоль улиц темных…» - стихотворение наполнено мыслями о смерти. Можно ли считать А.С. Пушкина пессимистом?

3 группа

Какие смысловые параллели проводит А.С. Пушкин в стихотворении «… Вновь я посетил»?

4 группа

Можно ли назвать стихотворение «Из Пиндемонти» поэтической декларацией прав человека, появившейся задолго до официального документа, принятого ООН в 1948 году?

(Флипчарт № 9 «»Элегия», «Брожу ли я…», «Вновь я посетил», «Из Пиндемонти»)

Сопоставление текста Декларации Прав человека с поэтическими строками Пушкина:

  1. «Путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

  2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами.

  3. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать свое местожительство Каждый имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну» (В стихотворении: «По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам…»)

  4. «Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии» (А это положение совпадает с мнением поэта о роли и месте цензуры)

  5. Каждый имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их.

  6. Каждый имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством. («Вот счастье, вот блаженство»)

Вывод учителя: Стихотворение А.С. Пушкина (Из Пиндемонти)это своеобразная поэтическая декларация прав человека, которая и была провозглашена А.С. Пушкиным задолго до принятия Всеобщей декларацией прав человека, придуманной, провозглашенной и принятой резолюцией ООН больше века спустя, в 1948 году.

Выстраивают ряд цитат, обосновывают свою логику, определяют ключевые понятия стихотворений и названия стихотворений, дополняют «словарь урока» - цитатник философской лирики поэта.





















Делятся на группы при помощи карточек, на которых написаны названия стихотворений





Обсуждают проблемные вопросы в группах, работают на листах, а затем на доске пишут ключевые понятия стихотворения, которые попытались сформулировать сами, выделяют маркером цитаты.

Сопоставляют текст Декларации Прав человека с поэтическими строками Пушкина, дают комментарии


  1. Рефлексия.

  • Возвращаемся к схеме «Философия»

  • Помог ли урок разобраться вам с тем, что такое философия?

  • Стала ли вам понятна философская лирика поэта?

Дополняют ассоциативную карту, определяют основные философские темы, проблемы, мысли в лирике Пушкина

Домашнее задание:

  1. Выучить наизусть «Памятник».

  2. Подготовить сообщения по теме «Пушкин о назначении поэзии и поэта».

Записывают домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Брожу ли я вдоль улиц шумных»

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.


Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды -

И чей-нибудь уж близок час.


Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.


Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю; прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.


День каждый, каждую годину

Привык я думой провождать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.


И где мне смерть пошлет судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?


И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне все б хотелось почивать.


И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять

.

Просмотр содержимого документа
«ВАКХИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ»

ВАКХИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ



Что смолкнул веселия глас?

Раздайтесь, вакхальны припевы!

Да здравствуют нежные девы

И юные жены, любившие нас!

Полнее стакан наливайте!

На звонкое дно

В густое вино

Заветные кольца бросайте!

Подымем стаканы, содвинем их разом!

Да здравствуют музы, да здравствует разум!

Ты, солнце святое, гори!

Как эта лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Просмотр содержимого документа
«Вновь я посетил»

...Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

Уж десять лет ушло с тех пор - и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я - но здесь опять

Минувшее меня объемлет живо,

И, кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах.

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет - уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора.


Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим - и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны...

Меж нив златых и пажитей зеленых

Оно, синея, стелется широко;

Через его неведомые воды

Плывет рыбак и тянет за собой

Убогий невод. По брегам отлогим

Рассеяны деревни - там за ними

Скривилась мельница, насилу крылья

Ворочая при ветре...

На границе

Владений дедовских, на месте том,

Где в гору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны

Стоят - одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко, - здесь, когда их мимо

Я проезжал верхом при свете лунном,

Знакомым шумом шорох их вершин

Меня приветствовал. По той дороге

Теперь поехал я и пред собою

Увидел их опять. Они все те же,

Все тот же их, знакомый уху шорох -

Но около корней их устарелых

(Где некогда все было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья; кусты теснятся

Под сенью их как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему все пусто.

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет

.

Просмотр содержимого документа
«ИЗ ПИНДЕМОНТИ»

(ИЗ ПИНДЕМОНТИ)


Не дорого ценю я громкие права,

От коих не одна кружится голова.

Я не ропщу о том, что отказали боги

Мне в сладкой участи оспоривать налоги

Или мешать царям друг с другом воевать;

И мало горя мне, свободно ли печать

Морочит олухов, иль чуткая цензура

В журнальных замыслах стесняет балагура.

Все это, видите ль, слова, слова, слова {1}

Иные, лучшие, мне дороги права;

Иная, лучшая, потребна мне свобода:

Зависеть от царя, зависеть от народа -

Не все ли нам равно? Бог с ними.

Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

Вот счастье! вот права...

Просмотр содержимого документа
«РМ -вопросы для групп»

Философская лирика А.С. Пушкина

Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная

А.С. Пушкин

ФИЛОСОФИЯ (от фил... и греч. sophia — мудрость), форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека.

Основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык.

Задание: каждая группа думает над своим вопросом, готовит на него ответ, предлагает ключевое понятие и опорные цитаты для цитатника. Члены группы принимают участие в обсуждении проблемных вопросов других групп.


Вопросы для групп.

1 группа

Стихотворение называется «Элегия» - оправдано ли его название содержанием?

2 группа

«Брожу ли я вдоль улиц темных…» - стихотворение наполнено мыслями о смерти. Можно ли считать А.С. Пушкина пессимистом?

3 группа

Какие смысловые параллели проводит А.С. Пушкин в стихотворении «… Вновь я посетил»?

4 группа

Можно ли назвать стихотворение «Из Пиндемонти» поэтической декларацией прав человека, появившейся задолго до официального документа, принятого ООН в 1948 году?

Философская лирика А.С. Пушкина

Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная

А.С. Пушкин

ФИЛОСОФИЯ (от фил... и греч. sophia — мудрость), форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека.

Основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык.

Задание: каждая группа думает над своим вопросом, готовит на него ответ, предлагает ключевое понятие и опорные цитаты для цитатника. Члены группы принимают участие в обсуждении проблемных вопросов других групп.


Вопросы для групп.

1 группа

Стихотворение называется «Элегия» - оправдано ли его название содержанием?

2 группа

«Брожу ли я вдоль улиц темных…» - стихотворение наполнено мыслями о смерти. Можно ли считать А.С. Пушкина пессимистом?

3 группа

Какие смысловые параллели проводит А.С. Пушкин в стихотворении «… Вновь я посетил»?

4 группа

Можно ли назвать стихотворение «Из Пиндемонти» поэтической декларацией прав человека, появившейся задолго до официального документа, принятого ООН в 1948 году?

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации к использованию флипчартов»



Рекомендации к использованию флипчартов


Цели:

  • Сформировать представление о философской лирике А.С.Пушкина;

  • развивать умения анализировать произведения поэта, определять авторскую позицию;

  • учить приемам аргументации собственного мнения.


Основной метод – фронтальная беседа по содержанию текста с опорой на интерактивное сопровождение.

Работа проходит в группах. На столах лежат распечатки материалов урока : «Словарь урока», тексты стихотворений А.С.Пушкина, план анализа стихотворений.


Пояснения к презентации:

  • 1,2,3 слайд - предварительное введение в тему с помощью эпиграфа, словаря урока, образно-графической схемы «Философия» с целью активизации восприятия предложенных текстов.

  • С 5 по 8 слайды – закрепление навыка сопоставления темы с текстом стихотворений, выделения ключевых слов, цитат.


  • 9 слайд – отработка навыков определения роли языковых средств для уточнения позиции автора, анализ стихотворений




Просмотр содержимого документа
«ЭЛЕГИЯ»

ЭЛЕГИЯ


Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино - печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.


Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть - на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Просмотр содержимого документа
«опрос»

26 мая 1799


1811


С кем сближается П. в лицее


Какую оду читал П. на экзамене


Кто присутствовал на экзамене


В каких обществах состоял П.


Какую литературную кличку получил П.


Родовое имение, куда приехал П. после лицея


Какие произведения относятся к его ранней политической лирике (названия и годы)


1818-1820


Назовите «южные» романтические поэмы


Куда сослали П. в 1824


Какие произведения создает здесь П.



Как звали жену П.


Какие произведения написаны в Болдино



Произведения, созданные в последние годы жизни



Где, когда и с кем состоялся поединок П.


Дата смерти



26 мая 1799


1811


С кем сближается П. в лицее


Какую оду читал П. на экзамене


Кто присутствовал на экзамене


В каких обществах состоял П.


Какую литературную кличку получил П.


Родовое имение, куда приехал П. после лицея


Какие произведения относятся к его ранней политической лирике (названия и годы)


1818-1820


Назовите «южные» романтические поэмы


Куда сослали П. в 1824


Какие произведения создает здесь П.



Как звали жену П.


Какие произведения написаны в Болдино



Произведения, созданные в последние годы жизни



Где, когда и с кем состоялся поединок П.


Дата смерти



Просмотр содержимого презентации
«9 класс Урок №15 Философская лирика Пушкина»

Следовать за мыслями великого человека  есть наука самая занимательная А.С.Пушкин

Следовать за мыслями великого человека

есть наука самая занимательная

А.С.Пушкин

Стихотворения 1818 -1829гг. Стихотворения 1829 -1836гг. Опорная лексика к сочинению по теме «Философская лирика А.С.Пушкина Поэтическое «завещание» поэта

Стихотворения 1818 -1829гг.

Стихотворения 1829 -1836гг.

Опорная лексика к сочинению по теме «Философская лирика А.С.Пушкина

Поэтическое «завещание» поэта

«К Чаадаеву» «Демон» «Вольность» «Деревня» «Воспоминания в Царском Селе» «Вакхическая песня»

«К Чаадаеву»

«Демон»

«Вольность»

«Деревня»

«Воспоминания

в Царском Селе»

«Вакхическая песня»

Основная мысль фрагмента стихотворения Поэтические цитаты из стихотворений разных лет       Романтические порывы, жажда преобразований Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы… Из стихотворения «К Чаадаеву», 1818

Основная мысль фрагмента стихотворения

Поэтические цитаты из стихотворений разных лет

Романтические порывы, жажда преобразований

Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы…

Из стихотворения «К Чаадаеву», 1818

Основная мысль фрагмента стихотворения Поэтические цитаты из стихотворений разных лет    Отрицание миропорядка, боль за Отечество  Не верил он любви, свободе; на жизнь насмешливо глядел…   Из стихотворения « Демон»1823 Везде бичи, везде железы… Из стихотворения«Вольность»1818  Везде невежества убийственный позор…«  Из стихотворения «Деревня»1819

Основная мысль фрагмента стихотворения

Поэтические цитаты из стихотворений разных лет

Отрицание миропорядка, боль за Отечество

  • Не верил он любви, свободе; на жизнь насмешливо глядел…

Из стихотворения « Демон»1823

  • Везде бичи, везде железы… Из стихотворения«Вольность»1818
  • Везде невежества убийственный позор…«

Из стихотворения «Деревня»1819

Основная мысль фрагмента стихотворения Поэтические цитаты из стихотворений разных лет  В пылу восторгов скоротечных,    Чувство вины за бесплодно растраченные силы  В бесплодном вихре суеты,  О, много расточил сокровищ я сердечных  За недоступные мечты… Из стихотворения «Воспоминания в Царском Селе»,1829

Основная мысль фрагмента стихотворения

Поэтические цитаты из стихотворений разных лет

  • В пылу восторгов скоротечных,

Чувство вины за бесплодно растраченные силы

В бесплодном вихре суеты,

О, много расточил сокровищ я сердечных

За недоступные мечты…

Из стихотворения

«Воспоминания в Царском Селе»,1829

Основная мысль фрагмента стихотворения Поэтические цитаты из стихотворений разных лет     Вера в разум, выстраданный оптимизм Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари, Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума. Да здравствует солнце, да скроется тьма! Из стихотворения «Вакхическая песня» 1825

Основная мысль фрагмента стихотворения

Поэтические цитаты из стихотворений разных лет

Вера в разум,

выстраданный оптимизм

Как эта лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Из стихотворения

«Вакхическая песня» 1825

Основная мысль фрагмента стихотворения Поэтические цитаты из стихотворений разных лет … Жизни мышья беготня... Что тревожишь ты меня? Что ты значишь, скучный шепот? Укоризна, или ропот Мной утраченного дня? От меня чего ты хочешь? Ты зовешь или пророчишь? Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу...     Отчаяние, бесцельность, бесприютность, поиски смысла жизни

Основная мысль фрагмента стихотворения

Поэтические цитаты из стихотворений разных лет

Жизни мышья беготня...

Что тревожишь ты меня?

Что ты значишь, скучный шепот?

Укоризна, или ропот

Мной утраченного дня?

От меня чего ты хочешь?

Ты зовешь или пророчишь?

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу...

Отчаяние, бесцельность,

бесприютность, поиски смысла жизни

Основная мысль фрагмента стихотворения Поэтические цитаты из стихотворений разных лет Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды - И чей-нибудь уж близок час…     Ощущение скоротечности бытия. Вечный круговорот жизни.

Основная мысль фрагмента стихотворения

Поэтические цитаты из стихотворений разных лет

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды -

И чей-нибудь уж близок час…

Ощущение скоротечности бытия. Вечный круговорот жизни.

День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать. И где мне смерть пошлет судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина Мой примет охладелый прах? И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать.    Ощущение скоротечности бытия. Вечный круговорот жизни.    Осознание непреходящей ценности чувства Родины, родной земли

День каждый, каждую годину

Привык я думой провождать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлет судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне все б хотелось почивать.

Ощущение скоротечности бытия. Вечный круговорот жизни.

Осознание непреходящей ценности чувства Родины, родной земли

Основная мысль фрагмента стихотворения Поэтические цитаты из стихотворений разных лет  Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино - печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;     Жить – это значит «мыслить и страдать »

Основная мысль фрагмента стихотворения

Поэтические цитаты из стихотворений разных лет

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино - печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

Жить – это значит «мыслить и страдать »

Основная мысль фрагмента стихотворения Поэтические цитаты из стихотворений разных лет  И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть - на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной.     Жажда познания.    Страстное приятие жизни

Основная мысль фрагмента стихотворения

Поэтические цитаты из стихотворений разных лет

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть - на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Жажда познания.

Страстное приятие жизни

Основная мысль фрагмента стихотворения Поэтические цитаты из стихотворений разных лет  (Где некогда все было пусто, голо) Теперь младая роща разрослась, Зеленая семья; кусты теснятся Под сенью их как дети. А вдали Стоит один угрюмый их товарищ, Как старый холостяк, и вкруг него По-прежнему все пусто.     Неизбежная смена поколений

Основная мысль фрагмента стихотворения

Поэтические цитаты из стихотворений разных лет

(Где некогда все было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья; кусты теснятся

Под сенью их как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему все пусто.

Неизбежная смена поколений

Здравствуй, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст, Когда перерастешь моих знакомцев И старую главу их заслонишь От глаз прохожего. Но пусть мой внук Услышит ваш приветный шум, когда, С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет.   Неизбежная смена поколений,    Память потомков - связующее звено детей и и отцов, дедов и внуков

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

Неизбежная смена поколений,

Память потомков - связующее звено детей и

и отцов, дедов и внуков

Основная мысль фрагмента стихотворения Поэтические цитаты из стихотворений разных лет Иные, лучшие, мне дороги права; Иная, лучшая, потребна мне свобода: Зависеть от царя, зависеть от народа - Не все ли нам равно? Бог с ними.       Право человека на свободу во всех её проявлениях

Основная мысль фрагмента стихотворения

Поэтические цитаты из стихотворений разных лет

Иные, лучшие, мне дороги права;

Иная, лучшая, потребна мне свобода:

Зависеть от царя, зависеть от народа -

Не все ли нам равно? Бог с ними.

Право человека на свободу во всех её проявлениях

Основная мысль фрагмента стихотворения Поэтические цитаты из стихотворений разных лет … Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья… Вот счастье! вот права ...     ценность личности художника и человека вообще

Основная мысль фрагмента стихотворения

Поэтические цитаты из стихотворений разных лет

Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья…

Вот счастье! вот права ...

ценность личности художника и человека вообще

К сочинению по теме «Философская лирика А.С.Пушкина»

К сочинению по теме «Философская лирика А.С.Пушкина»

Я вижу…(слышу, полагаю, думаю) Одно из интересных, на мой взгляд,… Можно заметить… Как хочется… Люблю перечитывать… Не знаю лучше… Хотелось бы думать… Эмоционально-оценочного значения

Я вижу…(слышу, полагаю, думаю)

Одно из интересных, на мой взгляд,…

Можно заметить…

Как хочется…

Люблю перечитывать…

Не знаю лучше…

Хотелось бы думать…

Эмоционально-оценочного значения

Пафос Открытие прекрасного Пушкинская вера Проникновенный лиризм Романтический взгляд  Гимн любви Символ веры Жизнеутверждение Оптимизм Верность друзьям

Пафос

Открытие прекрасного

Пушкинская вера

Проникновенный лиризм

Романтический взгляд

Гимн любви

Символ веры

Жизнеутверждение

Оптимизм

Верность друзьям

Стихотворение – одно из любимейших, потому что… Неторопливо, раздумчиво, свободно и естественно движется… В каждой строке чувствуется… Так постепенно поэт переходит к… Среди других произведений этих лет… Это стихотворение – исповедь… Первые строки…Но уже в следующей строфе… Резкая смена интонаций ведёт… Что означают эти слова? Нет, не случайно поэт…

Стихотворение – одно из любимейших, потому что…

Неторопливо, раздумчиво, свободно и естественно движется…

В каждой строке чувствуется…

Так постепенно поэт переходит к…

Среди других произведений этих лет…

Это стихотворение – исповедь…

Первые строки…Но уже в следующей строфе…

Резкая смена интонаций ведёт…

Что означают эти слова?

Нет, не случайно поэт…

Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный, И, долго слушая, скажите: это он; Вот речь его. А я, забыв могильный сон, Взойду невидимо и сяду между вами, И сам заслушаюсь, и вашими слезами Упьюсь… 24

Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,

И, долго слушая, скажите: это он;

Вот речь его. А я, забыв могильный сон,

Взойду невидимо и сяду между вами,

И сам заслушаюсь, и вашими слезами

Упьюсь…

24