Отзывы современников и критиков о произведении
В. М. Старцев (критик «Северной пчелы»): «Подробности этой повести превосходны: Германн замечателен по оригинальности характера; Лизавета Ивановна – живой портрет компаньонок наших старых знатных дам, рисованный с натуры мастером. Но в целом – важный недостаток, общий всем повестям Белкина – недостаток идеи».
А. А. Краевский (автор «Обозрение русских газет и журналов» за первую половину 1834 г.): «…герои повести – создание истинно оригинальное, плод глубокой наблюдательности и познания сердца человеческого; обставлен лицами, подсмотренными в самом обществе, как бы списанными с самой натуры мастерскою рукою художника; рассказ простой, отличающийся изящностью».
П. В. Анненский, критик: «Я считаю повесть явно второстепенной… «Пиковая дама» произвела при появлении своем в 1834 году всеобщий говор и перечитывалась от пышных чертогов до скромных жилищ с одинаковым наслаждением. Общий успех этого легкого и фантастического рассказа особенно объясняется тем, что в повести есть герои современных нравов, которые обозначены, по его обыкновению, чрезвычайно тонко и ясно».
В. Г. Белинский относит «Пиковую даму» к лучшим повестям Пушкина, но тут же оговаривается: «Собственно, это не повесть, а анекдот, для повести содержание «Пиковой дамы» слишком исключительно и случайно».
Ф. М. Достоевский: «Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его [Пушкина] фантазии! Недавно перечитал я его «Пиковую даму». Вот фантазия!.. Тонким анализом проследил он все движения Германа, все его мучения, все его надежды, и, наконец, страшное, внезапное поражение».
Отзывы современников и критиков о произведении
В. М. Старцев (критик «Северной пчелы»): «Подробности этой повести превосходны: Германн замечателен по оригинальности характера; Лизавета Ивановна – живой портрет компаньонок наших старых знатных дам, рисованный с натуры мастером. Но в целом – важный недостаток, общий всем повестям Белкина – недостаток идеи».
А. А. Краевский (автор «Обозрение русских газет и журналов» за первую половину 1834 г.): «…герои повести – создание истинно оригинальное, плод глубокой наблюдательности и познания сердца человеческого; обставлен лицами, подсмотренными в самом обществе, как бы списанными с самой натуры мастерскою рукою художника; рассказ простой, отличающийся изящностью».
П. В. Анненский, критик: «Я считаю повесть явно второстепенной… «Пиковая дама» произвела при появлении своем в 1834 году всеобщий говор и перечитывалась от пышных чертогов до скромных жилищ с одинаковым наслаждением. Общий успех этого легкого и фантастического рассказа особенно объясняется тем, что в повести есть герои современных нравов, которые обозначены, по его обыкновению, чрезвычайно тонко и ясно».
В. Г. Белинский относит «Пиковую даму» к лучшим повестям Пушкина, но тут же оговаривается: «Собственно, это не повесть, а анекдот, для повести содержание «Пиковой дамы» слишком исключительно и случайно».
Ф. М. Достоевский: «Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его [Пушкина] фантазии! Недавно перечитал я его «Пиковую даму». Вот фантазия!.. Тонким анализом проследил он все движения Германа, все его мучения, все его надежды, и, наконец, страшное, внезапное поражение».
Анализ образов – персонажей повести. Работа в группах.
Инструкция: выполнить предложенные задания; выделить типичные черты у каждого героя; сделать вывод о том, какую проблему, связанную с данным образом, поднимает Пушкин.
1 группа. Образ Германа.
Какие «три верных карты» живут в душе Германа?
Каковы его жизненные устремления? Расскажите историю его жизни.
Запишите черты характера Германа.
Найдите в повести примеры двойной жизни Германа. Какие изменения происходят в его натуре? (Гл. 6)
Каково авторское отношение к Герману? Можно ли назвать его однозначным?
А как вы относитесь к герою? Кто он, по вашему: злодей или жертва? Заполните дискуссионную карту.
ЗЛОДЕЙ | | ЖЕРТВА |
1.
2.
3. | Герман - злодей или жертва? | 1.
2.
3. |
Вывод:
Анализ образов – персонажей повести. Работа в группах.
Инструкция: выполнить предложенные задания; выделить типичные черты у каждого героя; сделать вывод о том, какую проблему, связанную с данным образом, поднимает Пушкин.
2 группа. Образ Лизаветы Ивановны.
Какова роль Лизаветы Ивановны в повести?
Перечитайте диалог Лизы и Германа после убийства графини. (Гл.4.) Запишите, чувства и ощущения героев. Что поняла Лиза о Германе?
Почему Лиза, помогает Герману, указывая на «потаенную» лестницу?
Что символизируют «потаенная лестница» и ключ, который Лиза вручает Герману?
Каково отношение автора к героине? Приведите примеры.
А вы осуждаете или оправдываете Лизу? Заполните дискуссионную карту.
ОСУЖДАЮ! | | ОПРАВДЫВАЮ! |
1.
2.
3. | Вы осуждаете или оправдываете Лизавету Ивановну? | 1.
2.
3. |
Вывод. Почему, по-вашему, в России так много «бедных Лиз»? Назовите проблему общественной жизни и литературы.
Анализ образов – персонажей повести. Работа в группах.
Инструкция: выполнить предложенные задания; выделить типичные черты у каждого героя; сделать вывод о том, какую проблему, связанную с данным образом, поднимает Пушкин
3 группа. Образ графини.
Расскажите историю жизни бабушки Томского. Какую тайну она хранит?
В чем трагизм жизни графини? Каково ее отношение к окружающим?
Что означают три карты? Докажите, что название повести многозначно.
Можно ли утверждать, что старая графиня – тоже жертва? Докажите. Заполните дискуссионную карту.
ДА! | | НЕТ! |
1.
2.
3.
| Имеет ли право кто – либо лишить жизни другого человека, даже если тот никчемен и никому не нужен? | 1.
2.
3. |
Вывод. Проблема, которую поднимает Пушкин - ______________
Анализ образов – персонажей повести. Работа в группах.
Инструкция: выполнить предложенные задания; выделить типичные черты у каждого героя; сделать вывод о том, какую проблему, связанную с данным образом, поднимает Пушкин.
1 группа. Образ Германа.
Какие «три верных карты» живут в душе Германа?
Каковы его жизненные устремления? Расскажите историю его жизни.
Запишите черты характера Германа.
Найдите в повести примеры двойной жизни Германа. Какие изменения происходят в его натуре? (Гл. 6)
Каково авторское отношение к Герману? Можно ли назвать его однозначным?
А как вы относитесь к герою? Кто он, по вашему: злодей или жертва? Заполните дискуссионную карту.
ЗЛОДЕЙ | | ЖЕРТВА |
1.
2.
3. | Герман - злодей или жертва? | 1.
2.
3. |
Вывод:
Анализ образов – персонажей повести. Работа в группах.
Инструкция: выполнить предложенные задания; выделить типичные черты у каждого героя; сделать вывод о том, какую проблему, связанную с данным образом, поднимает Пушкин.
2 группа. Образ Лизаветы Ивановны.
Какова роль Лизаветы Ивановны в повести?
Перечитайте диалог Лизы и Германа после убийства графини. (Гл.4.) Запишите, чувства и ощущения героев. Что поняла Лиза о Германе?
Почему Лиза, помогает Герману, указывая на «потаенную» лестницу?
Что символизируют «потаенная лестница» и ключ, который Лиза вручает Герману?
Каково отношение автора к героине? Приведите примеры.
А вы осуждаете или оправдываете Лизу? Заполните дискуссионную карту.
ОСУЖДАЮ! | | ОПРАВДЫВАЮ! |
1.
2.
3. | Вы осуждаете или оправдываете Лизавету Ивановну? | 1.
2.
3. |
Вывод. Почему, по-вашему, в России так много «бедных Лиз»? Назовите проблему общественной жизни и литературы.
Анализ образов – персонажей повести. Работа в группах.
Инструкция: выполнить предложенные задания; выделить типичные черты у каждого героя; сделать вывод о том, какую проблему, связанную с данным образом, поднимает Пушкин
3 группа. Образ графини.
Расскажите историю жизни бабушки Томского. Какую тайну она хранит?
В чем трагизм жизни графини? Каково ее отношение к окружающим?
Что означают три карты? Докажите, что название повести многозначно.
Можно ли утверждать, что старая графиня – тоже жертва? Докажите. Заполните дискуссионную карту.
ДА! | | НЕТ! |
1.
2.
3.
| Имеет ли право кто – либо лишить жизни другого человека, даже если тот никчемен и никому не нужен? | 1.
2.
3. |
Вывод. Проблема, которую поднимает Пушкин - ______________