СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №16-17. Жанр и проблематика повести «Пиковая дама». Герои повести.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. выяснить философско-нравственную проблематику произведения и авторское отношение к ней;
  2. формировать умение давать обоснованную оценку героям и событиям произведения; совершенствовать навыки анализа произведения в аспекте его жанрового своеобразия; выявление и сопоставление разных точек зрения на произведение и его героев; 
  3. создание условий для воспитания гуманизма, неприятия зла и насилия, чувства ответственности за происходящее.
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №16-17 Пушкин Пиковая дама»

9 класс

Урок №16-17.

Жанр и проблематика повести «Пиковая дама». Герои повести.

Цели:

  1. выяснить философско – нравственную проблематику произведения и авторское отношение к ней;

  2. формировать умение давать обоснованную оценку героям и событиям произведения; совершенствовать навыки анализа произведения в аспекте его жанрового своеобразия; выявление и сопоставление разных точек зрения на произведение и его героев;

  3. создание условий для воспитания гуманизма, неприятия зла и насилия, чувства ответственности за происходящее.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают историю создания повести и ее содержание, определяют нравственную проблематику произведения, соотносят ее с современностью; дают обоснованную оценку героям и событиям повести.

Оборудование:

текст повести, РМ – высказывания о повести, карточки с заданиями для групповой работы, шаблоны дискуссионных карт, маркеры

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

- Хорошо ли быть богатым? Почему? Как стать богатым?

- Почему разговор на уроке начали с этого?

В Болдине А. С. Пушкин написал «Пиковую даму» - типичную петербургскую повесть из жизни великосветского общества пушкинской поры, в которой он тоже рассуждает над этими вопросами, над тем, какова же роль денег в жизни человека.


  1. Знакомство с историей создания повести

  1. История создания повести.

Повесть «Пиковая дама» написана осенью 1833г. в Болдине, в то же время написана поэма «Медный всадник» и многие другие произведения. «Пиковую даму» Александр Сергеевич читал своему другу П.В. Нащокину, который впоследствии рассказывал, что она основана на подлинном факте и главная завязка не вымышлена.

Девяностолетняя Наталья Петровна Голицына, современница Елизаветы, бывшая фрейлина пяти императриц однажды сообщила своему проигравшему внуку три карты, названные ей в молодые годы в Париже Сен – Жерменом. Внук поставил на них и выиграл. Дальнейшее развитие повести было уже вымышлено Пушкиным.

- Что меняет Пушкин в сюжете, услышанном от Голицына?

  • Герман и старуха не родня;

  • Герман – иностранец;

  • Пушкин вводит в повесть новое лицо – Лизу

Утешительный рассказ о том, как благодетельная бабушка спасла внучка от крупного проигрыша, Пушкина нисколько не увлек. Такой оборот событий показался ему малоинтересным.

Повесть впервые была напечатана в «Библиотеке для чтения» в 1834 году и пользовалась большим успехом у читателей, свидетельством тому служит запись в дневнике от 7 апреля 1834г.: «Моя «Пиковая дама» в большой моде». Л.Н.Толстой назвал «Пиковую даму» шедевром».


  1. Отзывы современников и критиков о произведении

- Прочитайте выказывания современников Пушкина и критиков о повести, отметьте, что особенно поразило их в сюжете произведения и трактовке образов.

В. М. Старцев (критик «Северной пчелы»): «Подробности этой повести превосходны: Германн замечателен по оригинальности характера; Лизавета Ивановна – живой портрет компаньонок наших старых знатных дам, рисованный с натуры мастером. Но в целом – важный недостаток, общий всем повестям Белкина – недостаток идеи».

А. А. Краевский (автор «Обозрение русских газет и журналов» за первую половину 1834 г.): «…герои повести – создание истинно оригинальное, плод глубокой наблюдательности и познания сердца человеческого; обставлен лицами, подсмотренными в самом обществе, как бы списанными с самой натуры мастерскою рукою художника; рассказ простой, отличающийся изящностью».

П. В. Анненский, критик: «Я считаю повесть явно второстепенной… «Пиковая дама» произвела при появлении своем в 1834 году всеобщий говор и перечитывалась от пышных чертогов до скромных жилищ с одинаковым наслаждением. Общий успех этого легкого и фантастического рассказа особенно объясняется тем, что в повести есть герои современных нравов, которые обозначены, по его обыкновению, чрезвычайно тонко и ясно».

В. Г. Белинский относит «Пиковую даму» к лучшим повестям Пушкина, но тут же оговаривается: «Собственно, это не повесть, а анекдот, для повести содержание «Пиковой дамы» слишком исключительно и случайно».

Ф. М. Достоевский: «Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его [Пушкина] фантазии! Недавно перечитал я его «Пиковую даму». Вот фантазия!.. Тонким анализом проследил он все движения Германа, все его мучения, все его надежды, и, наконец, страшное, внезапное поражение».

- Обратите внимание, что слова Ф. М. Достоевского взяты в качестве эпиграфа к уроку. Мы еще вернемся к ним.


Прослушивают сообщение учителя, определяют различия сюжета повести и истории, послужившей основой для написания произведения.
















Прочитывают данную информацию (РМ), обсуждают отзывы современников и критиков


Запись эпиграфа.

Что за красота, что за сила в его [Пушкина] фантазии! Недавно перечитал я его «Пиковую даму». Вот фантазия!.. Тонким анализом проследил он все движения Германа, все его мучения, все его надежды, и, наконец, страшное, внезапное поражение.

Ф. М. Достоевский


  1. Выход на проблему. Целеполагание.


  1. Прием «Микрофон».

  • Мы видим, что современники по – разному относились к повести. Противоречивы и отзывы критиков, как современных Пушкину, так и более поздних. А вам интересно было читать «Пиковую даму»?

  • Повесть написана почти 200 лет назад, но вызывает интерес у читателей разных времен и поколений. В чем же секрет «Пиковой дамы»? (Дети говорят, что в повести есть таинственность, необычность, фантастика, мистика).

  • Что еще должно быть в книге, чтобы она была интересной? (В ней должно говориться о том, что волнует читателей, что близко им.)


  1. Обращение к таблице «Мудрая сова» (проверка домашнего задания).

Азы работы над текстом

Найдите новые понятия и запишите их

Что не ждали?

Выберите информацию, которая является для вас неожиданной

Главная жизненная мудрость

Определите ключевую фразу

Поучительный вывод

Можно ли сделать из прочитанного выводы, значимые для деятельности и жизни

Важные темы для обсуждения

Найдите высказывание, достойное обсуждения в классе


  1. Совместная постановка целей урока.

- Да, в «Пиковой даме» автор поднимает проблемы, которые были важны не только для людей его времени, но и для нас с вами. Наша цель - попытаться понять проблематику повести, ее жанровые особенности, понять героев Пушкина. (Цель формулируют учащиеся)



Обсуждают вопросы учителя, обращаются к таблице «Мудрая сова», заполненной дома, формулируют цели урока.

  1. Викторина «Назови героя»


  • Итак, приглашаю вас окунуться в мир пушкинской прозы, прекрасной и удивительной. По строкам из произведения узнайте, о каком герое идет речь

  • «…была сущею мученицею. Она разливала чай и получала выговоры за лишний расход сахара; она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора; она отвечала за погоду и за мостовую. Ей было назначено жалованье, которое никогда не доплачивали. В свете играла она саму жалкую роль. Все ее знали, и никто не замечал…»

  • «Он был скрытен и честолюбив… имел сильные страсти и огненное воображение, ног твердость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости… Будучи в душе игрок, никогда не брал он карты в руки…»

  • «Она не имела ни малейшего притязания на красоту, давно увядшую, но сохранила привычки своей молодости, строго следовала модам 70-х годов и одевалась так же долго, так же старательно, как и шестьдесят лет тому назад».



Определяют героев произведения, обосновывают свой ответ

  1. Анализ образов – персонажей повести. Работа в группах.



1 группа. Образ Германа.

  • Какие «три верных карты» живут в душе Германа? (Расчет, умеренность, трудолюбие).

  • Каковы его жизненные устремления? Расскажите историю его жизни.

  • Запишите черты характера Германа. (Человек сильных страстей и огненного воображения. Скрытен, честолюбив, азартен в душе, но расчетлив и бережлив почти до скупости. Ради достижения цели готов на все: и увлечь молодую девушку, которую вовсе не любит, и стать любовником восьмидесятилетней старухи, и даже пойти на преступление.)

  • Найдите в повести примеры двойной жизни Германа. Какие изменения происходят в его натуре? (Гл. 6)

  • Каково авторское отношение к Герману? Можно ли назвать его однозначным?

  • А как вы относитесь к герою? Кто он, по вашему: злодей или жертва? Заполните дискуссионную карту.


ЗЛОДЕЙ


ЖЕРТВА


Герман - злодей или жертва?



Выводы: В лице главного действующего лица повести с его «профилем Наполеона, а душой Мефистофеля» Пушкин создал тип нового «героя» - хищника – стяжателя, который начал возникать в это время в русской действительности. Для Германа главная цель его жизни – личное благополучие, деньги. Проблема, поднимаемая Пушкиным образом Германна - взаимоотношения человека и окружающей среды, растлевающее влияние богатства, денег.


2 группа. Образ Лизаветы Ивановны.

  • Какова роль Лизаветы Ивановны в повести?

  • Перечитайте диалог Лизы и Германа после убийства графини. (Гл.4.) Запишите, чувства и ощущения героев. Что поняла Лиза о Германе?

  • Почему Лиза, помогает Герману, указывая на «потаенную» лестницу? (Она помогла ему войти в дом, возможно, она боится, чувствует свою вину)

  • Что символизируют «потаенная лестница» и ключ, который Лиза вручает Герману? (Выход из создавшегося положения)

  • Каково отношение автора к героине? Приведите примеры.

  • А вы осуждаете или оправдываете Лизу? Заполните дискуссионную карту.


Осуждаю!


Оправдываю!



Вы осуждаете или оправдываете Лизавету Ивановну?



Вывод. Почему, по-вашему, в России так много «бедных Лиз»? Назовите проблему общественной жизни и литературы.


3 группа. Образ графини.

  • Расскажите историю жизни бабушки Томского. Какую тайну она хранит?

  • В чем трагизм жизни графини? Каково ее отношение к окружающим? (Никому не нужна, жизнь ее бессмысленна. Мучает всех домашних, особенно достается Лизе).

  • Что означают три карты? Докажите, что название повести многозначно. (Игральные карты, старая графиня, символ судьбы, увлекающей героя к безумию).

  • Можно ли утверждать, что старая графиня – тоже жертва? Докажите. Заполните дискуссионную карту.


ДА!


НЕТ!




Имеет ли право кто – либо лишить жизни другого человека, даже если тот никчемен и никому не нужен?

.


Вывод. Проблема, которую поднимает Пушкин - проблема отношения к человеческой жизни: никакая цель не может оправдать убийства. Мы вернемся к этой проблеме при изучении романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».


Обобщение.

- Мы поговорили о трех основных образах повести Пушкина. Они совершенно разные по общественному положению, по жизненным взглядам, принадлежат к разным поколениям. А можно ли увидеть в них что-то общее? Найдите это общее и обоснуйте свою точку зрения.

- Дополните схему, отражающую взаимоотношения героев повести, связи между ними (показать стрелками связи)


Герман

Д

Томский Графиня


Лиза

Инструкция: выполнить предложенные задания; выделить типичные черты у каждого героя; сделать вывод о том, какую проблему, связанную с данным образом, поднимает Пушкин.

























































Предполагаемый ответ:

Все эти образы связаны с темой большого города с его пестрой социальной географией, с его противоречиями. Показано губительное действие денег: Германн становится преступником; Лиза, которая ради денег терпит издевательства старой графини, испытывает крушение всех своих надежд; графиня гибнет.

Заполняют предложенную схему, объясняют взаимосвязи между героями.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.



  1. Обращение к эпиграфу.

- Обратимся к эпиграфу урока. Прочтите его. Сумели ли вы увидеть красоту и силу пушкинской фантазии? Приведите примеры. Что особенно вас поразило?

  1. Обращение к таблице «Мудрая сова»

- Можно ли сделать из прочитанного выводы, значимые для деятельности и жизни?


Слово учителя. Нас привлекли вечные вопросы о смысле жизни, и мы попытались разобраться в сложных судьбах героев повести. Мне бы хотелось обратить внимание на следующее. Жажда денег не делает Германа мелким. Он остается образом титаническим. Ведь зло, заключенное в нем и губящее его, - не пошлый порок отдельной личности, а дух эпохи. Герман – это своеобразный Мефистофель, только живший в другое время, когда люди сражались не на шпагах и не за честь, а за игральным столом за деньги и богатство. Дуэль сменилась карточным ограблением, хотя и с соблюдением правил игры.

Но зло всегда порождает зло. Так же, как преступление должно повлечь за собой наказание.

Вспомните Томского о том, что на совести Германа «по крайней мере три злодейства». Какие злодейства совершил Герман? ( Учащиеся называют поступок Германа по отношению к Лизе, убийство графини)

«Третье злодейство, которое Герман совершил, заключается в том, что он погубил себя, свою душу и совесть» - так писал наш современник, критик Г. Гуковский. Согласны ли вы с этим утверждением?

  1. Составление дискуссионной карты.

- Можно ли в наши дни встретить таких германов, ищущих свою счастливую карту или свою «потаенную лестницу» к богатству? Можете ли вы привести примеры? Как вы относитесь к таким людям? Заполните дискуссионную карту, приведя свои аргументы «за» и «против».

Вывод: в самой погоне за счастьем нет ничего худого, если только при этом не теряешь чести, живешь по правде и совести…



Обсуждают основные достоинства повести, ее проблематику, обращаясь к эпиграфу урока, домашней таблице «Мудрая сова», составляя дискуссионную карту.

Домашнее задание

Письменный ответ на вопрос № 1 (Итоговые вопросы на стр. 63 учебника).

Сочинение – миниатюра «Всегда ли цель оправдывает средства?»


Записывают домашнее задание


Просмотр содержимого документа
«РМ - дискуссионная карта»

Дискуссионная карта

ЗЛОДЕЙ


ЖЕРТВА

1.





2.





3.



Герман - злодей или жертва?

1.





2.





3.



Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дискуссионная карта

ОСУЖДАЮ!


ОПРАВДЫВАЮ!

1.





2.





3.



Вы осуждаете или оправдываете Лизавету Ивановну?

1.





2.





3.



Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дискуссионная карта

ДА!


НЕТ!

1.







2.







3.

Имеет ли право кто – либо лишить жизни другого человека, даже если тот никчемен и никому не нужен?

1.







2.







3.



Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Герман





Томский Графиня







Лиза



Просмотр содержимого документа
«РМ»

Отзывы современников и критиков о произведении

В. М. Старцев (критик «Северной пчелы»): «Подробности этой повести превосходны: Германн замечателен по оригинальности характера; Лизавета Ивановна – живой портрет компаньонок наших старых знатных дам, рисованный с натуры мастером. Но в целом – важный недостаток, общий всем повестям Белкина – недостаток идеи».

А. А. Краевский (автор «Обозрение русских газет и журналов» за первую половину 1834 г.): «…герои повести – создание истинно оригинальное, плод глубокой наблюдательности и познания сердца человеческого; обставлен лицами, подсмотренными в самом обществе, как бы списанными с самой натуры мастерскою рукою художника; рассказ простой, отличающийся изящностью».

П. В. Анненский, критик: «Я считаю повесть явно второстепенной… «Пиковая дама» произвела при появлении своем в 1834 году всеобщий говор и перечитывалась от пышных чертогов до скромных жилищ с одинаковым наслаждением. Общий успех этого легкого и фантастического рассказа особенно объясняется тем, что в повести есть герои современных нравов, которые обозначены, по его обыкновению, чрезвычайно тонко и ясно».

В. Г. Белинский относит «Пиковую даму» к лучшим повестям Пушкина, но тут же оговаривается: «Собственно, это не повесть, а анекдот, для повести содержание «Пиковой дамы» слишком исключительно и случайно».

Ф. М. Достоевский: «Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его [Пушкина] фантазии! Недавно перечитал я его «Пиковую даму». Вот фантазия!.. Тонким анализом проследил он все движения Германа, все его мучения, все его надежды, и, наконец, страшное, внезапное поражение».

Отзывы современников и критиков о произведении

В. М. Старцев (критик «Северной пчелы»): «Подробности этой повести превосходны: Германн замечателен по оригинальности характера; Лизавета Ивановна – живой портрет компаньонок наших старых знатных дам, рисованный с натуры мастером. Но в целом – важный недостаток, общий всем повестям Белкина – недостаток идеи».

А. А. Краевский (автор «Обозрение русских газет и журналов» за первую половину 1834 г.): «…герои повести – создание истинно оригинальное, плод глубокой наблюдательности и познания сердца человеческого; обставлен лицами, подсмотренными в самом обществе, как бы списанными с самой натуры мастерскою рукою художника; рассказ простой, отличающийся изящностью».

П. В. Анненский, критик: «Я считаю повесть явно второстепенной… «Пиковая дама» произвела при появлении своем в 1834 году всеобщий говор и перечитывалась от пышных чертогов до скромных жилищ с одинаковым наслаждением. Общий успех этого легкого и фантастического рассказа особенно объясняется тем, что в повести есть герои современных нравов, которые обозначены, по его обыкновению, чрезвычайно тонко и ясно».

В. Г. Белинский относит «Пиковую даму» к лучшим повестям Пушкина, но тут же оговаривается: «Собственно, это не повесть, а анекдот, для повести содержание «Пиковой дамы» слишком исключительно и случайно».

Ф. М. Достоевский: «Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его [Пушкина] фантазии! Недавно перечитал я его «Пиковую даму». Вот фантазия!.. Тонким анализом проследил он все движения Германа, все его мучения, все его надежды, и, наконец, страшное, внезапное поражение».

Анализ образов – персонажей повести. Работа в группах.

Инструкция: выполнить предложенные задания; выделить типичные черты у каждого героя; сделать вывод о том, какую проблему, связанную с данным образом, поднимает Пушкин.

1 группа. Образ Германа.

  • Какие «три верных карты» живут в душе Германа?

  • Каковы его жизненные устремления? Расскажите историю его жизни.

  • Запишите черты характера Германа.

  • Найдите в повести примеры двойной жизни Германа. Какие изменения происходят в его натуре? (Гл. 6)

  • Каково авторское отношение к Герману? Можно ли назвать его однозначным?

  • А как вы относитесь к герою? Кто он, по вашему: злодей или жертва? Заполните дискуссионную карту.


ЗЛОДЕЙ


ЖЕРТВА

1.



2.



3.

Герман - злодей или жертва?

1.



2.



3.



Вывод:





Анализ образов – персонажей повести. Работа в группах.

Инструкция: выполнить предложенные задания; выделить типичные черты у каждого героя; сделать вывод о том, какую проблему, связанную с данным образом, поднимает Пушкин.

2 группа. Образ Лизаветы Ивановны.

  • Какова роль Лизаветы Ивановны в повести?

  • Перечитайте диалог Лизы и Германа после убийства графини. (Гл.4.) Запишите, чувства и ощущения героев. Что поняла Лиза о Германе?

  • Почему Лиза, помогает Герману, указывая на «потаенную» лестницу?

  • Что символизируют «потаенная лестница» и ключ, который Лиза вручает Герману?

  • Каково отношение автора к героине? Приведите примеры.

  • А вы осуждаете или оправдываете Лизу? Заполните дискуссионную карту.


ОСУЖДАЮ!


ОПРАВДЫВАЮ!

1.



2.



3.

Вы осуждаете или оправдываете Лизавету Ивановну?

1.



2.



3.



Вывод. Почему, по-вашему, в России так много «бедных Лиз»? Назовите проблему общественной жизни и литературы.



Анализ образов – персонажей повести. Работа в группах.

Инструкция: выполнить предложенные задания; выделить типичные черты у каждого героя; сделать вывод о том, какую проблему, связанную с данным образом, поднимает Пушкин

3 группа. Образ графини.

  • Расскажите историю жизни бабушки Томского. Какую тайну она хранит?

  • В чем трагизм жизни графини? Каково ее отношение к окружающим?

  • Что означают три карты? Докажите, что название повести многозначно.

  • Можно ли утверждать, что старая графиня – тоже жертва? Докажите. Заполните дискуссионную карту.


ДА!


НЕТ!

1.



2.



3.




Имеет ли право кто – либо лишить жизни другого человека, даже если тот никчемен и никому не нужен?

1.



2.



3.



Вывод. Проблема, которую поднимает Пушкин - ______________



Анализ образов – персонажей повести. Работа в группах.

Инструкция: выполнить предложенные задания; выделить типичные черты у каждого героя; сделать вывод о том, какую проблему, связанную с данным образом, поднимает Пушкин.

1 группа. Образ Германа.

  • Какие «три верных карты» живут в душе Германа?

  • Каковы его жизненные устремления? Расскажите историю его жизни.

  • Запишите черты характера Германа.

  • Найдите в повести примеры двойной жизни Германа. Какие изменения происходят в его натуре? (Гл. 6)

  • Каково авторское отношение к Герману? Можно ли назвать его однозначным?

  • А как вы относитесь к герою? Кто он, по вашему: злодей или жертва? Заполните дискуссионную карту.


ЗЛОДЕЙ


ЖЕРТВА

1.



2.



3.

Герман - злодей или жертва?

1.



2.



3.



Вывод:





Анализ образов – персонажей повести. Работа в группах.

Инструкция: выполнить предложенные задания; выделить типичные черты у каждого героя; сделать вывод о том, какую проблему, связанную с данным образом, поднимает Пушкин.

2 группа. Образ Лизаветы Ивановны.

  • Какова роль Лизаветы Ивановны в повести?

  • Перечитайте диалог Лизы и Германа после убийства графини. (Гл.4.) Запишите, чувства и ощущения героев. Что поняла Лиза о Германе?

  • Почему Лиза, помогает Герману, указывая на «потаенную» лестницу?

  • Что символизируют «потаенная лестница» и ключ, который Лиза вручает Герману?

  • Каково отношение автора к героине? Приведите примеры.

  • А вы осуждаете или оправдываете Лизу? Заполните дискуссионную карту.


ОСУЖДАЮ!


ОПРАВДЫВАЮ!

1.



2.



3.

Вы осуждаете или оправдываете Лизавету Ивановну?

1.



2.



3.



Вывод. Почему, по-вашему, в России так много «бедных Лиз»? Назовите проблему общественной жизни и литературы.



Анализ образов – персонажей повести. Работа в группах.

Инструкция: выполнить предложенные задания; выделить типичные черты у каждого героя; сделать вывод о том, какую проблему, связанную с данным образом, поднимает Пушкин

3 группа. Образ графини.

  • Расскажите историю жизни бабушки Томского. Какую тайну она хранит?

  • В чем трагизм жизни графини? Каково ее отношение к окружающим?

  • Что означают три карты? Докажите, что название повести многозначно.

  • Можно ли утверждать, что старая графиня – тоже жертва? Докажите. Заполните дискуссионную карту.


ДА!


НЕТ!

1.



2.



3.




Имеет ли право кто – либо лишить жизни другого человека, даже если тот никчемен и никому не нужен?

1.



2.



3.



Вывод. Проблема, которую поднимает Пушкин - ______________



Просмотр содержимого презентации
«9 класс Урок №16-17 Пушкин Пиковая дама»

Повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама»

Повесть А.С.Пушкина

«Пиковая дама»

«Мудрая сова» Найдите новые понятия  и запишите их Азы работы над текстом Выберите информацию, которая является для вас неожиданной. Что не ждали? Определите ключевую фразу Главная жизненная мудрость Можно ли сделать из прочитанного выводы, значимые для деятельности  и жизни. Поучительный вывод Найдите высказывание достойное обсуждения в классе. Важные темы для обсуждения

«Мудрая сова»

Найдите новые понятия

и запишите их

Азы работы над текстом

Выберите информацию,

которая является для вас

неожиданной.

Что не ждали?

Определите ключевую фразу

Главная жизненная мудрость

Можно ли сделать из прочитанного

выводы, значимые для деятельности

и жизни.

Поучительный вывод

Найдите высказывание

достойное обсуждения в классе.

Важные темы для

обсуждения

Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии. Недавно перечитывал его «Пиковую даму». Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение.

Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения!

Что за красота, что за сила в его фантазии. Недавно перечитывал его

«Пиковую даму». Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение.

… на его совести три злодейства Предал Самое светлое чувство – ЛЮБОВЬ

… на его совести три злодейства

Предал

Самое

светлое

чувство –

ЛЮБОВЬ

Погубил в себе всё человеческое

Погубил в

себе всё

человеческое

Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман… Оставь герою сердце! Что же Он будет без него? Тиран… А.С. Пушкин «Герой»

Тьмы низких истин мне дороже

Нас возвышающий обман…

Оставь герою сердце! Что же

Он будет без него? Тиран…

А.С. Пушкин «Герой»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!