IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся | 1 задание: выборочное письмо. Из предложенных предложений найти и выписать все ССП. 1. Было уже темно, когда я вспомнил, что пора обедать. 2. Дядюшка пел так, как поёт простой народ. 3. Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней. 4. Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. 5. Начался сильный дождь, и всё вокруг быстро намокло. 6. Рано утром пришла машина и мы сразу отправились на вокзал. 7. То слишком морозит, то моросит дождь. 2 задание: выборочно-распределительное письмо. Распределите предложения в три группы по видам союзов. 1. Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. 2. Иван Петрович ушёл, а я остался. 3. Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо. 4. Лицо её бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели. 5. Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о нём. 6. Он шуток не любил, да и её при нём оставляли в покое. 7. Я ничего не ел, но голода не чувствовал. 8. То ли на него подействовала тишина, то ли он вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку. 9. Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески. 3 задание: конструирование сложносочинённых предложений Обязательный уровень. Из данных предложений постройте сложносочинённые, выражающие указанные смысловые значения. От сильных дождей дороги были размыты. Доставка зерна на элеватор не прекращалась (противопоставление). Закончили свою работу тракторы и комбайны. Тихо стало на колхозных полях (причина и следствие). Дует небольшой северный ветер. Мягкими хлопьями падает снег, укрывает озимые посевы (одновременность). Обильными струями прольётся дождь. Снова выглянет из-за туч, как из окошка, приветливое солнце (чередование явлений). Туристы хотели остаток пути проехать на автобусе. Они возвращались к прежнему решению идти берегом моря (чередование). Продвинутый уровень. Даны начальные части ССП и смешанные «в кучу» их завершения. Сконструируйте ССП с различными значениями, используя сочинительные союзы разных групп. Начальные части предложения: | Завершающие части предложений: | – Наберитесь терпения, смирите свою растерзанную душу... – Ничего особенного, сколько-нибудь сказочного в заботе Серафима Николаевича не было... – Есть земля, недра... – В ответ из Петушиных Двориков донесся прощальный ветерок и даже как будто какой-то говор... – То вдруг заманят его водяные и русалки в свои тенета, заставят нырять на самую невозможную глубину... – Много всяких происшествий видел на своем веку Григорий Иванович... – За третьим холмом Григорий Иванович свернул налево... – Не успеешь замедлить возле торговца шаг... – Григорий Иванович все время брал по дороге вправо и вправо... – Станция была действительно крохотной... | – ...людей – кот наплакал. – ...он уже хватает тебя за воротник, требует из кармана денежки. – ...вы, возможно, услышите голос петуха Григория Ивановича Козика. – ...потом все затихло, затуманилось, исчезло за поворотом дороги. – ...такого еще не встречалось. – ...затянут его командированные на чердак, усадят за картежный стол или гонят в потаенное место за вином и закусками... – ...читателю нечего тут насмешничать. – ...город за ней раскинулся редкостный. – ...вот раскинулся перед ним городской базар. – ...Высокие Стрижи никак не показывались. | Карточка для самопроверки – Наберитесь терпения, смирите свою растерзанную душу, и вы, возможно, услышите голос петуха Григория Ивановича Козика. – Ничего особенного, сколько-нибудь сказочного в заботе Серафима Николаевича не было, и читателю нечего тут насмешничать. – Есть земля, недра, а людей – кот наплакал. – В ответ из Петушиных Двориков донесся прощальный ветерок и даже как будто какой-то говор, но потом все затихло, затуманилось, исчезло за поворотом дороги. – То вдруг заманят его водяные и русалки в свои тенета, заставят нырять на самую невозможную глубину, то затянут его командированные на чердак, усадят за картежный стол или гонят в потаенное место за вином и закусками... – Много всяких происшествий видел на своем веку Григорий Иванович, но такого еще не встречалось. – За третьим холмом Григорий Иванович свернул налево, и вот раскинулся перед ним городской базар. – Не успеешь замедлить возле торговца шаг, а он уже хватает тебя за воротник, требует из кармана денежки. – Григорий Иванович все время брал по дороге вправо и вправо, но Высокие Стрижи никак не показывались. – Станция была действительно крохотной, но город за ней раскинулся редкостный. (И.Евсеенко. «Петушиные Дворики») 4 задание: творческая работа Перед вами «испорченный» фрагмент повести А.П. Чехова «Скучная история». Исправьте текст, заменяя по возможности однотипные конструкции с простыми предложениями сложносочиненными предложениями. Барышни и Гнеккер говорят о фугах, контрапунктах, о певцах и пианистах, о Бахе и Брамсе. Жена, боясь, чтобы ее не заподозрили в музыкальном невежестве, сочувственно улыбается им и бормочет: «Это прелестно... Неужели? Скажите...». Гнеккер солидно кушает, солидно острит и снисходительно выслушивает замечания барышень. Изредка у него является желание поговорить на плохом французском языке. Тогда он почему-то находит нужным величать меня votre excellence (ваше превосходительство – фр.). А я угрюм. Видимо, я всех их стесняю. Они стесняют меня. Никогда раньше я не был коротко знаком с сословным антагонизмом. Теперь меня мучает именно что-то вроде этого. Я стараюсь находить в Гнеккере одни только дурные черты, скоро нахожу их и терзаюсь, что на его жениховском месте сидит человек не моего круга. | Каждая группа получает одинаковые предложения, затем называют предложения по очереди, объясняют постановку знаков препинания или их отсутствие Первая группа выписывает предложения с сочинительными союзами, вторая - с противительными, а третья - с разделительными; определяют смысловые отношения, выражаемые данной группой союзов Конструируют предложения с указанными смысловыми значениями. Из предложенных частей предложения конструируют целое, вставляют различные союзы, определяют смысловые отношения. Исправляют речевые ошибки, состоящие в употреблении одинаковых, однотипных синтаксических конструкций. |
V. Рефлексия. Подведение итогов урока | Заключительное слово учителя Сегодня на уроке вы ещё раз убедились в том, что постичь тайны постановки знаков препинания нельзя без знания синтаксиса. «Нет никакого сомнения,— писал В. Белинский,— что когда к инстинктивной способности хорошо говорить или писать присоединяется теоретическое знание языка,— сила способностей удвояется, утрояется». Рефлексия. - Ребята, мы успешно выполнили задания, а помогли нам наши знания, умения и навыки. А сейчас я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями. Закончите фразы: Главным для меня на уроке было то, … Меня порадовало на уроке то, … Теперь я буду знать, что … Меня огорчило то, что … Итогом урока считаю … Теперь я буду знать … Я рад, что… Я хотел бы, чтобы…
| Осуществляют саморефлексию, выбирают фразы из предложенного перечня, заканчивают их. |
Домашнее задание.
| Возьмите в библиотеке повесть А.П. Чехова «Скучная история», найдите редактировавшийся вами фрагмент (он взят из 2-й главы); сравните авторский и свой варианты. Сделайте выводы о вашем умении пользоваться конструкциями с ССП. Осложнённое списывание (достаточный уровень) \\ Составление текста по картине (высокий уровень) К. Ф. Юон. «Мартовское солнце» Шедевр пейзажной живописи Юона — «Мартовское солнце» — написан в 1915 году. Картина вызывает поток чистых светлых в..споминаний о красоте природы и душа наполняе(т, ть)ся безмерной радостью счастьем жизни. З..мля ещё п..крыта снегом но уже пр..шла «весна света». Ею прониза(н, нн)о всё пр..странство картины. Воздух хрустально чист. Движу(т, ть)ся (в)низ по тр..пе на крестьянских лошадках мальчишки но это (не) отвлека..т от пейзажа а органически сливается с ним в одну песню о весне. Узоры ветвей тополей и берёз сплетаю(т, ть)ся в причудливый рисунок. Радо..ное ощущение ра(н,нн)ей весны наполне(н,нн)ой светом и солнцем переда(н,нн)о в звонких ярких красках ослепительно белого снега синего неба с белыми и розовыми облачками синевато(сиреневых) теней на снегу белоснежных крышах в оживающих под весе(н,нн)им солнцем деревьях. Природа в произведениях Юона (ни)когда (не)мысли(т,ть)ся без человека без животных или птиц и всё вместе это создаёт гармонический образ мирного бытия. Задание Назовите виды орфограмм и пунктограмм на месте пропусков и скобок. Составьте схемы сложносочинённых предложений, определите смысловые отношения. Объясните, почему в описании пейзажа использованы преимущественно сложносочинённые предложения и простые предложения с однородными членами.
| Записывают домашнее задание (для передачи текста используется Интернет) |