II. Актуализация опорных знаний | Орфографическая работа Идеология, мировоззрение, аккомпанировать, аккомпанемент, гостиная, активный, деятельный, прототип, комментарий, популярный Дополнительное задание: составь с одним из слов словосочетание, определи вид связи слов в нем. Творческий диктант Задание Выполните синтаксический разбор последнего предложения. а) Художник, который изображает людей прошлого, может выразить мысль, которая волнует его современников. Актуальные идеи и настроения, которые художник выразил ярко, талантливо, имеют общечеловеческое значение. б) О картинах Перова, полных скорби и негодования, с восторгом отзывался В. Стасов. Наблюдая жизнь народа, художник получал впечатления, необходимые для выполнения его творческих замыслов. Дополнительный вопрос: расскажи о СПП с придаточным определительным. | Записывают словарные слова, составляют словосочетания, повторяют виды подчинительной связи. Выполняют синтаксическую замену СПП обособленными определениями и наоборот, делают синтаксический разбор последнего предложения. Составляют монологическое высказывание о СПП с определительным придаточным. |
III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности | Как известно, сложное предложение представляет собой тесное смысловое единство простых предложений, входящих в его состав. С помощью сложноподчиненных предложений мы более точно передаём свои мысли, совершенствуем и обогащаем речь. Кроме того, сложноподчиненные предложения с придаточными определительными широко используются в синтаксисе связного текста. Сегодняшний урок убедит вас в этом. | Записывают тему урока, формулируют цели и задачи урока. |
IV. Изучение нового материала | Ознакомление с теоретическим материалом учебника Заполнение таблицы - В чём сходство и различие придаточных определительных и местоименно-определительных? сходства | различия | придаточные предложения отвечают на вопрос «какой?» присоединяются союзными словами который, что, куда, где | придаточное относится к местоимению в главном предложении, а не к существительному. придаточное предложения можно поставить перед главным | | Знакомятся с теоретическим материалом учебника §15, составляют опорную таблицу, определяя сходства и различия между СПП с определительным и местоименно-определительным придаточными. |
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся | 1. Аудирование (слушание-понимание научно-популярного текста) с выполнением дополнительного задания В Древней Греции Олимпийские игры представляли собой наиболее популярные празднества, которые устраивались с 776 года до н. э. На время Олимпийских игр объявлялся обязательный для всех греков «священный мир». В это время в Греции не велось военных действий и дороги в Олимпию были безопасны. Победители соревнований награждались венком из ветви оливы и пользовались в Греции почётом и уважением. Олимпийские игры проводились до 394 года н. э., пока император Феодосий I не запретил их. Теперь Олимпийские игры — это крупнейшие международные спортивные соревнования, которые были возрождены в 1894 году по предложению французского педагога и общественного деятеля Пьера де Кубертена. В этом же году был создан Международный Олимпийский Комитет (МОК). Олимпийские игры объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях. Место проведения Олимпийских игр выбирает МОК. Продолжительность Олимпийских игр установлена не свыше 15 дней. Олимпийское движение имеет свою эмблему и флаг. Олимпийский флаг — это белое полотнище, на котором вышиты пять переплетенных колец голубого, желтого, черного, зеленого и красного цветов. Пять колец — пять континентов. Голубое кольцо символизирует Европу, желтое — Азию, черное — Африку, зеленое — Австралию, красное — Америку. Олимпийские игры проводятся в первый год Олимпиады (4-летнего периода между играми). Счет Олимпиадам ведется с 1896 года, когда состоялись первые Олимпийские игры. (Из энциклопедии) Беседа Где и когда появилась традиция Олимпийских игр? Чем были знаменательны Олимпийские игры в Древней Греции? Кто и когда запретил Олимпийские игры в Древней Греции? Благодаря кому Олимпийские игры были возрождены? Когда это произошло? Кого объединяют Олимпийские игры современности? Какова продолжительность Олимпийских игр? Опишите Олимпийский флаг. Что обозначают пять цветных колец, изображенных на Олимпийском флаге? Как часто проводятся Олимпийские игры? Где и когда пройдут следующие Олимпийские игры? Задание Выпишите из текста сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. В главной части найдите слово, к которому относится придаточная часть, и от этого слова поставьте вопрос к придаточной части. Подчеркните слова, с помощью которых придаточная часть присоединяется к главной. Из двух простых предложений составьте и запишите сложноподчиненное с придаточным определительным. 1. Олимпийское движение имеет свою эмблему и флаг. Эмблему и флаг предложил французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен. 2. После долгой работы родился текст клятвы. Клятву и поныне произносят на всех олимпиадах. 3. За годы своего развития олимпийское движение выработало правила и традиции. В основу правил и традиций положено стремление к распространению среди молодежи всей земли благородных идей мира, физического и духовного совершенства. 2. Практическая работа Интересны в стилистическом отношении и местоименно-определительные предложения, которые часто служат средством выражения обобщений и приобретают выразительную форму афоризмов. Афоризм — яркое выразительное средство, широко используемое в публицистике. Напишите предложения под диктовку. Чем объясняется их выразительность? 1) Да, жалок тот, в ком совесть не чиста (А. Пушкин). 2) Кто землю сам пахал, тот за столом разрежет хлеб, не уронив ни крошки (Н. Рыленков). 3) В дружбе тот обманут будет, кто, храня в ней тишь да гладь, для беседы с другом станет только нежных слов искать (Н. Рыленков). 4) Кто не сеет, тот не жнет (Пословица). 3. Творческая работа в парах 1) Поистине благороден тот… 2) Будет жить в веках лишь тот… 3) Всякий, кто имеет какое-либо серьезное дело и занимается им с увлечением… 4) Тот, кто потерял тягу к духовному усовершенствованию… 4. Лингвистический эксперимент по усовершенствованию написанного. Популярность санного спорта растет в нашей стране не по дням, а по часам… Здесь сегодня тренируются парни и девушки, которые намерены бросить вызов сильнейшим зарубежным спортсменам. Ведь сани — олимпийский вид спорта (…тренируются те, кто…). | Прослушивают текст, определяют тему, подбирают заголовок, выполняют задания по теме урока. Составляют СПП с определительным придаточным, используя простые предложения. Записывают афоризмы, определяют стилистическую принадлежность местоименно-определительных придаточных. Работают в паре, составляя афоризмы по заданному началу. Находят СПП с определительным придаточным, производят синтаксическую замену, определяют более удачный вариант. |
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока | Над долиной (какой долиной?), где мы ехали, спустились тучи. Теперь мне стало ясно (что?), где синичка спрятала гнездо. Алексей пополз туда (куда?), где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады. | Рассматривают предложения и, используя ПОПС-формулу, соглашаются или опровергают предложенный тезис. Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу доказать это на примере …». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…». |
Домашнее задание | 1. Выучить теоретический материал по теме урока. 2. Творческое задание (по вариантам): I вариант Подготовьте устный рассказ об одном из известных казахстанских спортсменов. Запишите в тетради 3–4 сложноподчиненных предложения с придаточными определительными, которые составят опору для устного рассказа. II вариант Выпишите из сборника афоризмов 5–6 наиболее понравившихся высказываний, имеющих форму сложноподчиненного предложения: а) с придаточным определительным, б) с придаточным местоименно-определительным. III вариант Дайте определение трех понятий (в научном стиле): подлежащего, сказуемого, дополнения, употребив конструкцию сложноподчиненного предложения с придаточным определительным. | |