СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №26. СПП с придаточными местоименно-определительными.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Основные задачи урока:

  1. углубить и расширить знания учащихся о структурно-семантических признаках сложноподчинен­ных предложений с придаточными определительны­ми; дать понятие о местоименно-определительных предложениях; совершенствовать учебно-языковые и пунктуационные умения и навыки:
  2. развивать навыки грамотного письма, уметь аргументировать свой ответ, различать многообразие синтаксических средств языка;
  3. воспитывать культуру устной и письменной речи.

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №26»

9 класс


Урок №26.

СПП с придаточными местоименно-определительными.

Цели:


  1. углубить и расширить знания учащихся о структурно-семантических признаках сложноподчинен­ных предложений с придаточными определительны­ми; дать понятие о местоименно-определительных предложениях; совершенствовать учебно-языковые и пунктуационные умения и навыки:

  2. развивать навыки грамотного письма, уметь аргументировать свой ответ, различать многообразие синтаксических средств языка;

  3. воспитывать культуру устной и письменной речи.

Ожидаемые результаты:

учащиеся находят придаточные местоименно-определительные, отличают СПП с придаточными определительными от СПП с придаточными местоименно-определительными; определять структуру сложных синтаксических конструкций; правильно расставлять знаки препинания в предложениях указанной структуры;

Оборудование:

учебные тексты, раздаточный материал, сборник афоризмов.

Тип урока:

комбинированный.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный этап


Приветствие учащихся.

Создание эмоционально-психологического настроя.

Приветствуют учителя.

II. Актуализация опорных знаний


  1. Орфографическая работа

Идеология, мировоззрение, аккомпанировать, аккомпанемент, гостиная, активный, деятельный, прототип, комментарий, популярный

Дополнительное задание: составь с одним из слов словосочетание, определи вид связи слов в нем.

  1. Творческий диктант

Задание

  • Замените придаточные предложения обособленными определени­ями, а обособленные определения — придаточными предложениями.

Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

а) Художник, который изображает людей прошлого, может выра­зить мысль, которая волнует его современников.

Актуальные идеи и настроения, которые художник выразил ярко, талантливо, имеют общечеловеческое значение.

б) О картинах Перова, полных скорби и негодования, с восторгом отзывался В. Стасов.

Наблюдая жизнь народа, художник получал впечатления, не­обходимые для выполнения его творческих замыслов.

Дополнительный вопрос: расскажи о СПП с придаточным определительным.

Записывают словарные слова, составляют словосочетания, повторяют виды подчинительной связи.




Выполняют синтаксическую замену СПП обособленными определениями и наоборот, делают синтаксический разбор последнего предложения.

Составляют монологическое высказывание о СПП с определительным придаточным.

III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности


Как известно, сложное предложение представляет собой тесное смысловое единство простых предложений, входящих в его состав. С помощью сложноподчиненных предложений мы более точно пе­редаём свои мысли, совершенствуем и обогащаем речь. Кроме того, сложноподчиненные предложения с придаточны­ми определительными широко используются в синтаксисе связно­го текста. Сегодняшний урок убедит вас в этом.


Записывают тему урока, формулируют цели и задачи урока.

IV. Изучение нового материала


  1. Ознакомление с теоретическим материалом учебника

  2. Заполнение таблицы

- В чём сходство и различие придаточных определительных и местоименно-определительных?

сходства

различия

  1. придаточные предложения отвечают на вопрос «какой

  2. присоединяются союзными словами который, что, куда, где


  1. придаточное относится к местоимению в главном предложении, а не к существительному.

  2. придаточное предложения можно поставить перед главным


Знакомятся с теоретическим материалом учебника §15, составляют опорную таблицу, определяя сходства и различия между СПП с определительным и местоименно-определительным придаточными.

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся


1. Аудирование (слушание-понимание научно-популярного текста) с выполнением дополнительного задания

  • Послушайте текст. Определите его тему. Озаглавьте текст.

В Древней Греции Олимпийские игры представляли собой наи­более популярные празднества, которые устраивались с 776 года до н. э. На время Олимпийских игр объявлялся обязательный для всех греков «священный мир». В это время в Греции не велось во­енных действий и дороги в Олимпию были безопасны. Победители соревнований награждались венком из ветви оливы и пользовались в Греции почётом и уважением.

Олимпийские игры проводились до 394 года н. э., пока импера­тор Феодосий I не запретил их.

Теперь Олимпийские игры — это крупнейшие международные спортивные соревнования, которые были возрождены в 1894 году по предложению французского педагога и общественного деятеля Пьера де Кубертена. В этом же году был создан Международный Олимпийский Комитет (МОК).

Олимпийские игры объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях.

Место проведения Олимпийских игр выбирает МОК. Продол­жительность Олимпийских игр установлена не свыше 15 дней. Олимпийское движение имеет свою эмблему и флаг.

Олимпийский флаг — это белое полотнище, на котором выши­ты пять переплетенных колец голубого, желтого, черного, зеленого и красного цветов. Пять колец — пять континентов. Голубое коль­цо символизирует Европу, желтое — Азию, черное — Африку, зе­леное — Австралию, красное — Америку.

Олимпийские игры проводятся в первый год Олимпиады (4-летнего периода между играми). Счет Олимпиадам ведется с 1896 года, когда состоялись первые Олимпийские игры.

(Из энциклопедии)

Беседа

  • Где и когда появилась традиция Олимпийских игр?

  • Чем были знаменательны Олимпийские игры в Древней Греции?

  • Кто и когда запретил Олимпийские игры в Древней Греции?

  • Благодаря кому Олимпийские игры были возрождены? Когда это произошло?

  • Кого объединяют Олимпийские игры современности?

  • Какова продолжительность Олимпийских игр?

  • Опишите Олимпийский флаг.

  • Что обозначают пять цветных колец, изображенных на Олим­пийском флаге?

  • Как часто проводятся Олимпийские игры?

  • Где и когда пройдут следующие Олимпийские игры?

Задание

  • Выпишите из текста сложноподчиненные предложения с при­даточными определительными. В главной части найдите слово, к которому относится придаточная часть, и от этого слова поставь­те вопрос к придаточной части. Подчеркните слова, с помощью ко­торых придаточная часть присоединяется к главной.

  • Из двух простых предложений составьте и запишите сложно­подчиненное с придаточным определительным.

1. Олимпийское движение имеет свою эмблему и флаг. Эмблему и флаг предложил французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен. 2. После долгой работы родился текст клятвы. Клятву и поныне произносят на всех олимпиадах. 3. За годы своего развития олимпийское движение выработало правила и традиции. В основу правил и традиций положено стремление к распростране­нию среди молодежи всей земли благородных идей мира, физиче­ского и духовного совершенства.

2. Практическая работа

  • Интересны в стилистическом отношении и местоименно-определительные предложения, которые часто служат средством выражения обобщений и приобретают выразительную форму афоризмов. Афоризм — яркое выразительное средство, ши­роко используемое в публицистике.

  • Напишите предложения под диктовку. Чем объясняется их вы­разительность?

1) Да, жалок тот, в ком совесть не чиста (А. Пушкин). 2) Кто землю сам пахал, тот за столом разрежет хлеб, не уронив ни крош­ки (Н. Рыленков). 3) В дружбе тот обманут будет, кто, храня в ней тишь да гладь, для беседы с другом станет только нежных слов ис­кать (Н. Рыленков). 4) Кто не сеет, тот не жнет (Пословица).

3. Творческая работа в парах

  • Составьте афоризмы, завершив начатые предложения.

1) Поистине благороден тот… 2) Будет жить в веках лишь тот… 3) Всякий, кто имеет какое-либо серьезное дело и занимается им с увлечением… 4) Тот, кто потерял тягу к духовному усовершен­ствованию…

4. Лингвистический эксперимент по усовершенствованию написанного.

  • Замените придаточное определительное предложение придаточ­ным местоименно - определительным. Какой вариант, по-вашему, лучше?

Популярность санного спорта растет в нашей стране не по дням, а по часам… Здесь сегодня тренируются парни и девушки, которые намерены бросить вызов сильнейшим зарубежным спортсменам. Ведь сани — олимпийский вид спорта (…тренируются те, кто…).


Прослушивают текст, определяют тему, подбирают заголовок, выполняют задания по теме урока.













































Составляют СПП с определительным придаточным, используя простые предложения.









Записывают афоризмы, определяют стилистическую принадлежность местоименно-определительных придаточных.







Работают в паре, составляя афоризмы по заданному началу.




Находят СПП с определительным придаточным, производят синтаксическую замену, определяют более удачный вариант.

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока


  • В качестве подведения итогов сегодняшнего урока согласитесь или опровергните утверждение: «Все предложения на доске СПП с придаточными определительными».

  • Над долиной (какой долиной?), где мы ехали, спустились тучи.

  • Теперь мне стало ясно (что?), где синичка спрятала гнездо.

  • Алексей пополз туда (куда?), где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады.


Рассматривают предложения и, используя ПОПС-формулу, соглашаются или опровергают предложенный тезис.

  1. Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…».

  2. Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

  1. Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу доказать это на примере …».

  2. И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Домашнее задание


1. Выучить теоретический материал по теме урока.

2. Творческое задание (по вариантам):

I вариант

Подготовьте устный рассказ об одном из известных казахстанских спортсменов. Запишите в тетради 3–4 сложноподчиненных предло­жения с придаточными определительными, которые составят опо­ру для устного рассказа.

II вариант

Выпишите из сборника афоризмов 5–6 наиболее понравивших­ся высказываний, имеющих форму сложноподчиненного предло­жения:

а) с придаточным определительным,

б) с придаточным местоименно-определительным.

III вариант

Дайте определение трех понятий (в научном стиле): подлежа­щего, сказуемого, дополнения, употребив конструкцию сложно­подчиненного предложения с придаточным определительным.




Просмотр содержимого документа
«РМ»

СПП с придаточными местоименно-определительными.

  1. Актуализация опорных знаний. Творческий диктант

Задание

  • Замените придаточные предложения обособленными определени­ями, а обособленные определения — придаточными предложениями.

Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

а) Художник, который изображает людей прошлого, может выра­зить мысль, которая волнует его современников.

Актуальные идеи и настроения, которые художник выразил ярко, талантливо, имеют общечеловеческое значение.

б) О картинах Перова, полных скорби и негодования, с восторгом отзывался В. Стасов.

Наблюдая жизнь народа, художник получал впечатления, не­обходимые для выполнения его творческих замыслов.

Дополнительный вопрос: расскажи о СПП с придаточным определительным.

  1. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Работа с текстом

  • Послушайте текст. Определите его тему. Озаглавьте текст.

В Древней Греции Олимпийские игры представляли собой наи­более популярные празднества, которые устраивались с 776 года до н. э. На время Олимпийских игр объявлялся обязательный для всех греков «священный мир». В это время в Греции не велось во­енных действий и дороги в Олимпию были безопасны. Победители соревнований награждались венком из ветви оливы и пользовались в Греции почётом и уважением.

Олимпийские игры проводились до 394 года н. э., пока импера­тор Феодосий I не запретил их.

Теперь Олимпийские игры — это крупнейшие международные спортивные соревнования, которые были возрождены в 1894 году по предложению французского педагога и общественного деятеля Пьера де Кубертена. В этом же году был создан Международный Олимпийский Комитет (МОК).

Олимпийские игры объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях.

Место проведения Олимпийских игр выбирает МОК. Продол­жительность Олимпийских игр установлена не свыше 15 дней. Олимпийское движение имеет свою эмблему и флаг.

Олимпийский флаг — это белое полотнище, на котором выши­ты пять переплетенных колец голубого, желтого, черного, зеленого и красного цветов. Пять колец — пять континентов. Голубое коль­цо символизирует Европу, желтое — Азию, черное — Африку, зе­леное — Австралию, красное — Америку.

Олимпийские игры проводятся в первый год Олимпиады (4-летнего периода между играми). Счет Олимпиадам ведется с 1896 года, когда состоялись первые Олимпийские игры.

(Из энциклопедии)

Беседа

  • Где и когда появилась традиция Олимпийских игр?

  • Чем были знаменательны Олимпийские игры в Древней Греции?

  • Кто и когда запретил Олимпийские игры в Древней Греции?

  • Благодаря кому Олимпийские игры были возрождены? Когда это произошло?

  • Кого объединяют Олимпийские игры современности?

  • Какова продолжительность Олимпийских игр?

  • Опишите Олимпийский флаг.

  • Что обозначают пять цветных колец, изображенных на Олим­пийском флаге?

  • Как часто проводятся Олимпийские игры?

  • Где и когда пройдут следующие Олимпийские игры?

Задание

  • Выпишите из текста сложноподчиненные предложения с при­даточными определительными. В главной части найдите слово, к которому относится придаточная часть, и от этого слова поставь­те вопрос к придаточной части. Подчеркните слова, с помощью ко­торых придаточная часть присоединяется к главной.

  • Из двух простых предложений составьте и запишите сложно­подчиненное с придаточным определительным.

1. Олимпийское движение имеет свою эмблему и флаг. Эмблему и флаг предложил французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен. 2. После долгой работы родился текст клятвы. Клятву и поныне произносят на всех олимпиадах. 3. За годы своего развития олимпийское движение выработало правила и традиции. В основу правил и традиций положено стремление к распростране­нию среди молодежи всей земли благородных идей мира, физиче­ского и духовного совершенства.

2. Творческая работа в парах

  • Составьте афоризмы, завершив начатые предложения.

1) Поистине благороден тот… 2) Будет жить в веках лишь тот… 3) Всякий, кто имеет какое-либо серьезное дело и занимается им с увлечением… 4) Тот, кто потерял тягу к духовному усовершен­ствованию…

3. Лингвистический эксперимент по усовершенствованию написанного.

  • Замените придаточное определительное предложение придаточ­ным местоименно- определительным. Какой вариант, по-вашему, лучше?

Популярность санного спорта растет в нашей стране не по дням, а по часам… Здесь сегодня тренируются парни и девушки, которые намерены бросить вызов сильнейшим зарубежным спортсменам. Ведь сани — олимпийский вид спорта (…тренируются те, кто…).

Рефлексия. Подведение итогов урока

  • Согласитесь или опровергните утверждение: «Все предложения - СПП с придаточными определительными».

• Над долиной, где мы ехали, спустились тучи.

• Теперь мне стало ясно, где синичка спрятала гнездо.

• Алексей пополз туда, где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады.