Актуализация опорных знаний. | Словарная работа (в тетрадях и на доске) с комментариями. Изложение эпизода романа, ясно излагать, чествовать тружеников, загорать на пляже, касаться стеклянной поверхности, преобразовывать природу, прибывшая комиссия, рецензия на спектакль, туманная идеология, донская архитектура, расположиться на скошенной траве, откуда-то слева, пробираешься сквозь заросли, слушаешь сосредоточенно. Грамматическая разминка. «Да-нет». Верно ли утверждение, что: 1. Союзы что, если, где – подчинительные? 2. Определение не отвечает на вопрос чей? 3. Предложение – это синтаксическая единица? 4. Местоимение себя не имеет именительного падежа? 5. Союз однако – подчинительный? 6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным? 7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей? 8. В предложении: Сделано все, чтобы я мог жить спокойно - первая часть – придаточное предложение? 9. [ ], (который...) – схема сложноподчиненного предложения.
Соотнести предложение с видом придаточного. Рассказать о СПП с данными видами придаточных.
Предложение | Вид придаточного предложения | Я думаю, нет нужды рассказывать вам, как я распознал остальные буквы. | изъяснительное | Счастлив тот народ, у которого написаны ещё не все страницы в книге его истории. | определительное | Ждать невозможно лишь тогда, когда ничего не делаешь. | время | Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы. | место | | Выполняют словарно-орфографическую работу, комментируют орфограммы. Предлагается ряд утверждений, правильных или заведомо неверных. Если вы отвечаете утвердительно – «да», то ставите «1», если же с утверждением не согласны – «нет», то ставите «0». Определяют верные и неверные утверждения, взаимопроверка. Должен получиться следующий ответ: «101 100 101».
Соотносят предложение с видом придаточного, делают монологическое высказывание о каждом виде придаточного предложения |
Изучение нового материала. | Анализ предложений. Составление опорных схем. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека (Л.Толстой)  Для того чтобы быть счастливым, надо не только любить, но и быть любимым (К. Паустовский)  Определение темы урока. Целеполагание.
| Анализируют предложения, составляют опорные схемы. Определяют тему урока, формулируют цели и задачи. |
Подведение итогов урока. | Рефлексия. Стратегия «ОТ КУЛАКА ДО ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ» Все пять пальцев подняты, если они абсолютно уверены, что добились поставленных целей. Три пальца, если они чувствуют, что они частично добились успеха в поставленных целях, но что стоит еще поработать над этой темой. Кулак, если они считают, что они не добились никакого успеха в поставленной задаче. | Осуществляют рефлексию собственной деятельности, используя жесты руки. |