9 класс | |
Урок №31-32 | «Но молви! Кто ты?» Образ Демона в поэме М. Ю. Лермонтова |
Цели: | создать условия для формирования у учащихся целостного преставления об образе Демона в поэме М.Ю. Лермонтова; содействовать развитию у учащихся эмоционально-образного мышления в процессе анализа текста художественного произведения; способствовать повышению уровня культуры умственного труда. |
Ожидаемые результаты: | учащиеся знают содержание поэмы; на основе составление опорного конспекта при аналитическом чтении поэмы формируют целостное представление образа Демона в поэме Лермонтова; сопоставляют данный образ с художественными параллелями в литературе и живописи |
Оборудование: | портреты М.Ю.Лермонтова; компьютер и проектор с презентацией учебного материала и репродукциями картин М.А.Врубеля к поэме «Демон»; аудиозапись: Р. Вагнер «Полёт Валькирий»; словари: философский, толковый словарь русского литературного языка С.И.Ожегова; текст поэмы «Демон»; опорный конспект к уроку (Приложение 1) |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация и целеполагание | Вступительное слово учителя. - Есть образы в мировом искусстве, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращается к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов. (Звучит музыка Вагнера «Полет Валькирий»). - Сообщает тему урока, просит записать ассоциации, которые возникают при слове «демон». - Предлагает поразмышлять над цитатной формулировкой темы урока. - Поясняет назначение опорного конспекта; сообщает, что итогом урока станет выполнение творческой работы в виде решения ситуационной задачи. - Предлагает определить цветовые ассоциации, связанные с образом Демона в поэме М. Ю. Лермонтова, и зафиксировать своё цветовое решение. | Выполняют задание в парах: определяют точки совпадения. Обмениваются впечатлениями. Предполагают, что поиск ответа на вопрос: «Кто ты?» является основной целью урока. Знакомятся с опорным конспектом (Приложение 1). Закрашивают часть геометрической фигуры в опорном конспекте. |
Актуализация знаний | - Предлагает осмыслить эпиграф: «Какое отношение он может иметь к теме урока?» - Направляет ход беседы на обсуждение вопросов: Байронизм в литературе 20-30 годов 19 века. Влияние поэзии Байрона на творчество М.Ю. Лермонтова. Особенности романтического героя, романтического конфликта. - Слово учителя: Сюжет «Демона» восходит к библейской легенде о падшем ангеле. Со времен фольклора и до сегодняшних дней этот образ – один из излюбленных образов мирового искусства. Данте, Мильтон, Дж. Байрон, В.Гете, А.С. Пушкин, М.А. Булгаков предлагали свои интерпретации этого образа. В мировой литературе у духа зла много имен: у Лермонтова – Демон, Байрона – Люцифер. Продолжите ряд этих наименований… - Организует работу со словарями. Задание для учащихся. | Каин: Кто ты? Люцифер: Властелин духов. Каин: Но если так, можешь ли ты покидать их и пребывать со смертными? Люцифер: Я знаю мысли смертных и сочувствую им, и заодно с вами. Дж. Байрон. «Каин» (Эпиграф к первой редакции поэмы) Высказывают свои предположения Участвуют в обсуждении Называют Мефистофеля, Беса и других известных им представителей нечистой силы. На доске записаны варианты именования Демона и названия произведений: Сатана (поэма «Потерянный рай» Джона Мильтона) Люцифер (драма «Каин» Джорджа Байрона) Мефистофель (трагедия «Фауст» Гёте) Обращаются к словарным статьям, делают вывод: «В отличие от прочих злых духов Демон пристрастен к земной жизни, к жизни человека». |
Открытие «нового» знания | Учебная ситуация № 1. Выступления учащихся с использованием мультимедийной презентации - Предоставляет слово учащимся, подготовившим сообщение по теме: «Особенности сюжета и творческой истории поэмы». | Слушают выступления одноклассников, делают обобщения. Концепция ответа: История создания поэмы. Первый вариант «Демона» Лермонтов набрасывает пятнадцатилетним мальчиком, в 1829 году. С тех пор он неоднократно возвращается к этой поэме, создавая её различные редакции, в которых обстановка, действие и детали сюжета меняются, но образ главного героя сохраняет свои черты. 1829 г. «Мой Демон»; намечен сюжет (борьба с ангелом, влюблённым в смертную девушку); 92 стиха и прозаическое изложение содержания. 1829 – 1839 г. 7 редакций. Основа сюжета – миф о падшем ангеле Особенности сюжета. Литературные источники: библейская легенда о падшем ангеле - кавказский фольклор. |
| Учебная ситуация № 2 Сюжетно-композиционный анализ поэмы - Совместно с учащимися составляет кластер, в центре которого образ Демона. - Организует обсуждение сюжетных микротем. Примерные вопросы первой микротемы: Какое впечатление произвел на вас образ Демона? Каким он был раньше и что с ним стало? Как он относится к окружающему его миру, и чем вызвано такое отношение? (часть 1, главы 1-4) Примерные вопросы второй микротемы: Какой предстает перед нами Тамара? Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару. Что привлекает Демона в Тамаре? Как мы можем описать чувство Демона к Тамаре? (часть 2 главы 7-9) Примерные вопросы третьей микротемы: За что был низвергнут Демон? Почему душа Тамары спасена, а Демона – нет? На что и за что обречен Демон? (часть 2 глава 16). - Ставит перед учащимися обобщающие вопросы: Какие характеристики и эмоции преобладают? Что же объединяет лермонтовского Демона и Люцифера Байрона? Что же, на ваш взгляд, хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»? | Выделяют три сюжетные микротемы: Демон - окружающий МИР. Демон - Тамара Демон - Святой Ангел В ходе обсуждения самостоятельно заполняют таблицу в опорном конспекте. В конце озвучивают результаты и делают выводы. Концепция ответа: Демон – страдающий от одиночества скептик. Обаяние индивидуализма обманчиво: чувство Демона к Тамаре эгоистично. Возрождение Демона невозможно: противопоставление себя миру, отрицание нравственных ценностей губительно для души. Концепция ответа: Суть героев – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон. Демон - это сам автор, всю жизнь метавшийся между землей и небом, молитвами и проклятьями. М.Ю.Лермонтова отличает двоемирие, трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным. Впоследствии читатель увидит черты Демона в характере Печорина. |
Применение знаний | - Проводит инструктаж учащихся по выполнению самостоятельной работы. - Согласует с учащимися критерии оценивания результатов творческой работы: *содержание (креативность – идейное содержание – аргументы), *форма (логичность изложения – грамотность – лаконичность), *оформление (в том случае, когда для работы в классе есть домашние заготовки или задача предлагается в качестве домашнего задания). | Уточняют предложенные учителем критерии оценки Решают ситуационную задачу |
Рефлексия | - В конце урока задаёт вопрос: «Изменилось ли представление о Демоне и понимание этого образа в поэме, если да, то можно изменить цветовую гамму, ассоциирующуюся с этим образом, объяснить причину». -Предлагает продолжить предложение: «А напоследок я скажу…» Своё решение учитель комментирует последним. Этот комментарий и является своеобразным итогом урока | Работают с опорным конспектом. Озвучивают свои решения, объясняя свой выбор. |
Дифференцированное домашнее задание | - Озвучивает и комментирует предварительные задания по теме «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя». | Задания на выбор: Презентация о жизни и творчестве Н.В.Гоголя Составление хронологической таблицы о жизни и творчестве писателя с комментариями (интересные факты из жизни и творчества писателя) Эссе на тему «Что в имени тебе моем?» |
"Все это грустно, а правда..." Владислав Ходасевич. 1914 год.
Ознакомление | Понимание | Применение | Анализ | Синтез | Оценка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Назовите основные части… | 8.Объясните причины того, что… | 15. Изобразите информацию о.. графически | 22. Раскройте особенности… | 29. Предложите иной вариант… | 36. ранжируйте…и обоснуйте |
2. Сгруппируйте вместе все… | 9. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… | 16.Предложите способ, позволяющий… | 23. Проанализируйте структуру…с точки зрения | 30. Разработайте план, позволяющий.. | 37. определите, какое из решений является оптимальным… |
3. Составьте список понятий, касающихся... | 10. Покажите связи, которые направлены на… | 17. Сделайте эскиз рисунка, который показывает… | 24.Составьте перечень о… | 31. Найдите необычный способ, позволяющий… | 38. Оцените значимость… для… |
4. Расположите в определенном порядке | 11. Постройте прогноз развития… | 18. сравните…и…, а затем обоснуйте.. | 25. Постройте классификацию… на основании | 32. Продумайте игру, которая… | 39. Определите возможные критерии оценки |
5. Изложите в форме текста… | 12. Прокомментируйте положение о том, что.. | 19. Проведите эксперимент, подтверждающий, что.. | 26. Найдите в тексте ( модели, схемы…) того, что… | 33. Предложите свою классификацию… | 40. Выскажите критические суждения о… |
6. Вспомните и напишите… | 13. Изложите иначе идею о том, что… | 20. Проведите презентацию. | 27. Сравните точки зрения…и…на.. | 34. Напишите возможный сценарий развития.. | 41. Оцените возможности… для… |
7. Прочитайте самостоятельно… | 14. Приведите пример того, что… | 21. Рассчитайте на основании данных о… | 28. Выявите принципы, лежащие в основе… | 35. Изложите в форме…свое мнение | 42. Проведите экспертизу состояния… |