Презентацию
подготовила
учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош»
п.Первомайский Тамбовской области
Халяпина Л.Н.
М.Ю.Лермонтов
«Герой нашего времени»
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
«Герой нашего времени» – самое крупное и значительное произведение Лермонтова в прозе.
Роман начат в 1837—1838 гг., а закончен в 1839 г. Первоначально главы будущего романа печатались как самостоятельные повести, затем были объединены в отдельную книгу, вышедшую в 1840 г. под названием «Герой нашего времени».
НАЗВАНИЕ
Первоначально роман имел название «Один из героев начала века», которое как бы вступало в полемику с нашумевшим романом французского писателя Мюссе «Исповедь сына века». В этой редакции слово «герой» звучало без иронии и, может быть, прямо намекало на декабристов.
В окончательном варианте («Герой нашего времени») есть иронический оттенок, падающий не на слово «герой», а на слово «нашего» (т. е. не на личность, а на эпоху).
ЖАНР
Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера — типического характера. Об этом сказал сам Лермонтов: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдения ума зрелого над самим собою...» «Герой нашего времени» — это первый русский реалистический психологический роман в прозе.
«Фаталист»
СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ
Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, расположенных в порядке, который нарушает хронологию событий. Повести объединены общими героями и общим названием.
«Максим Максимыч»
«Княжна Мери»
В центре композиции романа находится Григорий Печорин. Расположение повестей подчинено главной задаче автора — последовательно, всесторонне и глубоко проанализировать образ героя своего времени.
Хронологический порядок событий
1. Печорин едет к месту назначения и останавливается в городишке Тамань. «Тамань»
2. После военных действий на Кавказе (где он знакомится с Грушницким) Печорин едет в Пятигорск. «Княжна Мери»
3. После дуэли с Грушницким Печорина направили в крепость под начало Максима Максимыча. «Бэла»
4. Затем происходит история с Вуличем. «Фаталист»
5. Через 5 лет Печорин снова встречается с Максимом Максимычем по дороге в Персию. «Максим Максимыч»
Расположение частей в повести
- Предисловие ко всему роману. «Бэла»
Чем загадочней герой, тем интереснее читателю. Печорин интересен и загадочен. Внимание читателя напряжено: он уже хочет найти ответы на многие вопросы.
2. «Максим Максимыч»
Здесь Печорин показан не с лучшей стороны: он выказывает равнодушие и холодность к человеку, который простодушно им восхищается. Читатель готов безоговорочно осудить героя.
«Предисловие» к «Журналу Печорина». «Тамань»
Наступает резкий поворот в повествовании: три следующие повести являются частями «Дневника Печорина», а в «Предисловии» к «Журналу Печорина» сообщается о смерти героя. Здесь Печорин рассказывает о себе сам, раскрывая причины своих поступков. В результате герой максимально приближается к читателю. Печорин оказывается личностью если и не положительной, то чрезвычайно самобытной, сложной, глубокой и противоречивой.
«Княжна Мери»
«Фаталист»
РОЛЬ РАССКАЗЧИКА
Рассказчик в каждой повести выбран не случайно и служит общему замыслу романа — раскрытию образа Печорина.
«БЭЛА»
Рассказчик – Максим Максимыч
Многого в характере Печорина не понять простодушному и неискушенному в психологии штабс-капитану. Он видит лишь внешнюю сторону, потому и для читателя Печорин скрыт и загадочен. Характеристики, которые он дает Печорину, свидетельствуют не только о наивности и чистоте души самого рассказчика, но и об ограниченности его ума и неспособности понять сложную внутреннюю жизнь Печорина.
«МАКСИМ МАКСИМЫЧ»
«публикатор дневника Печорина».
Условный автор,
Человек той же социальной среды и культуры, что и Печорин. Этому рассказчику легче его понять, чем Максиму Максимычу, однако и он многого не понимает и не принимает в Печорине.
«ТАМАНЬ», «КНЯЖНА МЕРИ», «ФАТАЛИСТ»
Печорин рассказывает
о себе сам
Перед нами правдивая исповедь героя, которая более всего открывает для нас историю души человеческой и тайну характера, в котором так много черт современного Лермонтову поколения.
В Ы В О Д
Вводя в повествование разных рассказчиков, автор получает возможность постепенно приближать героя к читателю, постепенно раскрывать его загадку, пока он сам не раскроется в своём дневнике.
ГРИГОРИЙ ПЕЧОРИН
Герой времени
В предисловии к роману характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Но перед читателем предстает яркая индивидуальность, которая нравится всем: Печорина любят Бэла, Мери, Вера, Максим Максимыч. Писатель тоже симпатизирует ему, хоть и подвергает своего героя строгому суду.
ПОРТРЕТ ПЕЧОРИНА
Походка Печорина «небрежна и ленива», но он «не размахивал руками» (признак скрытной натуры). С первого взгляда ему можно дать не более 23 лет, а позже — все 30. Светлый цвет волос, а усы и брови чёрные — «признак породы в человеке, так же, как чёрная грива и чёрный хвост у белой лошади». Особое внимание автор обращает на глаза: «...они не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак или злого нрава или глубокой постоянной грусти».
ХАРАКТЕРИСТИКА
Умён, незауряден, блестяще образован. Его образная меткая речь — его оружие, которым он карает самодовольных пошляков.
Обаятелен, загадочен, обладает сильной волей, хладнокровен в конфликтах (например, с Грушницким). Не стремится к карьере, хоть не имеет чинов и не особенно богат. Из его дневника видно, что он анализирует свои недостатки, задумывается над вопросами бытия, чувствует природу. Герой раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами. Например, фразёр Грушницкий позволяет увидеть незаурядность Печорина, в сопоставлении с Максимом Максимычем выявляется отсутствие связи героя с народной средой. «Водяное общество» олицетворяет пошлую дворянскую среду, в столкновении с которой гаснут лучшие желания героя. Женские образы раскрывают его в любви.
ДВОЙСТВЕННОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПЕЧОРИНА
Основное противоречие героя заключено в разладе его мечты с действительностью : страстное стремление Печорина понять смысл жизни, поиски истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование — с другой.
В Печорине соединены два человека . Один прикрывает свои чувства и страдания маской равнодушия, ищет удовольствия в светских похождениях, холоден с людьми, использует их слабости для утверждения своего превосходства. Другой раскаивается во всём этом, судит себя, страдает, расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души.
«Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я есть на самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно».
ЧТО ВЫЗЫВАЕТ ВОЗМУЩЕНИЕ В ПЕЧОРИНЕ
• Его жестокость, эгоизм, цинизм в отношениях с людьми.
• Печорин сам не раз сравнивает себя с палачом, с топором в руках судьбы. А читатель, конечно, не может простить ему смерть Бэлы, холодность с Максимом Максимычем, игру с чувствами Мери. Но никто лучше Печорина не понимает, насколько пуста и бессмысленна его жизнь.
В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОБАЯНИЕ ГЕРОЯ
• В его остром уме, силе и твердости характера, в умении бесстрашно и гордо бросить вызов судьбе и безжалостно судить самого себя.
• Лучшая половина его души всё же не умерла, хоть он и прячет её от посторонних глаз. Его способность к доброте и любви постоянно пробиваются сквозь скептицизм. Живая душа героя — в потрясённости смертью Бэлы, в слезах отчаянья, когда он понял, что потерял Веру, в умении видеть свои недостатки, судить себя, в способности чувствовать природу.
НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ
1. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ И НАЗНАЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
2. ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ
3. «НАПОЛЕОНОВСКАЯ ПРОБЛЕМА»
4. ПРОБЛЕМА УВАЖЕНИЯ К ЛЮДЯМ
ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ И НАЗНАЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? для какой цели я родился?» Он чувствует в себе «силы необъятные» и понимает, что назначение ему было высокое, но проявляет себя по преимуществу как злая сила, приносящая людям лишь страдания и несчастья: он погубил Бэлу, кровно обидел Максима Максимыча, ради пустого любопытства разорил гнездо «честных контрабандистов», нарушил семейный покой Веры, оскорбил Мери, убил на дуэли Грушницкого.
ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ
Печорин считает, что человек счастлив, когда подчиняет своей воле всё, что его окружает (счастье — это «насыщенная гордость»). Но чем больше он одерживает таких побед, тем глубже страдает сам.
«НАПОЛЕОНОВСКАЯ ПРОБЛЕМА»
Это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым он судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Печорин не только несёт несчастье другим, но и сам глубоко несчастен.
ПРОБЛЕМА УВАЖЕНИЯ К ЛЮДЯМ
Уважение к миру, к людям начинается с самоуважения. Но человек, унижающий других, не уважает самого себя. Торжествуя над слабым, он чувствует себя сильным. По оценке Н.Добролюбова, Печорин, не зная, где применить свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. «Зло порождает зло», — рассуждает герой, «Я иногда сам себя презираю!.. Не оттого ли я презираю других?» Печорин ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой».
ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ
- Глубокое исследование характера Печорина происходит в значительной мере через сопоставление его с другими героями.
- Печорин и Максим Максимыч – люди не просто разного круга и разной культуры — они непохожи и по внутренним качествам.
Печорин
Максим Максимыч
Скрытен и загадочен.
Весь на виду
Эгоист.
Всегда помнит о других, часто забывая о себе.
Весь в противоречиях.
Всегда верен себе – это очень цельный характер.
Пытается во всем дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и прежде всего, в самом себе.
Лишен понимания общего смысла вещей; добр, простодушен, часто наивен.
У него заметное преимущество таинственного обаяния, культуры. Он выше Максима Максимыча интеллектуально.
Выше Печорина нравственно (а это важнее любого другого преимущества). Максим Максимыч есть художественно правдивое воплощение прекрасного человека: доброго, великодушного, надежного и верного и, главное, не догадывающегося о своём величии.
Грушницкий
Печорин
Находится в полной гармонии с собой и обществом.
Находится в постоянном конфликте с обществом и самим собой.
Стремится к показной деятельности
Не находит себе достойной деятельности.
Изображает из себя одинокого, таинственного и разочарованного романтического героя.
Печорин и есть романтический герой.
Под его многочисленными масками - жестокая натура, в ней побеждает злоба и ненависть. Перед нами мелкая и себялюбивая душа.
В нём всё настоящее, не показное, оригинальное. Перед нами натура эгоистичная, но сложная, глубокая и противоречивая.
Грушницкий и Печорин
До последнего момента Печорин давал Грушницкому шанс, готов был простить приятелю мстительность, распускаемые в городе слухи и свой умышленно не заряженный противниками пистолет, наглое ожидание Грушницким холостого выстрела. После дуэли Печорин не испытывает торжества победителя. Эта дуэль — попытка героя убить в себе мелкую сторону собственной души.
У Грушницкого все отрицательные качества Печорина, но нет ни одного его положительного. Если вначале он может казаться двойником Печорина, то потом — своеобразной его карикатурой (то, что в Печорине трагично, в нём — смешно).
- Они похожи друг на друга отсутствием простоты. У них есть общие эгоизм и самолюбование.
- Поставленный рядом с Грушницким, Печорин необыкновенно выигрывает в глазах читателей.
ПЕЧОРИН И ВЕРНЕР
- У обоих глубокий и острый аналитический ум, наблюдательность проницательность, знание людей. Это люди одного социального круга и уровня культуры.
- Скрывают свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки.
- Вместе им легко и просто, они понимают друг друга с полуслова («читают в душе друг друга»), дорожат мнением друг друга.
Печорин
Вернер
Считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...».
Вернер — единственный человек, достойный быть другом Печорина, но и он не выдерживает испытаний (в дуэли с Грушницким был секундантом; исход дуэли его испугал — друзья расстаются).
Деятелен: знает, что только в деятельности можно обрести истину.
Созерцатель, скептик, склонен к логическому философствованию.
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ
БЭЛА
ПОРТРЕТ
Симпатия автора чувствуется уже в созданном им портрете: «...она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны...». У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твёрдость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа.
ПАРАЛЛЕЛЬ «ЧЕЛОВЕК - ЖИВОТНОЕ»
- Когда Печорин задумал украсть Бэлу, он стал играть на самых тонких струнах души её брата Азамата, мечтавшего о коне Казбича. Он помог Азамату украсть его. Так конь уравнялся с человеком, что само по себе уже безнравственно и предопределяет трагедию. Кличка коня Карагез — «чёрный глаз» — тоже не случайна (проводится параллель с портретом черкешенки Бэлы).
М. Врубель. Казбич и Азамат
ЛЮБОВЬ
- Печорин, увидев на свадьбе юную черкешенку, был пленён её внешностью и необычайностью. Бэла показалась ему воплощением естественности и непосредственности — всего того, чего Печорин не встречал в светских ламах. Любовь к ней — не каприз, а попытка вернуться в мир искренних чувств, найти гармонию, приблизиться к человеку другой веры, другого образа жизни.
ДВА МИРА: ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ
- Печорина и контрабандистов объединяет тайна и стремление к ней.
- Наблюдая за плачущим мальчиком, Печорин понимает, что он так же одинок.
- У него возникает ощущение единства чувств, переживаний, судеб.
- И Печорин, и другие герои повести не идеальны. Все они заражены пороками и страстями.
- Но Печорин не способен проникнуть в среду простых людей. Здесь он теряет свои интеллектуальные преимущества цивилизованного человека, он чужд естественному миру и жизни, полной опасностей.
- Печорин в столкновении с контрабандистами показывает себя человеком действия.
- Герой решителен и смел, но активность его оказывается беспредметной.
- У героя нет возможности предаться деятельности крупной, совершать поступки, для которых он чувствует в себе силы.
- Печорин растрачивает себя, ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье.
ВЫВОДЫ
Мери
Портрет
- Она сразу вызывает симпатию: естественна, смела, благородна. Девушка очень незаурядна: увлекается Байроном (читает его по-английски), занимается математикой. Печорин тоже находит в ней достоинства: «Она шутила очень мило; её разговор был остёр, без притязания на остроту, жив и свободен; её замечания иногда глубоки».
ЛЮБОВЬ К МЕРИ
- Любовь к Печорину меняет её: она становится искреннее, естественнее, разбуженные чувства превращают её в добрую, нежную, любящую женщину. Она оказывается способной простить Печорина. Он же поступает с ней жестоко: добивается её любви, сам не любя. Печорин хочет быть честным с ней, поэтому прямо объясняет, что смеялся над ней и она за это должна его презирать.
ВЕРА
Портрет
- Это «единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть», — говорит Печорин. Она для него ангел-хранитель. Тонко понимает Печорина и знает, насколько он одинок и несчастлив. Вера всё ему прощает, она умеет чувствовать глубоко и сильно.
ЛЮБОВЬ К ВЕРЕ
- Она и её отношение к Печорину помогают читателю быть справедливее к герою, понять его. Теперь мы знаем, что этот человек не всегда холоден, спокоен и разочарован — он тоже способен на сильные чувства, способен не только брать, но и отдавать (он мечтает увезти Веру, жениться на ней, забыв предсказание старухи, пожертвовать своей судьбой). Но как только в душе Печорина просыпаются подлинные чувства, он не только беспокоится, что их увидит посторонний, но и сам их боится. Он убивает лучшую половину своей души и прячет глубоко, чтоб никто не увидел (после отчаянной погони за безвозвратно уехавшей Верой он убеждает себя, что в слезах его повинен пустой желудок).
ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА
ЗАДАЧИ АВТОРА
• Дать портрет поколения молодых людей своего времени, показав все самые их слабые стороны: холодность сердец, эгоизм, бесплодность деятельности.
• Исследовать душу человеческую, сосредоточив внимание на внутреннем мире главного персонажа, подробно раскрыв мотивы, побудившие его на те или иные поступки.
• Разобраться в основном противоречии героя своего времени — в разладе его мечты с действительностью.
• Проанализировать, как окружающая среда влияет на формирование личности и судьбу человека.
ВЫВОДЫ АВТОРА
- На вопрос, почему жизнь Печорина — «ровный путь без цели», Лермонтов отвечает названием романа. Социально-психологические условия эпохи во многом объясняют трагедию героя: разочарование и скептицизм — это и черта времени тоже.
- Развитые обществом пороки и скука толкают человека на безнравственные поступки, а природные задатки души остаются невостребованными (вот почему в характере Печорина существуют противоречия и двойственность).
- Когда человека не привлекает ни выгодная женитьба, ни новая звездочка на эполетах, а идеи добра и справедливости столкновения с жизнью не выдерживают, остаются (как у Печорина) два убеждения: рождение — несчастье, а смерть неизбежна. Вот почему В. Белинский назвал этот роман «воплем страдания» и «грустной думой».
Информационные ресурсы
- «Герой нашего времени». Фаталист. Кадры из фильма «Максим Максимыч». Госкинпром Грузии. 1927
- Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010
- http://ru.wikipedia.org/wiki/ Лермонтов
- http://lermontov.niv.ru/
- http://lermontov.name/