9 класс
Урок 34-35 «Что такое счастье и в чем смысл жизни?» (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
Цель: понять причины двойственности натуры Печорина, его душевного одиночества, скептицизма, постепенного «истощения жара души».
Задачи:
рассмотреть проблему одиночества отдельной личности и целого поколения I половины 19 века в историческом и общечеловеческом плане в целом; объяснить двойственный, противоречивый характер Печорина;
попытаться найти пути решения данной проблемы, анализируя образ главного героя романа;
развивать умение логически последовательно мыслить, грамотно излагать свои мысли;
формировать и развивать позитивно личностные качества обучающихся: толерантность, милосердие.
Вызов.
Прослушивание стихотворения М.Ю.Лермонтова «И скучно и грустно»
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуты душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят – все лучшие годы!
Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,.
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно…
Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,-
Такая пустая и глупая штука…
- Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие ощущения оно у вас вызвало?
- О чём это стихотворение? Как оценивает лирический герой мир и себя в нем?
У героя нет цели в жизни, не знает своего назначения в жизни, не видит смысла в жизни, ему одиноко, не познал любви, не испытал счастья в жизни, не достиг гармонии ни с окружающим миром, ни с самим собой. Лирический герой стихотворения одинок, он страдает от своей бесприютности, тоскует по родной душе, «И скучно, и грустно»- страстная исповедь, горькие раздумья о жизни. В основе стихотворения – внутренний конфликт между стремлением жить в гармонии с самим собой и миром и осознанием тщетности, бесплодности человеческих желаний и страстей. Мрачный колорит, пессимистическая настроенность, безверие характерны для этого произведения. Лирический герой уверен, что счастье и гармония невозможны на Земле, и тогда его взгляд обращается к Космосу.
- Назовите ключевые слова, которые прозвучали в ходе нашего обсуждения?
Смысл жизни
Любовь
Одиночество
Страсть
Счастье
Радость
Мука
Земные радости
Гармония
Конфликт
-Все ли понятия вам знакомы?
«Человек создан для счастья как птица для полета». Эта фраза принадлежит русскому писателю В.Г.Короленко. А вот другая фраза: «Есть одна для всех врожденная ошибка – это убеждение, будто мы рождены для счастья». Это высказывание принадлежит немецкому философу Артуру Шопенгауэру.
- Кто из них прав? И кто из людей видел счастье и знает, как оно выглядит? В кинофильме «Доживем до понедельника» на вопрос о счастье старшеклассник ответил: «Счастье – это когда тебя понимают».
- Попробуйте и Вы определить, что такое счастье.
- Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим понятием?
СЧАСТЬЕ
(любовь, гармония, семья, дом, наслаждение, дети, солнце, единение, красота, природа, тепло, мечта, согласие, удача, любимые люди, душевный покой)
-А теперь составим толковник этого слова. Вверху в центре тетрадной страницы пишем крупными буквами слово СЧАСТЬЕ. Оставляем поле, ставим дефис и записываем одно значение слова, как оно понимается вами.
-А теперь обменяемся значениями слова, как оно понимается вами
СЧАСТЬЕ – это дар судьбы
- что-то хорошее, к чему стремится человек
- источник радости
- состояние души, когда нет противоречия в поступках и действиях
- умение жить в согласии
- достижение полной гармонии
- то, чему отдаешь душу
- Мы обменялись значениями слова. Теперь подведём черту. Отберите и отметьте условным знаком наиболее точные, по вашему мнению, толкования (2-3).
- На основании набора значений оформите содержание понятия в окончательной редакции.
Счастье – состояние души, когда нет противоречий в поступках и действиях, умение жить в согласии.
- Можно ли однозначно ответить, что такое счастье?
- А теперь обратимся к словарю для самоконтроля.
Счастье - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения (Толковый словарь Ожегова)
II. Осмысление.
- А как отвечает М.Ю.Лермонтов на вечные вопросы бытия «Что такое счастье? Возможно ли оно? В чем смысл жизни? »
Сегодня на уроке мы продолжим наблюдения над образом главного героя; через анализ дневниковых записей из произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», через систему образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя, выявим причины душевного опустошения Печорина.
«Характеристика Печорина» (М.М. – Странствующий офицер - Печорин)
- Какие приёмы использует Лермонтов для раскрытия образа Печорина?
- Как М.М. и странствующий офицер характеризует Печорина? (говорит о странностях характера, о его противоречивости).
Портрет Печорина:
«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побеждённое ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…»
«…Ослепительно чистое бельё, изобличавшее привычки порядочного человека…»
«…Не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера…»
«…Положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость…»
«С первого взгляда… ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30».
«В его улыбке было что-то детское»
«Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы.., благородный лоб со следами морщин…»
Карие глаза «не смеялись, когда он смеялся», но холодно блестели; «взгляд его непродолжительный, но проницательный и тяжёлый», «равнодушно спокойный»
- Итак, мы выяснили, как Печорина характеризовали М.М. и странствующий офицер. Но есть ещё один строгий судья - это сам герой. Лермонтов использует приём самохарактеристики героя. Давайте попробуем выяснить, какую оценку даёт себе Печорин?
Работа в тетрадях. Составление кластера.
- Найти высказывание Печорина о себе, которые, на ваш взгляд, помогут нам раскрыть причину трагизма героя.
План
Понятие о счастье.
Отношение к жизни.
Отношение к дружбе.
Отношение к любви.
Печорин о причине своей искалеченной нравственности.
Посмотрим еще раз на жизненные установки Печорина.
Счастье
Дружба
«я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги»
Жизнь
«быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное задание из хитростей и замыслов»
«У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку…
Первое моё удовольствие – подчинять моей воле всё, что меня окружает…
Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других? 20 раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам… »
Любовь
«Я никогда не делался рабом любимой женщины…»
«моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность. Их радости и страданья – и никогда не мог насытиться»
«…есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! »
О причине своей искалеченной нравственности.
«Я сделался нравственным калекой»…
«Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня».
«Неужели … моё единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?»
- Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.
- Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.
«В дружбе один раб другого». Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе мужских образов романа.
В центре урока — раскрытие необходимости образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Работу на уроке можно подчинить групповому способу обучения и для анализа ключевых эпизодов разделить класс на четыре группы.
1-я группа. Печорин и Максим Максимыч
Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?
2-я группа. Печорин и Грушницкий
Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
К
акова композиционная роль образа Грушницкого?
3-я группа. Печорин и Вернер
Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?
4-я группа. Печорин и Вулич
Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?
Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?
Выводы урока могут быть оформлены в виде опорной схемы.
Мужские образы романа — двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу.
«Я никогда не делался рабом любимой женщины». Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии характера Печорина
Лермонтов проводит своего героя через испытание любовью, так как это высшая человеческая ценность. Каждый женский образ оттеняет определенную грань в характере Печорина и выполняет свою композиционную функцию.
Учебное исследование на уроке также организуется в группах, и в процессе анализа ключевых эпизодов выявляются существенные черты образа Печорина в его отношениях с женщинами.
1-я группа. Печорин и Бэла
Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?
Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?
Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?
2-я группа. Печорин и девушка-ундина
Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?
Перечитайте сцену схватки Печорина с девушкой в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?
Какова композиционная роль ее образа?
3-я группа. Печорин и Мери
Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в «Журнале» от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?
Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?
К
аков композиционный смысл образа Мери?
4-я группа. Печорин и Вера
Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как можно охарактеризовать их чувства друг к другу?
Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? в авторской оценке? в самооценке?
Как образ Веры помогает понять характер Печорина?
Женские образы в романе Лермонтова, несомненно, выше, чище Печорина. Они натуры более цельные, искренние, умеющие любить и глубоко чувствовать.
Общие итоги урока можно оформить в виде опорной схемы, составленной из цитат.
Просмотр отрывка «Монолог Печорина».
- Почему ни талант, ни сила его характера, ни умение манипулировать людьми не приносит счастья? Почему герой постоянно ощущает свою ненужность, бесцельность существования? В чем его трагическая обреченность?
Ни одно из его действий, ни одно из проявлений его воли не имеет цели.
Его активность бесплодна. Он умен, находчив, наблюдателен, но все это приносит только несчастье людям, с которыми его случайно столкнула судьба.
Основные свойства его натуры и отразившаяся в нем «болезнь века» – рефлексия (раздвоение характера, постоянный самоанализ) и скептицизм.
Индивидуализм и эгоизм как жизненные принципы, принятые на себя Печориным опустошили его (он «истощил жар души»). Лермонтов показывает, как постепенно утрачивает Печорин все лучшее в своем характере.
Трагическая обреченность в том, что Печорин не видит смысла жизни, не может применить свои недюжинные способности для пользы и вянет без борьбы.
Там, где он появляется, он несет смерть страдания, разрушения. Это была не история одного Печорина, а всего поколения Николаевской России.
Вывод. Лермонтовский герой – сын иного времени (не жребия декабристов). Герой гибнет от тоски, оттого, что не может найти применение и реализовать свою активность. Лермонтов показал обусловленность, предопределенность своего героя временем и средой, он показал фатальность гибели лучших людей в условиях николаевской действительности. Но вывод из этого сделал не мрачный не пессимистический, а привел к убеждению в необходимости действовать, не склонять головы перед судьбой.
Русский критик 19 века Белинский даёт свою оценку образу Печорина: «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от этой пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, — и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви...».
Рефлексия.
Беседа.
- В повести «Фаталист» есть такие строки: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою».
(Счастье невозможно для личности, способной к самооценке, не ведающей иллюзий, личности, пораженной «болезнью века», скитающегося «по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха» («Дума»)).
- Можно ли достичь абсолютного счастья на земле?
(Нет, но можно познать это состояние, если будут строить отношения между собой по принципу самопожертвования, стремиться к взаимопониманию, прощению, терпимости и любви. Только в гармонии с собой и другими они смогут приближаться к чувственному понятию счастья, к ощущению блаженства).
- Может ли все-таки человек постигнуть счастье на земле?
Прочитаем еще одно стихотворение М.Ю.Лермонтова, которое написано в 1837 году.
«Когда волнуется желтеющая нива… »:
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганной душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,-
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
…
(Когда поэт гармонически сливается с природой, с окружающим миром, когда наступает гармония в собственной душе, только тогда можно достичь счастья на земле)
Составить синквейн (пятистишие)
Слово синквэйн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк; по форме синквейн, представляет собой последовательную «лесенку» из пяти строк:
1. Первая строка - ключевое понятие урока (существительное).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (два определения к нему).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (три глагола к нему).
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Счастье.
Вечное, прекрасное.
Можно брать и дарить, наслаждаться.
К нему стремится человек.
Источник радости.
1.Счастье.
2. Хрупкое, недолговечное.
3.Нужно беречь, творить, хранить.
4.Как птица: неосторожное движение и исчезнет.
5.Дар судьбы.
Задание: внимательно и не спеша прочтите высказывания четырех выдающихся людей, стараясь вникнуть в смысл:
а) «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого» (Л.Н.Толстой);
б) «Личное счастье невозможно без счастья других» (Н.Г.Чернышевский);
в) «Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем» (И.Гете)
г) «Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими» (Ж.Ламетри).
- Какова основная мысль, заключенная в этих высказываниях? (Дарение блага другим – это сотворение счастья и для себя)
Дневник двойной записи.
- Дома вы читали текст методом «двойного дневника», но мы его усложнили, и у нас получился «пятерной дневник». Как отвечает Печорин на вопрос, что такое счастье и в чем смысл жизни?
Ключевое слово и вопрос | Цитата, где содержится ключевое слово и ответ | Мои размышления | В связи с этим задаю вопрос себе | Отвечаю |
(запись от 3-го июня) Что такое счастье? | «Насыщенная гордость». «Если бы я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив.» | | А что значит счастье для меня? Счастлив ли я? | |
«Зло порождает зло» | весь мир , окружающий Печорина, построен на законе духовного рабства – мучают, чтобы получить удовольствие от страданий другого. И несчастный, страдая, мечтает об одном – отомстить, унизить не только обидчика , но и весь мир. | | | |
(от 16-го мая) Счастье | Я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, - теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца!.. | | | |
(от 5-го июня) Неужели мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? | С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог ни умереть, ни прийти в отчаяние! Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя. | | | |
 (от 5-го июня) Что я называю жизнью | Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное задание из хитростей и замыслов, - вот что я называю жизнью. | | | |
(от 14-го июня) | Надо мной слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться , - прости моя любовь! Мое сердце превращается в камень, и ничто не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой, двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам. | | | |
Возьмем три ключевые сцены.
«Дуэль с Грушницким»
Чрезвычайно важен внутренний монолог перед дуэлью. Печорин пытается найти ответы на свои вопросы о цели и смысле жизни. Ответы на какие вопросы пытается найти Печорин?
Зачем я жил, для какой цели я родился? | | | Какие цели преследую я? | |
Почему моя любовь никому не принесла счастья? | Потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца… | | Что я несу людям? | |
-Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать свое последнее прости? - Неужели на свете нет женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? | Думая о близкой и возможной смерти, я думаю о себе…Из жизненной бури я вынес только несколько идей- и ни одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головою. | | А есть ли у меня настоящие друзья, которым можно довериться? Что во мне преобладает, разум или чувства? | |
-Какие выводы делает Печорин для себя?
( Он понимает, что попросту растратил свои силы, так и не познал своего предназначения. Горечью наполняет душу героя сознание того, что его трагедию не только никто не понял «совершенно», но и не заметило «ни одно существо».)
-Какую роль играют пейзажные зарисовки в сцене дуэли?
«Я не помню утра более голубого и свежего!»
(Дуэль происходит прекрасным июльским утром. Выезжая в ущелье, где состоится поединок, Печорин замечает в природе ту гармонию, которой давно не знает его душа. Перед лицом смертельной опасности его восприятие чрезвычайно обострено, нерастраченная любовь к миру овладевает им. По контрасту с прекрасной и вечной природой ощущает герой хрупкость жизни, непоправимость происходящего, не признаваясь в этом даже самому себе.)
- Что чувствует герой под дулом пистолета Грушницкого?
(За внешним равнодушием к смерти скрывается целая буря чувств: «то была и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек, теперь с такой уверенностью, с такой спокойной дерзостью на меня глядящий, две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку, ибо раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утеса» – досаду оскорбленного самолюбия, презрение, злобу, сочувствие к противнику и негодование на него .)
- Как воспринимает Печорин итог поединка?
(Убив Грушницкого Печорин не ощущает себя победителем. Недаром он чувствует камень на сердце и оттого, что оказался убийцей, и оттого, что остался непонятным, ведь даже Вернер от него отвернулся. И все-таки в нем живут скрытые силы, способность перенести осуждение людей и остаться самим собой.)
-Какой вывод можно сделать?
(Не получает от этого удовольствие, не счастлив)
«Погоня за Верой».
-Что предпринимает Печорин, после того как получает письмо Веры?
(Он как безумный скачет в Пятигорск, «задыхаясь от нетерпения». Любовь к Вере для Печорина – искреннее и сильное чувство. Потеряв ее, он осознает, что остался один, от этого исчезают его твердость и хладнокровие, силы покидают его. В этой сцене читателю открывается не холодный скептик, а глубоко чувствующий и бесконечно страдающий от одиночества человек, которого обходит стороной счастье.)
-Кого или что пытается вернуть?
(При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже жизни, чести, счастья!)
(Он не только хочет догнать Веру, но будто жизнь, смысл ее, человечность пытается вернуть)
«Последний разговор с княжной Мери».
- Как ведет себя и что чувствует Печорин после последнего разговора с Мери?
(Новое счастье Печорин отталкивает от себя, расставаясь с княжной Мери. Вся сцена строится на противоречии между внешней жестокостью Печорина по отношению к Мери и чувством жалости и волнения, овладевшим им, когда он увидел бедную страдающую Мери.)
В конце повести герой сравнивает себя с матросом на палубе разбойничьего брига. «Выброшенный на берег», он ощущает себя в пустоте, надеясь на чудо, подобное появлению корабля на необитаемом острове. «Силы необъятные» не находят своего применения, лишенная цели жизнь представляется бесконечным ожиданием желанного избавления.