СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №40. БСП со значением перечисления, их значение, строение, знаки препинания в них.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе расставлять знаки препинания;
  2. развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
  3. воспитывать культуру языка; вызвать у учащихся интерес к теме урока; формировать их личностную позицию
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №40 БСП с отношениями одновременности и последовательности»

9 класс


Урок №40.

БСП с отношениями одновременности и последовательности. БСП со значением перечисления, их значение, строение, знаки препинания в них.

Цель:

познакомить учащихся с правилами постановки запятой и точки с запятой в бессоюзных сложных предложениях с отношениями одновременности и последовательности. 

Задачи:

  1. формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе расставлять знаки препинания;

  2. развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

  3. воспитывать культуру языка; вызвать у учащихся интерес к теме урока; формировать их личностную позицию

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают признаки БСП со значением одновременности и последовательности, понимают смысловые отношения между частями БСП со значением перечисления; умеют правильно ставить знаки препинания, составлять схемы, различать виды БСП; могут использовать БСП со значением перечисления в устной и письменной речи.

Оборудование:

учебник, видеоурок, презентация, раздаточный материал для индивидуальной работы и работы в паре

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся.

  2. Создание эмоционально-психологического настроя «Рукопожатие и пожелание»

Приветствуют учителя

Выполняют упражнение

  1. Этап актуализация знаний.


  1. Стратегия «ДА-НЕТ».

  1. Изменение окончаний существительных по вопросам называется спряжением.

  2. Сложные союзные предложения соединяются союзами, союзными словами.

  3. В БСП его части соединяются по смыслу и интонации.

  4. В русском языке 7 падежей.

  5. Придаточные условные относятся к придаточным определительным.

  6. Существительные ж.р. в И.п. имеют окончания –о, -е.

  7. Глагол имеет форму совершенного и несовершенного вида.

  8. Союзы а, но, однако, то, или – подчинительные союзы.

  9. Гласных звуков 10.

  10. БСП со значением одновременности и последовательности действий могут заменяться ССП с союзом И.

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нет

да

да

нет

нет

нет

да

нет

нет

да


  1. Синтаксическая 5-минутка. Приём «Знаю – не знаю»

- Соединить стрелками соответствие.

1. Сложносочинённое предложение

А. Вы должны были, братья, устоять, как стена.

2. Простое предложение с обособленными членами

Б. Садков одинаково хорошо писал не только городские, но и сельские пейзажи.

3. Бессоюзное сложное предложение

В. Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня.

4. Простое предложение с однородными членами

Г. Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо.

5. Сложноподчиненное предложение

Д. Все хотели знать, как он путешествовал, что видел.

6. Предложение с обращением

Е. Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать.


Работа в парах.

Взаимопроверка.


При фронтальной проверке дается комментарий к неправильным утверждениям; при выполнении синтаксической 5-минутки в тетрадях составляются схемы предложения.














  1. Этап изучения нового материала

  1. Прием «Определи тему». Целеполагание.

Задание:

  • Прочитайте предложения, определите, что их объединяет.

Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Иртыш кипел, в крутых берегах вздымались седые волны.

  • Какие смысловые отношения могут возникать между частями БСП?

  • Какие знаки препинания ставятся в БСП?

  • Вспомните, в каких случаях в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой?

  • Определите критерии вашего успеха по теме урока.

Критерии успеха:

  1. знать признаки БСП со значением одновременности и последовательности;

  2. понимать смысловые отношения между частями БСП со значением перечисления;

  3. применять полученные знания для правильной постановки знаков препинания в БСП, различения видов БСП;

  4. составлять схемы БСП;

  5. размышлять об использовании БСП со значением перечисления в устной и письменной речи.

  1. Просмотр видеоурока.


  1. Стратегия «Найди ошибку» (работа в парах сменного состава)

  • Запишите 3 утверждения, одно из которых является ложью.

  • Передайте свои утверждения другой паре.

  • Прочитайте и обсудите утверждения, определяя какое из трёх не является истиной.

Читают предложения, определяют общее – БСП, вспоминают материал прошлых уроков, отвечая на вопросы учителя.

Записывают тему урока, формулируют критерии успеха.










Методический комментарий.

Если знания находятся не на достаточном уровне, вспомнить поможет просмотр видеоурока.

После просмотра записывают 3 утверждения, одно из которых ложное; предлагают свои утверждения паре сменного состава.

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Комментированное письмо.

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

Задание

  1. Проверьте записанный текст (на интерактивной доске).

  2. Почему во втором предложении мы поставили запятую, а в третьем - точку с запятой?

  1. Практические упражнения - № 503(II), 504 (В.Бабайцева «Практика 8-9», стр.145)

Записывают текст под диктовку.

Взаимопроверка.

Критерии оценок:

«5» - 1 ош.

«4» - 2-3 ош.

«3» - 4-5 ош.

«2» - 6-8 ош.

Отвечают на вопросы.

  1. Уровневая дифференциация* (при наличии времени)

Задание «А»

Спишите, расставляя знаки препинания. Определите, какие отношения выражаются в сложных бессоюзных предложениях. Распределите предложения со значением одновременности, последовательности

1.Он на пороге остановился ему хотелось пожать мне руку. 2.Я поднял глаза на крыше моей хаты стояла девушка в полосатом платье, с распушенными косами, настоящая русалка. 3.Только не один Печорин любовался хорошенькой княжной из угла комнаты на нее смотрели другие два глаза. 4.Неясный шорох слышался вокруг то загремит то снова тише тише. 5.Вот смотрю из леса выходит кто-то на серой лошади, все ближе и ближе, и, наконец, остановился по ту сторону речки саженях во ста от нас и начал кружить лошадь свою как бешеный.

Задание «В»

Из двух простых предложений постройте сначала сложносочинённые, потом сложные бессоюзные предложения. Начертите схемы предложений.

1.Деревья словно плакали. С ветвей их на землю все время падали крупные капли.2. Птиц не было слышно. Они не поют в часы зноя. 3.Я выглянул в окно. На безоблачном небе загорались звезды. 4.Снега стали голубые. По-весеннему яркое небо отражается в их зеркале. 5. Полюбуйся весна наступает. Журавли караваном летят. В ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят.

Задание «С»

Закончите предложения, чтобы получились сложные бессоюзные предложения с отношениями одновременности и последовательности.

1.Тимур не пришел на занятия,… 2.Сегодня в школу все ученики пришли в парадной форме,… 3. Ребята нашей школы тренировались каждый день,… 4. У моего друга богатая библиотека,… 5. Знать историю нашей страны необходимо,…


Взаимопроверка. Формируются группы, пары, выполнявшие один уровень.

Оценивание.

Итоговая оценка ставится учителем при проверке тетрадей.

Методический комментарий.

Данной вид работы модно использовать в качестве разноуровневого домашнего задания.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Стратегия «Интервью»

  • Какая интонация характерна для БСП с отношениями одновременности и последовательности?

  • Какие знаки препинания употребляются в БСП со значением перечисления каких-либо фактов, явлений, событий?

  • Когда в таком предложении ставится запятая?

  • Когда в таком предложении ставится точка с запятой?

  • С какой целью используются БСП со значением перечисления?


  1. Заполнение карты самооценивания.


Учащиеся в парах сменного состава берут интервью, задают вопросы по теме урока и фиксируют ответы, делают пометки об ответах собеседников.



Заполняют карту самооценивания по разработанным на начало урока критериям успеха.


Домашнее задание.

§29, упражнение № 365















Просмотр содержимого презентации
«9 класс Урок №40 БСП с отношениями одновременности и последовательности»

Тринадцатое февраля Классная работа. БСП со значением перечисления, их значение, строение, знаки препинания в них.

Тринадцатое февраля

Классная работа.

БСП со значением перечисления, их значение, строение, знаки препинания в них.

Стратегия «ДА-НЕТ»

Стратегия «ДА-НЕТ»

  • Изменение окончаний существительных по вопросам называется спряжением.
  • Сложные союзные предложения соединяются союзами, союзными словами.
  • В БСП его части соединяются по смыслу и интонации.
  • В русском языке 7 падежей.
  • Придаточные условные относятся к придаточным определительным.
  • Существительные ж.р. в И.п. имеют окончания –о, -е.
  • Глагол имеет форму совершенного и несовершенного вида.
  • Союзы а, но, однако, то, или – подчинительные союзы.
  • Гласных звуков 10.
  • БСП со значением одновременности и последовательности действий могут заменяться ССП с союзом И.
Ключ проверки 1 нет 2 да 3 да 4 нет 5 нет 6 нет 7 8 да нет 9 10 нет да Критерии оценок: «5» - 0 ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-5 ошибок «2» - 6 и более ошибок

Ключ проверки

1

нет

2

да

3

да

4

нет

5

нет

6

нет

7

8

да

нет

9

10

нет

да

Критерии оценок:

«5» - 0 ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-5 ошибок

«2» - 6 и более ошибок

Синтаксическая 5-минутка.  Приём «Знаю – не знаю» 1. ССП А. Вы должны были, братья, устоять, как стена. 2. ПП с обособл. членами Б. Садков одинаково хорошо писал не только городские, но и сельские пейзажи. 3. БСП В. Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня. 4. ПП с однор. членами Г. Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо. 5. СПП Д. Все хотели знать, как он путешествовал, что видел. 6. ПП с обращением Е. Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать. Критерии оценок: «5» - 0 ошибка «4» - 1 ошибка «3» - 2-3 ошибки Код проверки: 1-Е; 2-В; 3-Г; 4-Б; 5-Д; 6-А

Синтаксическая 5-минутка. Приём «Знаю – не знаю»

1. ССП

А. Вы должны были, братья, устоять, как стена.

2. ПП с обособл. членами

Б. Садков одинаково хорошо писал не только городские, но и сельские пейзажи.

3. БСП

В. Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня.

4. ПП с однор. членами

Г. Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо.

5. СПП

Д. Все хотели знать, как он путешествовал, что видел.

6. ПП с обращением

Е. Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать.

Критерии оценок:

«5» - 0 ошибка

«4» - 1 ошибка

«3» - 2-3 ошибки

Код проверки: 1-Е; 2-В; 3-Г; 4-Б; 5-Д; 6-А

Прием «Определи тему». Целеполагание. Прочитайте предложения, определите, что их объединяет. Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Иртыш кипел, в крутых берегах вздымались седые волны.

Прием «Определи тему». Целеполагание.

Прочитайте предложения, определите, что их объединяет.

Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Иртыш кипел, в крутых берегах вздымались седые волны.

Критерии успеха:

Критерии успеха:

  • знать признаки БСП со значением одновременности и последовательности;
  • понимать смысловые отношения между частями БСП со значением перечисления;
  • применять полученные знания для правильной постановки знаков препинания в БСП, различения видов БСП;
  • составлять схемы БСП;
  • размышлять об использовании БСП со значением перечисления в устной и письменной речи.
Стратегия «Найди ошибку»

Стратегия «Найди ошибку»

  • Запишите 3 утверждения, одно из которых является ложью.
  • Передайте свои утверждения другой паре.
  • Прочитайте и обсудите утверждения, определяя какое из трёх не является истиной.
Комментированное письмо Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Критерии оценок: «5» - 1 ошибка «4» - 2-3 ошибки «3» - 4-5 ошибок «2» - 6-8 ошибок

Комментированное письмо

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

Критерии оценок:

«5» - 1 ошибка

«4» - 2-3 ошибки

«3» - 4-5 ошибок

«2» - 6-8 ошибок

Стратегия «Интервью» Какая интонация характерна для БСП с отношениями одновременности и последовательности? Какие знаки препинания употребляются в БСП со значением перечисления каких-либо фактов, явлений, событий? Когда в таком предложении ставится запятая? Когда в таком предложении ставится точка с запятой? С какой целью используются БСП со значением перечисления? Заполнение карты самооценивания.

Стратегия «Интервью»

  • Какая интонация характерна для БСП с отношениями одновременности и последовательности?
  • Какие знаки препинания употребляются в БСП со значением перечисления каких-либо фактов, явлений, событий?
  • Когда в таком предложении ставится запятая?
  • Когда в таком предложении ставится точка с запятой?
  • С какой целью используются БСП со значением перечисления?

Заполнение карты самооценивания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!