СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №41. БСП со значением причины, пояснения, изъяснения, их значение, строение, знаки препинания в них.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель урока: изучить правила постановки двоеточия в сложных бессоюзных предложениях,  научиться определять смысловые отношения между простыми предложениями в сложных бессоюзных с двоеточием, и на этой основе сформи­ровать соответствующий пунктуационный навык;  повторить постановку двоеточия в простых пред­ложениях и предложениях с прямой речью.

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №41»

9 класс


Урок №41.

БСП со значением причины, пояснения, изъяснения, их значение, строение, знаки препинания в них.

Цели:

изучить правила постановки двоеточия в сложных бессоюзных предложениях, научиться определять смысловые отношения между простыми предложениями в сложных бессоюзных с двоеточием, и на этой основе сформи­ровать соответствующий пунктуационный навык; повторить постановку двоеточия в простых пред­ложениях и предложениях с прямой речью.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают признаки БСП со значением причины, пояснения, изъяснения, понимают смысловые отношения между частями БСП с данными значениями; умеют правильно ставить знаки препинания, составлять схемы; могут использовать БСП со значением причины, пояснения, изъяснения в устной и письменной речи; используют синтаксическую синонимию при работе со сложными предложениями разных видов; актуализируют знания и умения постановки двоеточия в предложениях различных конструкций.

Оборудование:

учебник, видеоурок, опорные таблицы, презентация, раздаточный материал для индивидуальной работы и работы в паре

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся. Создание эмоционально-психологического настроя.

Чтение притчи «Если стоять на месте»

— Дети, завтра вы должны сделать по пять тренировочных полетов, — объявила дикая утка своим утятам.

— Кря-кря, — согласно кивнули все утята головками, только самый толстый отказался:

— Я не полечу, я уже научился летать.

— Сын, скоро мы полетим в теплые края. Твои крылья должны стать сильными и крепкими, чтобы выдержать перелет, — объяснила мама утка.

— Значит, я должен беречь крылья, чтобы они не устали от тренировочных полетов и не ослабели, — заявил утенок.

— Сила не уменьшается от движения. Посмотри, наша река постоянно течет, но от течения вода не убывает. Движение — это жизнь, — строго сказал папа.

— Отдыхать тоже полезно, — упрямо возразил утенок.

На следующий день утята во главе с папой отправились в тренировочный полет, а мама

велела ленивому утенку лететь за ней. Вскоре они прилетели на берег болота.

Запыхавшийся утенок проговорил:

— Ух, устал. Я же говорил, мама, что мне вредно много летать.

— Хорошо, тогда живи здесь, — предложила мама.

— Где? В этом грязном стоячем болоте? — возмутился утенок.

— Когда-то это болото было чистым озером. В него втекала речка, а вытекало из него множество звонких и чистых ручьев. Но однажды озеро подумало: «Почему вода постоянно втекает в меня, а потом вытекает? Лучше поберегу свою воду и не дам ей течь». Тот, кто стоит на месте — загнивает, и озеро постепенно превратилось в гнилое болото.

Утенок со страхом посмотрел на болото, замахал крылышками и полетел догонять свою стаю.

Приветствуют учителя.

Слушают притчу, определяют ее смысл, интерпретируя содержание.

  1. Этап актуализации опорных знаний

  1. Фронтальный опрос по теоретическому материалу.

– Какое предложение называется сложным бессоюзным? Приведите пример, докажите.

– Как происходит объединение простых предложений в составе сложного бессоюзного? (Только по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов.)

– Какую роль играет интонация в бессоюзных сложных предложениях? Докажите на примерах.

– Расскажите о бессоюзных сложных предложениях со значением перечисления. Какие знаки препинания характерны для таких предложений? Приведите примеры.

Задание: из трех простых предложений составьте сначала БСП, в котором простые предложения разделены запятыми, а потом БСП, в котором есть точка с запятой. Сопоставьте их и объясните знаки препинания.

  • Солнце садилось.

  • Ветер крепчал.

  • Закат разгорался пурпуром.



  1. Проверочная работа.


Вариант 1.

Вариант 2.

Из предложенных предложений выберите те, в которых ставится запятая.

Из предложенных предложений выберите те, в которых ставится точка с запятой.

А) Кусты зашевелились, вспорхнула полусонная птичка.

Д) Я не видел Вас целую неделю, я не слышал Вас долго.

Е) Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина.

З) Успокойтесь, рана не опасна.

И) И дни бегут, желтеют нивы, с дерев спадает дряхлый лист.


Б) Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.

В) Время стоит ещё раннее; золотистый утренний туман вьётся над просёлком.

Г) На дворе декабрь в половине; окрестность тихо цепенеет.

Ж) Солнце скрылось за небольшую осиновую рощу; тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля.

К) Снег падал, медленно превращая дорогу в сугробы; он наклонял своей тяжестью деревья.


Отвечают на поставленные вопросы, аргументируя ответы, приводя примеры.













Выполняют проверочную работу. Взаимопроверка.

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Ввод в урок. Лингвистическая задача.

  • Разъясните  анатомическо-арифметический парадокс. Какая ошибка в знаках препинания привела к искажению смысла?

Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

  • О чем говорит данный пример?

  • От чего зависит постановка знаков препинания?

  1. Объяснительный диктант.

«Постановка двоеточия в простом и сложном предложении» (подготовка к ВОУД)

Петр Александрович Плетнев – поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина – писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта… Я был для него всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром».

Свой роман «Евгений Онегин» Пушкин посвятил Плетневу.

- Вспомните случаи постановки двоеточия в русском языке. Приведите примеры.

О: О, О, О. А: «П».

  1. Просмотр видеоурока «Двоеточие в БСП»

- Вспомните случаи постановки двоеточия в БСП. Заполните схемы необходимой информацией.

  1. [ ] : [ ] 2) [ ] : [ ] 3) [ ] : [ ]



  1. Выполнение упражнений.

Задание №1 (УСТНО) Укажите смысловые связи между частями предложений и объясните пунктуацию.

  • Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (А. Толстой)

  • Как все московские, ваш батюшка токов: желал бы зятя он с звездами да с чинами. (А. Грибоедов)

  • Кусты зашевелились, вспорхнула полусонная птичка. (В. Гаршин)

  • Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин)

  • Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, наискось резали небо молнии. (М. Шолохов)

  • Рыба была слишком велика для лоханки и лежала на дне, завернув хвост; её чешуя отливала золотом. (Куприн)


Задание №2 (ПИСЬМЕННО). Опустив выделенные союзы, превратите данные предложения в сложные бессоюзные предложения. Спишите, расставляя знаки препинания.

1)Я поднял глаза и увидел, что высоко в небе неслись над станцией птицы. 2) Он не хотел спать, просто откинул голову и прикрыл глаза, потому что так лучше работало воображение. 3) Часов в семь утра всё мгновенно стихло, и наступила отличная погода. 4) Я верю, что новый век взойдёт средь всех несчастных поколений. 5)Другое занимает меня, а именно пьесы моего героя будут играть в течение трёх столетий на всех сценах мира.

Задание №3 (ПИСЬМЕННО). Преобразуйте БСП в союзные, ставя на месте двоеточия нужный по смыслу подчинительный союз.

Хоккеисты торжествовали: они победили своих грозных соперников. Туристы были вынуждены задержаться в горном селении: из-за сильного снегопада дорога через перевал была закрыта. Уже целый день идет дождь: выйти на улицу невозможно. Мы знаем: к нам обязательно приедут летом гости. Сестре давно ясно: надо ей систематически заниматься музыкой.

Определяют анатомическо-арифметический парадокс, причину его возникновения.





Записывают текст, вспоминают пунктуационные правила постановки двоеточия.







Просматривают видеоурок, наполняют схемы информацией.





Работа в парах.

Выполняют упражнения устно и письменно

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Прием «Закончи предложение»

- Допишите предложение-рефлексию:

  • Ухожу с урока в хорошем настроении: (причина).

  • Я понял(а): (дополнение).

  • Мне не все понятно: (пояснение, что именно?)

- Прочитайте свои предложения.

Записывают предложения в тетрадь, прочитывают их классу, комментируя знаки препинания.

Домашнее задание

Выучить материал по теме «Двоеточие в простом и сложном предложении», упр.№391 (для слабых), составить предложения, иллюстрирующие постановку двоеточия в простом и сложном предложении (для сильных)


Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.



Просмотр содержимого документа
«Проверочный тест Бессоюзные сложные предложения»

Бессоюзные сложные предложения

1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится: _________________________

2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится: _________________________

3. Укажите верные утверждения.

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:

а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части;

б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов;

в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части;

г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части.


4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):

а) Настанет утро двинемся в путь.

б) Дрова все вышли топить нечем.

в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.


5. Какая схема соответствует предложению

Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с перевала (знаки препинания не проставлены):

а) [ ] - [ ]

б) [ ] : [ ]

в) [ ] ; [ ]


6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Любите книгу ( ) она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей…

а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.


7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Небо очистилось ( ) замелькали звёзды:

а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т. к. второе предложение дополняет содержание первого.


8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Вдруг я чувствую ( ) кто-то берёт меня за плечо и толкает.

а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть поясняет содержание первой.


9. Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой.

а) Однажды проснулся он и видит ( ) против его норы стоит рак.

б) Мы побежали в сад, вбежали в беседку, залитую солнцем, сели в кресла ( ) тут же появились мама и Леонид.

в) Сидеть было неудобно ( ) что-то мешало.

г) Уж темнело ( ) на траве появилась роса.


Ключ

1. Запятая.

2. Точка с запятой.

3. а, б, г; 4. в; 5. б; 6. в; 7. а; 8. в; 9. б.


Критерии оценки: “5” - 9; “4” - 7 - 8; “3” - 5 – 6.

Просмотр содержимого документа
«РМ»

Упражнения по теме «Двоеточие в БСП».

Задание №1 (УСТНО) Укажите смысловые связи между частями предложений и объясните пунктуацию.

  • Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (А. Толстой)

  • Как все московские, ваш батюшка токов: желал бы зятя он с звездами да с чинами. (А. Грибоедов)

  • Кусты зашевелились, вспорхнула полусонная птичка. (В. Гаршин)

  • Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин)

  • Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, наискось резали небо молнии. (М. Шолохов)

  • Рыба была слишком велика для лоханки и лежала на дне, завернув хвост; её чешуя отливала золотом. (Куприн)


Задание №2 (ПИСЬМЕННО). Опустив выделенные союзы, превратите данные предложения в сложные бессоюзные предложения. Спишите, расставляя знаки препинания.

  1. Я поднял глаза и увидел, что высоко в небе неслись над станцией птицы. 2) Он не хотел спать, просто откинул голову и прикрыл глаза, потому что так лучше работало воображение. 3) Часов в семь утра всё мгновенно стихло, и наступила отличная погода. 4) Я верю, что новый век взойдёт средь всех несчастных поколений. 5)Другое занимает меня, а именно пьесы моего героя будут играть в течение трёх столетий на всех сценах мира.


Задание №3 (ПИСЬМЕННО). Преобразуйте БСП в союзные, ставя на месте двоеточия нужный по смыслу подчинительный союз.

1) Хоккеисты торжествовали: они победили своих грозных соперников. 2) Туристы были вынуждены задержаться в горном селении: из-за сильного снегопада дорога через перевал была закрыта. 3) Уже целый день идет дождь: выйти на улицу невозможно. 4) Мы знаем: к нам обязательно приедут летом гости. 5) Сестре давно ясно: надо ей систематически заниматься музыкой.




Упражнения по теме «Двоеточие в БСП».

Задание №1 (УСТНО) Укажите смысловые связи между частями предложений и объясните пунктуацию.

  • Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (А. Толстой)

  • Как все московские, ваш батюшка токов: желал бы зятя он с звездами да с чинами. (А. Грибоедов)

  • Кусты зашевелились, вспорхнула полусонная птичка. (В. Гаршин)

  • Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин)

  • Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, наискось резали небо молнии. (М. Шолохов)

  • Рыба была слишком велика для лоханки и лежала на дне, завернув хвост; её чешуя отливала золотом. (Куприн)


Задание №2 (ПИСЬМЕННО). Опустив выделенные союзы, превратите данные предложения в сложные бессоюзные предложения. Спишите, расставляя знаки препинания.

  1. Я поднял глаза и увидел, что высоко в небе неслись над станцией птицы. 2) Он не хотел спать, просто откинул голову и прикрыл глаза, потому что так лучше работало воображение. 3) Часов в семь утра всё мгновенно стихло, и наступила отличная погода. 4) Я верю, что новый век взойдёт средь всех несчастных поколений. 5)Другое занимает меня, а именно пьесы моего героя будут играть в течение трёх столетий на всех сценах мира.


Задание №3 (ПИСЬМЕННО). Преобразуйте БСП в союзные, ставя на месте двоеточия нужный по смыслу подчинительный союз.

1) Хоккеисты торжествовали: они победили своих грозных соперников. 2) Туристы были вынуждены задержаться в горном селении: из-за сильного снегопада дорога через перевал была закрыта. 3) Уже целый день идет дождь: выйти на улицу невозможно. 4) Мы знаем: к нам обязательно приедут летом гости. 5) Сестре давно ясно: надо ей систематически заниматься музыкой.




Проверочная работа по теме

«Запятая и точка с запятой в БСП».


Вариант 1. Из предложенных предложений выберите те, в которых ставится запятая.

Вариант 2. Из предложенных предложений выберите те, в которых ставится точка с запятой.

А) Кусты зашевелились вспорхнула полусонная птичка. (В. Гаршин)

Б) Слабо шурша падали шишки вздыхая шумел лес. (А. Грин)

В) Время стоит ещё раннее золотистый утренний туман вьётся над просёлком. (С.-Щ.)

Г) На дворе декабрь в половине окрестность тихо цепенеет. (С.-Щ.)

Д) Я не видел Вас целую неделю я не слышал Вас долго. (А. Чехов)

Е) Погода утихла тучи расходились перед ним лежала равнина. (К. Паустовский)

Ж) Солнце скрылось за небольшую осиновую рощу тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля (Л. Н. Толстой)

З) Успокойтесь рана не опасна. (Л. Н. Толстой)

И) И дни бегут желтеют нивы с дерев спадает дряхлый лист. (А. С. Пушкин)

К) Снег падал медленно превращая дорогу в сугробы он наклонял своей тяжестью деревья. (А. Н. Толстой)








Проверочная работа по теме

«Запятая и точка с запятой в БСП».


Вариант 1. Из предложенных предложений выберите те, в которых ставится запятая.

Вариант 2. Из предложенных предложений выберите те, в которых ставится точка с запятой.

А) Кусты зашевелились вспорхнула полусонная птичка. (В. Гаршин)

Б) Слабо шурша падали шишки вздыхая шумел лес. (А. Грин)

В) Время стоит ещё раннее золотистый утренний туман вьётся над просёлком. (С.-Щ.)

Г) На дворе декабрь в половине окрестность тихо цепенеет. (С.-Щ.)

Д) Я не видел Вас целую неделю я не слышал Вас долго. (А. Чехов)

Е) Погода утихла тучи расходились перед ним лежала равнина. (К. Паустовский)

Ж) Солнце скрылось за небольшую осиновую рощу тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля (Л. Н. Толстой)

З) Успокойтесь рана не опасна. (Л. Н. Толстой)

И) И дни бегут желтеют нивы с дерев спадает дряхлый лист. (А. С. Пушкин)

К) Снег падал медленно превращая дорогу в сугробы он наклонял своей тяжестью деревья. (А. Н. Толстой)


Просмотр содержимого презентации
«9 класс Урок № 41 Двоеточие в БСП»

Двоеточие в Бессоюзном Сложном предложении

Двоеточие

в

Бессоюзном

Сложном предложении

Укажите верное утверждение Укажите верное утверждение Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены интонацией и союзным словом.  Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены интонацией и союзным словом. Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены только интонацией. Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены только союзным словом. Бессоюзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные. 2. Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены только интонацией. 3. Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены только союзным словом. 4. Бессоюзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Укажите верное утверждение

Укажите верное утверждение

  • Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены интонацией и союзным словом.

  • Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены интонацией и союзным словом.
  • Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены только интонацией.
  • Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены только союзным словом.
  • Бессоюзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

2. Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены только интонацией.

3. Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены только союзным словом.

4. Бессоюзные предложения делятся на

сложносочиненные и сложноподчиненные.

Повторяем тему предыдущего урока Вопрос №1 Что такое сложное бессоюзное предложение? СБП – это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов. Учитель Ткаченко Т.Н.

Повторяем тему предыдущего урока

  • Вопрос №1
  • Что такое сложное бессоюзное предложение?
  • СБП – это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов.

Учитель Ткаченко Т.Н.

Повторяем тему предыдущего урока Вопрос №2 При каких условиях в СБП ставится запятая, точка с запятой? В СБП со значением одновременности и последовательности одно предложение отделяется от другой запятой. Если части СБП осложнены, между ними ставится точка с запятой.  Учитель Ткаченко Т.Н.

Повторяем тему предыдущего урока

  • Вопрос №2
  • При каких условиях в СБП ставится запятая, точка с запятой?
  • В СБП со значением одновременности и последовательности одно предложение отделяется от другой запятой.
  • Если части СБП осложнены, между ними ставится точка с запятой.

Учитель Ткаченко Т.Н.

Повторяем тему предыдущего урока   Тестовое задание ВАРИАНТ 2. Из предложенных предложений выберите те, в которых ставится точка с запятой. ВАРИАНТ 1. Из предложенных предложений выберите те, в которых ставится запятая. Учитель Ткаченко Т.Н.

Повторяем тему предыдущего урока Тестовое задание

  • ВАРИАНТ 2.
  • Из предложенных предложений выберите те, в которых ставится точка с запятой.
  • ВАРИАНТ 1.
  • Из предложенных предложений выберите те, в которых ставится запятая.

Учитель Ткаченко Т.Н.

1 в. – запятая 2 в. – точка с запятой А) Кусты зашевелились вспорхнула полусонная птичка. (В. Гаршин) Б) Слабо шурша, падали шишки вздыхая, шумел лес. (А. Грин) В) Время стоит ещё раннее золотистый утренний туман вьётся над просёлком. (С.-Щ.) Г) На дворе декабрь в половине окрестность тихо цепенеет. (С.-Щ.) Д) Я не видел Вас целую неделю я не слышал Вас долго. (А. Чехов) Е) Погода утихла тучи расходились перед ним лежала равнина. (К. Паустовский) Ж) Солнце скрылось за небольшую осиновую рощу тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля (Л. Н. Толстой) З) Успокойтесь рана не опасна. (Л. Н. Толстой) И) И дни бегут желтеют нивы с дерев спадает дряхлый лист. (А. С. Пушкин) К) Снег падал медленно превращая дорогу в сугробы он наклонял своей тяжестью деревья. (А. Н. Толстой)

1 в. – запятая 2 в. – точка с запятой

А) Кусты зашевелились вспорхнула полусонная птичка. (В. Гаршин)

Б) Слабо шурша, падали шишки вздыхая, шумел лес. (А. Грин)

В) Время стоит ещё раннее золотистый утренний туман вьётся над просёлком. (С.-Щ.)

Г) На дворе декабрь в половине окрестность тихо цепенеет. (С.-Щ.)

Д) Я не видел Вас целую неделю я не слышал Вас долго. (А. Чехов)

Е) Погода утихла тучи расходились перед ним лежала равнина. (К. Паустовский)

Ж) Солнце скрылось за небольшую осиновую рощу тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля (Л. Н. Толстой)

З) Успокойтесь рана не опасна. (Л. Н. Толстой)

И) И дни бегут желтеют нивы с дерев спадает дряхлый лист. (А. С. Пушкин)

К) Снег падал медленно превращая дорогу в сугробы он наклонял своей тяжестью деревья. (А. Н. Толстой)

ОТВЕТЫ ВАРИАНТ 2. ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ Б) Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес. В) Время стоит ещё раннее; золотистый утренний туман вьётся над просёлком. Г) На дворе декабрь в половине; окрестность тихо цепенеет. Ж) Солнце скрылось за небольшую осиновую рощу; тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля. К) Снег падал медленно превращая дорогу в сугробы; он наклонял своей тяжестью деревья.   ВАРИАНТ 1. ЗАПЯТАЯ А)  Кусты зашевелились, вспорхнула полусонная птичка. Д) Я не видел Вас целую неделю, я не слышал Вас долго. Е) Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина. З) Успокойтесь, рана не опасна. И) И дни бегут, желтеют нивы, с дерев спадает дряхлый лист.    Учитель Ткаченко Т.Н.

ОТВЕТЫ

  • ВАРИАНТ 2.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

Б) Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.

В) Время стоит ещё раннее; золотистый утренний туман вьётся над просёлком.

Г) На дворе декабрь в половине; окрестность тихо цепенеет.

Ж) Солнце скрылось за небольшую осиновую рощу; тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля.

К) Снег падал медленно превращая дорогу в сугробы; он наклонял своей тяжестью деревья.

  • ВАРИАНТ 1.

ЗАПЯТАЯ

А) Кусты зашевелились, вспорхнула полусонная птичка.

Д) Я не видел Вас целую неделю, я не слышал Вас долго.

Е) Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина.

З) Успокойтесь, рана не опасна.

И) И дни бегут, желтеют нивы, с дерев спадает дряхлый лист.

Учитель Ткаченко Т.Н.

Нормы оценок 0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 3 и более – «2» Учитель Ткаченко Т.Н.

Нормы оценок

  • 0 ошибок – «5»
  • 1 ошибка – «4»
  • 2 ошибки – «3»
  • 3 и более – «2»

Учитель Ткаченко Т.Н.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА. Разъясните  анатомическо-арифметический парадокс. Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА.

Разъясните  анатомическо-арифметический парадокс.

Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

  • Какая ошибка в знаках препинания привела к искажению смысла?
  • О чем говорит данный пример?
  • От чего зависит постановка знаков препинания?
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ  Петр Александрович Плетнев – поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина – писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта… Я был для него всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром».  Свой роман «Евгений Онегин» Пушкин посвятил Плетневу. - Вспомните случаи постановки двоеточия в русском языке. Приведите примеры. О: О, О, О. А: «П».

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Петр Александрович Плетнев – поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина – писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта… Я был для него всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром».

Свой роман «Евгений Онегин» Пушкин посвятил Плетневу.

- Вспомните случаи постановки двоеточия в русском языке. Приведите примеры.

О: О, О, О. А: «П».

ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. Предметы теряли свою форму, потому что всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. (И.А. Гончаров) Предметы теряли свою форму : всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. (Вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части.)

ДВОЕТОЧИЕ

В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Предметы теряли свою форму, потому что всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. (И.А. Гончаров)

Предметы теряли свою форму : всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. (Вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части.)

ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. Погода была ужасная, а именно, выл ветер, мокрый снег падал хлопьями. (А.С. Пушкин) Погода была ужасная: выл ветер, мокрый снег валил хлопьями. (Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание всей первой части или каких-либо её членов.)

ДВОЕТОЧИЕ

В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Погода была ужасная, а именно, выл ветер, мокрый снег падал хлопьями.

(А.С. Пушкин)

Погода была ужасная: выл ветер, мокрый снег валил хлопьями. (Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание всей первой части или каких-либо её членов.)

ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу, что матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. (А.С. Пушкин) С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. (вторая часть поясняет сказуемое первой части- между обеими частями можно вставить союз ЧТО.)

ДВОЕТОЧИЕ

В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу, что матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. (А.С. Пушкин)

С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. (вторая часть поясняет сказуемое первой части- между обеими частями можно вставить союз ЧТО.)

Задание №1 (УСТНО)  Укажите смысловые связи между частями предложений и объясните пунктуацию.    Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (А. Толстой) Как все московские, ваш батюшка токов: желал бы зятя он с звездами да с чинами. (А. Грибоедов) Кусты зашевелились, вспорхнула полусонная птичка. (В. Гаршин) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин) Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, наискось резали небо молнии. (М. Шолохов) Рыба была слишком велика для лоханки и лежала на дне, завернув хвост; её чешуя отливала золотом. (Куприн) Учитель Ткаченко Т.Н.

Задание №1 (УСТНО) Укажите смысловые связи между частями предложений и объясните пунктуацию.

  • Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (А. Толстой)
  • Как все московские, ваш батюшка токов: желал бы зятя он с звездами да с чинами. (А. Грибоедов)
  • Кусты зашевелились, вспорхнула полусонная птичка. (В. Гаршин)
  • Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин)
  • Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, наискось резали небо молнии. (М. Шолохов)
  • Рыба была слишком велика для лоханки и лежала на дне, завернув хвост; её чешуя отливала золотом. (Куприн)

Учитель Ткаченко Т.Н.

Задание №2 (ПИСЬМЕННО). Опустив выделенные союзы, превратите данные предложения в сложные бессоюзные предложения. Спишите, расставляя знаки препинания.  1)  Я поднял глаза и увидел, что высоко в небе неслись над станцией птицы. 2) Он не хотел спать, просто откинул голову и прикрыл глаза, потому что так лучше работало воображение. 3) Часов в семь утра всё мгновенно стихло, и наступила отличная погода. 4) Я верю, что новый век взойдёт средь всех несчастных поколений. 5) Другое занимает меня, а именно пьесы моего героя будут играть в течение трёх столетий на всех сценах мира. Учитель Ткаченко Т.Н.

Задание №2 (ПИСЬМЕННО). Опустив выделенные союзы, превратите данные предложения в сложные бессоюзные предложения. Спишите, расставляя знаки препинания.

1) Я поднял глаза и увидел, что высоко в небе неслись над станцией птицы. 2) Он не хотел спать, просто откинул голову и прикрыл глаза, потому что так лучше работало воображение. 3) Часов в семь утра всё мгновенно стихло, и наступила отличная погода. 4) Я верю, что новый век взойдёт средь всех несчастных поколений. 5) Другое занимает меня, а именно пьесы моего героя будут играть в течение трёх столетий на всех сценах мира.

Учитель Ткаченко Т.Н.

Ответ задания №2  1)  Я поднял глаза и увидел : высоко в небе неслись над станцией птицы. 2) Он не хотел спать, просто откинул голову и прикрыл глаза : так лучше работало воображение. 3) Часов в семь утра всё мгновенно стихло , наступила отличная погода. 4) Я верю : новый век взойдёт средь всех несчастных поколений. 5) Другое занимает меня : пьесы моего героя будут играть в течение трёх столетий на всех сценах мира. Учитель Ткаченко Т.Н.

Ответ задания №2

1) Я поднял глаза и увидел : высоко в небе неслись над станцией птицы. 2) Он не хотел спать, просто откинул голову и прикрыл глаза : так лучше работало воображение. 3) Часов в семь утра всё мгновенно стихло , наступила отличная погода. 4) Я верю : новый век взойдёт средь всех несчастных поколений. 5) Другое занимает меня : пьесы моего героя будут играть в течение трёх столетий на всех сценах мира.

Учитель Ткаченко Т.Н.

Задание №3 (ПИСЬМЕННО). Преобразуйте БСП в союзные, ставя на месте двоеточия нужный по смыслу подчинительный союз.    Хоккеисты торжествовали: они победили своих грозных соперников. Туристы были вынуждены задержаться в горном селении: из-за сильного снегопада дорога через перевал была закрыта. Уже целый день идет дождь: выйти на улицу невозможно. Мы знаем: к нам обязательно приедут летом гости. Сестре давно ясно: надо ей систематически заниматься музыкой.

Задание №3 (ПИСЬМЕННО). Преобразуйте БСП в союзные, ставя на месте двоеточия нужный по смыслу подчинительный союз.

Хоккеисты торжествовали: они победили своих грозных соперников. Туристы были вынуждены задержаться в горном селении: из-за сильного снегопада дорога через перевал была закрыта. Уже целый день идет дождь: выйти на улицу невозможно. Мы знаем: к нам обязательно приедут летом гости. Сестре давно ясно: надо ей систематически заниматься музыкой.

ПРИЕМ «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» - Допишите предложение-рефлексию: Ухожу с урока в хорошем настроении: (причина). Я понял(а): (дополнение). Мне не все понятно: (пояснение, что именно?) - Прочитайте свои предложения.

ПРИЕМ «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

- Допишите предложение-рефлексию:

  • Ухожу с урока в хорошем настроении: (причина).
  • Я понял(а): (дополнение).
  • Мне не все понятно: (пояснение, что именно?)

- Прочитайте свои предложения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!