Двоеточие
в
Бессоюзном
Сложном предложении
Укажите верное утверждение
Укажите верное утверждение
- Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены интонацией и союзным словом.
- Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены интонацией и союзным словом.
- Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены только интонацией.
- Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены только союзным словом.
- Бессоюзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.
2. Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены только интонацией.
3. Бессоюзным называется предложение, в котором части соединены только союзным словом.
4. Бессоюзные предложения делятся на
сложносочиненные и сложноподчиненные.
Повторяем тему предыдущего урока
- Вопрос №1
- Что такое сложное бессоюзное предложение?
- СБП – это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов.
Учитель Ткаченко Т.Н.
Повторяем тему предыдущего урока
- Вопрос №2
- При каких условиях в СБП ставится запятая, точка с запятой?
- В СБП со значением одновременности и последовательности одно предложение отделяется от другой запятой.
- Если части СБП осложнены, между ними ставится точка с запятой.
Учитель Ткаченко Т.Н.
Повторяем тему предыдущего урока Тестовое задание
- ВАРИАНТ 2.
- Из предложенных предложений выберите те, в которых ставится точка с запятой.
- ВАРИАНТ 1.
- Из предложенных предложений выберите те, в которых ставится запятая.
Учитель Ткаченко Т.Н.
1 в. – запятая 2 в. – точка с запятой
А) Кусты зашевелились вспорхнула полусонная птичка. (В. Гаршин)
Б) Слабо шурша, падали шишки вздыхая, шумел лес. (А. Грин)
В) Время стоит ещё раннее золотистый утренний туман вьётся над просёлком. (С.-Щ.)
Г) На дворе декабрь в половине окрестность тихо цепенеет. (С.-Щ.)
Д) Я не видел Вас целую неделю я не слышал Вас долго. (А. Чехов)
Е) Погода утихла тучи расходились перед ним лежала равнина. (К. Паустовский)
Ж) Солнце скрылось за небольшую осиновую рощу тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля (Л. Н. Толстой)
З) Успокойтесь рана не опасна. (Л. Н. Толстой)
И) И дни бегут желтеют нивы с дерев спадает дряхлый лист. (А. С. Пушкин)
К) Снег падал медленно превращая дорогу в сугробы он наклонял своей тяжестью деревья. (А. Н. Толстой)
ОТВЕТЫ
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ
Б) Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.
В) Время стоит ещё раннее; золотистый утренний туман вьётся над просёлком.
Г) На дворе декабрь в половине; окрестность тихо цепенеет.
Ж) Солнце скрылось за небольшую осиновую рощу; тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля.
К) Снег падал медленно превращая дорогу в сугробы; он наклонял своей тяжестью деревья.
ЗАПЯТАЯ
А) Кусты зашевелились, вспорхнула полусонная птичка.
Д) Я не видел Вас целую неделю, я не слышал Вас долго.
Е) Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина.
З) Успокойтесь, рана не опасна.
И) И дни бегут, желтеют нивы, с дерев спадает дряхлый лист.
Учитель Ткаченко Т.Н.
Нормы оценок
- 0 ошибок – «5»
- 1 ошибка – «4»
- 2 ошибки – «3»
- 3 и более – «2»
Учитель Ткаченко Т.Н.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА.
Разъясните анатомическо-арифметический парадокс.
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
- Какая ошибка в знаках препинания привела к искажению смысла?
- О чем говорит данный пример?
- От чего зависит постановка знаков препинания?
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Петр Александрович Плетнев – поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина – писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта… Я был для него всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром».
Свой роман «Евгений Онегин» Пушкин посвятил Плетневу.
- Вспомните случаи постановки двоеточия в русском языке. Приведите примеры.
О: О, О, О. А: «П».
ДВОЕТОЧИЕ
В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.
Предметы теряли свою форму, потому что всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. (И.А. Гончаров)
Предметы теряли свою форму : всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. (Вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части.)
ДВОЕТОЧИЕ
В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.
Погода была ужасная, а именно, выл ветер, мокрый снег падал хлопьями.
(А.С. Пушкин)
Погода была ужасная: выл ветер, мокрый снег валил хлопьями. (Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание всей первой части или каких-либо её членов.)
ДВОЕТОЧИЕ
В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.
С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу, что матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. (А.С. Пушкин)
С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. (вторая часть поясняет сказуемое первой части- между обеими частями можно вставить союз ЧТО.)
Задание №1 (УСТНО) Укажите смысловые связи между частями предложений и объясните пунктуацию.
- Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (А. Толстой)
- Как все московские, ваш батюшка токов: желал бы зятя он с звездами да с чинами. (А. Грибоедов)
- Кусты зашевелились, вспорхнула полусонная птичка. (В. Гаршин)
- Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин)
- Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, наискось резали небо молнии. (М. Шолохов)
- Рыба была слишком велика для лоханки и лежала на дне, завернув хвост; её чешуя отливала золотом. (Куприн)
Учитель Ткаченко Т.Н.
Задание №2 (ПИСЬМЕННО). Опустив выделенные союзы, превратите данные предложения в сложные бессоюзные предложения. Спишите, расставляя знаки препинания.
1) Я поднял глаза и увидел, что высоко в небе неслись над станцией птицы. 2) Он не хотел спать, просто откинул голову и прикрыл глаза, потому что так лучше работало воображение. 3) Часов в семь утра всё мгновенно стихло, и наступила отличная погода. 4) Я верю, что новый век взойдёт средь всех несчастных поколений. 5) Другое занимает меня, а именно пьесы моего героя будут играть в течение трёх столетий на всех сценах мира.
Учитель Ткаченко Т.Н.
Ответ задания №2
1) Я поднял глаза и увидел : высоко в небе неслись над станцией птицы. 2) Он не хотел спать, просто откинул голову и прикрыл глаза : так лучше работало воображение. 3) Часов в семь утра всё мгновенно стихло , наступила отличная погода. 4) Я верю : новый век взойдёт средь всех несчастных поколений. 5) Другое занимает меня : пьесы моего героя будут играть в течение трёх столетий на всех сценах мира.
Учитель Ткаченко Т.Н.
Задание №3 (ПИСЬМЕННО). Преобразуйте БСП в союзные, ставя на месте двоеточия нужный по смыслу подчинительный союз.
Хоккеисты торжествовали: они победили своих грозных соперников. Туристы были вынуждены задержаться в горном селении: из-за сильного снегопада дорога через перевал была закрыта. Уже целый день идет дождь: выйти на улицу невозможно. Мы знаем: к нам обязательно приедут летом гости. Сестре давно ясно: надо ей систематически заниматься музыкой.
ПРИЕМ «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
- Допишите предложение-рефлексию:
- Ухожу с урока в хорошем настроении: (причина).
- Я понял(а): (дополнение).
- Мне не все понятно: (пояснение, что именно?)
- Прочитайте свои предложения.