СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №42 Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»; проверить уровень сформированности навыка анализа литературного персонажа; приобщить учащихся к исследовательской работе.
  2. развивать внимание, ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся, развитие речи, умения работать в группе, слушать своих одноклассников, выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на уроке;
  3. воспитывать любовь к отечественной литературе, интерес к изучению творчества Н.В.Гоголя.

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок № 42 Гоголь Мертвые души Образы помещиков»

9 класс


Урок №42

Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Цели:

  1. раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»; проверить уровень сформированности навыка анализа литературного персонажа; приобщить учащихся к исследовательской работе.

  2. развивать внимание, ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся, развитие речи, умения работать в группе, слушать своих одноклассников, выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на уроке;

  3. воспитывать любовь к отечественной литературе, интерес к изучению творчества Н.В.Гоголя.

Прогнозируемые результаты:

выявляют внутреннюю логику создания образов поместного дворянства; раскрывают идейную позицию автора на основе индивидуальной работы с текстом; развивают ассоциативное мышление и творческое воображение при создании творческих работ

Оборудование:

портреты Чичикова и помещиков, текст поэмы “Мёртвые души”, презентация, фрагменты видеофильма “Мёртвые души”. (DVD серия “Русская классика”), раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся.

  2. Мотивация учебной деятельности.

  1. Работа с эпиграфами. Выход на тему урока.

- Прочитайте эпиграфы урока и определите, что их связывает. Найдите ключевые слова. Сформулируйте тему урока.

… не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы… - вот мёртвые души, и их мы встречаем на каждом шагу.

А.И.Герцен

Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого.

Н.В.Гоголь

Без пользы жить - безвременная смерть.

Гёте

  1. Выявление маршрута Чичикова в поисках мертвых душ. 

- Сегодня на уроке я предлагаю вам попутешествовать точно так, как когда-то путешествовал Чичиков. Вспомните, откуда и в каком порядке отправляется Чичиков за мертвыми душами. Начертите в тетради его маршрут – художественное пространство – указав точный путь героя. 

  1. Постановка проблемного вопроса.

- Как известно, помещики следуют у Гоголя в следующем порядке: Манилов (2 глава), Коробочка (3 глава), Ноздрев (4 глава), Собакевич (5 глава), Плюшкин (6 глава).

- Почему изображение российских помещиков представлено нам в такой последовательности? На первый взгляд, это продиктовано чисто внешними обстоятельствами. Чичиков на вечеринке у губернатора знакомится с Маниловым и Собакевичем. Чичиков сначала поехал к Манилову, а от Манилова к Собакевичу, но в грозу заблудился и попал к Коробочке. Затем по дороге остановился в трактире «перекусить» и неожиданно повстречался с Ноздревым. От Ноздрева, наконец, попал к Собакевичу. Когда же узнал от Собакевича, что в пяти верстах живет Плюшкин, владелец восьмисот душ крепостных крестьян, которые мрут у него «как мухи», Чичиков поехал к этому помещику.

- Есть ли другое решение этого проблемного вопроса?


Приветствуют учителя.

Определяют смысл высказываний, находят ключевые слова, формулируют тему урока. Делают записи темы, эпиграфов.








Работа в группах. Восстанавливают карту путешествия Чичикова


  1. Операционно-деятельный этап

  1. Работа по анализу образов помещиков

- Крупным планом в поэме “Мёртвые души” нарисованы образы помещиков, этих “хозяев жизни”, отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа. Какие же они, хозяева жизни?

1 вариант. Работа с текстом по образам помещиков.

  1. Каждый участник группы получает карточку с индивидуальным заданием, ответы, на которые он должен записать в тетрадь. Также каждая группа получает карточку с общим заданием для всех.

Для анализа образов помещиков предлагается план (РМ – рабочие листы).

1) Портретная характеристика.
2 Изображение помещичьей усадьбы и отражение в ней характера героя.
3) Роль интерьера.
4) Отношение героя к хозяйству, крестьянам, сфера интересов.
5) Речевая манера и отражение в ней характера героя.
6) Отношение к продаже мертвых душ.
7) Каков герой?



  1. После выполнения задания каждый член группы делится информацией с членами группы, обсуждается общий вопрос.

  2. Затем ведущий в группе обобщает весь материал и делится своими знаниями уже со всем классом, учащиеся по ходу выступления заполняют таблицу “Образы помещиков”.

    Манилов

    Коробочка

    Ноздрев

    Собакевич

    Плюшкин


     

     

     

     

  3. Когда ведущий последней группы завершит свое выступление, класс под руководством учителя попытается назвать общие черты всех помещиков, записывая их на доске и в тетрадях.



2 вариант. Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя (Реализация домашнего задания – представление коллажа об одном помещике).

- Что же объединяет всех помещиков, изображенных Гоголем?

а) низкий культурный уровень;
б) отсутствие интеллектуальных запросов;
в) стремление к обогащению;
г) жестокость в обращении с крепостными;
д) нравственная нечистоплотность;
е) отсутствие понятия о патриотизм.

  1. Проверка усвоения материала – тестовые задания (РМ – приложение).

Класс разделен на 5 групп (по количеству глав, посвященных описанию помещиков).

Учащиеся работают с текстом, заполняя рабочие листы или создавая коллаж.

Презентуют работу классу.

ФО: «Коллекция стикеров».

Выявляют общие черты всех помещиков, записывая их в тетрадях.






























Решают тестовые задания в группах.

Взаимопроверка – прием «Карусель»

  1. Решение проблемного вопроса (начало урока)

- Почему изображение российских помещиков представлено нам в такой последовательности?

- В таком порядке, в котором знакомит Гоголь читателей с помещиками, есть глубокий внутренний смысл. Какой? Послушайте несколько точек зрения на именно такую последовательность расположения помещиков в тексте поэмы «Мертвые души».


  1. Традиционная точка зрения литературоведов: помещики расположены по степени их деградации (у Манилова еще все есть – семья, дети, мебель (хотя уже намечены черты запустения – «два кресла стояли обтянуты просто рогожею» и др.); у Плюшкина все это было, но с годами утрачено). Часто ссылаются на слова Гоголя из “Четырех писем к разным лицам по поводу «Мертвых душ» ” (письмо 3-е): «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого»: от помещика к помещику все глубже оскудение человеческой души, поглощенной жаждой наживы или бессмысленным расточительством, что связывается как с бесконтрольным владением « душами» других, богатством, землей, так с бесцельностью существования, утратившего свою высшую духовную цель»

- Согласны ли вы с иерархией образов помещиков, представленных Гоголем по принципу их всё более глубокого духовного оскудения и морального падения? Может, вы изменили бы эту «шкалу деградации», если да, то почему?

- Кто из них страшнее: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич или Плюшкин? Докажите свою точку зрения. 

  1. Современная точка зрения: помещики делятся условно на накопителей и расточителей: Манилов – расточитель; Коробочка – накопитель; Ноздрев – расточитель; Собакевич – накопитель; Плюшкин – «прореха на человечестве» (расточитель от накопительства, накопитель от расточительства)

  2. Точка зрения Ю. Манна: помещики расположены в тексте поэмы по степени возрождения их души (обратите внимание на тот факт, что, описывая Манилова, Гоголь обращает наше внимание на вещи, его окружающие. У Манилова нет внутреннего мира, его душа умерла. И еще, только у Плюшкина, как отмечает автор, «живые глазки», а известно, что глаза – зеркало души, следовательно, только Плюшкин способен к возрождению души)


Высказывают предположения о последовательности изображения помещиков в поэме.

Заслушивают точки зрения, существующие в литературоведении - делают записи в тетради.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. 

- Почему же характеры, созданные Гоголем в 19 веке, живы и по сей день?

- Задумайтесь, кого бы вы в наше время назвали Маниловым (любезного до слащавости, мечтательного человека); Коробочкой? (мелочного, скупого человека); Ноздрёвым (дебошира, скандалиста); Собакевичем? (заботящегося только о личной выгоде, грубого); Плюшкиным? (скрягу).

- Какое из качеств человеческого характера мне кажется наиболее низменным, и я никогда не позволю ему поселиться в моей душе? 

  1. Заключительное слово.

- Пусть всегда в ваших юных душах, как напутствие, звучат гоголевские слова: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!»


Обсуждают вопросы, предложенные учителем, проводят параллели с современностью.





Короткие ответы, можно в группе пустить листы, на которых учащиеся записывают слово и заворачивают край.



Домашнее задание

  1. Групповые задания исследовательского типа (для класса продвинутого уровня):

  1. Составить психолого-цветовые портреты помещиков: с помощью красок создать цветовую характеристику героя, обосновав выбор цвета. Можно пользоваться сочетаниями цветов, цветовыми пятнами.

  2. Изобразить героя в виде символа: проиллюстрировать психологическую сущность героя через предмет

        1. Образ Чичикова. Составить цитатную характеристику героя: сделать подборку цитат, характеризующих героя




Просмотр содержимого документа
«Коробочка»

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души».

Галерея образов помещиков.

Чичиков у Коробочки.

Визитка героини


План характеристики образа:

План

Материалы

Господский

дом







Усадьба.

Деревня








Портрет








Хозяйство








Интерьер








Обед








Отношение к предложению Чичикова










Основные черты героини:______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Авторская характеристика героини:______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дополнительные материалы:



Просмотр содержимого документа
«Манилов»

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души».

Галерея образов помещиков.

Чичиков у Манилова.

У всякого есть своё, но у Манилова ничего не было.

Н.В.Гоголь.

Визитка героя

Помещик Манилов-

бесплодный мечтатель и фантазёр-

приглашает вас на сладенькую болтовню»

в «Храм уединенного размышления» на берегу озера в поместье Маниловка.


План характеристики образа:

План

Материалы

Господский

дом








Усадьба.

Деревня









Портрет








Хозяйство










Интерьер








Обед








Отношение к предложению Чичикова










Основные черты героя:_________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Авторская характеристика героя:________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дополнительные материалы:

Просмотр содержимого документа
«Ноздрёв»

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души».

Галерея образов помещиков.

Чичиков у Ноздрёва.

Визитка героя



План характеристики образа:

План

Материалы

Господский

дом








Усадьба.

Деревня









Портрет











Хозяйство










Интерьер








Обед








Отношение к предложению Чичикова










Основные черты героя:_________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Авторская характеристика героя:________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дополнительные материалы:



Просмотр содержимого документа
«Плюшкин»

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души».

Галерея образов помещиков.

Чичиков у Плюшкина.

Визитка героя



План характеристики образа:

План

Материалы

Господский

дом








Усадьба.

Деревня









Портрет











Хозяйство










Интерьер








Обед








Отношение к предложению Чичикова










Основные черты героя:_________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Авторская характеристика героя:________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дополнительные материалы:



Просмотр содержимого документа
«Рефлексивная карта урока»

Рефлексивная карта урока

Образ

Говорящие фамилии помещиков

Скрытая аналогия

Символ

Моё мнение

о герое

Манилов


«Рыцарь пустоты» (В. Г. Белинский)



Собакевич


«Патриот русского желудка»

(В. Г. Белинский)



Коробочка


«Домашний узелок»



Ноздрёв


«Мельница чепухи», «убивающий маятник»



Плюшкин


«Прореха на человечестве», «скупая серость»




Рефлексивная карта урока

Образ

Говорящие фамилии помещиков

Скрытая аналогия

Символ

Моё мнение

о герое

Манилов


«Рыцарь пустоты» (В. Г. Белинский)



Собакевич


«Патриот русского желудка»

(В. Г. Белинский)



Коробочка


«Домашний узелок»



Ноздрёв


«Мельница чепухи», «убивающий маятник»



Плюшкин


«Прореха на человечестве», «скупая серость»




Рефлексивная карта урока

Образ

Говорящие фамилии помещиков

Скрытая аналогия

Символ

Моё мнение

о герое

Манилов


«Рыцарь пустоты» (В. Г. Белинский)



Собакевич


«Патриот русского желудка»

(В. Г. Белинский)



Коробочка


«Домашний узелок»



Ноздрёв


«Мельница чепухи», «убивающий маятник»



Плюшкин


«Прореха на человечестве», «скупая серость»




Просмотр содержимого документа
«Собакевич»

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души».

Галерея образов помещиков.

Чичиков у Собакевича.

Визитка героя



План характеристики образа:

План

Материалы

Господский

дом








Усадьба.

Деревня









Портрет











Хозяйство










Интерьер








Обед








Отношение к предложению Чичикова










Основные черты героя:_________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Авторская характеристика героя:________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дополнительные материалы:



Просмотр содержимого презентации
«9 класс Урок № 42 Гоголь Мертвые души Образы помещиков»

Николай Васильевич Гоголь  ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Николай Васильевич Гоголь

ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ

В ПОЭМЕ

«МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Карта путешествия Чичикова.  Последовательность изображения образов помещиков продиктована прежде всего чисто внешними обстоятельствами. Чичиков на вечеринке у губернатора познакомился с Маниловым и Собакевичем. Сначала герой поехал к Манилову, а от него к Собакевичу, но по дороге у него возникли неожиданные сложности: он сбился с пути, бричка опрокинулась, и герой оказался у Коробочки. Продолжая путь к Собакевичу, Чичиков остановился в трактире «перекусить» и неожиданно повстречался с Ноздревым. От Ноздрева, наконец, попал к Собакевичу. Когда же узнал от того, что в пяти верстах живет Плюшкин, владелец 800 душ крепостных крестьян, которые мрут у него «как мухи», Чичиков поехал к этому помещику.

Карта путешествия Чичикова.

Последовательность изображения образов помещиков продиктована прежде всего чисто внешними обстоятельствами. Чичиков на вечеринке у губернатора познакомился с Маниловым и Собакевичем. Сначала герой поехал к Манилову, а от него к Собакевичу, но по дороге у него возникли неожиданные сложности: он сбился с пути, бричка опрокинулась, и герой оказался у Коробочки. Продолжая путь к Собакевичу, Чичиков остановился в трактире «перекусить» и неожиданно повстречался с Ноздревым. От Ноздрева, наконец, попал к Собакевичу. Когда же узнал от того, что в пяти верстах живет Плюшкин, владелец 800 душ крепостных крестьян, которые мрут у него «как мухи», Чичиков поехал к этому помещику.

КОРОБОЧКА НОЗДРЕВ МАНИЛОВ «Один за другим следуют у меня герои один  пошлее другого»  Н.В.ГОГОЛЬ ПЛЮШКИН СОБАКЕВИЧ

КОРОБОЧКА

НОЗДРЕВ

МАНИЛОВ

«Один за другим следуют у меня герои один

пошлее другого»

Н.В.ГОГОЛЬ

ПЛЮШКИН

СОБАКЕВИЧ

Манилов  Манилов – бесплодный мечтатель , рисующий воздушные замки и бесполезные проекты.   Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособности постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка. Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться. Манилов – спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады – все для него предпочтеннейшие люди. Манилов – человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек “так себе, ни то ни сё”.   Вывод:  вместо настоящего чувства - у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”.

Манилов

Манилов – бесплодный мечтатель , рисующий воздушные замки и бесполезные проекты.

  • Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость
  • Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособности постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.
  • Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться.
  • Манилов – спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады – все для него предпочтеннейшие люди. Манилов – человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек “так себе, ни то ни сё”.

Вывод: вместо настоящего чувства - у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”.

Коробочка

Коробочка

  • Гоголь не скрывает иронии в отношении её мыслительных способностей: задумалась, открыла рот, смотрела почти со страхом. “Ну, баба, кажется, крепколобая!”
  • Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвые души”.
  • Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами. Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.
  • Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными.
  • Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.
  • Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.
Ноздрев Он подвижен, готов заняться любым делом, не задумываясь каким, но вся его активность лишена идеи и цели. Поэтому все его порывы заканчиваются так же легко, как и начинаются, без каких-либо положительных итогов:

Ноздрев

Он подвижен, готов заняться любым делом, не задумываясь каким, но вся его активность лишена идеи и цели. Поэтому все его порывы заканчиваются так же легко, как и начинаются, без каких-либо положительных итогов:"Всё заканчивается или пустяками, или всевозможными историями". Его активность направлена на прожигание жизни. Он кутила и лихач. Ноздрев оказывается повсюду, где его могут ожидать удовольствия жизни. Его идеал - люди, всегда умеющие весело прожигать жизнь, не обремененные никакими заботами. В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют.

Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

Собакевич   Другой тип – « помещик – кулак», хитрый прижимистый торгаш. Собакевич немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым удалось бы его обмануть. Все у него прочно и крепко. Гоголь находит отражение характера человека во всех окружающих вещах его быта. В доме Собакевича все удивительно напоминало его самого. Каждая вещь как бы говорила: «И я тоже Собакевич».  Гоголь рисует фигуру, поражающую своей грубостью. Чичикову он показался весьма похожим на «средней величины медведя». Собакевич-циник, не стыдящийся морального уродства ни в себе, ни в других. Это человек, далекий от просвещения, твердолобый крепостник, заботящийся о крестьянах только как о рабочей силе.

Собакевич

Другой тип – « помещик – кулак», хитрый прижимистый торгаш. Собакевич немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым удалось бы его обмануть. Все у него прочно и крепко. Гоголь находит отражение характера человека во всех окружающих вещах его быта. В доме Собакевича все удивительно напоминало его самого. Каждая вещь как бы говорила: «И я тоже Собакевич».

Гоголь рисует фигуру, поражающую своей грубостью. Чичикову он показался весьма похожим на «средней величины медведя». Собакевич-циник, не стыдящийся морального уродства ни в себе, ни в других. Это человек, далекий от просвещения, твердолобый крепостник, заботящийся о крестьянах только как о рабочей силе.

Плюшкин

Плюшкин

  • Полное моральное оскудение, потеря человеческих качеств характерны для Плюшкина. Автор по праву окрестил его " прорехой на человечестве ".
  • Гоголь сообщает страшные вещи о том, что Плюшкин - "мошенник, всех людей переморил голодом, что в тюрьме колодники лучше живут, чем крепостные его". За ´последние три года у Плюшкина умерло 80 человек. С жуткой миной полусумасшедшего он заявляет, что "народ-то больно прожорлив у него, от праздности завел привычку трескать".
  • Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества.
  • Гоголь с горечью восклицал: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком ”.
Создай синквейн!  1 строка – слово (существительное) Понятие, о котором идёт речь.  2 строка – два определения к этому слову (прилагательное, причастие).  3 строка – три глагола  4 строка – ключевая фраза  5 строка – одно слово – вывод.

Создай синквейн!

1 строка – слово (существительное) Понятие, о котором идёт речь.

2 строка – два определения к этому слову (прилагательное, причастие).

3 строка – три глагола

4 строка – ключевая фраза

5 строка – одно слово – вывод.

Сходство Чичикова и помещиков. Помещик, его отличительная черта  Как эта черта проявляется у Чичикова  Манилов – слащавость, приторность, неопределённость Все жители города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях Коробочка – мелочная скаредность В шкатулке всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны Ноздрёв - самовлюблённость Желание и умение всем нравиться Собакевич – грубая прижимистость и цинизм Нет “…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич” Плюшкин – собирание ненужных вещей и тщательное их хранение Во время осмотра города оторвал афишу, прочитал, свернул и положил в ларчик

Сходство Чичикова и помещиков.

Помещик, его отличительная черта

Как эта черта проявляется у Чичикова

Манилов – слащавость, приторность, неопределённость

Все жители города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях

Коробочка – мелочная скаредность

В шкатулке всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны

Ноздрёв - самовлюблённость

Желание и умение всем нравиться

Собакевич – грубая прижимистость и цинизм

Нет “…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич”

Плюшкин – собирание ненужных вещей и тщательное их хранение

Во время осмотра города оторвал афишу, прочитал, свернул и положил в ларчик

Чичиков   Человек нового времени, делец и приобретатель, обладает всеми необходимыми качествами:

Чичиков

Человек нового времени, делец и приобретатель, обладает всеми необходимыми качествами: "...и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых играх", но он тоже "мертвая душа", ибо ему недоступна радость жизни. Чичиков умеет приспосабливаться к любому миру, даже его внешний облик таков, что подойдет к любой ситуации: "не красавец, но и не дурной наружности", "не слишком толст, не слишком тонок", "человек средних лет" - все в нем неопределенно , ничто не выделяется.

«Мёртвые души» потрясли Россию, - писал А.И. Герцен. – Портреты его хороши, жизнь сохранена во всей полноте, не типы отвлечённые, а добрые люди, которых каждый из нас видел сто раз».

«Мёртвые души» потрясли Россию, - писал А.И. Герцен. – Портреты его хороши, жизнь сохранена во всей полноте, не типы отвлечённые, а добрые люди, которых каждый из нас видел сто раз».

Выводы  Гоголь создаёт пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика:  низкий культурный уровень,  отсутствие интеллектуальных запросов,  стремление к обогащению,  жестокость в обращении с крепостными,  нравственная нечистоплотность,  отсутствие элементарного понятия о патриотизме.  низкий культурный уровень,  отсутствие интеллектуальных запросов,  стремление к обогащению,  жестокость в обращении с крепостными,  нравственная нечистоплотность,  отсутствие элементарного понятия о патриотизме.   Помещики - э то нравственные уроды. Они  мертвы не только морально, но и духовно .

Выводы

Гоголь создаёт пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика:

  • низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме.
  • низкий культурный уровень,
  • отсутствие интеллектуальных запросов,
  • стремление к обогащению,
  • жестокость в обращении с крепостными,
  • нравственная нечистоплотность,
  • отсутствие элементарного понятия о патриотизме.

Помещики - э то нравственные уроды. Они мертвы не только морально, но и духовно .

Выводы    Наше знакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскудения человеческой личности, развёртывается всё более страшная картина разложения крепостнического общества .

Выводы

  • Наше знакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным.
  • В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскудения человеческой личности, развёртывается всё более страшная картина разложения крепостнического общества .

«Один за другим следуют у меня герои  один пошлее другого.» (Н.В.Гоголь) Мотив лестницы

«Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого.» (Н.В.Гоголь)

Мотив лестницы

Выводы    В образах помещиков отражается процесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляются все его пороки и недостатки. Рисуя помещиков, Гоголь использует сатиру и иронию, позволяющую изображать то, о чём в цензурных условиях говорить было невозможно.

Выводы

В образах помещиков отражается процесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляются все его пороки и недостатки. Рисуя помещиков, Гоголь использует сатиру и иронию, позволяющую изображать то, о чём в цензурных условиях говорить было невозможно.

«Но где ж твои герои?.. Живут…  И как живут!» (Саша Чёрный) В героях Гоголя отразились общечеловеческие пороки. Вот почему имена этих героев стали  нарицательными. Гоголь исследовал человеческую психологию так глубоко, что его герои продолжают жить и в наше время. Читатели узнают в них своих современников с подобными гоголевским героям взглядами на жизнь.

«Но где ж твои герои?.. Живут… И как живут!» (Саша Чёрный)

В героях Гоголя отразились общечеловеческие пороки. Вот почему имена этих героев стали нарицательными.

Гоголь исследовал человеческую психологию так глубоко, что его герои продолжают жить и в наше время. Читатели узнают в них своих современников с подобными гоголевским героям взглядами на жизнь.

"Будьте живыми душами! Думайте о душе!

Не дайте себе полностью погрязнуть в заботах о суетном, живите и духовной жизнью! Не дайте умереть душе своей при жизни!"

Аукцион в Маниловке.

Аукцион в Маниловке.

  • Что было написано на беседке у пруда? (“ Храм уединённого размышления”.)
  • Как звали жену Манилова? (Лизанька.)
  • Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (Более 8 лет.)
  • Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс и Алкид.)
  • Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? (Саблю и барабан.)
Узнай героя! Плюшкин Отвратительный скряга – Праздный мечтатель – Кулак-эксплуататор – Мелочный накопитель – Прожигатель жизни - Манилов  Собакевич  Коробочка  Ноздрев

Узнай героя!

Плюшкин

  • Отвратительный скряга –
  • Праздный мечтатель –
  • Кулак-эксплуататор –
  • Мелочный накопитель –
  • Прожигатель жизни -

Манилов

Собакевич

Коробочка

Ноздрев

Узнай героя! «прореха на человечестве» «исторический человек»  «дубинноголовая»  «так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан»  «кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь» Манилов Коробочка Ноздрев Собакевич Плюшкин

Узнай героя!

  • «прореха на человечестве»
  • «исторический человек»
  • «дубинноголовая»
  • «так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан»
  • «кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь»

Манилов

Коробочка

Ноздрев

Собакевич

Плюшкин

Визитная карточка героя! бесплодный мечтатель и фантазёр коллежская секретарша,  которая готова продать вам даже свою душу по выгодной цене. кутила, картёжник и болтун –  с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты,   потом выпьет и закусит за ваш  счёт в любом трактире. ненавистник просвещения, крепкий хозяин,   неуступчивый в торгах,–  будет рад “облить грязью” всех знакомых за  обильным ужином в своём доме.. жестокий крепостник, скупой,   подозрительный, недоверчивый  ко всем – не желает видеть вас в своём имении и не собирается угощать даже прошлогодним  куличом.  Манилов Коробочка Ноздрев Собакевич Плюшкин

Визитная карточка героя!

  • бесплодный мечтатель и фантазёр
  • коллежская секретарша,  которая готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.
  • кутила, картёжник и болтун –  с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты,   потом выпьет и закусит за ваш  счёт в любом трактире.
  • ненавистник просвещения, крепкий хозяин,   неуступчивый в торгах,–  будет рад “облить грязью” всех знакомых за  обильным ужином в своём доме..
  • жестокий крепостник, скупой,   подозрительный, недоверчивый  ко всем – не желает видеть вас в своём имении и не собирается угощать даже прошлогодним  куличом.

Манилов

Коробочка

Ноздрев

Собакевич

Плюшкин

По этим ключевым словам назовите данного героя,  дайте ему краткую характеристику   “ Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья”. “ Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся, батюшка, отец мой, святители, страсти, почивали, я чай, маненько повременю, авось, ахти.” “ Продулся в пух, убухал четырех рысаков, свинтус, тресну со смеху, жидомор, отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный задор” “ Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило” “ Дряхлым инвалидом, лишенные верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, навоз, гниль, прореха” Манилов Коробочка Ноздрев Собакевич Плюшкин

По этим ключевым словам назовите данного героя, дайте ему краткую характеристику

  • “ Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья”.
  • “ Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся, батюшка, отец мой, святители, страсти, почивали, я чай, маненько повременю, авось, ахти.”
  • “ Продулся в пух, убухал четырех рысаков, свинтус, тресну со смеху, жидомор, отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный задор”
  • “ Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило”
  • “ Дряхлым инвалидом, лишенные верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, навоз, гниль, прореха”

Манилов

Коробочка

Ноздрев

Собакевич

Плюшкин

Домашнее задание. •  Закончить таблицу «Образы помещиков» •  Почему Гоголь строит 2-6 главы по одному плану? В чем смысл последовательности поместных глав? •  По выбору (желанию): нарисовать герб, который мог бы иметь каждый из помещиков.

Домашнее задание.

• Закончить таблицу «Образы помещиков»

• Почему Гоголь строит 2-6 главы по одному плану? В чем смысл последовательности поместных глав?

• По выбору (желанию): нарисовать герб, который мог бы иметь каждый из помещиков.

Темы сочинения:

Темы сочинения:

  • Смысл названия поэмы «Мертвые души».
  • «Вся Русь явится в нем …»(Образ России в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»).
  • Образ автора и средства его создания в поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголя.
  • Русь «помещичья» и Русь «народная» в поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголя.
  • Чичиков – предприниматель или приобретатель?
  • Роль «Повести о капитане Копейкине» в поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголя.
  • Лирические отступления и их роль в поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголя.
  • Функции художественной детали в поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголя.
  • Образ дороги в поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголя.
  • Чичиков и приобретатели наших дней.

Просмотр содержимого презентации
«Галерея помещиков по поэме Н.В.Гоголя»

Галерея помещиков в поэме Н.В. Гоголя  «Мёртвые души»     (Проектирование обобщающего урока с использованием ИКТ)   …… не ревизские – мёртвые души,  а все эти Ноздрёвы, Маниловы…  - вот мёртвые души, и их мы встречаем на каждом шагу.  А.И.Герцен    Подготовила Савицкая С.В. КГУ «Калиновская ОШ»,2012

Галерея помещиков

в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

(Проектирование обобщающего урока с использованием ИКТ)

…… не ревизские – мёртвые души,

а все эти Ноздрёвы, Маниловы…

- вот мёртвые души,

и их мы встречаем на каждом шагу.

А.И.Герцен

Подготовила Савицкая С.В.

КГУ «Калиновская ОШ»,2012

Тест по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Тест по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Вопрос № 1.  Кто подсказал Н. В. Гоголю сюжет «Мёртвых душ»?  М. Ю. Лермонтов.  А. С. Пушкин.  Л. Н. Толстой.  И. С. Тургенев. А. С. Пушкин. Портрет работы В. А. Тропинина.

Вопрос № 1. Кто подсказал Н. В. Гоголю сюжет «Мёртвых душ»?

  • М. Ю. Лермонтов.
  • А. С. Пушкин.
  • Л. Н. Толстой.
  • И. С. Тургенев.

А. С. Пушкин.

Портрет работы В. А. Тропинина.

Вопрос № 2.  Назовите жанр «Мёртвых душ». Роман.  Поэма. Рассказ. Повесть. Обложка поэмы

Вопрос № 2. Назовите жанр «Мёртвых душ».

  • Роман.
  • Поэма.
  • Рассказ.
  • Повесть.

Обложка поэмы "Мертвые души". Рис. Н.Гоголя .

Вопрос № 3.  Какой приём использует Н. В. Гоголь в названии поэмы? Метафора. Оксюморон. Эпитет.  Сравнение. Оксю́морон (греч. — «острая глупость») — сочетание слов с противоположным значением .

Вопрос № 3. Какой приём использует Н. В. Гоголь в названии поэмы?

  • Метафора.
  • Оксюморон.
  • Эпитет.
  • Сравнение.

Оксю́морон (греч. — «острая глупость») — сочетание слов с противоположным значением .

Вопрос № 4.  Назовите имя и отчество Чичикова . Иван Павлович. Павел Николаевич. Павел Иванович.  Пётр Иванович. Павел Иванович Чичиков. П. Боклевский .

Вопрос № 4. Назовите имя и отчество Чичикова .

  • Иван Павлович.
  • Павел Николаевич.
  • Павел Иванович.
  • Пётр Иванович.

Павел Иванович Чичиков. П. Боклевский .

Вопрос № 5.  Чей это портрет? На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. Плюшкин. Ноздрёв. Манилов.  Собакевич. Манилов . Рисунок П. Боклевского.

Вопрос № 5. Чей это портрет?

На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.

  • Плюшкин.
  • Ноздрёв.
  • Манилов.
  • Собакевич.

Манилов . Рисунок П. Боклевского.

Вопрос № 6. Кто в поэме Н. В. Гоголя назван «прорехой на человечестве» ?  Плюшкин. Ноздрёв. Манилов. Собакевич. Плюшкин . Рисунок П. Боклевского.

Вопрос № 6. Кто в поэме Н. В. Гоголя назван «прорехой на человечестве» ?

  • Плюшкин.
  • Ноздрёв.
  • Манилов.
  • Собакевич.

Плюшкин . Рисунок П. Боклевского.

Вопрос № 7. Кто из помещиков показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя» ? Плюшкин. Ноздрёв. Манилов. Собакевич. Собакевич . Рисунок П. Боклевского.

Вопрос № 7. Кто из помещиков показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя» ?

  • Плюшкин.
  • Ноздрёв.
  • Манилов.
  • Собакевич.

Собакевич . Рисунок П. Боклевского.

Вопрос № 8.  Чья это характеристика ? «Человек лет тридцати, разбитной малый, который после трёх – четырёх слов начал говорить ему (Чичикову) «ты». Манилов. Ноздрёв. Плюшкин. Собакевич. Ноздрев. Рисунок П. Боклевского.

Вопрос № 8. Чья это характеристика ?

«Человек лет тридцати, разбитной малый, который после трёх – четырёх слов начал говорить ему (Чичикову) «ты».

  • Манилов.
  • Ноздрёв.
  • Плюшкин.
  • Собакевич.

Ноздрев. Рисунок П. Боклевского.

Вопрос № 9.  Кому из героев поэмы принадлежит это жилище ?   «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с тёмными рамками … , за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок». Плюшкин. Коробочка. Манилов.  Собакевич. Коробочка. Рисунок П. Боклевского.

Вопрос № 9. Кому из героев поэмы принадлежит это жилище ?

«Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с тёмными рамками … , за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок».

  • Плюшкин.
  • Коробочка.
  • Манилов.
  • Собакевич.

Коробочка. Рисунок П. Боклевского.

Вопрос № 10.   Кому принадлежат эти слова ?    Я их знаю всех : это мошенники, весь город такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы .

Вопрос № 10. Кому принадлежат эти слова ?

Я их знаю всех : это мошенники, весь город такой: мошенник на

мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы .

  • Манилов.
  • Ноздрёв.
  • Плюшкин.
  • Собакевич.
Вопрос № 11.   С какой целью Чичиков скупал «мёртвые души»? А. Для того, чтобы считаться богатым помещиком. Б. Для того, чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысяч душ. В. Для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых . Г. Для того, чтобы выиграть пари.

Вопрос № 11. С какой целью Чичиков скупал «мёртвые души»?

А. Для того, чтобы считаться богатым помещиком.

Б. Для того, чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысяч душ.

В. Для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых .

Г. Для того, чтобы выиграть пари.

Вопрос № 12.   Кого из героев поэмы Н. В. Гоголь не относит к «мёртвым душам»? А. Чичикова. Б. Манилова. В. Умерших крестьян. Г. Селифана. Афанасьев А. Ф. Два мужика.

Вопрос № 12. Кого из героев поэмы Н. В. Гоголь не относит к «мёртвым душам»?

А. Чичикова.

Б. Манилова.

В. Умерших крестьян.

Г. Селифана.

Афанасьев А. Ф. Два мужика.

Губернский город NN  и господин Чичиков

Губернский город NN и господин Чичиков

“ Приятная встреча”. Помещик Манилов – бесплодный мечтатель и фантазёр. Учтивый Беспечный Обходительный Манилов Пустослов Примитивный Характерны заискивающие  манеры Слащавый Напускное глубокомыслие

Приятная встреча”.

Помещик Манилов – бесплодный мечтатель и фантазёр.

Учтивый

Беспечный

Обходительный

Манилов

Пустослов

Примитивный

Характерны

заискивающие

манеры

Слащавый

Напускное

глубокомыслие

Помещица  Коробочка Настасья Петровна – коллежская секретарша, которая готова продать вам даже свою душу по выгодной цене. Прижимиста Глупа Груба Коробочка Жадна Предусмотрительна Настороженная Недоверчивая

Помещица Коробочка Настасья Петровна коллежская секретарша, которая готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.

Прижимиста

Глупа

Груба

Коробочка

Жадна

Предусмотрительна

Настороженная

Недоверчивая

Помещик Ноздрёв – кутила, картёжник и болтун – с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты, потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире. Кутила, говорун Прожигатель жизни Пустослов Ноздрев Вздорный Болтун, враль

Помещик Ноздрёв – кутила, картёжник и болтун – с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты, потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире.

Кутила, говорун

Прожигатель

жизни

Пустослов

Ноздрев

Вздорный

Болтун, враль

Помещик  Собакевич Михайло Семёнович  – ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неуступчивый в торгах,– будет рад “облить грязью” всех знакомых за обильным ужином в своём доме. Неотесан Груб Собакевич Плут Безжалостен Цепкий Обжора

Помещик Собакевич Михайло Семёнович – ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неуступчивый в торгах,– будет рад “облить грязью” всех знакомых за обильным ужином в своём доме.

Неотесан

Груб

Собакевич

Плут

Безжалостен

Цепкий

Обжора

Помещик Степан Плюшкин – жестокий крепостник, скупой, подозрительный, недоверчивый ко всем – не желает видеть вас в своём имении и не собирается угощать даже прошлогодним куличом. Накопитель Раб вещей Плюшкин Мелочно подозрителен Предельно скуп Опустившийся человек Духовно и физически вырождающийся Потерян человеческий облик

Помещик Степан Плюшкин – жестокий крепостник, скупой, подозрительный, недоверчивый ко всем – не желает видеть вас в своём имении и не собирается угощать даже прошлогодним куличом.

Накопитель

Раб вещей

Плюшкин

Мелочно

подозрителен

Предельно скуп

Опустившийся

человек

Духовно и физически

вырождающийся

Потерян

человеческий

облик

Галерея «мертвых душ»

Галерея «мертвых душ»

Они, по выражению А.И.Герцена, позади “ мёртвых душ” – это народ.  Но за «мертвыми» душами Чичикова, чиновников и помещиков Н.В.Гоголь разглядел живые души крестьян, силу национального характера.

Они, по выражению А.И.Герцена, позади “ мёртвых душ” – это народ. Но за «мертвыми» душами Чичикова, чиновников и помещиков Н.В.Гоголь разглядел живые души крестьян, силу национального характера.

Среди художественных средств, используемых Н.В. Гоголем для индивидуализации характеров героев, выделяются детали-лейтмотивы. Соотнесите такие детали с характерами помещиков. А) мешочки, коробочки    1) Манилов Б) сахар      2) Коробочка В) куча, прореха     3) Ноздрёв Г) здоровье      4) Плюшкин Д) картины с толстыми людьми  5) Собакевич

Среди художественных средств, используемых Н.В. Гоголем для индивидуализации характеров героев, выделяются детали-лейтмотивы. Соотнесите такие детали с характерами помещиков.

А) мешочки, коробочки 1) Манилов

Б) сахар 2) Коробочка

В) куча, прореха 3) Ноздрёв

Г) здоровье 4) Плюшкин

Д) картины с толстыми людьми 5) Собакевич

Среди художественных средств, используемых Н.В. Гоголем для индивидуализации характеров героев, выделяются детали-лейтмотивы. Соотнесите такие детали с характерами помещиков. А) мешочки, коробочки    1) Манилов Б) сахар      2) Коробочка В) куча, прореха     3) Ноздрёв Г) здоровье      4) Плюшкин Д) картины с толстыми людьми  5) Собакевич

Среди художественных средств, используемых Н.В. Гоголем для индивидуализации характеров героев, выделяются детали-лейтмотивы. Соотнесите такие детали с характерами помещиков.

А) мешочки, коробочки 1) Манилов

Б) сахар 2) Коробочка

В) куча, прореха 3) Ноздрёв

Г) здоровье 4) Плюшкин

Д) картины с толстыми людьми 5) Собакевич

Н.В. Гоголь также использует зоологизацию персонажей. Соотнесите животное и помещика, которого оно характеризует. А) медведь     1) Манилов Б) кот     2) Коробочка В) птица     3) Собакевич Г) мышь     4) Ноздрёв Д) собака     5) Плюшкин

Н.В. Гоголь также использует зоологизацию персонажей.

Соотнесите животное и помещика, которого оно характеризует.

А) медведь 1) Манилов

Б) кот 2) Коробочка

В) птица 3) Собакевич

Г) мышь 4) Ноздрёв

Д) собака 5) Плюшкин

Н.В. Гоголь также использует зоологизацию персонажей. Соотнесите животное и помещика, которого оно характеризует. А) медведь     1) Манилов Б) кот     2) Коробочка В) птица     3) Собакевич Г) мышь     4) Ноздрёв Д) собака     5) Плюшкин

Н.В. Гоголь также использует зоологизацию персонажей.

Соотнесите животное и помещика, которого оно характеризует.

А) медведь 1) Манилов

Б) кот 2) Коробочка

В) птица 3) Собакевич

Г) мышь 4) Ноздрёв

Д) собака 5) Плюшкин

Кроссворд «Персонажи поэмы».  По горизонтали: 1. «Господин, не красавец, но недурной наружности, не слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод».  4. «Ну, баба, кажется, крепколобая», «дубиноголовая». По вертикали: 2. «Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан…». 3. «Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя… фрак на нем был совершенно медвежьего цвета…»  5. «Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». 6. «…мужик это или баба», «платье неопределенное», на голове колпак, халат сшит неизвестно из чего».

Кроссворд «Персонажи поэмы».

По горизонтали: 1. «Господин, не красавец, но недурной наружности, не слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод».

4. «Ну, баба, кажется, крепколобая», «дубиноголовая».

По вертикали: 2. «Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан…». 3. «Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя… фрак на нем был совершенно медвежьего цвета…»

5. «Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». 6. «…мужик это или баба», «платье неопределенное», на голове колпак, халат сшит неизвестно из чего».

2 Ч М а и ч н и л к С о о в б в а К е о р в Н и П о л б з ч ю о д ч ш р к ё а и в н 3 6 1 5 4

2

Ч

М

а

и

ч

н

и

л

к

С

о

о

в

б

в

а

К

е

о

р

в

Н

и

П

о

л

б

з

ч

ю

о

д

ч

ш

р

к

ё

а

и

в

н

3

6

1

5

4

Мёртвые души  Игра «Лестница»  Восстановите последовательность деградации помещиков в произведении Н.В.Гоголя «Мёртвые души».  Лестница деградации помещиков в поэме Плутовство, авантюризм Беспочвенное мечтательство Чичиков Тупое хозяйствование Манилов Хвастливость, наглость Коробочка Кулачество,грубость Ноздрёв Скупость, ненасытная жадность Собакевич Плюшкин

Мёртвые души

Игра «Лестница» Восстановите последовательность деградации помещиков в произведении Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Лестница деградации помещиков в поэме

Плутовство, авантюризм

Беспочвенное мечтательство

Чичиков

Тупое хозяйствование

Манилов

Хвастливость, наглость

Коробочка

Кулачество,грубость

Ноздрёв

Скупость, ненасытная жадность

Собакевич

Плюшкин

Павел Иванович Чичиков С детства научившийся «копить копейку», Чичиков наделен всеми необходимыми качествами антигероя. Внешняя безликость, хамелеонство, способность к перевоплощению в зависимости от обстоятельств. Он бездуховен, одержим лишь одной идеей – стать «миллионщиком», обрести покой и достаток.

Павел Иванович Чичиков

С детства научившийся «копить копейку», Чичиков наделен всеми необходимыми качествами антигероя.

Внешняя безликость, хамелеонство, способность к перевоплощению в зависимости от обстоятельств. Он бездуховен, одержим лишь одной идеей – стать «миллионщиком», обрести покой и достаток.

Мы простились с нашим главным героем.  Сел он на свою бричку, задумался и поехал.

Мы простились с нашим главным героем.

Сел он на свою бричку, задумался и поехал.

Перед нами прошли « угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие кровь и жизнь народа с той же естественностью и простодушием, с каким ребенок сосет грудь своей матери.

Перед нами прошли

« угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие кровь и жизнь народа с той же естественностью и простодушием, с каким ребенок сосет грудь своей матери.

Темы сочинений :  1. Особенности жанра и композиции поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Художественные особенности поэмы. 2. «Смешного бояться — правды не любить» (И.С.Тургенев) (размышления над страницами поэмы Н.В.Гоголя«Мертвые души»).  3.Город NN в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».  4. Размышления над прочитанной книгой. 5. Помещики -«расточители» и помещики- «накопители» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Темы сочинений :

1. Особенности жанра и композиции поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Художественные особенности поэмы.

2. «Смешного бояться — правды не любить» (И.С.Тургенев) (размышления над страницами поэмы Н.В.Гоголя«Мертвые души»).

3.Город NN в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

4. Размышления над прочитанной книгой.

5. Помещики -«расточители» и помещики- «накопители» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Рефлексия   Увлекательно Интересно  Скучно Безразлично

Рефлексия

Увлекательно

Интересно

Скучно

Безразлично

При создании презентации были использованы материалы  Интернет-сайтов:    Википедия — свободная энциклопедия http:// ru.wikipedia    Иллюстрации к «Мёртвым душам»:  http://az.lib.ru/img/g/gogolx_n_w/text_0140/index.shtml  http:// angik.gogol.ru  http:// www.nkj.ru /archive/articles

При создании презентации были использованы материалы Интернет-сайтов:

Википедия — свободная энциклопедия http:// ru.wikipedia

Иллюстрации к «Мёртвым душам»:

http://az.lib.ru/img/g/gogolx_n_w/text_0140/index.shtml

http:// angik.gogol.ru

http:// www.nkj.ru /archive/articles

Спасибо за работу! А. Лаптев. Вереница «мёртвых душ».

Спасибо за работу!

А. Лаптев. Вереница «мёртвых душ».

Просмотр содержимого презентации
«Гоголь. 2-6 главы»

Всего и надо, что вчитаться,- боже мой, Всего и дела, что помедлить над строкою – Не пролистнуть нетерпеливою рукою, А задержаться, прочитать и перечесть.  Ю. Левитанский

Всего и надо, что вчитаться,- боже мой,

Всего и дела, что помедлить над строкою –

Не пролистнуть нетерпеливою рукою,

А задержаться, прочитать и перечесть.

Ю. Левитанский

Образы помещиков 2-6 главы

Образы помещиков

2-6 главы

Урок 1 Галерея образов помещиков «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого».

Урок 1

Галерея

образов

помещиков

«Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого».

Манилов

Манилов

Манилов Тест . 1. Что было написано на беседке у пруда? 1) «Храм веселых друзей». 2) «Храм уединённого размышления». 3) «Храм семейного счастья». 4) «Храм несчастного человека».  2. Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? 1) Около 8 лет. 2) 8 лет. Более 8 лет. Менее 8 лет.  3. Как звали жену Манилова? Варенька. Любонька. Лизанька. Марьюшка.

Манилов

Тест .

1. Что было написано на беседке у пруда?

1) «Храм веселых друзей».

2) «Храм уединённого размышления».

3) «Храм семейного счастья».

4) «Храм несчастного человека».

2. Сколько лет прожили в супружестве Маниловы?

1) Около 8 лет.

2) 8 лет.

  • Более 8 лет.
  • Менее 8 лет.

3. Как звали жену Манилова?

  • Варенька.
  • Любонька.
  • Лизанька.
  • Марьюшка.

Манилов  4. Как звали детей Манилова? Фемистоклюс и Алкид. Фемистоклюс и Ангел. Фемистоклюс и Амур. Фемистоклюс и Артур.  5. Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? Барабан и гармошку. Саблю и гармошку. Шкатулку и барабан. 4) Саблю и барабан.

Манилов

4. Как звали детей Манилова?

  • Фемистоклюс и Алкид.
  • Фемистоклюс и Ангел.
  • Фемистоклюс и Амур.
  • Фемистоклюс и Артур.

5. Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова?

  • Барабан и гармошку.
  • Саблю и гармошку.
  • Шкатулку и барабан.

4) Саблю и барабан.

Манилов Помещик Манилов- бесплодный мечтатель и фантазёр- приглашает вас на сладенькую болтовню» в «Храм уединенного размышления» на берегу озера в поместье Маниловка.

Манилов

Помещик Манилов-

бесплодный мечтатель и фантазёр-

приглашает вас на сладенькую болтовню»

в «Храм уединенного размышления»

на берегу озера в поместье Маниловка.

1. Господский дом 2 глава            ПЛАН 2. Усадьба. Деревня. 3. Портрет помещика 4. Как ведётся хозяйство 5. Интерьер дома 6. Обед 7. Отношение к предложению Чичикова. Итог сделки.

1. Господский дом

2 глава

ПЛАН

2. Усадьба. Деревня.

3. Портрет помещика

4. Как ведётся хозяйство

5. Интерьер дома

6. Обед

7. Отношение к предложению Чичикова. Итог сделки.

Манилов

Манилов

Манилов

Манилов

Манилов Среди художественных средств, используемых Н.В. Гоголем для индивидуализации характеров героев, выделяются детали-лейтмотивы.  Найдите деталь, характерную для Манилова:  А) мешочки, коробочки,  Б) сахар,       В) куча, прореха,    Г) здоровье,      Д) картины с толстыми людьми.

Манилов

Среди художественных средств,

используемых Н.В. Гоголем для

индивидуализации характеров героев,

выделяются детали-лейтмотивы.

Найдите деталь, характерную для Манилова:

А) мешочки, коробочки,

Б) сахар,

В) куча, прореха,

Г) здоровье,

Д) картины с толстыми людьми.

Манилов … ни то ни сё, ни в городе Богдан ни в селе Селифан…

Манилов

ни то ни сё,

ни в городе Богдан

ни в селе Селифан…

Манилов Урок 2 Галерея образов помещиков «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого».

Манилов

Урок 2

Галерея

образов

помещиков

«Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого».

Коробочка

Коробочка

Глава 3 ТЕСТ Работу выполнила БАСОВА Елизавета

Глава 3

ТЕСТ

Работу выполнила

БАСОВА Елизавета

1. Назовите имя и отчество Коробочки. 1. Агафья Тихоновна. 2. Анна Андреевна. 3. Настасья Петровна. 4. Просковья Никитична. 2. Как попал Чичиков к Коробочке? 1. Преднамеренно, в роли гостя. 2. Случайно. Из-за погодных условий. 3. По совету, для приобретения душ. 4. Завернул по дороге.

1. Назовите имя и отчество Коробочки.

1. Агафья Тихоновна.

2. Анна Андреевна.

3. Настасья Петровна.

4. Просковья Никитична.

2. Как попал Чичиков к Коробочке?

1. Преднамеренно, в роли гостя.

2. Случайно. Из-за погодных условий.

3. По совету, для приобретения душ.

4. Завернул по дороге.

5. Почему Коробочка не соглашается  продавать мертвые души? 4. Сколько душ было в деревне? 3. Как звали прислугу Коробочки? 1. Анна. 1. Около 100 2. Фетинья. 2. Около 200 3. Агафья. 3. Без малого 50 4. Мария. 4. Без малого 80 1. Она была жадная. 2. Считала это авантюрой. 3. Не понимала, зачем это? 4. Решила оставить себе.

5. Почему Коробочка не соглашается продавать мертвые души?

4. Сколько душ было в деревне?

3. Как звали прислугу

Коробочки?

1. Анна.

1. Около 100

2. Фетинья.

2. Около 200

3. Агафья.

3. Без малого 50

4. Мария.

4. Без малого 80

1. Она была жадная.

2. Считала это авантюрой.

3. Не понимала, зачем это?

4. Решила оставить себе.

Коробочка Помещица Коробочка Настасья Петровна- коллежская секретарша, «дубинноголовая», суеверная и ограниченная, всегда ждёт вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.

Коробочка

Помещица

Коробочка Настасья Петровна-

коллежская секретарша,

«дубинноголовая»,

суеверная и ограниченная,

всегда ждёт вас в своей деревеньке

и готова продать вам даже

свою душу по выгодной цене.

Коробочка 1. Господский дом 2. Усадьба. Деревня. 3. Портрет помещика 4. Как ведётся хозяйство 5. Интерьер дома 6. Обед 7. Отношение к предложению Чичикова. Итог сделки.

Коробочка

1. Господский дом

2. Усадьба. Деревня.

3. Портрет помещика

4. Как ведётся хозяйство

5. Интерьер дома

6. Обед

7. Отношение к предложению Чичикова. Итог сделки.

Коробочка Среди художественных средств, используемых Н.В. Гоголем для индивидуализации характеров героев, выделяются детали-лейтмотивы.  Найдите деталь, характерную для Коробочки:  А) мешочки, коробочки,  Б) сахар,       В) куча, прореха,    Г) здоровье,      Д) картины с толстыми людьми.

Коробочка

Среди художественных средств,

используемых Н.В. Гоголем для

индивидуализации характеров героев,

выделяются детали-лейтмотивы.

Найдите деталь, характерную для Коробочки:

А) мешочки, коробочки,

Б) сахар,

В) куча, прореха,

Г) здоровье,

Д) картины с толстыми людьми.

Коробочка Дубинноголовая

Коробочка

Дубинноголовая

Ноздрёв

Ноздрёв

Тест 4 глава Работу выполнила МАТВЕЕВА Инна

Тест

4 глава

Работу выполнила МАТВЕЕВА Инна

1. Назовите имя Ноздрёва. 1.Михайло Семёнович 2.Имя не упоминается 3.Павел Иванович 2. Как звали прислугу Ноздрёва? 1.Митрофан 2.Митяй 3.Порфирий

1. Назовите имя Ноздрёва.

1.Михайло Семёнович

2.Имя не упоминается

3.Павел Иванович

2. Как звали прислугу Ноздрёва?

1.Митрофан

2.Митяй

3.Порфирий

3. Кузницы 3. Чего не было в деревне Ноздрёва? 1.Конюшни 2.Леса 4. В кабинете у хозяина дома были : 1.Шарманка , сабли и трубки 2.Статуэтки , книги и сабли 3.Книги , бумаги и шарманка

3. Кузницы

3. Чего не было в деревне Ноздрёва?

1.Конюшни

2.Леса

4. В кабинете у хозяина дома были :

1.Шарманка , сабли и трубки

2.Статуэтки , книги и сабли

3.Книги , бумаги и шарманка

5. Почему Ноздрёв не хотел перевести на Чичикова мёртвые души ? 1.Ноздрёв не переводит мертвые души на Чичикова, потому что хотел выменять или сыграть на эти души в шашки. 2.Мёртвые души были нужны Ноздрёву. 3.Ноздрёв считал эту сделку обманом. 6. Кто спас Чичикова от физической расправы? 1.Селифан 2.Павлушка 3.Капитан - исправник

5. Почему Ноздрёв не хотел перевести на Чичикова мёртвые души ?

1.Ноздрёв не переводит мертвые души на Чичикова, потому что хотел выменять или сыграть на эти души в шашки.

2.Мёртвые души были нужны Ноздрёву.

3.Ноздрёв считал эту сделку обманом.

6. Кто спас Чичикова от физической расправы?

1.Селифан

2.Павлушка

3.Капитан - исправник

Ноздрёв Помещик Ноздрёв: кутила, картёжник и болтун- с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты, потом  выпьет  и  закусит  за  ваш  счёт  в  любом  трактире .

Ноздрёв

Помещик Ноздрёв:

кутила, картёжник и болтун-

с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты,

потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире .

Ноздрёв 1. Господский дом 2. Усадьба. Деревня. 3. Портрет помещика 4. Как ведётся хозяйство 5. Интерьер дома 6. Обед 7. Отношение к предложению Чичикова. Итог сделки.

Ноздрёв

1. Господский дом

2. Усадьба. Деревня.

3. Портрет помещика

4. Как ведётся хозяйство

5. Интерьер дома

6. Обед

7. Отношение к предложению Чичикова. Итог сделки.

Ноздрёв Среди художественных средств, используемых Н.В. Гоголем для индивидуализации характеров героев, выделяются детали-лейтмотивы.  Найдите деталь, характерную для Ноздрёва:  А) мешочки, коробочки,  Б) сахар,       В) куча, прореха,    Г) здоровье,      Д) картины с толстыми людьми.

Ноздрёв

Среди художественных средств,

используемых Н.В. Гоголем для

индивидуализации характеров героев,

выделяются детали-лейтмотивы.

Найдите деталь, характерную для Ноздрёва:

А) мешочки, коробочки,

Б) сахар,

В) куча, прореха,

Г) здоровье,

Д) картины с толстыми людьми.

Ноздрёв «Исторический человек»

Ноздрёв

«Исторический человек»

Собакевич

Собакевич

ГЛАВА 5 тест Выполнила работу НЕФЁДОВА Диана

ГЛАВА 5

тест

Выполнила работу

НЕФЁДОВА Диана

1. Закончите фразу :“ Он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины ________… “ 1) Кабана 2) Слона 3) Медведя 4) Волка 2. Дополните фразу: “ Славная… ! – Сказал он, открывши табакерку и понюхав табаку. “ 1) Баба 2) Девушка 3) Бабёшка 4) Дамочка

1. Закончите фразу :“ Он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины ________… “

1) Кабана

2) Слона

3) Медведя

4) Волка

2. Дополните фразу: “ Славная… ! – Сказал он, открывши табакерку и понюхав табаку. “

1) Баба

2) Девушка

3) Бабёшка

4) Дамочка

3. Как звали жену Собакевича? 1) Фелиция Ивановна 2) Мария Ивановна 3) Феодулия Ивановна 4) Мавра Ивановна 4.На какую цену договорились герои? 1) Пятьдесят 2) Три 3) Два с полтиной 4) Десять

3. Как звали жену Собакевича?

1) Фелиция Ивановна

2) Мария Ивановна

3) Феодулия Ивановна

4) Мавра Ивановна

4.На какую цену договорились герои?

1) Пятьдесят

2) Три

3) Два с полтиной

4) Десять

5. Как отреагировал Собакевич на предложение Чичикова? 1) “ Нет, ни в коем случае.” 2) “ Найдутся, почему не быть… “ 3) “ Не знаю, надо подумать… “ 4) «Зачем это?» 6. Дополните фразу: “ … - подумал про себя Чичиков, - да ещё и бестия в придачу! “ 1) Кулак, кулак 2) Дурак 3) Обормот 4) Жмот, жмот

5. Как отреагировал Собакевич на предложение Чичикова?

1) “ Нет, ни в коем случае.”

2) “ Найдутся, почему не быть… “

3) “ Не знаю, надо подумать… “

4) «Зачем это?»

6. Дополните фразу: “ … - подумал про себя Чичиков, - да ещё и бестия в придачу! “

1) Кулак, кулак

2) Дурак

3) Обормот

4) Жмот, жмот

Собакевич Помещик Собакевич Михайло Семёнович- ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неустойчивый в торгах, будет рад «облить грязью» всех знакомых за обильным ужином в своём доме.

Собакевич

Помещик

Собакевич Михайло Семёнович-

ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неустойчивый в торгах,

будет рад «облить грязью» всех знакомых за обильным ужином в своём доме.

Собакевич 1. Господский дом 2. Усадьба. Деревня. 3. Портрет помещика 4. Как ведётся хозяйство 5. Интерьер дома 6. Обед 7. Отношение к предложению Чичикова. Итог сделки.

Собакевич

1. Господский дом

2. Усадьба. Деревня.

3. Портрет помещика

4. Как ведётся хозяйство

5. Интерьер дома

6. Обед

7. Отношение к предложению Чичикова. Итог сделки.

Собакевич Среди художественных средств, используемых Н.В. Гоголем для индивидуализации характеров героев, выделяются детали-лейтмотивы.  Найдите деталь, характерную для Собакевича:  А) мешочки, коробочки,  Б) сахар,       В) куча, прореха,    Г) здоровье,      Д) картины с толстыми людьми.

Собакевич

Среди художественных средств,

используемых Н.В. Гоголем для

индивидуализации характеров героев,

выделяются детали-лейтмотивы.

Найдите деталь, характерную для Собакевича:

А) мешочки, коробочки,

Б) сахар,

В) куча, прореха,

Г) здоровье,

Д) картины с толстыми людьми.

Собакевич Кулак! Да ещё и бестия в придачу

Собакевич

Кулак! Да ещё и бестия в придачу

Плюшкин

Плюшкин

Тест 6 глава Выполнил работу БЛАГОВ Максим

Тест

6 глава

Выполнил работу

БЛАГОВ Максим

1. О ком думал и внутренне посмеивался Чичиков, въезжая в деревню? А) О Коробочке Б) О Собакевиче В) О Манилове Г) О Плюшкине 2. Сколько было сельских церквей в деревне? А) Одна Б) Две В) Три Г) Пять

1. О ком думал и внутренне посмеивался Чичиков, въезжая в деревню?

А) О Коробочке

Б) О Собакевиче

В) О Манилове

Г) О Плюшкине

2. Сколько было сельских

церквей в деревне?

А) Одна

Б) Две

В) Три

Г) Пять

3. За кого Чичиков принял Плюшкина ? А) За крестьянина Б) За домработницу Г) За ключника В) За конюха 4.В чём была испачкана спина Плюшкина ? А) В краске Б) В саже В) В масле Г) В муке

3. За кого Чичиков принял Плюшкина ?

А) За крестьянина

Б) За домработницу

Г) За ключника

В) За конюха

4.В чём была испачкана спина

Плюшкина ?

А) В краске

Б) В саже

В) В масле

Г) В муке

В) Восьмой десяток 5. Носил ли Плюшкин очки ? А) Всегда Б) Никогда Г) Только когда читал В) Только когда разговаривал 6. Сколько лет было Плюшкину ? А) 45 Б) 86 Г) Седьмой десяток

В) Восьмой десяток

5. Носил ли Плюшкин очки ?

А) Всегда

Б) Никогда

Г) Только когда читал

В) Только когда разговаривал

6. Сколько лет было Плюшкину ?

А) 45

Б) 86

Г) Седьмой десяток

Б) 49 В) 121 Г) 78 7. Сколько мёртвых душ было у Плюшкина ? А) 145 Б) 400 В) Более 120 Г) 365 8. Сколько беглых крестьян было у Плюшкина ? А) 76

Б) 49

В) 121

Г) 78

7. Сколько мёртвых душ было у Плюшкина ?

А) 145

Б) 400

В) Более 120

Г) 365

8. Сколько беглых крестьян было

у Плюшкина ?

А) 76

Плюшкин 1. Господский дом 2. Усадьба. Деревня. 3. Портрет помещика 4. Как ведётся хозяйство 5. Интерьер дома 6. Обед 7. Отношение к предложению Чичикова. Итог сделки.

Плюшкин

1. Господский дом

2. Усадьба. Деревня.

3. Портрет помещика

4. Как ведётся хозяйство

5. Интерьер дома

6. Обед

7. Отношение к предложению Чичикова. Итог сделки.

Плюшкин Среди художественных средств, используемых Н.В. Гоголем для индивидуализации характеров героев, выделяются детали-лейтмотивы.  Найдите деталь, характерную для Плюшкина:  А) мешочки, коробочки,  Б) сахар,       В) куча, прореха,    Г) здоровье,      Д) картины с толстыми людьми.

Плюшкин

Среди художественных средств,

используемых Н.В. Гоголем для

индивидуализации характеров героев,

выделяются детали-лейтмотивы.

Найдите деталь, характерную для Плюшкина:

А) мешочки, коробочки,

Б) сахар,

В) куча, прореха,

Г) здоровье,

Д) картины с толстыми людьми.

Плюшкин Прореха на человечестве

Плюшкин

Прореха на человечестве

"Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого".

низкий культурный уровень отсутствие понятия о патриотизме отсутствие интеллектуальных запросов Праздный мечтатель Мелочный накопитель Кулак-эксплуататор Прожигатель жизни Отвратительный скряга жестокость в обращении с крепостными стремление к обогащению нравственная нечистоплотность

низкий культурный уровень

отсутствие понятия о патриотизме

отсутствие интеллектуальных запросов

Праздный мечтатель

Мелочный накопитель

Кулак-эксплуататор

Прожигатель жизни

Отвратительный скряга

жестокость в обращении с крепостными

стремление к обогащению

нравственная нечистоплотность

- Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?  Это помогает нам:

- Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?

Это помогает нам:

  • глубже осознать замысел писателя;
  • увидеть, что путь от Манилова к Плюшкину – это лестница вниз
Мёртвые души Плутовство, авантюризм Беспочвенное мечтательство Чичиков Тупое хозяйствование Манилов Коробочка Хвастливость,наглость Кулачество, грубость Ноздрёв Скупость, ненасытная жадность Собакевич Плюшкин

Мёртвые души

Плутовство, авантюризм

Беспочвенное мечтательство

Чичиков

Тупое хозяйствование

Манилов

Коробочка

Хвастливость,наглость

Кулачество,

грубость

Ноздрёв

Скупость, ненасытная жадность

Собакевич

Плюшкин


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!